Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа
Цель курсовой работы - охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.
Реферат……………………………………………………………….……3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1 Финансовый контроль в системе управления финансами… 8
1.1 Место контроля в финансовом механизм……………………8
1.2 Понятие финансового контроля, его формы, методы и виды…………………………………………………………………………… 13
1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности
финансовых учреждений………………………………………………. 18
Глава 2 Финансовый контроль в Республике Беларусь………………23
2.1 Структура финансовой сферы экономики…………………23
2.2 Государственный контроль и органы его осуществления..28
2.3 Аудиторский (независимый) контроль…………………..…31
Глава 3 Повышение эффективности финансового контроля деятельности банка………………………………………………………….. 38
3.1 Характеристика ОАО «Белагропромбанка» как объекта финансового контроля………………………………………………………..38
3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности ОАО «Белагропромбанка»…………………………………………………………44
3.3 Оценка эффективности финансового контроля и пути ее повышения…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………….………55
Список использованных источников…………………………………..59
Рентабельность
банковских услуг(Rб.у.) = Прибыль годовая/Расходы
годовые *100%
(Rб.у.)
2011=(302847,5/4748746)*100=6,
(Rб.у.)
2010=(253382,5/2170718)*100=
ᴧ Rб.у=6,4-11,7=-5,3%
Таким образом, можно сделать вывод, что рентабельность банковских услуг в 2011 году уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 5,3%, что свидетельствует об уменьшении доли прибыли по отношению к расходам, что является отрицательным моментом для банка.
Рентабельность
банка( капитала)(Rk)= Прибыль годовая/Уставный
фонд* 100%
Rk2011=(302847,5/6603635)*100%
Rk2010=(253382,5/5003635)*100%
ᴧ Rk=4,6-5,1=-0,5%
Рентабельность банка снизилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 0,5%,что свидетельствует об уменьшении прибыли по отношению к уставному фонду.
Проанализируем отношение заемного капитала к активу банка:
Средства клиентов/Актив банка *100 % (3.3)
2011 г.=(20282325,8/49196872,5)*
2010 г.=(11847489,6/30233582,2)*
ᴧ=41,2-39,2=2%
Из расчетов видно, что доля заемных средств в активе банка в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 2%. Это является положительным моментом, т.к. говорит о том, что в 2011году было привлечено больше средств, чем в 2010 году, что позволит банку больше выдать кредитов.
3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности «Белагропромбанка»
Законодательные основы
осуществления банковского конт
В целях выполнения надзорных функций Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка и небанковской кредитно–финансовой организации в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей) банка или небанковской кредитно–финансовой организации.
Полученная в порядке
банковского надзора информация
не подлежит разглашению, за исключением
случаев, предусмотренных
Национальный банк в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков и небанковских кредитно–финансовых организаций. В случае выявления таких ситуаций Национальный банк вправе применить меры воздействия, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь.
Основным документом, регламентирующим деятельность коммерческих банков, в том числе и по кредитованию, является Банковский кодекс Республики Беларусь [10, с. 110]. Он определяет общие положения организации банковской деятельности, определяет понятия, функции, основные условия осуществления деятельности Национального банка Республики Беларусь, коммерческих банков и небанковских кредитных учреждений, а также определяет основные вопросы осуществления активных, пассивных и посреднических операций банков. Глава 18 Банковского кодекса посвящена раскрытию основных вопросов кредитования в Республике Беларусь, таких как понятие кредитного договора, основные условия кредитного договора, целевое использование кредита, проценты за пользование кредитом, способы обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору и другие.
На основе положений
Банковского кодекса
При кредитовании хозяйствующих
субъектов банки требуют
а) Гражданскому кодексу Республики Беларусь;
б) Указу Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» от 07.03.2000 года №117;
в) Указу Президента Республики Беларусь «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» от 24.03.2005 № 148;
г) Указу Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь» от 22.02.2000 № 82;
д) положениям о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 года № 444.
е) правилам заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда от 15.09.1998 года № 1450, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Представленные к кредитованию
товарно-транспортные накладные на
получение материальных ценностей,
таможенные декларации должны соответствовать
установленным в Республике Беларусь
образцам. Для установления соответствия
работники банка
а) постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению» от 14.05.2001 № 53;
б) постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь «Об утверждении специализированных форм товарно-транспортных и товарных накладных» от 05.12.2003 № 167/109/65/49/74/47А;
в) приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 № 246-ОД «Об утверждении «Положения о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация и «Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров».
При проведении анализа
кредитоспособности работники банка
По результатам анализа определяется класс платежеспособности предприятия в соответствии с рекомендациями по рейтинговой оценке организаций, разрабатываемых самим банком.
Предоставление хозяйствующим
субъектом обеспечения для
а) Банковским кодексом Республики Беларусь;
б) Законом Республики Беларусь «О залоге» от 24.11.1993 года №2586-XII с изменениями и дополнениями от 22.12.2005 г.;
в) Инструкцией о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 29.03.2001 № 67 (при принятии в обеспечение исполнения обязательств по кредиту банковской гарантии);
г) разработанными банком самостоятельно положениями о порядке обеспечения залогом сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
д) другими нормативно-правовыми документами.
Кроме вышеуказанных документов, банки при предоставлении кредитов используют Инструкцию о порядке формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка и небанковской кредитно-финансовой организации, подверженным кредитному риску, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.09.2004 г. №148.
Бухгалтерский учет операций предоставления кредитов юридическим лицам осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету операций предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 25.03.2004 г. №68.
Таким образом, банки в процессе кредитования руководствуются различными нормативными актами, регулирующими те или иные аспекты кредитования. Среди них можно выделить законы, указы Президента, постановления Совета министров, инструкции и распоряжения министерств и ведомств, инструкции и указания Национального Банка Республики Беларусь, собственные нормативные акты коммерческих банков. Кроме того, следует отметить, что банки руководствуются не только банковским законодательством, но и нормами гражданского, налогового, таможенного и др. права.
3.3 Оценка эффективности финансового контроля и пути ее повышения
Проводимая в настоящее время политика централизации и укрепления исполнительной власти, требует совершенствования и усиления государственного и, прежде всего, финансового контроля. Цель государственного финансового контроля – обеспечение принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии и планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными средствами), материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения.
Очень важным является
вопрос эффективности
Косвенная эффективность
контроля – это выявление
Финансовый контроль
должен осуществляться
На данный момент
контроль осуществляется
Вызывает серьезную озабоченность вопрос кадров, осуществляющих контроль. В последние годы общий уровень квалификации финансовых ревизоров понизился, численность их на государственном уровне сократилась, хотя потребность в них возросла. В то же время нарушения становятся масштабными, изощренными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий.
Если не повышать профессиональный уровень работников, то задачу усиления контроля решать будет все труднее. Без притока образованных специалистов в органы финансового контроля невозможно решить задачи повышения его эффективности. Необходимо расширять возможности и улучшать процесс подготовки ревизоров-профессионалов. Учебную дисциплину "Финансовый контроль" желательно ввести во всех экономических вузах. В серьезном совершенствовании нуждается и организация повышения квалификации действующих ревизоров.
Есть еще одна важная составляющая в плане рассматриваемой кадровой проблемы. Напряженный и опасный труд ревизора оплачивается неадекватно его сложности и общественной значимости.
Одна из основных
причин существующих
Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь