Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:16, лекция

Описание работы

1.1. Сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Роль финансов в общественном воспроизводстве
1.4. Роль финансов в условиях развивающейся экономики
1.5. Генезис категории «финансы»
1.6. Развитие финансовой науки
1.7. Финансовая система

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ Финансы ЧАСТЬ 1 для ВВ ФиК 2010.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

Предоставление органами публичной власти кредитов ведет  к формированию государственных долговых активов. Разница между государственным долгом и долговыми активами представляет собой чистый государственный долг.

 

Программа государственных  внутренних заимствований

Российской Федерации  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

(тыс. рублей)



 

 

2010 год

2011 год

2012 год

Государственные внутренние заимствования

568 382 355,7

748 597 978,0

236 514 368,3

в том числе:

     

государственные ценные бумаги

568 382 355,7

748 597 978,0

236 514 368,3


 

 

Программа государственных  внешних заимствований Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

 

Вид заимствования

Сумма

(млн. долларов  США)

2010 год

2011 год

2012 год

Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в иностранной  валюте

16 298,2

17 590,1

18 685,2

Кредиты иностранных  государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц

-1 611,5

-1 342,6

-1 237,9

Всего

14 686,7

16 247,5

17 447,3


Внешний долг РФ

Государственный внешний долг РФ в январе – апреле 2010 года вырос на 11,3% до $41 млрд. 906,7 млн. на 1 мая 2010 года против $37 млрд. 641 млн. на 1 января текущего года, сообщает РБК со ссылкой на материалы Минфина.

В пересчете  на евро государственный внешний  долг РФ за январь-апрель увеличился на 20,9% до 31 млрд. 713,8 млн. евро на 1 мая с 26 млрд. 238 млн. евро на 1 января.

Задолженность перед официальными кредиторами  — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, за первые 4 месяца текущего года уменьшилась  на 15,3% и на 1 мая составила $846,8 млн. (640,8 млн. евро).

Задолженность перед официальными кредиторами  — не членами Парижского клуба  практически не изменилась — $1 млрд. 811,3 млн. (1 млрд. 370,7 млн. евро).

Коммерческая  задолженность бывшего СССР на 1 мая составила $806,2 млн. (610,1 млн. евро), что на 2,9% меньше, чем на 1 января 2010 года.

Задолженность перед официальными кредиторами  — бывшими странами СЭВ сократилась  на 3,4%, составив $1 млрд. 255,6 млн. (950,2 млн. евро).

Добавим, что  задолженность перед международными финансовыми организациями за январь-апрель уменьшилась на 6% и составила $3 млрд. 564,5 млн. (2 млрд. 697,5 млн. евро). Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте за январь-апрель текущего года сократилась на 2,4% до $860,2 млн. (651 млн. евро).

 

Парижский клуб – неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия – член Парижского клуба с 1997 года.

 

6.3. Управление  государственным долгом

 

Государственный долг может  являться рычагом и объектом управления.

В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Одновременно государственный  долг может выступать в качестве объекта управления. Государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, порядок предоставления и возврата государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним.

Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства. Управление государственным кредитом осуществляется органами власти и управления. Они определяют общий объем бюджетного дефицита, объем займов, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство; осуществляют действия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ:

  1. Программы государственных внешних заимствований (ст. 108 БК);
  2. Программы государственных внутренних заимствований.

Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В процессе управления государственным  кредитом решаются следующие задачи:

  1. минимизации стоимости долга для заемщика;
  2. недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
  3. эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;
  4. обеспечения своевременного возврата кредитов;
  5. максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности сохранение иностранных капиталов, в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Коэффициент обслуживания государственного долга – отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлением страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга считается его значение до 25 %.

Средства управления государственным долгом:

  • Конверсия государственного долга – изменение доходности займов.
  • Консолидация государственного долга – увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация государственных займов – объединение нескольких займов в один.
  • Обмен облигации по регрессивному соотношению – приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.
  • Отсрочка погашения займа – перенос на более поздние сроки погашения займа и прекращение выплаты дохода по этому займу.
  • Аннулирование государственного долга – отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу).

Реструктуризация  долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

Конверсия — изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Последствием такой  конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике  без поступления в страну финансовых ресурсов.

Консолидация — изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.

Экономические и социальные последствия  возрастания государственного долга.

Рост долга приводит к:

  1. росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала);
  2. непроизводительному характеру использования полученных средств;
  3. увеличению нагрузки на государственный бюджет посредством роста величины процентов по кредитам.

Международный кредит связан с государственным  долгом. Источниками международного кредита являются:

    • специальные правительственные фонды;
    • бюджетные средства государства;
    • специальные банки (например, экспортно-импортный банк США);
    • специальные международные кредитные институты (национальные, региональные, международные).

Формы международного кредита:

  1. собственно кредит:

а) связанный (где кредит был получен, там и должен быть потрачен);

б).свободный (финансовый)

  1. помощь.

Активное сальдо платежного баланса  дает возможность выплаты долга.

 

Тема 7: Страхование  как элемент финансовой системы

 

7.1. Сущность и функции страхования

7.2. Формы и отрасли страхования

7.3. Финансовые ресурсы страховых  компаний

7.4. Формирование страховых резервов  страховой  организации

7.5. Доходы, расходы и прибыль  страховщика

7.6. Инвестиционная деятельность  страховой компании

 

7.1. Сущность  и функции страхования

 

С развитием производства увеличивается степень связанных  с ним рисков: пожаров, краж, техногенных  катастроф, травматизма, потери дохода и др. Поэтому страхование становится необходимым элементом общественного  производства в качестве способа  возмещения ущерба. Чрезвычайные ущербы наступают случайно и не наносят вреда всем сразу. Поэтому выгоднее создать на солидарной основе корпоративный резервный фонд, чем каждому собственнику – индивидуальный.

Страхование – это экономическая категория, связанная с формированием целевых денежных фондов за счет страховых взносов и их использования для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий – страховых случаев.

Страхование как экономическая  категория является составной частью финансовой системы. Оно охватывает исключительно сферу перераспределительных отношений.

Сущность страхования заключается  в следующем:

  1. при страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности наступления внезапных непредвиденных и непреодолимых событий – страховых случаев;
  2. при страховании возмещение ущерба распределяется между участниками страхования;
  3. страхование предусматривает перераспределение ущерба между территориями и во времени, при этом требуется значительное число объектов, подлежащих страхованию;
  4. страховой фонд, формируемый за счет страховых платежей, предназначен для возмещения ущерба на определенной территории в течение определенного периода времени.

Страхование создает систему защиты имущественных интересов граждан, предприятий, государства. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и других явлений. Страхование оказывает положительное воздействие на укрепление финансовой системы.

Страхование с одной стороны  позволяет финансировать расходы  на возмещение убытков при наступлении  страховых случаев, с другой –  является одним из источников долгосрочных инвестиций.

Страховая деятельность – деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования – страховщиков, связанная с формированием специальных денежных фондов – страховых резервов, необходимых для предстоящих страховых выплат, осуществляемая на основе лицензии.

Объектами страхования  являются имущественные интересы, связанные:

Информация о работе Финансы и кредит