Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:02, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть государственные ценные бумаги в РФ и тенденции развития. Цель курсовой работы может быть достигнута посредством выполнения следующих промежуточных задач:
- рассмотреть историю возникновения государственных ценных бумаг
- общую характеристику и классификацию облигаций
- детально изучить ОФЗ, ГКО, ОВВЗ
- рассмотреть государственные ценные бумаги в системе финансового регулирования российской экономики.
Введение…..………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы ценных бумаг в России…………………6
1.1. Исторические аспекты возникновения и развития
ценных бумаг в России………………………………………..…………...6
1.2. Причины выпуска ценных бумаг…………………………………………..9
1.3. Виды ценных бумаг………………...……………………..………………...11
1.4. Государственные ценные бумаги…..…………………………………….13
Глава 2. Анализ государственных ценных бумаг в России………………16
2.1. Общая характеристика и классификация облигаций………………….16
2.2. Облигации федерального займа………………………………………….20
2.3.Государственные краткосрочные облигации……………………………24
2.4.Облигации внутреннего валютного займа……………………………….27
Глава 3. Перспективы развития рынка государственных
ценных бумаг в России ………………………………………………………….31
3.1 Влияние финансового кризиса на
государственные облигации…………………………………………….…31
3.2. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг…….35
3.2.1. Рынок ОФЗ…………………………………………………………..35
3.2.2. Долговые обязательства Российской Федерации, обращающиеся на международном рынке……………………..41
3.2.3. Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций…………………………………………………….……..47
3.2.4 Государственный внутренний долг РФ, выраженный
в государственных ценных бумагах……………………………..54
Заключение…………………………………………………………………..……34
Приложения……………………………………………………………………….60
Таблица 1………………………………………………………………………….60
Таблица 2………………………………………………………………………….61
Таблица 3………………………………………………………………………….62
Список использованной литературы……..………………………………….63
Средняя за 2012 г. доходность облигаций субъектов Федерации и муниципалитетов относительно среднего показателя за 2011 год. Повысилась на 0,4 процентного пункта, до 8,1% годовых. Размах колебаний индекса Cbonds-Muni в 2012 г. составил 0,7 процентного пункта против 1,7 процентного пункта в 2011 году. На конец 2012 г. относительно конца 2011 г. доходность региональных облигаций снизилась на 0,3 процентного пункта, до 8,0% годовых.
Таким образом, в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом структура рынка региональных облигаций по эмитентам стала более диверсифицированной, удлинились сроки заимствований. Несколько субъектов Федерации со спекулятивным кредитным рейтингом смогли разместить рекордные для своего рейтингового класса объемы облигаций. Объем первичного размещения региональных облигаций и объем портфеля обращающихся облигаций по сравнению с предыдущим
годом существенно увеличились, а объем вторичных торгов уменьшился. Доходность региональных облигаций на вторичном рынке колебалась в рамках достаточно узкого горизонтального коридора.
* * *
В 2013 – 2014 гг. объем кредитования региональных бюджетов из федерального бюджета будет существенно сокращен15, поэтому потребность субъектов Федерации в рыночных заемных ресурсах возрастет. Необходимость сохранения субъектами Федерации платежеспособности создаст условия для увеличения ими предложения долговых ценных бумаг, что усилит конкуренцию за заемные ресурсы на внутреннем рынке. В то же время неудовлетворенный спрос на долговые инструменты региональных эмитентов со стороны институциональных инвесторов, наблюдавшийся в последние несколько лет, сформировал предпосылки для роста объемных показателей рынка региональных облигаций и повышения его ликвидности. Доходность региональных облигаций по-прежнему будет привлекательна для инвесторов.
3.2.4 Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах
15 В соответствии с «Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 гг.». |
Заключение
В современной рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия дефицита бюджета, способом привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных задач. Индикатором развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг.
В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс. В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом.
В процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным. При этом умелое использование государственных ценных бумаг в перспективе станет обоюдовыгодным: предприятия, страховые общества, внебюджетные фонды приобретут еще одну возможность для эффективного вложения средств; правительство же сможет дополнительно финансировать расходы бюджета.
Первенство среди российских эмитентов прочно удерживает государство. Важным фактором особой популярности ценных бумаг этого эмитента является его статус.
Считается, что государственные ценные бумаги имеют нулевой риск, так как возможен крах банка, банкротство акционерного общества, но государство будет нести свои обязательства всегда, поскольку с ним ничего подобного произойти не может. По теории инвестиционного анализа ценные бумаги, имеющие нулевое или близкое к нему значение риска, могут продаваться с минимальным доходом. Практика торговли ценными бумагами на развитых фондовых рынках мира подтверждает этот постулат. Государственные ценные бумаги, эмитируемые правительством России, сочетают несколько приятных для инвестора свойств: при действительно низком риске, обладают достаточно высокой доходностью и в силу хорошо отлаженной технологии почти абсолютной ликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочные позиции на российском фондовом рынке.
Повышение роли государства на рынке ценных бумаг. Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, это могло бы означать переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства. Наоборот, эта тенденция должна быть преодолена.
Имеется в виду:
- необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;
- формирование сильной
Комиссии по ценным бумагам
и фондовому рынку, которая сможет
объединить ресурсы
- ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы как способа ограничить риски инвесторов (прежде всего требования к достаточности капитала, качеству активов и ликвидности небанковских инвестиционных институтов, ограничения их собственных операций по рискам, правила этичного ведения операций и полного раскрытия информации при обслуживании клиентов и т.п.);
- создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
- гармонизация российских и международных (в частности, европейских) стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;
- создание активно действующей
системы надзора (на базе внешнего
наблюдения и инспекций на
месте) за небанковскими
- срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов (специализированный фонд на эти цели).
Широкая реализация принципа открытости информации (на это уже указывалось в связи с проблемой повышения роли государства):
а) расширение объема публикаций, введение обязательности публикации любых материальных фактов, возникающих в деятельности эмитентов и могущих существенно повлиять на курс ценных бумаг эмитента,
б) создание независимых рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг,
в) широкая публикация и независимое обсуждение макро- и микроэкономической отчетности,
г) четкое отделение информации, являющейся коммерческой тайной, от данных, не являющихся таковыми,
д) развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций),
е) создание общепринятой системы показателей для анализа рынка ценных бумаг (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся индикаторами рынка для иностранных инвесторов, показатели анализа деятельности эмитента, показатели для анализа достаточности капитала, ликвидности, качества активов и т.п. инвестиционных институтов).
Широкая реализация принципа представительства и консолидации интересов:
а) создание консультационного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков и небанковских инвестиционных институтов, регионов и республики;
б) передача части прав по регулированию рынка регионам;
в) введение представителей публики в состав директоратов регулятивных органов, государства, саморегулирующихся организаций, фондовых бирж (или, например, представителей бирж в состав директоратов государственных органов),
г) государственная поддержка саморегулирующихся организаций, обеспечивающая их опережающее развитие, и передача им части функций государства по регламентации рынка ценных бумаг и надзору за ним,
д) создание системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых, создание совместных групп российских и иностранных экспертов, разработка и запуск исследовательской программы).
Восстановление системы
образования в данной области,
российской научной школы и
просто рыночной культуры
Приложения
Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Федеральный Закон РФ от 22.04.1996г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
3. Алёхин Б. Есть ли
в России рынок ценных бумаг?//
4. Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг.- М.: Экзамен, 2001.
5. Васильев М. Срочный рынок в России: проблемы и перспективы // Рынок ценных бумаг. 2002, № 3. С. 46-50.
6. Голанов В.А. Рынок ценных бумаг – М.: Финансы и статистика, 2004.
7. Жукова Е.Ф. Рынок ценных бумаг6 учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям – 2-еизд., переб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
8. Ценные бумаги. Сборник нормативных документов с комментариями / Сост. П.С. Изюмин. - М.: Бизнес-Информ, 2005.
9. Килячков А.А., Чалдаева Л.Г. РЦБ и биржевое дело – М.: ЮРИСТ, 2002.
10. Кравченко В.В. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг РФ //Менеджмент в России и за рубежом. - 2000 - №2.
11. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.
12. Лялин В.А., Воробьев П.В. Рынок ценных бумаг – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
13. Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М., 2002.
14. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.:
15. Операции с ценными бумагами, Семенкова Е.В., - М.: Дело АНХ, 2009
16. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
17. Андреев В.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Сборник нормативных актов . 2004.
18. Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - М.:ИНФРА-М, 2000.
19. Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг. – СПб.: изд. Михайлова В.А., 2000.
20. Операции с ценными бумагами: Учебник / Под ред. Е.В. Семенова. – М.: Перспектива, 2002.
21. Пантеллев С.С. Рынок ценных бумаг //М., 1996
22. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. – М.: Финансы и статистика, 2001 г.
23. Семилютина Н.О. Государственные ценные бумаги. Проблемы эмиссии и обращения //Право и экономика, № 2; 3; 4, 1997
24. Шовинков С.Н. Нерешенные проблемы российского фондового рынка. // Финансы и кредит. 2004, №12.
25. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
26. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
27. www.minfin.ru
28/ www.cbr.ru
Информация о работе Государственные ценные бумаги РФ, их виды