Государственные ценные бумаги РФ, их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть государственные ценные бумаги в РФ и тенденции развития. Цель курсовой работы может быть достигнута посредством выполнения следующих промежуточных задач:
- рассмотреть историю возникновения государственных ценных бумаг
- общую характеристику и классификацию облигаций
- детально изучить ОФЗ, ГКО, ОВВЗ
- рассмотреть государственные ценные бумаги в системе финансового регулирования российской экономики.

Содержание работы

Введение…..………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы ценных бумаг в России…………………6
1.1. Исторические аспекты возникновения и развития
ценных бумаг в России………………………………………..…………...6
1.2. Причины выпуска ценных бумаг…………………………………………..9
1.3. Виды ценных бумаг………………...……………………..………………...11
1.4. Государственные ценные бумаги…..…………………………………….13
Глава 2. Анализ государственных ценных бумаг в России………………16
2.1. Общая характеристика и классификация облигаций………………….16
2.2. Облигации федерального займа………………………………………….20
2.3.Государственные краткосрочные облигации……………………………24
2.4.Облигации внутреннего валютного займа……………………………….27
Глава 3. Перспективы развития рынка государственных
ценных бумаг в России ………………………………………………………….31
3.1 Влияние финансового кризиса на
государственные облигации…………………………………………….…31
3.2. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг…….35
3.2.1. Рынок ОФЗ…………………………………………………………..35
3.2.2. Долговые обязательства Российской Федерации, обращающиеся на международном рынке……………………..41
3.2.3. Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций…………………………………………………….……..47
3.2.4 Государственный внутренний долг РФ, выраженный
в государственных ценных бумагах……………………………..54
Заключение…………………………………………………………………..……34
Приложения……………………………………………………………………….60
Таблица 1………………………………………………………………………….60
Таблица 2………………………………………………………………………….61
Таблица 3………………………………………………………………………….62
Список использованной литературы……..………………………………….63

Файлы: 1 файл

Курсовая Ценные бумаги РФ.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

       К ним прилагаются специальные  купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон - своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, предприятие не регистрирует, кто является их собственником.

       Дисконтные  облигации выпускаются с большой скидкой (дисконтом) по отношению к номинальной стоимости, а затем с течением времени их стоимость растет (с учетом сложного процента), так что к моменту установленного погашения они стоят намного дороже, чем стоили в момент первоначального инвестирования.

     По характеру погашения: облигации с единовременным погашением и возможностью погашения сериями.

     По возможности досрочного погашения: без такой возможности и с такой возможностью, но с согласия владельца.

     По характеру требований к активам эмитента: старшие и младшие.

       Старшие облигации — это обеспеченные ценные бумаги, так как они опираются на юридически обоснованное право требования к активам эмитента (в виде закладной). Такие выпуски включают:

  • облигации с залогом недвижимости, обеспеченные реальной недвижимостью;
  • облигации с финансовым залогом, обеспеченные ценными бумагами других компаний, которыми владеет эмитент облигаций, но которые находятся в доверительном управлении у третьего лица;
  • сертификаты под закупку оборудования, которые обеспечиваются специфическими видами оборудования;
  • облигации с комбинированным залогом, в которых сочетаются облигации, обеспеченные первой (старшей) закладной, и младшие облигации, обеспеченные закладной на иное имущество компании (т.е. облигации обеспечены частично первыми закладными на определенные активы эмитента, а частично вторыми или третьими закладными на другие активы, поэтому подобные выпуски являются менее надежными, а следовательно, не должны смешиваться с облигациями, обеспеченными первой закладной).

       Младшие облигации основаны только на обещании эмитента платить проценты и вернуть основную сумму долга в соответствии с установленным временным графиком. Существует несколько классов младших облигаций, наиболее известными из которых являются необеспеченные облигации. Помимо этого, к младшим облигациям также относят второстепенные необеспеченные облигации; ценные бумаги этих выпусков имеют требования к прибыли эмитента, носящие вторичный характер по отношению к другим долговым необеспеченным облигациям. Доходные облигации являются, пожалуй, самыми младшими, обладая минимальными из всех требованиями к прибыли и активам эмитента, и представляют собой необеспеченные долговые обязательства, по которым процентный доход будет выплачен только при условии, что эмитент получает достаточную сумму прибыли; не существует каких-либо юридических оснований требовать выплаты процентов по этим облигациям в установленные сроки или на регулярной основе, если определенная сумма прибыли не будет получена. Такие выпуски во многих отношениях аналогичны муниципальным доходным облигациям.

       Конвертируемые облигации обычно по очередности погашения уступают другим видам долговых обязательств. Они имеют все описанные выше характеристики облигации, но у них есть одно существенное отличие от других облигаций — они могут быть обращены (конвертированы) в определенное число акций того же эмитента. Такая конвертируемость «вынуждает» цену облигации вплотную следовать за изменениями цены акций, лежащих в основе этой обратимости. Поэтому, несмотря на то что конвертируемая облигация обеспечивает относительную надежность возврата основной суммы займа и выплаты процентов, присущую так называемым «прямым», или неконвертируемым, облигациям, цена их обычно колеблется более резко и в более широком диапазоне, что обусловлено именно возможностью их конвертации. В этом смысле выгода инвестиций в конвертируемые облигации напрямую зависит от благополучия их эмитента.

 

 

2.2.  Облигации федерального  займа

 

     Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным  ценным бумагам в соответствии с  Федеральным законом "О рынке  ценных бумаг", удостоверяющих право  их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости  от условий эмиссии этих ценных бумаг  иного имущества, установленных  процентов от номинальной стоимости  либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

      Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации  выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции  в порядке, установленном законодательством  субъекта Российской Федерации.

      В случае выпуска именных государственных  ценных бумаг в документарной  форме с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных  ценных бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в глобальном сертификате  указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием  против его наименования реквизита "депозитарий". Указание в глобальном сертификате наименования депозитария  не влечет за собой перехода к депозитарию  прав на ценные бумаги выпуска, оформленного данным глобальным сертификатом.

      Эмиссия государственных ценных бумаг может  осуществляться отдельными выпусками. В рамках выпуска государственных  ценных бумаг могут устанавливаться  серии, разряды, номера ценных бумаг.

      Отдельный выпуск государственных ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг  только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный  регистрационный номер существующего  выпуска (дополнительный выпуск). Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных ценных бумаг в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.

      Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов  Российской Федерации, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.

      Государственные ценные бумаги, удостоверяющие право  на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие  право на получение при погашении  вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего долга  и должны быть выражены в валюте Российской Федерации.

      К основным видам российских государственных  ценных бумаг можно отнести:

  • государственные  краткосрочные облигации (ГКО)
  • государственные  долгосрочные облигации (ГДО)
  • облигации  внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
  • облигации федерального займа (ОФЗ)
  • облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ)
  • бескупонные облигации  банка России (БОБР)
  • золотые сертификаты (ЗС).

 

Рассмотрим основные виды.

      14 июня 1995 года семейство государственных  ценных бумаг пополнилось новым  членом - облигациями федерального  займа с переменным купоном  (ОФЗ). Это произошло на фоне  совершенно новой финансовой  ситуации в России. Доходность  валютных вложений стала отрицательной,  резко снизились ставки рублевых  инструментов с фиксированным  доходом. Все это привело к  образованию избыточной рублевой  денежной массы, связывание которой  является основной целью выпуска  ОФЗ. При этом Министерство  финансов находится перед дилеммой: либо выпуск “короткого” инструмента с доходностью, ориентированной на текущие ставки рынка, либо выпуск “длинного” инструмента с удорожанием внутреннего заимствования (и это на фоне падающей инфляции). Разрешить это противоречие стало возможным благодаря выпуску ОФЗ: стоимость их обслуживания определяется текущей конъектурой рынка ГКО, однако срок погашения новых бумаг превышает год.

      Облигация федерального займа – это государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигаций, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении ОФЗ.

      Эмитент ОФЗ - Министерство финансов РФ от имени  Российской Федерации. Эмиссия ОФЗ  осуществляется периодически в форме  отдельных выпусков в соответствии с «Генеральными условиями выпуска  и обращения облигаций федеральных  займов», утвержденными Постановлением Правительства РФ (15 мая 1995). Общий  объем эмиссии ОФЗ определяется Минфином РФ в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральными законами о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый год.

        ОФЗ выпускаются в бездокументарной  форме. Учет отдельных облигаций  и соответственно их собственников  осуществляется в виде записей  по счетам депо. Каждый выпуск  оформляется глобальным сертификатом  в 2-х экземплярах, имеющих равную  юридическую силу, один из которых  хранится в Минфине РФ, второй - в депозитарии. В глобальном  сертификате указывают: объем  выпуска, размер купонного дохода  либо порядок его расчета, дату  размещения, дату погашения, даты  выплаты купонного дохода и  ограничения на долю объема  выпуска, приобретаемую нерезидентами.

      Минфин  РФ по согласованию с Банком России утверждает условия отдельных выпусков ОФЗ:

 

- ОФЗ-ПК (с переменным  купоном);

 

- ОФЗ-ПД (с постоянным  доходом);

 

- ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом);

 

- ОФЗ-АД (с амортизацией  долга).

      В 1995 Минфин РФ приступил к выпуску  облигаций федерального займа с  переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). Величина купонного дохода, определяемая на основе доходности по ГКО и рассчитываемая отдельно для каждого купонного  периода, объявляется по одному купону не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по последующим купонам - не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

      Банк  России выступает генеральным агентом  по обслуживанию выпусков ОФЗ и регламентирует по согласованию с Минфином РФ вопросы  размещения и обращения ОФЗ, в  т.ч. осуществляет выплату купонного  дохода и погашение облигаций  за счет средств эмитента. Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через Банк России и его территориальные  учреждения, а также иные кредитные  организации в порядке, определяемом Банком России по согласованию с Минфином РФ.

       При размещении выпуска ОФЗ  Банк России может приобретать  их на основании отд. соглашения  с Минфином РФ. Размещение ОФЗ  и заключение всех сделок по  ним осуществляется через организации,  уполномоченные Банком России  на осуществление депозитарной  и дилерской деятельности с  ОФЗ. С 1 апреля 1998 функции депозитария  по ОФЗ выполняет Национальный  депозитарный центр. Размещение  облигаций и заключение всех  сделок с ОФЗ на вторичном  рынке осуществляется через торговую  систему Московской межбанковской  валютной биржи.

      Например, за 2012 год показатели бескупонной доходности уменьшились в среднем на 161 б.п., при этом наиболее существенное понижение кривой бескупонной доходности произошло по выпускам ОФЗ со сроками до погашения менее 1 года.

        Информация об очередном выпуске  ОФЗ объявляется не позднее,  чем за 7 дней до даты его  размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в процессе размещения  было продано не менее 20% количества  предполагавшихся к выпуску ОФЗ.  Банк России по указанию Минфина  РФ может дополнительно продавать  ОФЗ, не проданные в период  размещения отд. выпуска, и  досрочно выкупать ОФЗ на вторичном  рынке (в течение торговой сессии). ОФЗ - первые среднесрочные ценные  бумаги, которые появились в Российской  Федерации. Они выпущены сроком  на один год и две недели, что объясняется особенностями  российского законодательства (нужен  срок более года, чтобы бумага  считалась среднесрочной), так и  удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге  доходы выплачиваются раз в  квартал, причём доход привязан  к доходу на рынке ГКО: берутся  четыре последних выпуска ГКО,  исчисляется средняя взвешенная  и по этой величине ОФЗ продаётся  (в безбумажном виде) на аукционе  на ММВБ. Как и цены на ГКО,  цену на эту бумагу ставят  сами инвесторы. А роль Минфина  сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли министерство эта  цена или нет. Это называется  ценой отсечения: Министерство  финансов отсекает те предложения,  которые ему невыгодны, и принимает  те, которые выгодны.

      Оценивая  ОФЗ с точки зрения инвестора, следует учесть, что благодаря  плавающему купону эти бумаги имеют  дополнительную степень свободы. Сравнивая  годовые выпуски ГКО и ОФЗ: если после размещения выпуска ГКО  ставки рынка долговых обязательств возрастают, единственным возможным  поведением этого выпуска будет  падение цены в целях повышения  рыночной привлекательности (и наоборот). В случае с ОФЗ колебания цены нивелируется за счет изменения величины купона, что для инвестора означает меньший риск колебания цены и  как следствие риск потери части  капитала при инвестировании.

      Купонный  доход в виде процента к номинальной  стоимости по облигациям федерального займа с переменным купоном не облагается налогом на прибыль у  юридических лиц и подоходным налогом у физических лиц в  соответствии с действующим законодательством.

      Прибыль в виде положительной разницы  между ценой продажи и ценой  покупки облигации (без учета  сумм накопленного купонного дохода) подлежит налогообложению в общем  порядке.

      Само  по себе появление ОФЗ и для  Минфина, и для всей финансовой системы  имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть всё дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30% - это краткосрочные заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70% делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями.

 

2.3. Государственные краткосрочные  облигации

 

     Общие принципы функционирования российского  рынка государственных краткосрочных  облигаций были разработаны в  рамках Российско-американского банковского  форума. Для их реализации в Банке  России было создано Управление ценных бумаг, занимающееся размещением гособлигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле 1992 г. Банк России провел конкурс среди российских бирж, победителем которого была признана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Ей было поручено создание и поддержание технологической части рынка ГКО – торговой, расчетной и депозитарной систем.

     Основными документами, регулирующими рынок  ГКО, являются постановление Совета Министров – Правительства РФ № 107 (5, 6, 7), постановление Верховного Совета РФ от 19.02.93 г. (8) и приказ Центрального банка РФ от 06.05.93 г., утвердивший  Положение об обслуживании и обращении  выпусков государственных краткосрочных  бескупонных облигаций (9, 10).

Информация о работе Государственные ценные бумаги РФ, их виды