Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:16, лекция
1.1. Сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Роль финансов в общественном воспроизводстве
1.4. Роль финансов в условиях развивающейся экономики
1.5. Генезис категории «финансы»
1.6. Развитие финансовой науки
1.7. Финансовая система
Предоставление органами публичной власти кредитов ведет к формированию государственных долговых активов. Разница между государственным долгом и долговыми активами представляет собой чистый государственный долг.
Программа государственных внутренних заимствований
Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
(тыс. рублей)
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
Государственные внутренние заимствования |
568 382 355,7 |
748 597 978,0 |
236 514 368,3 |
в том числе: |
|||
государственные ценные бумаги |
568 382 355,7 |
748 597 978,0 |
236 514 368,3 |
Программа государственных
внешних заимствований
Вид заимствования |
Сумма (млн. долларов США) | ||
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте |
16 298,2 |
17 590,1 |
18 685,2 |
Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц |
-1 611,5 |
-1 342,6 |
-1 237,9 |
Всего |
14 686,7 |
16 247,5 |
17 447,3 |
Государственный внешний долг РФ в январе – апреле 2010 года вырос на 11,3% до $41 млрд. 906,7 млн. на 1 мая 2010 года против $37 млрд. 641 млн. на 1 января текущего года, сообщает РБК со ссылкой на материалы Минфина.
В пересчете на евро государственный внешний долг РФ за январь-апрель увеличился на 20,9% до 31 млрд. 713,8 млн. евро на 1 мая с 26 млрд. 238 млн. евро на 1 января.
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, за первые 4 месяца текущего года уменьшилась на 15,3% и на 1 мая составила $846,8 млн. (640,8 млн. евро).
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба практически не изменилась — $1 млрд. 811,3 млн. (1 млрд. 370,7 млн. евро).
Коммерческая задолженность бывшего СССР на 1 мая составила $806,2 млн. (610,1 млн. евро), что на 2,9% меньше, чем на 1 января 2010 года.
Задолженность перед официальными кредиторами — бывшими странами СЭВ сократилась на 3,4%, составив $1 млрд. 255,6 млн. (950,2 млн. евро).
Добавим, что
задолженность перед
Парижский клуб – неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия – член Парижского клуба с 1997 года.
6.3. Управление государственным долгом
Государственный долг может являться рычагом и объектом управления.
В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
Одновременно государственный долг может выступать в качестве объекта управления. Государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, порядок предоставления и возврата государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним.
Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства. Управление государственным кредитом осуществляется органами власти и управления. Они определяют общий объем бюджетного дефицита, объем займов, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство; осуществляют действия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.
Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ:
Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
Коэффициент обслуживания государственного долга – отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлением страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга считается его значение до 25 %.
Средства управления государственным долгом:
Реструктуризация долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.
Конверсия — изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.
Консолидация — изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.
Рост долга приводит к:
Международный кредит связан с государственным долгом. Источниками международного кредита являются:
Формы международного кредита:
а) связанный (где кредит был получен, там и должен быть потрачен);
б).свободный (финансовый)
Активное сальдо платежного баланса дает возможность выплаты долга.
Тема 7: Страхование как элемент финансовой системы
7.1. Сущность и функции страхования
7.2. Формы и отрасли страхования
7.3. Финансовые ресурсы страховых компаний
7.4. Формирование страховых
7.5. Доходы, расходы и прибыль страховщика
7.6. Инвестиционная деятельность страховой компании
7.1. Сущность и функции страхования
С развитием производства
увеличивается степень
Страхование – это экономическая категория, связанная с формированием целевых денежных фондов за счет страховых взносов и их использования для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий – страховых случаев.
Страхование как экономическая категория является составной частью финансовой системы. Оно охватывает исключительно сферу перераспределительных отношений.
Сущность страхования
Страхование создает систему защиты имущественных интересов граждан, предприятий, государства. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и других явлений. Страхование оказывает положительное воздействие на укрепление финансовой системы.
Страхование с одной стороны
позволяет финансировать
Страховая деятельность – деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования – страховщиков, связанная с формированием специальных денежных фондов – страховых резервов, необходимых для предстоящих страховых выплат, осуществляемая на основе лицензии.
Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные: