Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:16, лекция

Описание работы

1.1. Сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Роль финансов в общественном воспроизводстве
1.4. Роль финансов в условиях развивающейся экономики
1.5. Генезис категории «финансы»
1.6. Развитие финансовой науки
1.7. Финансовая система

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ Финансы ЧАСТЬ 1 для ВВ ФиК 2010.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные  преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

  1. Налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.
  2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики.
  3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения.
  4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления: приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа; передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству; инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности; вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства; приватизация предприятий как единого имущественного комплекса; структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства; совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти; усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
  5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета; сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости; реализация пенсионной реформы, упорядочение системы социальных льгот и выплат.
  6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; развитие ипотечного кредитования; привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

Для реализации финансовой политики необходимо:

  • снижение социальной напряженности;
  • оздоровление государственных финансов;
  • восстановление нормального функционирования банковской сферы;
  • сбалансированность товарных и денежных потоков;
  • разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
  • искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Важно проводить согласованную  финансовую, денежно-кредитную и  социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

Для стабилизации экономики  и финансовой системы необходимо:

  • обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
  • реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
  • установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
  • стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
  • сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
  • реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
  • ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

 

2.2. Управление  финансами

 

Управление  финансами – целенаправленная деятельность субъектов управления, направленная на регулирование финансовых отношений.

Управление  финансами – деятельность по обеспечению государства и хозяйствующих субъектов необходимыми финансовыми ресурсами и наиболее эффективному привлечению свободных средств.

Функции управления финансами:

  1. Планирование – определение направления деятельности, проблем, трудностей и других обстоятельств при достижении целей.
  2. Оперативное управление – комплекс мер, предусматривающих получение максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
  3. Контроль – сопоставление фактических результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми для повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Субъекты  управления финансами – финансовые службы государства, хозяйствующих субъектов (финансовый аппарат).

Органы государственной  власти и управления, осуществляющие общее руководство страной, выполняют  много других экономических, социальных, политических функций, и в силу этого  обстоятельства не могут осуществлять детального управления финансовой системой. Для этого необходим финансовый аппарат, осуществляющий непосредственное управление финансами.

Общее управление финансами  осуществляется органами государственной  власти, а именно, в управлении участвуют: Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание; территориальные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления.

В компетенцию Федеральных  органов исполнительной и законодательной  власти входит рассмотрение и утверждение  Федерального бюджета и внебюджетных фондов, отчета о его исполнении, установление новых налоговых и неналоговых платежей, определение размеров и условий выплаты пенсий и пособий, разработка финансового законодательства, определение основных направлений финансовой политики Российского государства. Территориальные и местные органы власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и распределение во внебюджетные фонды, помимо этого, разработка территориального и местного финансового законодательства в рамках, утвержденных Федеральным законом, введение и изменение территориальных и местных налогов и неналоговых платежей.

При управлении финансами на предприятии финансовый отдел выполняет следующие функции:

  1. Финансовое планирование на предприятии (текущие и перспективные планы, анализ их выполнения).
  2. Анализ финансового состояния предприятия (состояние оборотных средств, платежеспособность предприятия, определение рентабельности). Проводятся разработки финансового отдела по выявлению резервов роста прибыли, рентабельности, снижению издержек производства, укреплению финансового положения предприятия.
  3. Организация работы по привлечению дополнительных внешних финансовых ресурсов. Финансовый отдел рассчитывает окупаемость средств на предприятии.
  4. Организация выпуска ценных бумаг
  5. Работа, связанная с размещением временно свободных финансовых ресурсов предприятия.
  6. Финансовый отдел осуществляет всю работу, связанную с получением и погашением банковского кредита, как правило- подтверждение целевого использования кредита.
  7. Финансовый контроль на самом предприятии за законностью использования финансовых ресурсов.

На небольших и средних  предприятиях функции финансового  отдела выполняет бухгалтерия.

 

2.3. Финансовое  планирование и прогнозирование

 

Финансовое  планирование – один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс.

Оно охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образования и использование  на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.

В процессе финансового  планирования определяются:

  • источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;
  • объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;
  • рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов.

При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования  финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.

В процессе составления  финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые, финансовые резервы для  роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.

Финансовый  план – задание на изменения в желаемом направлении тех или иных финансовых показателей распределительных процессов.

Этапы финансового  планирования

  1. Анализ исполнения финансового плана за текущий период (надо рассчитать ожидаемое исполнение плана).
  2. Расчет по конкретным видам доходов и расходов финансового плана.
  3. Сведение итоговых показателей и составление баланса. На этом же этапе ведется пересчет показателей, оценка источников дохода.

 

В процессе планирования на всех 3 этапах применяются различные методы:

  1. Метод коэффициентов (экстраполяции)

Планируемый показатель финансового плана рассчитывается на основе показателя текущего года, измененного  на величину коэффициента. Этот коэффициент рассчитывается либо на основе динамики предыдущих лет, либо спускается планирующим финансовым органом, как задание.

Преимущества: простота.

Недостатки: не учитывает в полной мере изменяющиеся потребности в финансовых ресурсах по тем или иным видам расходов, возможны резервы роста показателей, связанных с доходами.

  1. Нормативный метод

Финансовый показатель определяется на основе нормы или  норматива и величины хозяйственного показателя, к которому установлены  эти нормативы.

Преимущества: более точная оценка величины планируемых финансовых показателей с точки зрения конкретных покупателей и с точки зрения более полного выявления резервов роста дохода. Например, прогнозная величина НДС = (ВВП на планируемый год - необлагаемый ВВП) х средняя ставка НДС/100 и получаем планируемый НДС.

Недостатки: 1) Более сложный и большой объем вычислений; 2) Много потерь; 3) Нормативный метод, используемый к расходной части финансового плана, не учитывает изменений доходной базы финансового плана.

  1. Балансовый метод

Финансовый план должен быть сбалансирован. Даже если есть дефицит, то должны быть разработаны источники покрытия этого дефицита. В современных условиях важное значение при расчете финансовых планов имеет применение дефлятора – коэффициента ожидаемого среднего роста цен в планируемом году.

В РФ составляются разнообразные  финансовые планы, которые можно  сгруппировать. Прежде всего, выделяется система бюджетов. Ежегодно утверждаются более 29000 бюджетов на всех уровнях  государственной власти. Каждый бюджет принимается как закон, обязательный для исполнения.

В отраслях народного  хозяйства основное различие в финансовых планах связано с видом хозяйственной  деятельности организации.

В настоящее время  финансовое планирование на предприятии  – прерогатива самого предприятия, схема планирования добровольная и многие предприятия отходят от нее, составляя упрощенный баланс доходов и расходов.

Некоммерческие организации  составляют финансовый план, называющийся сметой (расходов – если есть бюджетные средства или доходов и расходов – если есть иные поступления, причем эти внебюджетные поступления отражаются в первую очередь).

Наравне с финансовыми  планами в условиях рыночной экономики  широко используются финансовые прогнозы.

Финансовый  прогноз – оценка ожидаемых изменений тех или иных финансовых показателей в будущем.

Финансовое прогнозирование  представляет собой предвидение  возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Его целью является определение  реальных объемов финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования. В процессе финансового прогнозирования могут применяться следующие методы:

  • составление эконометрических моделей;
  • корелляционно-регрессионный анализ;
  • экспертные оценки;
  • финансовое программирование.

 

2.4. Финансовый  контроль

 

Сущность и  виды финансового контроля

 

Финансовый  контроль, как и планирование, является важнейшим показателем управления финансами. Он является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.

Сфера деятельности финансового  контроля – процесс формирования и использования финансовых ресурсов и денежных фондов на их основе. Объект финансового контроля – различные  стороны деятельности участников распределительного процесса.

Информация о работе Финансы и кредит