Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма и определить роль финансового контроля в деятельности учреждений финансовой сферы экономики.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………….……3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1 Финансовый контроль в системе управления финансами… 8
1.1 Место контроля в финансовом механизм……………………8
1.2 Понятие финансового контроля, его формы, методы и виды…………………………………………………………………………… 13
1.3 Роль и значение финансового контроля в деятельности
финансовых учреждений………………………………………………. 18
Глава 2 Финансовый контроль в Республике Беларусь………………23
2.1 Структура финансовой сферы экономики…………………23
2.2 Государственный контроль и органы его осуществления..28
2.3 Аудиторский (независимый) контроль…………………..…31
Глава 3 Повышение эффективности финансового контроля деятельности банка………………………………………………………….. 38
3.1 Характеристика ОАО «Белагропромбанка» как объекта финансового контроля………………………………………………………..38
3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности ОАО «Белагропромбанка»…………………………………………………………44
3.3 Оценка эффективности финансового контроля и пути ее повышения…………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………….………55
Список использованных источников…………………………………..59

Файлы: 1 файл

ВСЯ.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Рентабельность  банковских услуг(Rб.у.) = Прибыль годовая/Расходы годовые *100%                                                        (3.1)

(Rб.у.) 2011=(302847,5/4748746)*100=6,4%

                       (Rб.у.) 2010=(253382,5/2170718)*100=11,7%

ᴧ Rб.у=6,4-11,7=-5,3%

Таким образом, можно  сделать вывод, что  рентабельность банковских услуг в 2011 году уменьшилась  по сравнению с 2010 годом на 5,3%, что  свидетельствует об уменьшении доли прибыли по отношению к расходам, что является отрицательным моментом для банка.

Рентабельность  банка( капитала)(Rk)= Прибыль годовая/Уставный фонд* 100%                                                               (3.2)

Rk2011=(302847,5/6603635)*100%=4,6%

Rk2010=(253382,5/5003635)*100%=5,1%

ᴧ Rk=4,6-5,1=-0,5%

Рентабельность банка  снизилась в 2011 году по сравнению  с 2010 годом на 0,5%,что свидетельствует  об уменьшении прибыли по отношению  к уставному фонду.

Проанализируем отношение заемного капитала к активу банка:

Средства клиентов/Актив  банка *100  %                          (3.3)

2011 г.=(20282325,8/49196872,5)*100%=41,2%

2010 г.=(11847489,6/30233582,2)*100%=39,2%

ᴧ=41,2-39,2=2%

Из расчетов видно, что  доля заемных средств в активе банка в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 2%. Это является положительным моментом, т.к. говорит о том, что в 2011году было привлечено больше средств, чем в 2010 году, что позволит банку больше выдать кредитов.

3.2 Нормативно- правовая база и инструменты финансового контроля кредитно- инвестиционной деятельности «Белагропромбанка»

Законодательные основы осуществления банковского контроля заложены в Банковском кодексе Республики Беларусь и конкретизируются в нормативных правовых актах Национального банка Республики Беларусь.

В целях выполнения надзорных  функций Национальный банк вправе запрашивать  и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка и небанковской кредитно–финансовой организации в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей) банка или небанковской кредитно–финансовой организации.

Полученная в порядке  банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. [6, с.153]

Национальный банк в  целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков и небанковских кредитно–финансовых организаций. В случае выявления таких ситуаций Национальный банк вправе применить меры воздействия, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь.

 Основным документом, регламентирующим деятельность коммерческих банков, в том числе и по кредитованию, является Банковский кодекс Республики Беларусь [10, с. 110]. Он определяет общие положения организации банковской деятельности, определяет понятия, функции, основные условия осуществления деятельности Национального банка Республики Беларусь, коммерческих банков и небанковских кредитных учреждений, а также определяет основные вопросы осуществления активных, пассивных и посреднических операций банков. Глава 18 Банковского кодекса посвящена раскрытию основных вопросов кредитования в Республике Беларусь, таких как понятие кредитного договора, основные условия кредитного договора, целевое использование кредита, проценты за пользование кредитом, способы обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору и другие.

На основе положений  Банковского кодекса Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает  более подробные инструкции по вопросу предоставления кредитов. Так коммерческие банки при разработке своих документов по предоставлению кредитов хозяйствующим субъектам руководствуются Инструкцией о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2000 г. №226 с изменениями и дополнениями. В данной инструкции Национального банка Республики Беларусь даны определения основных терминов, применяемых в кредитовании, а также определяются основные моменты порядка предоставления (размещения) денежных средств и порядка возврата (погашения) кредита и уплаты процентов.

При кредитовании хозяйствующих  субъектов банки требуют предоставления контрактов (договоров), товарно-транспортных накладных, таможенных деклараций, других документов, подтверждающих реальность кредитуемой сделки, и контрактов (договоров) на реализацию, подтверждающих источники погашения кредита, которые должны соответствовать следующим нормативным документам:

а)     Гражданскому кодексу Республики Беларусь;

б)     Указу Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» от 07.03.2000 года №117;

в)     Указу Президента Республики Беларусь «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» от 24.03.2005 № 148;

г)      Указу Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь» от 22.02.2000 № 82;

д)     положениям о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 года № 444.

е)      правилам заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда от 15.09.1998 года № 1450, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Представленные к кредитованию товарно-транспортные накладные на получение материальных ценностей, таможенные декларации должны соответствовать  установленным в Республике Беларусь образцам. Для установления соответствия работники банка руководствуются:

а)     постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению» от 14.05.2001 № 53;

б)     постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь «Об утверждении специализированных форм товарно-транспортных и товарных накладных» от 05.12.2003 № 167/109/65/49/74/47А;

в)     приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 № 246-ОД «Об утверждении «Положения о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация и «Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров».

При проведении анализа  кредитоспособности работники банка руководствуются Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 г. №81/128/65.

По результатам анализа  определяется класс платежеспособности предприятия в соответствии с рекомендациями по рейтинговой оценке организаций, разрабатываемых самим банком.

Предоставление хозяйствующим  субъектом обеспечения для исполнения обязательств по кредитному договору осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

а)     Банковским кодексом Республики Беларусь;

б)     Законом Республики Беларусь «О залоге» от 24.11.1993 года №2586-XII с изменениями и дополнениями от 22.12.2005 г.;

в)     Инструкцией о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 29.03.2001 № 67 (при принятии в обеспечение исполнения обязательств по кредиту банковской гарантии);

г)      разработанными банком самостоятельно положениями о порядке обеспечения залогом сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

д)     другими нормативно-правовыми документами.

Кроме вышеуказанных  документов, банки при предоставлении кредитов используют Инструкцию о порядке  формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка и небанковской кредитно-финансовой организации, подверженным кредитному риску, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.09.2004 г. №148.

Бухгалтерский учет операций предоставления кредитов юридическим лицам осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету операций предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 25.03.2004 г. №68.

Таким образом, банки  в процессе кредитования руководствуются  различными нормативными актами, регулирующими  те или иные аспекты кредитования. Среди них можно выделить законы, указы Президента, постановления Совета министров, инструкции и распоряжения министерств и ведомств, инструкции и указания Национального Банка Республики Беларусь, собственные нормативные акты коммерческих банков. Кроме того, следует отметить, что банки руководствуются не только банковским законодательством, но и нормами гражданского, налогового, таможенного и др. права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Оценка эффективности  финансового контроля и пути  ее повышения

Проводимая в настоящее  время политика централизации и  укрепления исполнительной власти, требует совершенствования и усиления государственного и, прежде всего, финансового контроля. Цель государственного финансового контроля – обеспечение принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии и планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными средствами), материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения.

 Очень важным является  вопрос эффективности финансового  контроля. В научной литературе  говорится о прямой эффективности  и косвенной. Для практической  работы прямая эффективность  определяется как отношение результатов  финансового контроля к величине затрат на этот контроль, где затраты – это объем финансовых, материальных, технических и других видов ресурсов, используемых в ходе проведения контрольных мероприятий за определенный период времени. Из этого следует, что необходимо ввести отраслевую отчетность о контрольно-ревизионной работе.

 Косвенная эффективность  контроля – это выявление причин  возникших нарушений для выработки  управленческих решений по устранению  этих нарушений, чего практически  ни один отраслевой орган не  делает. Одним и, пожалуй, главным элементом эффективности финансового контроля является нормативная база, кадровое и материально-техническое обеспечение.

 Финансовый контроль  должен осуществляться постоянно  и целенаправленно всеми. При  этом недопустимо преувеличивать  роль одних органов в ущерб другим. Должны быть мобилизованы и использованы возможности всех существующих контрольных органов. Без использования возможностей внутреннего контроля трудно создать реальные преграды расходованию государственных средств не по назначению.

 На данный момент  контроль осуществляется недостаточно  эффективно. С одной стороны, контроль  не носит профилактического характера,  как правило, не предупреждает,  а только фиксирует нарушения,  с другой – при реализации  результатов ревизий и проверок, отсутствия у контрольных органов права прямого обращения в суд возмещается весьма незначительная часть выявляемого ущерба [6,с. 39].

 Вызывает серьезную  озабоченность вопрос кадров, осуществляющих контроль. В последние годы общий уровень квалификации финансовых ревизоров понизился, численность их на государственном уровне сократилась, хотя потребность в них возросла. В то же время нарушения становятся масштабными, изощренными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий.

 Если не повышать профессиональный уровень работников, то задачу усиления контроля решать будет все труднее. Без притока образованных специалистов в органы финансового контроля невозможно решить задачи повышения его эффективности. Необходимо расширять возможности и улучшать процесс подготовки ревизоров-профессионалов. Учебную дисциплину "Финансовый контроль" желательно ввести во всех экономических вузах. В серьезном совершенствовании нуждается и организация повышения квалификации действующих ревизоров.

 Есть еще одна  важная составляющая в плане рассматриваемой кадровой проблемы. Напряженный и опасный труд ревизора оплачивается неадекватно его сложности и общественной значимости.

 Одна из основных  причин существующих негативных  явлений состоит в том, что правовая база государственного финансового контроля остается неадекватной экономической реальности и государственному устройству страны. Наличие неурегулированных правовых проблем мешает обоснованно решать практические задачи органов контроля. Государственный финансовый контроль станет реальным средством защиты экономической безопасности в кредитно-финансовой сфере только тогда, когда будет упорядочен и систематизирован.

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь