Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:16, лекция
1.1. Сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Роль финансов в общественном воспроизводстве
1.4. Роль финансов в условиях развивающейся экономики
1.5. Генезис категории «финансы»
1.6. Развитие финансовой науки
1.7. Финансовая система
С правовой точки зрения бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ). В то же время бюджет в Российской Федерации является законом, то есть подкрепляется силой государства и является обязательным для исполнения.
Бюджет является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит для выражения исключительно государственных интересов и интересов муниципального образования. Поэтому отношения в этой сфере регулируются императивными нормами.
Таким образом, можно выделить два основных значения бюджета. Первое – как фонд. В данном случае бюджетом является совокупность денежных отношений по поводу образования и использования бюджетных средств. Второе – как финансовый план. В этом смысле бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражаются показатели получения государством денежных ресурсов, а также направления и размеры их использования.
Особенности бюджета как особой экономической категории:
Финансовые отношения, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами, называются бюджетными отношениями.
Бюджетные отношения включают:
Совокупность бюджетных
Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Доходы бюджета служат базой деятельности государства, а расходы бюджета – удовлетворению общегосударственных потребностей.
Расходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.
Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.
3.3. Доходы государственного бюджета
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Материально-вещественное воплощение доходов бюджета – это денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Перераспределение НД в пользу государства осуществляется следующими методами:
Основой доходов бюджета являются налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоговые поступления обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Налоги выполняют фискальную и регулирующую функции.
К государственным займам государство обращается в случае необходимости преодоления дефицита государственного бюджета. Займы осуществляются в 2 формах:
Государственный долг – сумма выпущенных, но непогашеных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Денежная эмиссия может применяться, когда доходов из двух первых источников не достаточно.
В зависимости от источника поступления доходы бюджетов делятся на:
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
В соответствии
с Налоговым Кодексом РФ в Российской
Федерации устанавливаются
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах (которые устанавливают только такие элементы налога, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также льготы, остальные элементы налога определяются исключительно НК РФ).
Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (которые устанавливают только такие элементы налога, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также льготы, остальные элементы налога определяются исключительно НК РФ).
Специальные налоговые
режимы устанавливаются Налоговым
Кодексом, который определяет порядок
установления таких режимов, а также
порядок введения их в действие и
применения. Специальные налоговые
режимы могут предусматривать
К неналоговым доходам в соответствии с БК РФ относятся:
К безвозмездным и безвозвратным относятся перечисления в виде:
В соответствии со ст.6 БК РФ:
До 2005 года все доходы бюджетов по порядку и условиям зачисления делили на 2 группы: собственные (закрепленные) и регулирующие.
Собственные доходы – закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ, в том числе (1) налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, (2) неналоговые доходы, (3) безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливались нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определялись БК РФ, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передавал регулирующие доходы или распределял переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
3. 4.
Расходы государственного бюдже
Расходы бюджета выражают экономические отношения по поводу распределения фонда денежных средств государства и использования его по отраслевому, целевому, территориальному назначению.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Классификация расходов государственного бюджета: