Формирование и использование прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является изучение теоретических основ механизма управления прибылью в реальном секторе экономики, анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «Газ-сервис-плюс», выявление факторов, влияющих на финансовый результат предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию управления прибылью в современных условиях.
Основными задачами, поставленными для достижения цели дипломной работы можно считать:
- рассмотрение сущности и значения прибыли предприятия в различных аспектах, а также проблемных вопросов формирования прибыли;
- изучение теоретических и методологических основ анализа финансовых результатов деятельности предприятия. В рамках решения этой задачи необходимо рассмотреть и провести анализ ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1Сущность и значение прибыли предприятия……………………………
1.1 Понятие прибыли и факторы, влияющие на нее……………………….........
1.2 Проблемные вопросы формирования прибыли……………………………...
Глава 2 Анализ финансового состояния………………………………………….
2.1 Оценка платежеспособности предприятия…………………………………..
2.2 Анализ ликвидности..………………………………………………………….
2.3 Финансовая устойчивость и деловая активность предприятия.……………
Глава 3 Практика формирования и использования прибыли на предприятии………………………………………………………………………..
3.1 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………………
3.2 Направления использования прибыли………………………………………..
3.3 Мероприятия по повышению уровня прибыли……………………………...
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……...……………………………………..

Файлы: 1 файл

прибыль.docx

— 126.67 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 1

 

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб. (гр.1- гр.2)

Отклонение, тыс. руб. (гр.2- гр.3)

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Текущий налог на прибыль

55,3

   

+66,4

-4,4

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

176,8

386,5

374,1

+209,7

-12,4


 

Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических  условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий  хозяйственной деятельности  предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно  отнести инфляцию, изменения в  законодательных и нормативных  документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров  народного потребления, налогообложения  предприятий, оплаты труда работников.

Структура спроса населения  на товары и услуги может изменяться в связи с государственной  политикой доходов. Сдерживание  индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных  денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной  способности и, следовательно, к  снижению объема продажи товаров.

Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что  в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой  прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.

Прибыль является синтетическим  показателем, ее исследования должны носить системный характер. Это означает, что совокупность факторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов. К подсистеме образующих факторов, от которых зависит формирование валовой прибыли, относятся валовой  доход, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы. На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что и на валовой доход и издержки обращения.

Основными взаимовлияющими  факторами являются: объем продажи  товаров, розничные цены на реализуемые  товары, издержки обращения, оборачиваемость  и состав оборотных средств (оборотного капитала), фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численность работников. К подсистеме взаимовлияющих факторов можно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых в издержках обращения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. Одним из факторов, снижающих величину экономической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства [13, с.21].

Разделив подсистему взаимовлияющих факторов на отдельные элементы показатели, можно выявить степень влияния  каждого из них на прибыль на основе применения методов и приемов  экономико-математического анализа. Сначала определяется степень зависимости  между каждым фактором и прибылью, а затем оценивается их комплексное  влияние.

Для выявления степени  воздействия того или иного взаимовлияющего  фактора на величину прибыли можно  применить метод комплексного анализа  экономической эффективности хозяйственной  деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты  и конечные результаты. Затраты возникают  в ходе целенаправленного потребления  ресурсов. Можно сказать, что ресурсы  трансформируются через затраты  в конечные результаты хозяйственной  деятельности.

При использовании метода комплексного анализа исходят из того, что рост значения любого взаимовлияющего  фактора должен вызвать адекватный рост другого. Развитие предприятия  возможно при следующих необходимых  условиях:                                     

 Тп > Тт > Ти > Тф > Тр,                                                   (1)

где

Тп - темп роста прибыли;

Тт - темп роста товарооборота;

Ти - темп роста издержек обращения;

Тф - темп роста фондовооруженности работников;

Тр - темп роста численности работников.

Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются  путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие предприятия  может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда работников, увеличением капитала.

Результаты факторного анализа  служат экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального  пути дальнейшего развития торгового  предприятия. По отношению валовой  и чистой прибыли ко всем затратам, т.е. экономическим издержкам, можно  определить, насколько валовой доход  покрывает расходы предприятия, т.е. эффективность осуществления  затрат.

Снижение издержек обращения  в розничной торговле зависит  от сокращения затрат на оплату труда  и связанных с ними отчислений на социальные нужды. Стимулирование труда  работников в зарубежной практике наряду с повышением должностных окладов  осуществляется через так называемую систему участия работников в  прибылях фирмы: работники приобретают  акции фирмы по льготным ценам, а  затем получают по ним соответствующие  дивиденды. Работник участвует не только в получении прибыли, но и в  распределении убытка фирмы, который  может возникнуть в связи с  изменениями рыночной конъюнктуры, снижением спроса населения, сокращением  производства товаров и т.п.

Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда  должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Фирма распределяет ту или иную часть прибыли не в  форме наличных выплат, а в форме  акций или переводит ее на банковские счета работников. Средства, зачисленные  на банковские счета работников, образуют кредитный фонд, который фирма  пускает в оборот, что в определенной мере снижает потребность в заемных  средствах, при этом сокращаются  затраты на выплату процентов  по банковским кредитам [43, c.21].

Величина прибыли зависит  от объемов спроса на товары и их предложения. Трудности, возникающие  при продаже товаров в виду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой  прибыли. Регулятором соотношения  спроса и предложения на рынке  выступают цены. При низких ценах  на товары объем спроса на них больше, а при высоких меньше, поскольку  существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж норма  прибыли растет, затем рост ее замедляется  и, наконец, она стабилизируется  или снижается, что зависит от группы товаров.

Различная степень покупательского  спроса на те или иные товары определяет дифференциацию объемов их продажи, что в свою очередь приводит к коммерческому риску, проистекающему из-за сокращения жизненного цикла товаров. Продолжительность пребывания товара на рынке сейчас значительно сократилась в связи с постоянным обновлением потребительских свойств изделий. В настоящее время из пяти выходящих на рынок новинок четыре вскоре снимаются с производства, так как не находят спроса у потребителей.

Объектом налогообложения  предприятия помимо прибыли являются расходы на оплату труда работников, поэтому прибыль и численность  работников - взаимовлияющие факторы. Чем больше численность занятых, тем больше расходы на оплату труда  и соответственно больше налогов, исчисляемых  от фактического фонда оплаты труда, уплачивает предприятие. В конечном счете это приводит к росту  финансовых затрат (издержек обращения  и расходов, относимых на чистую прибыль) и к уменьшению прибыли (валовой и чистой).

Методика расчета влияния  факторов на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги:

1. Расчет влияния фактора  «Выручка от продажи».

Расчет влияния этого  фактора нужно разложить на две  части. Так как выручка организации  — это произведение количества и  цены реализуемой продукции, то сначала  рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась  продукция или товары, а затем  рассчитаем влияние на прибыль изменения  физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа  необходимо учитывать влияние инфляции.

1.1. Расчет влияния фактора  «Цена»

1.2. Расчет влияния фактора  «Количество проданной продукции  (товаров)»

2. Расчет влияния фактора  «Себестоимость проданной продукции»

Здесь при анализе нужно  быть внимательным, так как расходы  — это факторы обратного влияния  по отношению к прибыли.

3. Расчет влияния фактора  «Коммерческие расходы»

4. Расчет влияния фактора  «Управленческие расходы»

Остальные показатели — факторы  от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные — не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида. 

 

1.2 Проблемные вопросы  формирования прибыли

 

Рассмотрим более подробно процесс формирования прибыли.

Формирование прибыли  представляет собой регламентируемый нормативно-правовыми актами процесс  образования прибыли, который организуется и осуществляется финансовыми органами в целях определения в стоимостном  выражении итогов финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за определенный период времени.

В российской практике при  рассмотрении процесса формирования прибыли  употребляются определения: валовая  прибыль, балансовая прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, прибыль к налогообложению и  ряд других. Эти определения нормативно не закреплены и могут употребляться  в самых различных контекстах.

Официально действующее  определение касается только термина  «валовая прибыль» и дано в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий  и организаций»:

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного  имущества предприятия и доходов  от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

Такое определение ни практически, ни теоретически не может удовлетворять  взыскательного пользователя. Тем более  для целей налогообложения оно  распространяется на предприятия всех видов деятельности как производящих материальные ценности, так и реализующих  услуги и занимающиеся подрядом.

В валовую прибыль включено также превышение выручки от реализации основных фондов и другого имущества (включая земельные участки) без  налога на добавленную стоимость  над их остаточной стоимостью. Прибыль  от реализации основных фондов – это  прирост капитала. То же самое относится  и к разнице между ценой  покупки и продажи других активов (недвижимости, земли ценных бумаг).

Непосредственное влияние  на величину валовой прибыли оказывают  доходы и расходы от внереализационных операций.

Перечень таких доходов  и расходов дан в главе 25 НК РФ и ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации», включаемых в себестоимость продукции работ  услуг и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли.

В механизме формирования балансовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности предприятия. Прежде всего, валовая  прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, которая является основной частью балансовой прибыли. Во-вторых, в механизм формирования прибыли  включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного  предприятия. А также входит прибыль  от реализации основных фондов и другого  имущества.

Наконец, в механизме формирования прибыли отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.

В связи с тем, что подавляющую  часть прибыли (95-97%) предприятия  получают от реализации товарной продукции  и услуг, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли  включается, как отмечено выше, прибыль  от реализации прочей продукции и  услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько  процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как  положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных  сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей  продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме прибыли.

Отдельной составной частью прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков  в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убытки.

Что касается реализации излишних основных фондов, то прибыль от этой реализации исчисляется как разница  между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий  индекс, законодательно устанавливаемый  в зависимости от темпов роста  инфляции.

Информация о работе Формирование и использование прибыли предприятия