Государственные ценные бумаги РФ, их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть государственные ценные бумаги в РФ и тенденции развития. Цель курсовой работы может быть достигнута посредством выполнения следующих промежуточных задач:
- рассмотреть историю возникновения государственных ценных бумаг
- общую характеристику и классификацию облигаций
- детально изучить ОФЗ, ГКО, ОВВЗ
- рассмотреть государственные ценные бумаги в системе финансового регулирования российской экономики.

Содержание работы

Введение…..………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы ценных бумаг в России…………………6
1.1. Исторические аспекты возникновения и развития
ценных бумаг в России………………………………………..…………...6
1.2. Причины выпуска ценных бумаг…………………………………………..9
1.3. Виды ценных бумаг………………...……………………..………………...11
1.4. Государственные ценные бумаги…..…………………………………….13
Глава 2. Анализ государственных ценных бумаг в России………………16
2.1. Общая характеристика и классификация облигаций………………….16
2.2. Облигации федерального займа………………………………………….20
2.3.Государственные краткосрочные облигации……………………………24
2.4.Облигации внутреннего валютного займа……………………………….27
Глава 3. Перспективы развития рынка государственных
ценных бумаг в России ………………………………………………………….31
3.1 Влияние финансового кризиса на
государственные облигации…………………………………………….…31
3.2. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг…….35
3.2.1. Рынок ОФЗ…………………………………………………………..35
3.2.2. Долговые обязательства Российской Федерации, обращающиеся на международном рынке……………………..41
3.2.3. Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций…………………………………………………….……..47
3.2.4 Государственный внутренний долг РФ, выраженный
в государственных ценных бумагах……………………………..54
Заключение…………………………………………………………………..……34
Приложения……………………………………………………………………….60
Таблица 1………………………………………………………………………….60
Таблица 2………………………………………………………………………….61
Таблица 3………………………………………………………………………….62
Список использованной литературы……..………………………………….63

Файлы: 1 файл

Курсовая Ценные бумаги РФ.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

     Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. При принятии решения о выпуске оно определяет его предельный объем, период размещения и ограничения на потенциальных покупателей. Банк России проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение выпущенных облигаций. Эмиссия осуществляется в виде отдельных выпусков на срок до одного года (3, 6 и 12 месяцев). Номинал облигаций, выпущенных до 27 сентября 1994 г., составлял 100 тыс. рублей. С 27 сентября 1994 г. номинал облигаций равен 1 000 000 рублей (7). Размещение их происходит в виде аукциона с дисконтом от номинальной цены. Облигации на имеют купонов.

     Выпуск облигаций осуществляется на безбумажной основе и виде записей на счетах “депо”. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух подлинных экземплярах, хранящихся вечно в Министерстве финансов РФ и Банке России.

     Владельцами ГКО могут быть российские юридические и физические лица, а также нерезиденты, с учетом ограничений, устанавливаемых отдельно от каждого выпуска.

     Выпуск  ГКО считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее двадцати процентов от количества облигаций, предлагавшихся к выпуску.

     Участники рынка ГКО подразделяются на две  категории: Дилеры и Инвесторы. Дилерами быть только инвестиционные институты  и банки, заключившие договор с Банком России на выполнение функций  по обслуживанию операций с ГКО. Их количество ограничено. Дилер может  совершать следки от своего имени  при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению Инвесторов. Под Инвесторами при этом подразумеваются  любые юридические и физические лица, приобретающие облигации и  имеющие право на владение ими.

     Для организации первичного размещения и вторичных торгов облигациями  на ММВБ создана Торговая система. Она  организует проведение торгов, регистрацию сделок, составление расчетных документов по совершенным сделкам и представление  их в Расчетную систему и Депозитарий. Торговой системе также запрещено  выполнять функции Дилера или  Инвестора.

     Размещение  ГКО осуществляется в форме аукциона, проводимого Банком России по поручению  Министерства финансов Российской Федерации. Дата аукциона, предельных объем выпуска, место и время проведения объявляется  Банком России не позднее чем за 7 календарных дней до его проведения.

     Погашение облигаций происходит по следующей  схеме. Банк России переводит в Депозитарии  со счетов “депо” Дилеров на “торговые” субсчета вне облигации, подлежащие погашению, и выставляет от имени  Дилеров в Торговой системе заявки на продажу по номинальной цене. В свою очередь, Банк России выставляет заявку на приобретение всего объема погашаемых облигаций также по номинальной  цене. Приобретенные таким образом  Банком России ГКО зачисляются на его счет.

     Со  времени первого аукциона (18 мая 1993г.) рынок ГКО, успешно миновав стадию становления, вступил в пору стабильного существования. Об этом свидетельствуют показатели по первичному и вторичному рынкам.

     Эволюция  рынка привела к тому, что ГКО  при первичном размещении в известном  смысле играют определенную макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии Банка России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занять заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны Банка России. Приобретая или продавая облигации, Банк тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность либо изымать избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО станет важнейшим денежным ориентиром денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между валютными, кредитными и облигационными секторами денежного рынка в пользу последнего.

     Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению  к погашению действующих выпусков – учетной ставке.

 

   

 

2.4.  Облигации внутреннего  валютного займа

 

      Облигации внутреннего государственного валютного  облигационного займа – это государственные  ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в валюте.

       Облигации внутреннего валютного  займа были выпущены в обращение  14 мая 1993 г. Минфином РФ с целью погашения внутреннего  валютного долга, который образовался  в связи с банкротством Внешэкономбанка.  Учитывая, что данный банк; являлся  государственным, правительство  России признало его долги  перед клиентами и вкладчиками  и в качестве долговых обязательств  эмитировало облигации внутреннего  валютного займа (ОВВЗ). В результате  банкротства банка на его счетах  оказались «замороженными» средства  физических и юридических лиц.

      Процедура погашения задолженности перед  гражданами, у которых счета находились во Внешэкономбанке, предусматривала  прямое погашение задолженности  в полном размере начиная с I июля 1993 г., а задолженность банка перед предприятиями была покрыта облигациями на общую сумму $7885 млн.

      Форма выпуска ОВВЗ - документарная, на предъявителя. Организация учета первичного размещения и обращения на вторичном рынке  ОВВЗ осуществляется Минфином РФ через  Внешэкономбанк на территории Российской Федерации по рыночным ценам через  уполномоченные банки и финансовые организации, купившие облигации у эмитента.

      Номинал облигаций составляет 1000, 10000 и 100000 долларов США. Они были выпущены пятью сериями  со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

Неотъемлемая часть ОВВЗ - комплект из купонов, кол-во которых определяется сроком погашения облигации. На облигациях и купонах имеются подписи двух уполномоченных лиц от имени заемщика и гербовая печать заемщика. Данные облигации являются купонными, т.е. к каждой облигации прилагается комплект купонов, на основании которых выплачивается купонный доход в размере 3% годовых один раз в год. Сумма процентов рассчитывается на базе 360 дней в году (12 мес. по 30 дней). На облигациях и купонах имеются подписи двух уполномоченных лиц от имени заемщика и гербовая печать заемщика. Данные облигации являются купонными, т.е. к каждой облигации прилагается комплект купонов, на основании которых выплачивается купонный доход в размере 3% годовых один раз в год. Поэтому облигации разных траншей имеют разное число купонов. Количество купонов соответствует периоду обращения облигаций. Выплаты по купонам производятся начиная с 14 мая каждого года. Купон может быть предъявлен к погашению в любой период времени в течение 10 лет начиная с календарного года, в котором наступил срок его оплаты. Платежным агентом по ОВВЗ является Центральный банк России, который имеет право назначать дополнительных платежных агентов из числа уполномоченных коммерческих банков. Владелец купона может предъявить его к оплате за 30 дней до даты купонных выплат.

      Погашение облигаций производится по номинальной  стоимости. Денежные обязательства, возникающие  в процессе обращения облигаций, могут быть выражены и оплачены в  безналичном порядке, как в рублях, так и в иностранной валюте.

      Владельцами облигаций могут быть как российские, так и зарубежные предприятия  и организации. Обращение ОВВЗ на вторичном рынке осуществляется свободно с оплатой в валюте или  в рублях. В связи с тем что объем эмиссии достаточно большой и отсутствуют какие-либо ограничения на обращение данных облигаций, по ним сложился устойчивый вторичный рынок. На вторичном рынке облигации котируются в процентах от номинала.

      Круг  операций с ОВВЗ достаточно широк. Они  могут обращаться как между резидентами, так и нерезидентами, вноситься  в качестве оплаты уставного капитала предприятий и организаций, служить  предметом залога и др. Вывоз бланков  облигаций за пределы России запрещен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития рынка государственных  ценных бумаг в России

 

3.1. Влияние финансового кризиса на государственные облигации

 

  Развитие экономической ситуации в России под воздействием негативных внешнеэкономических факторов показало, что создававшаяся и совершенствовавшаяся в последние годы экономическая модель оказалась не способной обеспечить экономическую безопасность страны в условиях резкого обострения противоречий в мировой финансовой системе.

По ряду оценок, текущий финансово-экономический кризис управляем со стороны мировой финансовой элиты. Его основная цель — сохранить доминирование нынешней элиты, заложить основы новой модели мировых финансов в условиях происходящих глобальных трансформаций: предстоящего в ближайшем будущем исчерпания разведанных запасов углеводородного сырья; глубокого изменения климата, ведущего к трансформации геополитического пространства; существенному изменению миграционных потоков населения планеты; появлению прорывных технологий в промышленности, способных кардинально изменить направление и темпы развития человечества. По сути, перед устроителями нынешнего кризиса стоят те же задачи, которые ранее решались военной силой в ходе Первой и Второй мировых войн. Иными словами, сегодня идет третья мировая война и ведется она средствами экономического давления, шантажа, спекуляций и подкупа. Как результат — геоэкономическая картина мира принципиально меняется, меняются потребности и связанные с ними интересы мировых держав.

В этих условиях встает вопрос о возможности и целесообразности сохранения национального финансового суверенитета страны, ее экономической безопасности. Анализ показывает, что возможны три основных варианта дальнейшего развития.

  Во-первых, можно принять существующее положение дел в мировой финансовой системе как данность и попытаться выстраивать стратегию собственного развития как маркетинговую стратегию завоевания большей доли рынка финансовых услуг. В этом случае приходится действовать в правовом и технологическом пространстве, изначально сформированном без участия России. В этом случае необходимо будет сосредоточиться именно на обеспечении конкурентоспособных условий деятельности мирового капитала в России. Однако результатом такой позиции станет утрата суверенитета национальным финансовым рынком, сохранение доминирования господства иностранной валюты в финансовых потоках страны и невозможность возрождения национальной валюты. Следствием этой позиции станет продолжение процесса встраивания российской экономики в мировую, путем ее жесткой специализации в рамках таких глобальных организаций, как ВТО, также являющейся элементом нынешней мировой финансово-экономической системы. Результат — российская экономика никогда не сможет изменить свой «сырьевой» статус, так как в мировой системе распределения труда «высокотехнологические» ниши уже заняты другими. Как показали результаты последнего саммита G20 — это именно тот путь, по которому сегодня пытаются направить развитие России.

Второй путь — это участие России в одной из формирующихся сегодня региональных валютно-финансовых системах. Такими региональными системами являются на сегодня проекты «Евро», в перспективе реализация проекта «Золотого юаня» в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, реализация проекта «Динар Залива» странами Персидского залива, проекта единой южноамериканской валюты, и, наконец, североамериканский проект — «Амеро». Во многом этот путь схож с первым, хотя в условиях формирования региональных союзов Россия имеет больше шансов выторговать для себя более выгодные условия как поставщик углеводородного сырья.

Третий путь — формирование и развитие в России самостоятельного национального финансового центра. Это — единственно верный в нынешних условиях путь. Основой в данном случае должно стать формирование именно в России цены на экспортное российское стратегическое сырье. Причем ценообразование должно осуществляться исключительно в национальной валюте — в рублях.

В условиях, когда рушатся старые стереотипы, многие виды («тихая гавань», «налоговый рай» и др.) финансовых центров утрачивают свое значение, так как они являются во многом атрибутом нынешней валютно-финансовой системы. В качестве реальных центров притяжения останутся лишь центры реального производства или и транспортные узлы. Именно к этому классу и относится Москва, географическое положение которой позволяет выступать в качестве узловой точки торговых, транспортных, миграционных и иных путей между Европой и Азией. В дополнение к этому, в среднесрочной перспективе в результате глобального потепления, существенно возрастет значимость северных регионов России, активизируются процессы освоении Арктики, что станет дополнительным развитием в роли Москвы как транспортного узла не только «запад-восток», но и «север-юг».

Именно развитие проектов транспортных коридоров вместе с поставкой российского сырья на экспорт за рубли должно стать основой стратегии развития Москвы как национального финансового центра. Безусловно, выбор данного направления развития российской экономики вызовет обострение жесткой конкурентной борьбы на мировой арене. Существенно возрастет вероятность реализации ряда угроз экономической безопасности страны, в частности, будет предпринят ряд мер, направленных на дестабилизацию рубля. Обострятся проблемы взаимоотношения российского бизнеса с зарубежными партнерами. Начнутся процессы «брожения» в национальных элитах стран СНГ с целью саботировать продвижение российского бизнеса и блокировать транзит российских товаров и сырья на мировой рынок.

Стремительное развитие и углубление кризисных явлений в стране показало высокую значимость инструментов фондового рынка в вопросе обеспечения устойчивости финансовой системы страны в целом. Именно с фондового рынка, как с наиболее динамичного сегмента финансового рынка страны, начался текущий кризис. Во многом и выход из кризиса будет связан со стабилизацией ситуации на нем.

Информация о работе Государственные ценные бумаги РФ, их виды