Роль налогов в формировании государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………1
1. Порядок и источники формирования доходной части бюджета…………………………………. 2
1.1.Налоговые платежи как основа формирования доходной части бюджетов всех уровней. Виды и характеристика налогов, действующих на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………………….… 2
1.2. Неналоговые доходы бюджета……………………………………………………………18
1.3. Взаимоотношения между бюджетами разных уровней по линии доходов. Развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации………………………………………… 21
2. Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ………………………..……. 26
2.1. Анализ доходов федерального бюджета за 2007-2009 года…………............................. 26
2.2. Формирование доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ……………………………...…………………………………………………….. 29
3. Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………………………….... 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая(1).docx

— 138.25 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………………………1

1. Порядок и источники формирования  доходной части бюджета…………………………………. 2

1.1.Налоговые платежи как основа  формирования доходной части  бюджетов всех уровней. Виды  и характеристика налогов, действующих  на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………………….… 2

1.2. Неналоговые доходы бюджета……………………………………………………………18

1.3. Взаимоотношения между бюджетами  разных уровней по линии доходов.  Развитие бюджетного федерализма  в Российской Федерации………………………………………… 21

2. Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ………………………..……. 26

2.1. Анализ доходов федерального бюджета за 2007-2009 года…………............................. 26

2.2. Формирование доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов ……………………………...…………………………………………………….. 29

3. Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ………………………………31

Заключение…………………………………………………………………………………………….... 34

Список использованной литературы

 

Введение.

 

Государственное управление, которое  осуществляется в соответствии с  экономической политикой, избранной  властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним  из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное управление. Главным  звеном этой системы является федеральный  бюджет. Именно с помощью финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам  возможность успешно выполнять  возложенные на них функции.

 

Федеральный бюджет является главным  средством мобилизации и расходования ресурсов государства и тем самым  дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

 

Государственная деятельность: управленческая, военная, экономическая, социальная и  другие функции государства –  требует обеспечения финансированием. Наличие и преумножение доходной части федерального бюджета необходимо для успешной реализации финансовой политики государства, расширенного производство и удовлетворения других общественных потребностей. Именно поэтому значение доходов федерального бюджета сложно переоценить.

 

Целью данной курсовой работы является исследование формирования, планирования и исполнения доходной части Федерального бюджета, а так же раскрытие роли налогов в формировании доходной части Федерального бюджета Российской экономики.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

  1. рассмотреть экономическую сущность, содержание доходов федерального бюджета;

 

  1. проанализировать состав и структуру доходов федерального бюджета, их динамику на примере нескольких лет;

 

  1. на основе анализа выявить проблемы, связанные с формированием доходной части федерального бюджета, а также пути их решения.

 

В качестве объекта исследования, проводимого в рамках данной курсовой работы, был рассмотрен Федеральный бюджет РФ за период 2007-2012 гг.

При написании данной работы использовались следующие методы и приемы: диалектический, исторический, абстрактно-логический; монографический; экономико-статистический (приемами которого выступают сравнение, метод абсолютных и относительных величин, средние величины, ряды динамики, балансовый).

В качестве теоретической и информационной основы исследования выступают работы российских ученых, связанных с изучением теории и практики государственных финансов и бюджета, законодательные и нормативные акты Российской Федерации.

 

 

 

 

  1. Порядок и источники формирования доходной части бюджета.

 

1.1.Налоговые платежи как основа формирования доходной части бюджетов всех уровней. Виды и характеристика налогов, действующих на территории Российской Федерации.

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций. Они  выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают  в распоряжение органов власти. Бюджетные  доходы - понятие более узкое, чем  доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней  власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора. Главным материальным источником доходов  бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает  для покрытия финансовых нужд, государство  привлекает национальное богатство. Налоги являются главным методом перераспределения  национального дохода обеспечивающим преобладающую долю доходов бюджета. В условиях перехода на рыночные механизмы  доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации, как и  в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

Таким образом, рассматривая в современных  условиях порядок и источники  формирования доходной части бюджета, следует отметить, что способность  государства поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение  национального дохода зависит от доходов, которыми оно располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность  извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги – основная форма  доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование. [27, с.91].

В соответствии со статьей 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть  первая), принятого Государственной  Думой 16 июля 1998 года, под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

Исторически возникновение налогов  относится к периоду разделения общества на социальные группы и появлению  государства. Государство без налогов  существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов  в условиях господства частной собственности  и рыночных отношений. Налоги включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяйство  и путей оптимизации налоговой  системы относится к числу  важнейших задач экономики государства. Таким образом, налоги имеют решающее значение в доходах бюджетов всех уровней и представляют собой  часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических  и физических лиц, поступающие государству  в заранее установленных законом  размерах и в определенные сроки. [33, с.155].

Налоги, участвуя в перераспределении  новой стоимости - национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства, специфической  формой производственных отношений, которые  формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную  сущность, раскрыть внутреннюю природу  и эволюцию, важнейшие признаки и  особенности, а также механизм воздействия  налогов на производственные отношения  в обществе. Налоги как часть распределительных  отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств  общества, мобилизуемую государством. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в  форме налогов со всего населения  страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена. [27, с.93].

Таким образом, в основе всех налогов  лежит принудительность взимания. Это  один из основных признаков налогов. Другой признак налогов – нет  встречного движения стоимости, его  неэквивалентность. Третий признак  налога – он определен, т.е. заранее, в законодательном порядке фиксируется  объект, субъект и ставка налога. [28, с. 73].

Налоговые доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной  в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально-экономических  мероприятий. Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами закономерностями развития и отличительными формами проявления.

Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся  в процессе изъятия части стоимости  национального дохода в пользу общегосударственных  потребностей. Эти налоговые отношения  как часть финансовых отношений  находятся в постоянном изменении. Налоги - не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую  сущность, внутреннее содержание. В  современных условиях налоги выполняют  две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.

Фискальная функция - основная, характерная  изначально для всех государств. С  ее помощью образуются государственные  денежные фонды, т.е. материальные условия  для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения  части стоимости национального  дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. Фискальная функция налогов создает объективные  предпосылки для вмешательства  государства в экономические  отношения, т.е. она обусловливает  регулирующую функцию.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов  оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, усиливая или  ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос  населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней  в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства  национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Рост производительных сил в  условиях НТР вызывает потребность  государственного вмешательства в  производственный процесс. Это подняло  на новую ступень налоговое регулирование. С расширением обложения доходов  главными налоговыми объектами становятся доходы населения и прибыль предприятий, а главными субъектами - физические и юридические лица. Во-первых, налоги влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать  производству или тормозить его. Во-вторых, размер налогов определяет уровень оплаты труда. В-третьих, от налогов зависит соотношение  между издержками производства и  ценой товаров и услуг. [27, с.95].

Таким образом, налоговое регулирование  является одной из форм управления рыночной экономикой. Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы  налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой  системой. Вводя налоги, государство  преследует следующие цели:

  1. изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу. Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления.
  2. воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения, что достигается путем стимулирования или сдерживания их темпов, усиления или ослабления накопления капитала, возрастания или снижения платежеспособного спроса населения. Таким образом, проявляется регулирующая функция налогов.

Экономический механизм системы налогообложения  может достигнуть поставленной цели в случае создания равных экономических  условий для всех предприятий  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий  в получении большего дохода через  использование таких элементов  налога, как ставки, льготы, сроки  уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и  услугами потребительского рынка, ускорение  научно-технического прогресса, обеспечения  насущных социальных потребностей населения. [22, с.35].

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из Налогового Кодекса  Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных  законах о налогах и (или) сборах. Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также определяет общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации:

Информация о работе Роль налогов в формировании государственного бюджета