Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:16, лекция

Описание работы

1.1. Сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Роль финансов в общественном воспроизводстве
1.4. Роль финансов в условиях развивающейся экономики
1.5. Генезис категории «финансы»
1.6. Развитие финансовой науки
1.7. Финансовая система

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ Финансы ЧАСТЬ 1 для ВВ ФиК 2010.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

 

Налог – обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Налог выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизации финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

 

Согласно НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или муниципальных образований).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения, государства. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.

Сущность налогов заключается  в изъятии государством в свою пользу части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

      • объект налогообложения
      • налоговая база;
      • налоговый период;
      • налоговая ставка;
      • порядок исчисления налога;
      • порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

 

Объектами налогообложения являются:

  • доходы;
  • прибыль;
  • стоимость определенных товаров;
  • отдельные виды деятельности, налогоплательщиков;
  • операции с ценными бумагами
  • пользование природными ресурсами;
  • передача имущества;
  • добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
  • другие объекты, установленные законодательными актами.

 

Функции налогов

Функция налога – это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Существуют следующие  функции налогов:

  • фискальная (бюджетная)
  • контрольная
  • распределительная

Помимо этого, существуют подфункции:

  • стимулирующие
  • сдерживающие (дестимулирующие)
  • воспроизводственного назначения.

Фискальная  функция налогов

Посредством фискальной функции, налогов реализуется главное  общественное назначение налогов –  формирование финансовых ресурсов: государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранительных и др.).

Контрольная функция  налогов

Посредством контрольной  функции налогов оценивается  эффективность каждого налогового канала и налоговой системы в  целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогов дает возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Распределительная функция налогов

Распределительная функция  обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

 

Виды налогов

По методу установления налоги подразделяются на прямые и  косвенные, критерием такого деления  является теоретическая возможность  переложения налогов на потребителя. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

К числу прямых налогов  относятся:

  • подоходный налог
  • налог на прибыль
  • ресурсные платежи и др.

К числу косвенных  налогов относятся:

  • налог на добавленную стоимость
  • акцизы
  • таможенные пошлины

В Российской Федерации  устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

 

Налоговый Кодекс РФ устанавливает закрытый перечень налогов:

  1. К федеральным налогам и сборам относятся:
    1. налог на добавленную стоимость;
    1. акцизы;
    2. налог на доходы физических лиц;
    3. налог на прибыль организаций;
    4. налог на добычу полезных ископаемых;
    5. водный налог;
    6. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    7. государственная пошлина.
  1. Региональные налоги
    1. налог на имущество организаций;
    2. налог на игорный бизнес;
    3. транспортный налог.
  1. Местные налоги
    1. земельный налог;
    2. налог на имущество физических лиц.
  1. Специальные режимы налогообложения:
  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

 

Основные принципы налогообложения

 

Принципы

Формы проявления

Принцип определенности

Предоставление предварительной  информации налогоплательщику о  сроках уплаты налогов, способах и суммах платежа

Принцип удобства

Время и способ взимания налога должны быть удобны налогоплательщику

Принцип справедливости

Всеобщность обложения. Равномерность распределения налогов  между плательщиками в соответствии с их затратами и доходами. Использование  налоговых льгот, стимулирующих  процессы инвестирования средств. Единство налоговых льгот для всех плательщиков

Принцип однократности  обложения

Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законодательством период

Принцип стабильности

Ставки налогов и  порядок исчисления налогооблагаемой базы должны быть устойчивыми в течение длительного периода (не менее 1 года)

Принцип эффективности (рациональности)

Общая сумма налоговых  поступлений должна быть такой, чтобы  не разорить налогоплательщика. Затраты  на содержание налоговых органов  не должны поглощать существенную часть поступлений или обременять налогоплательщиков дополнительными налогами

Принцип универсализации

Ко всем налогоплательщикам должны предъявляться одинаковые требования, независимо от видов и форм собственности. Должен применяться одинаковый подход к налогообложению, независимо от источника дохода и области деятельности


При прямом налогообложении  денежные отношения возникают между  государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно  в казну, при косвенном – субъект налога – продавец товара.

 

Тема 4: Бюджетная  система. Бюджетный процесс

 

4.1. Бюджетное устройство. Бюджетная  система

4.2. Принципы бюджетной системы  РФ

4.3. Сущность и принципы бюджетного  федерализма

4.4. Реформа межбюджетных отношений  в РФ

4.5. Бюджетный процесс: сущность, участники, задачи

4.6. Реформа бюджетного процесса  в РФ

 

4.1. Бюджетное  устройство. Бюджетная система

 

Бюджетный кодекс — это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса,  основания и  виды  ответственности  за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетный Кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Одной из важнейших характеристик  бюджетного устройства государства  является структура его бюджетной  системы. Построение бюджетной системы  зависит, в первую очередь, от формы  государственного устройства страны. Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных государственных органов.

В унитарных государствах имеется два звена бюджетной системы – государственный (центральный) бюджет и местные бюджеты. Бюджетная система федеративного государства состоит из трех звеньев – федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Возможно существование конфедеративного (союзного) государства, представляющего собой образованный на постоянной основе союз суверенных государств, нацеленный, как правило, на достижение политических или военных целей. Обычно государства, входящие в состав конфедерации, имеют собственные бюджетные системы. В то же время может создаваться и бюджет конфедерации, формируемый из взносов входящих в конфедерацию государств.

 Так, например, бюджетная  система США включает федеральный  бюджет, бюджеты 50 штатов и местные  бюджеты (графств, муниципалитетов,  тауншипов). В Канаде бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов 10 провинций, а также местных бюджетов (общин, областей, графств).

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты, в том числе:
    • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет – это экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда РФ, находящегося в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного значения и являющегося основным финансовым планом государства, утверждаемым Государственной думой.

Федеральный бюджет является основной финансовой базой функционирования государства. Централизация финансовых средств в федеральном бюджете имеет важное экономическое и политическое значение, позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории страны. Средства, мобилизуемые в федеральном бюджете, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут (или не должны) быть обеспечены из других источников. С помощью федерального бюджета осуществляется перераспределение финансовых средств между субъектами РФ с целью выравнивания условий их социально-экономического развития.

Бюджеты субъектов РФ входят во второй уровень бюджетной  системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  РФ. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

Информация о работе Финансы и кредит