Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:16, лекция

Описание работы

1.1. Сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Роль финансов в общественном воспроизводстве
1.4. Роль финансов в условиях развивающейся экономики
1.5. Генезис категории «финансы»
1.6. Развитие финансовой науки
1.7. Финансовая система

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ Финансы ЧАСТЬ 1 для ВВ ФиК 2010.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

Существуют различные  виды финансового контроля в зависимости  от органов, его осуществляющих:

I. Государственный  финансовый контроль

  • вневедомственный (общегосударственный)
  • ведомственный (негосударственный)

II. Негосударственный финансовый контроль.

  • внутрихозяйственный
  • общественный
  • аудиторский
  • страховой

Общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют высшие органы государственной власти, а также специальные органы. Особенности этого контроля – то, что он проводится контролирующими организациями на каждом предприятии и организации независимо от организационно-правовой формы.

Важнейшие структуры, осуществляющие вневедомственный контроль: с законодательной  стороны – через специально созданный  орган – Счетную Палату РФ.

Счетная палата имеет  право дать предписание проверяемой  организации, обязательное для исполнения. При неисполнении предписания коллегия Счетной палаты может приостановить  все виды финансовых расчетов по счетам проверяемых предприятий. Решения принимаются с согласия органов исполнительной власти.

Контрольную деятельность в Администрации Президента осуществляет Главное контрольное управление, занимающееся не только финансовым контролем, но и денежным, а также следит за исполнением Указов Президента.

Контролем за своевременностью и полнотой поступления средств  в бюджетную систему и внебюджетные фонды занимаются налоговые инспекции, таможенная служба. Им предоставлены  широкие права, чтобы осуществлять эффективный финансовый контроль.

До последнего времени вневедомственный финансовый контроль был наиболее эффективным, это объяснялось высоким профессионализмом сотрудников и независимостью интересов проверяющих структур от интересов проверяемой организации.

Ведомственный финансовый контроль осуществлялся органами отдельных ведомств, министерств, отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций. Наиболее распространенные структуры – контрольно-ревизионные отделы Центрального аппарата отраслевых министерств и ведомств.

В сфере материального производства существует мощный аппарат центральных ведомств, основная задача которых – контроль за целевым использованием средств из бюджетов разных уровней.

Другая распространенная система финансового контроля –  отраслевые отделы региональных и местных органов власти – Департаменты образования, здравоохранения – отраслевые управления, занимающиеся управлением организации этого ведомства, финансовым контролем средств организации из бюджета этого уровня.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих предприятиях и организациях финансовыми отделами.

Преимущество внутрихозяйственного финансового контроля заключается  в том, что он осуществляется работниками  предприятия – теми, кто лучше  всего знает состояние самого предприятия. Однако интересы проверяющих не всегда нацелены на выявление всех финансовых нарушений. Речь идет не только о вопросе уплаты налогов, а также и о контроле за деятельностью руководства предприятия в АО, где владельцы не всегда участвуют в управлении.

Поэтому параллельно с внутрихозяйственным существует и аудиторский (независимый) контроль. Исторически он появился как ответ на потребность корпораций обеспечить эффективный контроль за администрацией, для чего заключался договор с аудиторской фирмой для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудиторский контроль осуществляется конторами, имеющими на это специальную лицензию.

Аудиторский контроль может  быть внешним (специальные фирмы, аудиторы) и внутренним. Различают 3 вида внешнего аудита: общий (различные стороны ФХД предприятия); банковский, страховой. В обязательном порядке внешний аудит проводят банки, страховые компании, АО, инвестиционные фонды.

Внутренний  аудиторский контроль осуществляется на крупных предприятиях с филиалами, для чего создается на предприятии специальная аудиторская служба. Этот вид аудита находится на стадии формирования.

Наиболее серьезные  проблемы:

  • не всегда аудиторские проверки проводятся на должном профессиональном уровне;
  • не всегда проверки достаточно объективны;
  • аудиторы не несут материальной ответственности за качество проверки.

Общественный  контроль – когда-то самый массовый вид финансового контроля. Он включал Партийные органы и комитет общественного контроля (>10 млн. человек), работающий на общественных началах без отрыва от производства. Однако, ему были присущи непрофессиональный уровень, отсутствие заинтересованности. Хотя он не будет выполнять решающей роли, но является важным звеном, и в настоящее время его осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора) и СМИ.

Страховой контроль осуществляют страховые компании:

  1. Контроль при заключении договора страхования.
  2. В ходе действия договора – следят за изменением условий страхования.
  3. Контроль при наступлении страхового случая (учитываются все обстоятельства – отсюда издержки страховой компании).

 

Формы и методы финансового контроля

 

В процессе осуществления  финансового контроля независимо от органов и видов применяются  следующие методы:

  1. Проверка. Проверяются отдельные вопросы ФХД предприятия, организации на основе отчетных и других документов.
  2. Обследование – охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводится опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за ФХД предприятия.
  3. Анализ – изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико-математических методов.
  4. Ревизия – наиболее полный и обстоятельный метод контроля за ФХД предприятия по первичным и бухгалтерским документам. В отличие от проверок ревизия - более комплексный метод.

В процессе проверки, ревизии  используются различные приемы финансового  контроля – приемы документального и фактического контроля. Документальный – проверка документов. Сначала осуществляется формальная проверка – наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка – соответствие документа или совершенной операции действующего законодательству. Может проводиться арифметическая проверка, иногда – логическая (например, когда средняя зарплата работников банка составляет 650 рублей – нелогично). Встречная проверка – очень эффективный, но трудоемкий метод. Проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов (проверка по счетам-фактурам). Фактический – связан с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ – инвентаризация – сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета. Другие способы – обследование, обмер, взвешивание материальных ценностей, экспертная оценка качества, лабораторный анализ(прием).

Формы финансового  контроля (в зависимости от времени  проведения):

  • предварительный (перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов);
  • текущий  (в ходе реализации финансовых планов, программ);
  • последующий (по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций).

 

Тема 3: Государственные  и муниципальные финансы

 

3.1. Сущность государственных и  муниципальных финансов

3.2. Государственный бюджет

3.3. Доходы государственного бюджета

3.4. Расходы государственного бюджета

3.5. Бюджетная классификация 

3.6. Сущность, функции, виды налогов

 

3.1. Сущность  государственных и муниципальных  финансов

 

Государственные и  муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные  финансы выражают экономические  отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные  финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.

Финансы макроуровня, и  прежде всего государственный и  муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Государственные и муниципальные  финансы опираются на информационные потоки. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные  финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Государственные и муниципальные  финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях:

  1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.
  2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств.

Контрольная функция  государственных и муниципальных  финансов реализуется по следующим  основным направлениям:

  1. контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  2. контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  3. контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Государственные и муниципальные  финансы ориентированы на следующие  основные принципы:

  • единства законодательной и нормативной базы;
  • открытости и прозрачности;
  • разграничения полномочий и предметов ведения;
  • целевой ориентированности;
  • научного подхода к реализации намеченных целей;
  • экономичности и рациональности;
  • управляемости  финансовыми потоками  на централизованной основе.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет  определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

  1. экономической стабилизации;
  2. адаптации к рыночным преобразованиям;
  3. стимулированию инвестиционной активности.

 

3.2. Государственный  бюджет

 

Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджет следует рассматривать в трех аспектах: экономическом, материальном и правовом.

С экономической  точки зрения  бюджет – это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени. Также в экономическом смысле под бюджетом понимают централизованный в определенных масштабах денежный фонд, который находится в распоряжении органа, наделенного властными полномочиями.

Материальная  сущность бюджета видна из его характеристик как экономической категории. Сущность любой категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджет является наиболее широкой финансово-экономической категорией. Поэтому ему присущи все функции, принадлежащие финансам:

Информация о работе Финансы и кредит