Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:16, лекция

Описание работы

1.1. Сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Роль финансов в общественном воспроизводстве
1.4. Роль финансов в условиях развивающейся экономики
1.5. Генезис категории «финансы»
1.6. Развитие финансовой науки
1.7. Финансовая система

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ Финансы ЧАСТЬ 1 для ВВ ФиК 2010.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)
  1. перераспределение валового внутреннего продукта;
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
  4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

С правовой точки  зрения бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ). В то же время бюджет в Российской Федерации является законом, то есть подкрепляется силой государства и является обязательным для исполнения.

Бюджет является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление  и служит для выражения исключительно  государственных интересов и  интересов муниципального образования. Поэтому отношения в этой сфере  регулируются императивными нормами.

Таким образом, можно  выделить два основных значения бюджета. Первое – как фонд. В данном случае бюджетом является совокупность денежных отношений по поводу образования и использования бюджетных средств. Второе – как финансовый план. В этом смысле бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражаются показатели получения государством денежных ресурсов, а также направления и размеры их использования.

Особенности бюджета как особой экономической категории:

  1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений.
  2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.
  3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансовой системы, определяются задачами, стоящими перед обществом в целом.
  4. Бюджетное перераспределение занимает ключевое место в финансовой системе.

Финансовые отношения, которые  складываются между государством и  юридическими и физическими лицами, называются бюджетными отношениями.

Бюджетные отношения включают:

  1. отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  2. отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Совокупность бюджетных отношений  по поводу формирования и использования  бюджетного фонда страны составляет содержание категории государственного бюджета.

Структура бюджета в  каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Доходы бюджета служат базой  деятельности государства, а расходы бюджета – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Расходная часть бюджета  характеризует направления и  цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой  и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное представление  государственных средств из бюджета  на целевое развитие  называется бюджетным финансированием.

 

3.3. Доходы  государственного бюджета

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Материально-вещественное воплощение доходов бюджета – это денежные средства, мобилизуемые в бюджетный  фонд.

Перераспределение  НД в пользу государства осуществляется следующими методами:

  • при помощи налогообложения;
  • путем получения государственных займов;
  • при помощи денежной эмиссии.

Основой доходов бюджета являются налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоговые поступления обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Налоги выполняют фискальную и регулирующую функции.

К государственным займам государство обращается в случае необходимости преодоления дефицита государственного бюджета. Займы осуществляются в 2 формах:

  1. путем выпуска государственных облигаций и других ценных бумаг для продажи населению;
  2. путем выпуска государственных ценных бумаг для продажи Центральному и коммерческим банкам.

Государственный долг – сумма выпущенных, но непогашеных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Денежная эмиссия может применяться, когда доходов из двух первых источников не достаточно.

В зависимости от источника поступления доходы бюджетов делятся на:

  • налоговые,
  • неналоговые,
  • безвозмездные и безвозвратные перечисления.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие  виды налогов и сборов:

    • федеральные налоги и сборы,
    • региональные  налоги,
    • местные налоги,
    • специальные налоговые режимы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах (которые устанавливают только такие элементы налога, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также льготы, остальные элементы налога определяются исключительно НК РФ).

Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (которые устанавливают только такие элементы налога, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также льготы, остальные элементы налога определяются исключительно НК РФ).

Специальные налоговые  режимы устанавливаются Налоговым  Кодексом, который  определяет порядок  установления таких режимов, а также  порядок введения их в действие и  применения. Специальные налоговые  режимы могут предусматривать федеральные  налоги, не указанные в общем перечне федеральных налогов или освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К неналоговым доходам в соответствии с БК РФ относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным относятся перечисления в виде:

  • финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
  • субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
  • субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

В соответствии со ст.6 БК РФ:

  • дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе;
  • субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
  • субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

До 2005 года все доходы бюджетов по порядку и условиям зачисления делили на 2 группы: собственные (закрепленные) и регулирующие.

Собственные доходы – закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ, в том числе (1) налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, (2) неналоговые доходы, (3) безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливались нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Нормативы отчислений определялись БК РФ, либо законом  о бюджете того уровня бюджетной  системы РФ, который передавал  регулирующие доходы или распределял  переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

 

3. 4. Расходы государственного бюджета

 

Расходы бюджета выражают экономические отношения по поводу распределения фонда денежных средств государства и использования его по отраслевому, целевому, территориальному назначению.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Классификация расходов государственного бюджета:

  1. По степени влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства различают:
  • текущие расходы – это расходы на государственное потребление, связанные с предоставлением бюджетных средств организациям на их содержание и покрытие текущих потребностей;
  • расходы капитального характера – это затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов ТМЦ.
  1. По направлению финансирования расходы подразделяются на:
  • финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны;
  • содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  • оплату расходов по внешнеэкономической деятельности;
  • расходов на обслуживание государственного долга;
  • создание резервных фондов;
  • финансирование приоритетных государственных программ.
  1. По ведомству-получателю средств расходы подразделяются по ведомственной принадлежности: по министерствам и учреждениям-получателям.
  1. По целевой направленности различают следующие статьи государственных расходов:
  • заработная плата;
  • отчисления на социальные нужды;
  • служебные поездки;
  • стипендии;
  • расходы на питание;
  • государственные капитальные вложения.
  1. По признаку защищенности все расходы подразделяются на:
  • защищенные статьи – такие расходы финансируются в полном объеме с учетом инфляционного увеличения (заработная плата, отчисления на социальные нужды, пенсии, стипендии, государственные пособия, расходы на питание и медикаменты);
  • незащищенные статьи – все остальные группы расходов.

Информация о работе Финансы и кредит