Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:16, лекция

Описание работы

1.1. Сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Роль финансов в общественном воспроизводстве
1.4. Роль финансов в условиях развивающейся экономики
1.5. Генезис категории «финансы»
1.6. Развитие финансовой науки
1.7. Финансовая система

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ Финансы ЧАСТЬ 1 для ВВ ФиК 2010.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

Большое влияние на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, возможность использования льгот.

Финансы выступают важным элементом  воспроизводства рабочей силы, в  стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

В современной России финансы не могут выполнять свою роль в полном объеме из-за неразработанности законодательства, отсутствия единой и долговременной системы управления и регулирования  со стороны государственных органов, организационной разрозненности надзирающих и контролирующих органов, и других факторов.

 

    1. Генезис категории «финансы»

 

Генезис – происхождение, возникновение. В широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

Термин «финансы» появился в 13 – 15 веках в Италии и означал  любой денежный платеж. Затем этот термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений  между населением и государством по поводу образования и использования  государственных фондов денежных средств.

Выделяют два этапа развития финансов.

1 этап – неразвитая форма финансов, которая характеризуется:

    • непроизводительным характером финансов (в основном затрат на военные цели);
    • узостью финансовой системы, которая состояла из одного бюджетного звена.

2 этап обусловлен развитием товарно-денежных отношений, необходимостью общегосударственного фонда средств и изменений финансовой системы.

Каждой общественной формации соответствует  определенное финансовое устройство. Различия финансов разных общественно-экономических формаций обусловлены следующими причинами:

  1. Наличие собственной классовой структуры.
  2. Финансы подчиняются интересам государства, защищают интересы господствующего класса.
  3. Новый способ хозяйствования порождает новую систему хозяйственных отношений. Рабовладельческому и феодальному строю соответствовали натуральные отношения, капиталистическому строю – товарно-денежные отношения.

В период первобытнообщинного строя  отсутствовал постоянный государственный  аппарат, значит, не было системы формирования доходов и расходов государства. При рабовладельческом строе формировался государственный аппарат, расширялись его функции, создавались постоянные войска, велось строительство дорог и военных укреплений, соответственно, возрастала роль финансов. Основными источниками доходов государства являлись контрибуции, военная добыча, натуральные налоги и личные повинности. Денежные налоги носили случайный характер. Аналогичная ситуация наблюдалась и при феодальном строе. Финансы как экономическая категория приобретают всеобщий характер с переходом к товарно-денежным отношениям.

 

1.6 Развитие финансовой науки

 

Первым европейским автором  работы, посвященной финансам, был  Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.) – «О доходах  Афинской республики». У Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) основные воззрения в области финансов изложены в работе «Афинское государственное устройство». Фома Аквинский (1225 – 1274) первым попытался обосновать короля на сбор налогов с подданных. Первыми авторами работ по финансам были итальянцы Ф. Петрарка, Бернардо, Н. Макиавели. В 17 веке значительный вклад в финансовую науку внесли английские ученые Т. Мен, Дж. Локк, Т. Гоббс.

Основоположником политэкономии  считается Вильям Петти («Трактат о  налогах и сборах»). Представители классической политэкономии не выделяли финансы как отдельную науку. В целом, учение о финансах (А. Тюрго, Ф. Кенэ, В. Мирабо, А. Смит, Д. Рикардо) сводилось к обоснованию невмешательства государства в хозяйственную жизнь страны, однако они определили принципы налогообложения:

  • налоги должны платить все в соответствии со своим доходом;
  • налог следует точно определить заранее;
  • налог необходимо взимать в удобное для плательщика время;
  • взимание налогов должно быть дешевым.

Основные представители западной финансовой науки и их научные труды:

  1. Дж. Миль – «Основы политической экономии», 1848 г.
  2. П. Ле-руа-Болье – курс финансовой науки, 1877 г.
  3. К. Бастбл – «Публичные финансы», 1892 г.
  4. А. Вагнер – «Наука о финансах», 1880 г.

Отечественная наука  о финансах

Первым русским автором сочинения в области финансов был И. С. Пересветов, живший при Иване Грозном. Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства и сокращение расходов на систему наместничества.

В 17 веке Ю. Крижанич изложил свои взгляды  в ряде работ («Разговоры об владетельству»). Основное внимание он уделял различным  способам обогащения государства, которые  он разделял на две группы: «правильные» и «неправильные»; предлагал для  обогащения государства  развивать земледелие, ремесла, государственное хозяйство.

В начале 18 века И. Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» предлагал  следующие мероприятия в области  финансов:

  • при взимании недоимок не разорять неплательщика, а взять с него письменное обязательство о сроках платежа;
  • исключить из расходов казны расходы по содержанию судебных органов, за ведение дел установить твердые тарифы;
  • установить льготные пошлины для русских купцов и высокие пошлины и низкие цены на привозные товары;
  • для поддержание купечества следует развивать взаимный кредит.

В 1766 г. А. Поленов в сочинении  «О крепостном состоянии крестьян»  впервые применил термин «налог», доказывал  необходимость имущественного страхования, дал критический анализ налоговой  системы России.

Впервые в российской печатной литературе термин «финансы» как научное понятие был использован как синоним слову «казна» в предисловии к изданной в 1767 году Московским университетом книге «Переводы из энциклопедии». В научный обиход термин «фиансы» ввел профессор Московского университета С. Е. Десницкий в работе «О Узаконении финанском». С образованием в 1802 г. Министерства финансов термин «финансы» прочно входит в научный оборот.

18 век завершается работами А.  Н. Радищева «Письмо о Китайском  торге», «Описание моего владения», «Записка о податях Петербургской губернии».  А. П. Радищев исследовал сущность налогов, отделил прямые налоги от косвенных, предлагал устанавливать величину налога исходя из реальных экономичсеких условий отдельных регионов страны.

С развитием экономики России последней четверти 19 – начала 20 века совпадает и бурное развитие финансовой науки, сопровождавшееся огромным количеством публикаций по различным аспектам финансовой науки. К их числу относятся финансовый план графа Сперанкого, первый русский учебник по теории финансов И. Горлова, исследования по истории развития финансов Ю. Гагемайстера, В. Кури, Д. Толстого, работу о государственном кредите М. Орлова. Однако эти работы ценны лишь своей фактологической стороной. Наиболее важны для теории финансов исследования таких авторов конца 19 века, как В. Лебедев, И. Янжул, Л. Ходский, С. Витте, И. Озеров.

 

    1. Финансовая система

 

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используется фонды денежных средств.

Также под термином «финансовая  система» понимается система форм и  методов образования, распределения  и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Каждое звено финансовой системы  определенным образом влияет на процесс воспроизводства, выполняет присущие ему функции.

Как правило, финансовая система страны включает следующие звенья:

  1. Государственные финансы.
  2. Финансы страхования.
  3. Финансы хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Финансы предприятий относятся к децентрализованным финансам. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. От состояния финансов предприятий зависит финансовое положение страны. При этом ведущая роль в системе принадлежит государственным финансам.

Государственные (централизованные) финансы состоят из бюджетной системы, внебюджетных специализированных фондов, государственного кредита.

Главным орудием перераспределения  национального дохода в финансовой системе является государственный  бюджет. Через него мобилизуются ресурсы  в основной централизованный фонд государства  и происходит их перераспределение  между отраслями народного хозяйства, регионами, отдельными социальными группами. Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функции органов государственного управления.

Основными доходам государственного бюджета являются налоги. Из государственного бюджета производятся основные расходы: на военные цели, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Государственный бюджет оказывает  влияние на остальные звенья финансовой системы. Так, могут предоставляться  субсидии и кредиты местным органам власти, правительственным фондам, предприятиям.

Внебюджетные  фонды – средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством – с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой. При этом государство, как правило, выступает в роли заемщика.

Финансы страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев.

Кроме названных элементов, в состав финансовой системы включают финансы кредитных учреждений, финансы  домашних хозяйств.

Развитие рыночных отношений  невозможно представить без системы кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. В системе кредитования образуются своеобразные финансовые отношения, что позволяет выделить их в отдельную сферу.

 

Тема 2: Управление финансами

 

    1. Финансовая политика
    2. Управление финансами
    3. Финансовое планирование и прогнозирование
    4. Финансовый контроль

 

2.1 Финансовая  политика

 

Финансовая политика – комплекс мероприятий государства в области финансов. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. Таким образом, финансовая политика представляет собой целенаправленную деятельность государства. Государственная финансовая политика с одной стороны связана с решением социально-экономических задач (является инструментом их решения), а с другой стороны должна учитывать не только интересы государства, но и интересы всех участников финансовой системы.

Финансовая политика государства – это элемент экономической политики.

Существует финансовая политика предприятий – целенаправленная деятельность финансовых менеджеров по достижению целей бизнеса. Целью такой финансовой политик могут быть выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы, избежание банкротства, лидерство на рынке, максимизация прибыли, рост объемов производства, минимизация расходов и т. п.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия – долговременный план. Примеры финансовой стратегии – программные документы, антиинфляционная финансовая политика, политика по приватизации госсектора.

Финансовая  тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Примеры: новые задачи, которые ставятся в Федеральном бюджете.

Финансовые стратегия  и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы и стратегический курс (например, политика Гайдара была нацелена на очень скорый результат, но стратегию пришлось корректировать).

Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовое право. Успешная реализация мероприятий, предусматриваемая  государством в области финансов. успешна лишь при принятии соответствующих  нормативных документов. Финансовое право может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на финансовую политику. Финансовое право регулирует финансовые отношения между государством с 1 стороны, субъектами хозяйствования и населением с другой стороны. Другие финансовые отношения, в частности, взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются административным и гражданским правом. Для эффективного проведения финансовой политики важное значение имеет механизм ее финансового регулирования. Это регулирование осуществляет исполнительная власть , т.к. она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако, основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается Парламентом, значит финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательной посредством нормативных актов.

Финансовый  механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом, в целях, обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе экономических законов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных, накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и так далее.

Информация о работе Финансы и кредит