Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………….……3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1 Финансовый контроль в системе управления финансами… 8
1.1 Место контроля в финансовом механизм……………………8
1.2 Понятие финансового контроля, его формы, методы и виды…………………………………………………………………………… 13
1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности
финансовых учреждений………………………………………………. 18
Глава 2 Финансовый контроль в Республике Беларусь………………23
2.1 Структура финансовой сферы экономики…………………23
2.2 Государственный контроль и органы его осуществления..28
2.3 Аудиторский (независимый) контроль…………………..…31
Глава 3 Повышение эффективности финансового контроля деятельности банка………………………………………………………….. 38
3.1 Характеристика ОАО «Белагропромбанка» как объекта финансового контроля………………………………………………………..38
3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности ОАО «Белагропромбанка»…………………………………………………………44
3.3 Оценка эффективности финансового контроля и пути ее повышения…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………….………55
Список использованных источников…………………………………..59

Файлы: 1 файл

ВСЯ.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Национальный  банк устанавливает нормативы безопасного  функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и  осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет к нарушителям меры воздействия, установленные настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.

Проверки  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций проводятся представителями Национального  банка, в том числе с привлечением специалистов иных организаций, либо по его поручению аудит деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций проводится аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем, получившими специальное разрешение (лицензию) Национального банка на осуществление аудиторской деятельности.

Национальный банк вправе потребовать от банка или небанковской кредитно-финансовой организации представления аудиторского заключения по годовому и (или) любому внутригодовому отчету, иной отчетности в полном объеме. Аудит деятельности банка или небанковской кредитно-финансовой организации проводится в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторская организация или аудитор – индивидуальный предприниматель обязаны составить аудиторское заключение, содержащее сведения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности банка или небанковской кредитно-финансовой организации, выполнении нормативов безопасного функционирования, установленных Национальным банком, состоянии внутреннего контроля, а также иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Финансовый контроль также осуществляют органы Главного государственного казначейства Республики Беларусь. Они следят за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета, эффективным  и целевым расходованием  средств республиканского бюджета.

Важное место в системе финансового  контроля занимает налоговый контроль в лице Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов - обеспечить работу единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Учитывая важность правильности, своевременности  и полноты уплаты налогов в бюджет и во внебюджетные фонды, налоговым законодательством установлена довольно жесткая ответственность плательщиков за выполнение финансовых обязательств перед государством. К плательщикам, нарушающим законодательство, применяются разнообразные санкции. Так, за сокрытие или занижение суммы прибыли (дохода) или других объектов обложения с плательщиков взыскивается вся сумма сокрытой прибыли (дохода) и сумма налога за сокрытый объект обложения.

Налоговые органы имеют  право приостанавливать операции организаций  по расчетным и другим счетам в  банках и иных кредитно- финансовых учреждениях в случаях непредставления плательщиками отчетов, балансов, расчетов по налогам, установления фактов сокрытия прибыли или других объектов обложения; налагать административные штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении налогового законодательства. Необходимость налогового контроля также определяется  наличием  весьма  частого  уклонения  плательщиков  от  налогообложения.  Это явление  развивалось  параллельно  с   самим   налогообложением   и приобрело  форму  устойчивой   закономерности.   Существует   масса способов ухода от налогов  посредством  осуществления  определенных операций на фондовом рынке, например,  а  также  многие  другие.  В итоге государство  недополучает  порой  весьма  значительные  суммы налоговых платежей.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности финансовых учреждений и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Банковская деятельность сопряжена с высокой степенью риска, что предполагает необходимость  осуществления и самим банком постоянного контроля за проведением всех банковских операций, т.е. проведение внутреннего контроля.

Внутрибанковский контроль - совокупность приемов и методов, применяемых банком для проводимых им операций.

Действующая система  внутрибанковского контроля включает текущий, последующий контроль в банках и организацию внутреннего аудита.

Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного  проведения банковских операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного аппарата.[4]

Целью последующего контроля является систематическая проверка всех направлений учетно-операционной работы в период после совершения банковских операций.

Внутренний аудит —  это система мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.

Внутренний аудит в  коммерческих банках осуществляется специальной  службой внутреннего аудита. Эта служба создается с целью оценки и совершенствования системы внутреннего контроля коммерческого банка при минимальных затратах.
Внутренний аудит банка —  это независимая экспертная деятельность аудиторской службы банка для  проверки и оценки адекватности и  эффективности системы внутреннего  контроля и качества выполнения сотрудниками банка возложенных на них обязанностей, а также предупреждения убытков банка. Осуществляется внутренний аудит способом проверки системы бухгалтерского учета, финансовой и оперативной информации по вопросам деятельности банка. При этом проверяются активы банка (ресурсы), которые в будущем принесут экономическую выгоду и приведут к увеличению капитала банка.
Проверяя эффективность действующей  в банке системы внутреннего  контроля, внутренний аудит, применяя определенные методические приемы и  процедуры аудита, устанавливает соблюдение внутренних и внешних нормативных актов, сохранность активов банка, его клиентов, оптимальное использование ресурсов банка, управление рисками, обеспечение четкого выполнения распоряжений руководства банка в достижении цели, предусмотренной стратегическими и текущими планами банка.
Организационная структура и требования в службе внутреннего аудита нормированы  специальным Положением, разработанным  коммерческим банком с учетом требований НБ РБ и специфики деятельности самого банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Структура  финансовой сферы экономики

Финансовая сфера экономики обеспечивает распределение и перераспределение финансовых ресурсов между государством, организациями и гражданами посредством финансово-кредитного механизма с целью формирования фондов денежных средств, которые обеспечивают выполнение задач, стоящих перед соответствующим субъектом.

Государству необходимы финансовые ресурсы для реализации функций возложенных на него. Без  наличия достаточных финансовых ресурсов государство не может эффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать в международных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечить внутренний правопорядок.

Коммерческие  структуры не в состоянии организовать какое-либо производство, не имея для этого первоначального стартового капитала. Расширение и реорганизация уже действующих предприятий также требуют дополнительных финансовых ресурсов.

Институциональная структура  финансового сектора Республики Беларусь характеризуется доминированием банков,  высокой степенью концентрации и сравнительно ограниченным перечнем финансовых инструментов,  используемых банками и небанковскими финансовыми посредниками. 

В Республике Беларусь финансовый сектор представлен Национальным банком Республики Беларусь,  банками,  небанковскими финансовыми посредниками,  к числу которых относятся страховые, лизинговые, пенсионные, инвестиционные организации, трастовые фонды, ломбарды и др. Структура финансовой сферы экономики представлена на рис. 2.1:

 

 

Финансовая сфера экономики


 

Банковский сектор :                               Небанковский сектор:

* НБ РБ;                                                   * страховые компании;

*АКБ                                                        * лизинговые компании;

                                                       * пенсионные компании;

                                                       * инвестиционные компании;

                                                                                 * трастовые фонды;

                                                                  * ломбарды

Рисунок 2.1- Структура финансовой сферы экономики

Источник: собственная  разработка на основе [7]

Банки выполняют основные функции финансового посредничества в Республике Беларусь,  осуществляя расчетно-кассовое обслуживание предприятий,  организаций и населения,  аккумулирование временно свободных финансовых ресурсов на внутреннем и внешнем рынках, финансирование нефинансовых секторов экономики страны, операции на основных внутренних и внешних финансовых рынках. 

Опережающее развитие банковской деятельности как преобладающего вида финансового посредничества в экономике Республики Беларусь при отсутствии институциональных структур,  обеспечивающих формирование долгосрочных финансовых ресурсов,  приводит к возникновению несбалансированности активов и пассивов банков по срокам,  увеличивает риски банковской деятельности и в целом всей финансовой системы страны, создает угрозу снижения темпов экономического роста и благосостояния населения.

В настоящее время в 26 банках из 32 действующих белорусских банков присутствует иностранный капитал. В 23 банках доля иностранного капитала составляет    более 50%, в том числе в 9 банках  100%.

Из 32 действующих белорусских банов все банки имеют лицензию на привлечение вкладов физических лиц и 10 банков имеют лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

За январь 2011 г число филиалов банков, действующих на территории Беларуси, не изменилось по сравнению с данными на начало 2011 г и составило 226. В соответствии с проектом Стратегии развития банковского сектора экономики Беларуси на 2011-2015 гг, увеличение доли иностранного капитала в уставных фондах белорусских банков запланировано как минимум до 50 %.[7]

Небанковские кредитно-финансовые институты занимают видное место на рынке ссудных капиталов. Эти институты привлекают огромные долгосрочные денежные ресурсы населения, корпоративного сектора и государства и мобилизуют их в виде инвестиций в экономике.

В отличие от банковских институтов небанковские выполняют и осуществляют важную социальную функцию, особенно это касается страховых компаний, пенсионных фондов, которые формируют в национальных рамках страховой фонд для физических и юридических лиц. Кроме того, такие небанковские институты, как ссудо-сберегательные ассоциации, финансовые компании и кредитные союзы, также удовлетворяют социальные запросы общества, осуществляя кредитование жилищного строительства и конечного потребления населения.

В Республике Беларусь, безусловно, пока нельзя говорить о хорошо развитом небанковском финансовом секторе. Этому  есть ряд объективным причин, и  самая главная из которых –  это «молодость рынка».

Лизинговые компании - организации, фирмы, осуществляющие лизинговые операции. Лизинговые фирмы могут быть специализированными и универсальными. Специализированные компании имеют дело с одним товаром или группой однородных товаров. Универсальные компании передают в аренду самые разнообразные объекты.

Лизинговые компании могут быть независимыми или выступать  как филиалы, дочерние компании промышленных, торговых фирм, банков, страховых обществ. В ряде случаев промышленные, строительные фирмы имеют лизинговые компании, использующие для сдачи в аренды свою собственную продукцию.

Инвестиционные компании (фонды) – это разновидность кредитно-финансовых учреждений, специализирующихся на привлечении временно свободных денежных средств мелких и средних инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и размещения мобилизованных средств в объекты приватизации, недвижимость, ценные бумаги иных юридических лиц в целях получения прибили.

С точки зрения белорусского законодательства ломбард – это  коммерческая организация, занимающаяся выдачей займов гражданам под залог предметов личного пользования и домашнего обихода, хранением движимого имущества, а также при необходимости проведением торговых операций по продаже заложенного имущества на комиссионных началах.

Пенсионные фонды обеспечивают своих клиентов средствами на период после выхода на пенсию. Каждый клиент осуществляет выплаты на протяжении целого ряда лет, прежде чем требования о выплате страхового вознаграждения будут оплачены. В качестве клиента, как правило, выступают физические лица, хотя и юридические лица могут вносить определенные суммы как добавки к будущим пенсиям своих работников. Пенсионные фонды возникли как дополнения к общественной системе государственного социального страхования. 

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь