Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:02, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть государственные ценные бумаги в РФ и тенденции развития. Цель курсовой работы может быть достигнута посредством выполнения следующих промежуточных задач:
- рассмотреть историю возникновения государственных ценных бумаг
- общую характеристику и классификацию облигаций
- детально изучить ОФЗ, ГКО, ОВВЗ
- рассмотреть государственные ценные бумаги в системе финансового регулирования российской экономики.
Введение…..………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы ценных бумаг в России…………………6
1.1. Исторические аспекты возникновения и развития
ценных бумаг в России………………………………………..…………...6
1.2. Причины выпуска ценных бумаг…………………………………………..9
1.3. Виды ценных бумаг………………...……………………..………………...11
1.4. Государственные ценные бумаги…..…………………………………….13
Глава 2. Анализ государственных ценных бумаг в России………………16
2.1. Общая характеристика и классификация облигаций………………….16
2.2. Облигации федерального займа………………………………………….20
2.3.Государственные краткосрочные облигации……………………………24
2.4.Облигации внутреннего валютного займа……………………………….27
Глава 3. Перспективы развития рынка государственных
ценных бумаг в России ………………………………………………………….31
3.1 Влияние финансового кризиса на
государственные облигации…………………………………………….…31
3.2. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг…….35
3.2.1. Рынок ОФЗ…………………………………………………………..35
3.2.2. Долговые обязательства Российской Федерации, обращающиеся на международном рынке……………………..41
3.2.3. Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций…………………………………………………….……..47
3.2.4 Государственный внутренний долг РФ, выраженный
в государственных ценных бумагах……………………………..54
Заключение…………………………………………………………………..……34
Приложения……………………………………………………………………….60
Таблица 1………………………………………………………………………….60
Таблица 2………………………………………………………………………….61
Таблица 3………………………………………………………………………….62
Список использованной литературы……..………………………………….63
Нынешнее положение дел в отрасли не позволило российскому руководству использовать фондовый рынок в качестве эффективного инструмента стабилизации ситуации в экономике страны. Как результат — российский фондовый рынок в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса не стал эффективным инструментом в руках руководства страны.
Все свелось к периодической остановке торгов на биржах, что только добавляло нервозности российским и иностранным инвесторам. Частые остановки торгов в период кризиса привели к оттоку и без того малой ликвидности с российского рынка на рынки Великобритании и Германии.
Оценивая ситуацию на российском фондовом рынке в период развития кризисных явлений, а также, принимая во внимание отсутствие эффекта от действий регулирующих органов, можно предположить, что в ближайшем будущем российский фондовый рынок полностью попадет под влияние мировых биржевых центров, что резко негативно отразится на суверенитете экономики страны в целом. Чтобы этого не допустить, необходимы срочные меры.
Так, в условиях кризиса необходимо обеспечить консолидацию ликвидности (как валютной, так и рублевой) на одной торговой площадке, исключив конкуренцию между российскими биржами. Объединение бирж позволит объединить их расчетные палаты и депозитарии, что существенно повысит устойчивости и снизит издержки на выполнение операций на фондовом рынке. Объединение биржевых депозитариев позволит, наконец, решить и проблему создания в России Центрального депозитария, что само по себе существенно улучшит инвестиционный имидж России. В рамках объединенной биржи крайне важно создавать и развивать товарное направление. Прежде всего, по созданию рынка российского стратегического сырья.
Российское сырье на мировом рынке должно продаваться за рубли, а цена на него должна формироваться в России. И здесь участие государства должно проявляться в обеспечении государственных гарантий и увеличении капитализации расчетной инфраструктуры для создания условий, адекватных текущей нестабильной ситуации на рынке.
В непростых условиях кризиса значительно повышается роль государства как надзорного и регулирующего органа. Поэтому государственное участие в стабилизации фондового рынка должно выражаться в усилении контрольных функций за государственными средствами, направленными на поддержку рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечить надежный контроль за оборотом средств эффективнее при наличии одной современной торговой площадки.
Государственное участие в процессе модернизации инфраструктуры фондового рынка должно быть направлено не столько на адресную поддержку участников рынка «живыми» деньгами, сколько на обеспечение государственных гарантий и увеличение капитализации элементов биржевой инфраструктуры. Приход государства на фондовый рынок не как игрока в лице государственных банков, а как гаранта стабильности, даст возможность существенно снизить риски при размещении в инструментах фондового рынка финансовых средств пенсионной системы, средств системы ипотечного кредитования и др.
Также крайне важно создать условия, не позволяющие в условиях малого числа сделок на рынке манипулировать основным индексом России — индексом РТС.
Объединение бирж в холдинг прописано в стратегии развития финансового рынка до 2020 года, представленной ФСФР. Однако в документе не указаны цели и задачи создания такого холдинга. Более того, в сложившихся российских условиях с учетом разной формы собственности российских бирж и разным взглядам их акционеров на объединение, процесс консолидации «сверху» рискует затянуться надолго, а в нестабильных условиях кризиса процесс консолидации с участием двух ведущих фондовых бирж страны может привести к параличу национального фондового рынка.
В этих условиях объединение бирж должно начинаться с объединения их технологических платформ и правил организации торгов. Биржи должны начать работать как единое целое, сохраняя текущую форму собственности, и только позднее имеет смысл говорить о завершении процесса объединения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что происходящие в мировой финансовой системе процессы наглядно показали ведущую роль фондового рынка в зарождении и развитии кризиса. Кризис показал его высокую значимость в решении задач обеспечения экономической безопасности государства. Недооценка роли и значения фондового рынка повлекла за собой существенные финансовые потери для государства, снижение инвестиционной привлекательности и оттоку иностранных инвестиций из страны.
3.2. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
3.2.1. Рынок ОФЗ
Развитие ситуации на рынке государственных ценных бумаг в 2012 г. определялось ростом интереса инвесторов к размещаемым выпускам ОФЗ. Увеличение активности участников внутреннего рынка было вызвано, в частности, вступлением в силу законодательных изменений, направленных на либерализацию рынка государственных ценных бумаг и повышение его ликвидности (см. врезку «Либерализация рынка государственных ценных бумаг»). Благодаря высокому спросу участников на отдельные наиболее ликвидные выпуски ОФЗ, эмитенту удалось разместить их на достаточно выгодных условиях. Существенно возросли объемы операций с гособлигациями на вторичном рынке, в том числе нерезидентов, в преддверии проведения расчетов по сделкам с ОФЗ через международные депозитарно-клиринговые системы.
Первичный рынок
В 2012 г. в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2012 г., утвержденной Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», для финансирования федерального бюджета планировалось осуществить масштабные государственные внутренние заимствования посредством государственных ценных бумаг1.
1В июне 2012г.Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2012 г. была скорректирована в сторону уменьшения нетто-объема до 709,8 млрд.руб. (с 1208,8 млрд.руб. по состоянию на начало 2012г.) в связи с тем, что доходы федерального бюджета превысили прогнозируемую величину. Максимальный номинальный объем эмиссии ГЦБ (ОФЗ и ГСО) в 2012г., установленный Правительством России, составил 1843,7 млрд.руб. (в 2011 г.- 1744,8 млрд.руб.). |
Минфин России продолжил диверсификацию портфеля обращающихся ОФЗ по срочности, а также концентрацию эмиссии в «эталонных» выпусках2. Эмитент размещал на аукционах трехлетние и новые пяти- и восьмилетние выпуски, а также – впервые после кризиса 2008 г. – пятнадцатилетние гособлигации (табл. 3.1.1.1; Приложение, табл. 2), решая стратегическую задачу увеличения дюрации портфеля ОФЗ до 5 лет (табл. 3.1.1.2).
2Под «эталонными» выпусками ОФЗ понимаются выпуски с крупными объемами в обращении и стандартными сроками до погашения (3, 5, 10, 15 и 30 лет). Погашаемые в эти сроки выпуски гособлигаций наиболее востребованы инвесторами, так как позволяют им, в частности, хеджировать процентные и валютные риски. |
В 2012 г. состоялся 51 аукцион по размещению ОФЗ. Спрос инвесторов на предложенные эмитентом на аукционах выпуски существенно варьировался, его отношение к номинальному объему предложения составляло от 0,1 до 6,1 раза по отдельным выпускам. В зависимости от текущих потребностей бюджета и рыночной конъюнктуры эмитент размещал выпуски ОФЗ с премией или дисконтом к их доходности на вторичном рынке (Приложение, табл.2; рис. 3.1.1.3). Из запланированных в 2012 г. Минфином России аукционов по размещению ОФЗ пять аукционов (февраль, март, май) были отменены эмитентом из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры, один аукцион не состоялся в связи с отсутствием заявок инвесторов (май). В октябре один аукцион не состоялся в связи с тем, что заявленная инвесторами доходность превысила верхнюю границу установленного эмитентом интервала доходности. На состоявшихся аукционах было реализовано 69,5% от суммарного предложенного к размещению объема (8,5 –100,0% заявленного объема по отдельным выпускам).
Номинальный объем обращающихся на рынке выпусков государственных ценных бумаг в 2012 г. возрос на 393,5 млрд. руб. (рис. 3.1.1.1, табл.3.1.1.2). Это изменение произошло вследствие превышения объемами размещения объемов погашения гособлигаций (табл. 3.1.1.1, рис. 3.1.1.2). Дюрация рыночного портфеля ОФЗ по итогам 2012 г. увеличилась (табл. 3.1.1.2, рис. 3.1.1.1).
Вторичный рынок
В 2012 г. показатели, характеризующие активность участников вторичного рынка государственного внутреннего облигационного рынка, повысились по сравнению с 2011 г. (рис. 3.1.1.4). Средние дневные объемы биржевых сделок с ОФЗ в основном и внесистемном режимах торгов возросли относительно показателей 2011 г. (табл. 3.1.1.2). Вследствие большего прироста оборота вторичных торгов по сравнению с приростом портфеля гособлигаций оборачиваемость ОФЗ в рассматриваемый период увеличилась.
В 2012 г. структура вторичных торгов на рынке ОФЗ варьировалась по срочности (рис. 3.1.1.5). В периоды роста спроса на банковскую ликвидность (в середине 2012 г.) увеличивались объемы операций с краткосрочными ОФЗ (до 3 месяцев). В 2012 г. значительно повысился интерес участников к долгосрочным ОФЗ (срочностью более 5 лет).
В январе-марте доходность наиболее ликвидных ОФЗ (индекс RGBY3) продолжала снижаться, при этом средняя срочность выпусков, включенных в индексный портфель, увеличивалась (рис.3.1.1.3). Понижательная динамика доходности ОФЗ в этот период складывалась под действием как инфраструктурных изменений4 по либерализации рынка государственного долга, так и роста интереса инвесторов к инструментам стран с формирующимися рынками, не затронутых долговыми проблемами стран зоны евро. В апреле в условиях роста потребности кредитных организаций в ликвидных рублевых ресурсах произошла коррекция понижательного тренда доходности ОФЗ, продолжавшаяся до начала июня. В июне доходность ОФЗ изменялась в горизонтальном коридоре, а начиная с июля – снижалась. Средняя за 2012 г. доходность ОФЗ повысилась относительно среднего показателя за 2011 год. Размах колебаний индекса RGBY в 2012 г. составил 204 базисных пункта против 213 базисных пунктов в 2011 году. На конец декабря 2012 г. Доходность ОФЗ снизилась относительно конца 2011 г. (табл.3.1.1.2).
3 Валовая доходность к погашению государственных облигаций (Russian Government Bonds Effective Yield until Redemption) рассчитывается Московской Биржей по методике средней валовой доходности к погашению (average gross redemption yield). 4 Объединение торговли государственными и корпоративными ценными бумагами на фондовой бирже способствовало росту торговой активности, расширению круга инвесторов в ОФЗ. Участники рынка получили возможность гибко управлять своими позициями, так как на фондовой бирже ценные бумаги и денежные средства заранее не депонируются на торговом счете. |
При анализе изменения срочной структуры бескупонной доходности ОФЗ в 2012 г. рассмотрены дата начала рассматриваемого периода, а также моменты достижения годовых экстремумов доходности (рис. 3.1.1.6). Кривая доходности весь период оставалась возрастающей. Более подвижным был участок кривой доходности до 10 лет (угол наклона заметно варьировался), поскольку на инструменты этой срочности приходится около 80% от общего количества обращающихся выпусков и более 90% от общего объема вторичных торгов. Кривая бескупонной доходности ОФЗ к концу декабря сдвинулась вниз относительно начала января. Угол наклона уменьшился, что может свидетельствовать о снижении участниками рынка оценки рисковой премии по средне- и долгосрочным ОФЗ.
Таким образом, в 2012 г. на рынке ОФЗ сохранились приемлемые как для инвесторов, так и для эмитента ценовые параметры заимствований, что позволило последнему продолжить размещение крупных объемов среднесрочных выпусков и увеличить предложение долгосрочных выпусков ОФЗ. Это привело к росту объема рыночного портфеля гособлигаций и его дюрации. Существенно возрос оборот вторичных торгов ОФЗ, повысилась оборачиваемость инструментов. Отдельные выпуски ОФЗ стали эталоном, относительно которого осуществляется ценообразование рублевых региональных и корпоративных облигаций. Сложившаяся структура рынка ОФЗ позволяет инвесторам хеджировать процентные риски, связанные с вложениями в государственные облигации, на рынке производных финансовых инструментов в сегменте процентных фьючерсов (долгосрочные процентные ставки – фьючерсы на корзины ОФЗ).
* * *
Развитие рынка ОФЗ в 2013 г. продолжится в соответствии с «Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 гг.» и будет направлено на повышение его ликвидности, расширение круга инвесторов, стимулирование инвестиционного спроса. Поскольку государственные заимствования на внутреннем рынке выступят основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в среднесрочной перспективе, регулятор продолжит обеспечивать оптимальное соотношение дюрации и доходности государственных облигаций в зависимости от текущей конъюнктуры российского финансового рынка.
3.2.2. Долговые обязательства Российской Федерации, обращающиеся
на международном рынке
В 2012 г. конъюнктура рынка суверенных облигаций Российской Федерации5 улучшилась по сравнению с предыдущим годом. Лишь в отдельные периоды наблюдалось снижение спроса на инструменты стран с формирующимися рынками из-за уменьшения «аппетита к риску» глобальных инвесторов, вызванного дестабилизацией ситуации на мировом финансовом рынке на фоне обострения долговых проблем стран еврозоны.
Благоприятная ситуация на мировом рынке капитала, сложившаяся в начале 2012 г., позволила Минфину России в конце марта6 успешно разместить среди широкого круга международных инвесторов три выпуска еврооблигаций РФ срочностью 5; 10 и 30 лет суммарным номинальным объемом 7,0 млрд. долл. США7 (табл. 3.1.2.1). Спрос инвесторов по каждому выпуску пяти- и десятилетних суверенных облигаций превысил предложение в 3 раза, по тридцатилетнему выпуску – почти в 4 раза. Это позволило Минфину России снизить ориентиры доходности по данным выпускам по отношению к доходности базового актива8 после закрытия книги заявок. Размещение эмитентом новых выпусков еврооблигаций РФ осуществлено на лучших за всю историю ценовых условиях – с доходностью 3,325; 4,591 и 5,798% годовых соответственно.
Информация о работе Государственные ценные бумаги РФ, их виды