Государственный бюджет и его роль в системе государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 04:55, контрольная работа

Описание работы

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Файлы: 1 файл

guldana.docx

— 23.29 Кб (Скачать файл)

9. Государственный бюджет  и его роль в системе государственных финансов.

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

 Гос. бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами и имеет силу закона. По мат. содержанию гос. бюджет – централизованный фонд денежных средств гос-ва, по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения нац. дохода для выполнения правительством своих функций. Через гос. бюджет в развитых странах перераспределяется до 40% валового внутреннего продукта. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов предприятий и граждан. За счет бюджетных средств финансируются оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, здравоохранение, культура и искусство.

Функции гос. бюджета:

  • перераспределение национального дохода;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

 

 Гос. бюджет обеспечивает формирование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта, гос. регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

 Средства бюджета и  внебюджетных гос. фондов используются  на общегосударственные нужды, которые  не могут быть удовлетворены  за счет частного предпринимательства. К ним относятся государственное управление, безопасность государства, социальные программы, экология.

 

10.Сущность гос бюджета т его отличительные признаки

Сущность гос  бюджета как финансовой категории проявляется в его функциях и заключается в:

• формировании денежных средств основного общегосударственного фонда (в ходе реализации этой функции обеспечиваются структура, формы и методы аккумулирования и направления концентрации части совокупного общественного продукта (национального дохода) и движения денежных потоков в бюджетной системе);

• использовании денежных средств основного общегосударственного фонда (в соответствии с этой функцией реализуется процесс целевого использования денежных средств бюджета, движения денежных потоков в бюджетной системе - структура расходов, порядок и последовательность);

• организации и осуществлении контроля за формированием, движением и использованием средств бюджетного фонда (использование денежных показателей позволяет анализировать, систематизировать, выявлять тенденции и осуществлять наблюдение за соблюдением правил и норм, установленных законодательством).

Гос бюджету, таким образом, присущи следующие отличительные признаки финансовой категории:

  • - это система экономических денежных отношений;
  • - объект перераспределения является финансовым;
  • - он имеет специфическое общественное значение;
  • - отношения материализуются в централизованном фонде денежных средств;
  • - предназначение и движение денежных потоков осуществляет общегосударственный орган управления;
  • - это основной финансовый план государства (роспись доходов и расходов);
  • - это составная часть проведения государственной финансовой политики и управления ею;
  • - проявление отношений - императивное.

\

11.Основы бюджетного  устройства  и бюджетная система  Кыргызстана

Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п.

Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство). В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Украина, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, США, Германия, Канада и др.) - три звена: федеративный бюджет, бюджеты членов федерации (штатов, кантонов, республик) и местные бюджеты. Разнообразием отличается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соответствующей страны.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных формирований каждого государства

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственной  власти, порядок их разработки, методы формирования доходной части, порядок  формирования расходной части.

      Бюджетная  система любого государства определяется  государственным и административно-территориальным  устройством страны. В унитарных  государствах бюджетная система  включает 2 звена: центральный бюджет  и местные бюджеты, а в федеративных  государствах – 3 звена: центральный  бюджет, бюджеты членов федерации  и местные бюджеты.

      В соответствии  с законодательством, Кыргызстан  является суверенным, унитарным, демократическим  государством, построенным на началах  правового светского государства, и имеет двухуровневую структуру  бюджетной системы.

   Бюджетная система  Кыргызской Республики - регламентируемая  нормами права система отношений  по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению республиканского  и  местных бюджетов, внебюджетных  фондов, основанная на экономических  отношениях и государственном  устройстве Кыргызской Республики.

      Принцип  единства бюджетной системы Кыргызстана  обеспечивается единой правовой  базой, денежной системой, формами  бюджетной  документации, едиными  бюджетными классификациями, а также  согласованными принципами бюджетного  процесса.

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление  соответствующих видов доходов  и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти и органами местного самоуправления.

      Бюджетная система КР состоит из 2-х звеньев:4 самостоятельных республиканского и местных бюджетов, включаемых в государственный бюджет республики.

      Государственный  бюджет КР представляет собой совокупность республиканского бюджета и местных  бюджетов, и используются для свода  статистических показателей и анализа  показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от общегосударственных  налогов в местные бюджеты. Государственный  бюджет утверждается законодательным  органом власти.

      Республиканский  бюджет – составная и важнейшая  часть государственного бюджета, где  отражены доходы и расходы, которые  осуществляет Правительство КР. Он служит основным финансовым планом государства, утверждаемым Жогорку Кенешем и  имеющим статус республиканского Закона.

      Через республиканский  бюджет мобилизуются финансовые  ресурсы, которые перераспределяются  с целью государственного регулирования  экономического развития страны  и реализации социальной политики  на территории КР.

      Местный  бюджет является частью бюджетной  системы  КР. Он является финансовой  основой  деятельности местных  органов управления. В условиях  рыночной экономики местные  бюджеты  так же, как и республиканский  бюджет, занимают важное место  в экономическом и социальном  развитии регионов.

Местное управление в КР представлено местными администрациями на областных и районных уровнях и органами местного самоуправления. Местная государственная администрация обеспечивает в областях и районах согласованную деятельность, имея для этого местный бюджет. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами, т.е. население, и также располагает местными бюджетами.


Информация о работе Государственный бюджет и его роль в системе государственных финансов