Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:16, лекция
1.1. Сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Роль финансов в общественном воспроизводстве
1.4. Роль финансов в условиях развивающейся экономики
1.5. Генезис категории «финансы»
1.6. Развитие финансовой науки
1.7. Финансовая система
Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.
Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие 5 лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы.
Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 8 % - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.
Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии, будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.
Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
1 апреля 2010 года в составе трудовой
пенсии по старости был на 6,3%
увеличен фиксированный
Тема 6: Государственный кредит как элемент финансовой системы
6.1. Сущность и функции
6.2. Формы государственного кредита
6.3. Управление государственным долгом
6.1.
Сущность и функции
Государственный кредит – это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций.
В широком смысле государственный кредит представляет собой совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения временно свободных денежных средств, формирования средств централизованного денежного фонда государства на условиях срочности, платности и возвратности и его целевого использования с целью реализации функций государственного управления.
В узком смысле государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих между государством и другими государствами, организациями, гражданами по поводу изъятия свободных денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности с целью достижения баланса между доходами и расходами государственного бюджета для выполнения государством своих функций и обязательств.
При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора.
Объективная необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.
Государственный кредит предоставляется на принципах возвратности, срочности и платности, но он отличается от банковского кредита. Существуют принципиальные отличия между двумя этими формами кредитования.
Государственный кредит |
Банковский кредит | |
Цель использования |
Покрытие дефицита бюджета |
Преодоление негативных последствий, вызванных неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена |
Получатели |
Органы государственной власти и управления |
Физические и юридические лица |
Юридические последствия нарушения сроков возврата |
Обычно к государству
не применяются экономические |
Срок возврата кредита строго определен и его нарушение влечет применение экономических санкций |
Назначение |
Не имеет строго целевого назначения |
Выдается на определенные цели |
Согласованность экономических интересов участников |
Обособлены |
Совпадают |
Влияние на денежную массу в обращении |
Всегда сокращает количество денег в обращении |
Может служить причиной появления избыточной денежной массы в обращении |
Государственный кредит выполняет три функции:
6.2. Формы государственного кредита
Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
В соответствии с характером операций государственные кредитные отношения проявляются в форме государственных заимствований, государственных гарантий (гарантированных заимствований) и государственных кредитов.
Государство может выступать в следующих ролях:
Государство как кредитор
Государственное кредитование – это форма субсидирования и средство перераспределения финансовых ресурсов по кредитным каналам.
Государственные кредиты
предоставляются за счет бюджетных
средств и внешних
Бюджетный кредит – это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу или другому бюджету бюджетной системы РФ на возвратной и возмездной основах.
Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы РФ на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяце в пределах финансового года.
Государственный кредит – это кредит (заем), предоставленный Российской Федерацией иностранному государству, его юридическому лицу или международной организации, по которому у получателя средств возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.
Основная сфера
Государство как заемщик
Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Для прямых кредитов, привлекаемых органами власти, характерно то, что инвесторы непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления.
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.
Государство как гарант на рынке ссудных капиталов – это особая форма государственного кредитования:
В ст. 115 БК РФ государственная гарантия определена как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого государство-гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами (полностью или частично).
Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, хозяйствующими организациями. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов, но и процентов по ним. По гарантированным заимствованиям государство несет финансовую ответственность в полной мере только в случае неплатежеспособности заемщика. Однако и в случае финансовой состоятельности займополучателя государство несет затраты (проведение конкурса на размещение гарантий, резервирование средств на погашение гарантированного займа или кредита).
Осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий ведет к формированию государственного долга.
Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.
Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Внешний долг — задолженность гражданам и организациям иностранных государств.
Согласно ст. 6 БК РФ:
В целом последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.