Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:42, курсовая работа
Анализ закономерностей развития финансов в различных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии этих общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличии от таких стоимостных категорий, как например деньги, кредит, фонд оплаты труда и других, финансы органически связаны с функционированием государства. Однако общие признаки всех финансовых отношений не исключают определенные различия между ними.
Введение
Глава I. Экономическая сущность и значение финансов
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
1.2. Роль финансов в решении социальных проблем. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения в Кыргызстане.
Глава II. Финансовая система Кыргызской Республики
2.1. Общая характеристика финансовой системы КР
2.2. Принципы построения финансовой системы КР
2.3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской
Республики. Перспектива развития на 2013-2015 гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:
- повышение общего уровня жизни населения;
-
достижение социальной
-
обеспечение прожиточного
-
стимулирование трудовой и
-
привлечение всех
Рассмотрим динамику основных показателей доходов населения Кыргызской
Республики.
Таблица 1
Динамика средней номинальной заработной платы
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Кыргызская Республика |
3970 |
5378 |
6161 |
7189 |
9304 |
10566 |
Г. Бишкек |
5173 |
6958 |
8041 |
9 351 |
11336 |
- |
Джалал-Абадская область |
3243 |
4467 |
5166 |
5 986 |
8149 |
- |
Иссык-кульская область |
5063 |
6761 |
8538 |
9 676 |
13667 |
- |
Нарынская область |
3009 |
4474 |
4741 |
5 770 |
8445 |
- |
Баткенская область |
2656 |
3703 |
4012 |
4 651 |
6531 |
- |
Ошская область |
2169 |
2981 |
3279 |
3 719 |
6419 |
- |
Таласская область |
2554 |
3590 |
4412 |
5 155 |
7036 |
- |
Чуйская область |
3611 |
4499 |
4862 |
5 736 |
7207 |
- |
Как
видно из таблицы 2, рост заработной
платы за анализируемый период произошел
в среднем в 3 раза. Для оценки
достаточности размера
Таблица 2
Динамика минимального потребительского бюджета
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Кыргызская Республика |
799.3 |
1097,1 |
1205,3 |
4390,02 |
4341,15 |
Г. Бишкек |
839,6 |
1056,0 |
1239,7 |
4466,82 |
4406,23 |
Джалал-Абадская область |
599,3 |
847,3 |
1104,3 |
4509,84 |
4433,35 |
Иссык-кульская область |
830,9 |
970.1 |
1145,6 |
4126,95 |
4050,65 |
Нарынская область |
740.7 |
903,2 |
1080,9 |
4148,31 |
4130,35 |
Баткенская область |
571,3 |
756,3 |
998,4 |
4034,21 |
4209,64 |
Ошская область |
585,5 |
795,5 |
1024,4 |
4253,44 |
4228,03 |
Таласская область |
662,2 |
899.1 |
1029,9 |
4090,82 |
3999,11 |
Чуйская область |
837,8 |
1133,1 |
1165,2 |
4288,63 |
4213,83 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что размер минимального потребительского бюджета за анализируемый период рос более быстрыми темпами по сравнению с размером средней заработной платы.
Вариации размера заработной платы широка в разрезе регионов: от самой минимальной 6419с в Ощской области до 13667с в Иссык-кульской области по данным за 2011 год.
Из выше приведенного анализа вытекает
вывод: заработная плата большинства
населения республики не покрывает
минимальный потребительский
Кроме того, вариации доходов в разрезе регионов республики, как было отмечено выше, тоже высока, потому и здесь нужно бюджетное вмешательство, выражающееся в выравнивании доходов населения путем перераспределения через налоги, пособи и другие финансовые инструменты.
В условиях рыночных отношений государственное регулирование главного источника денежных доходов граждан - заработной платы - может осуществляться только с помощь финансовых рычагов. Инструментом такого регулирования в первую очередь выступают налоги. В 1991 г. в нашей стране был введен принципиально иной по сравнению с прежним налоговый механизм, призванный обеспечивать оптимальную долю оплаты труда в общем объеме создаваемого дохода. Суть этого механизма заключалась в том, что затраты, связанные с оплатой труда, можно было включать в себестоимость продукции, работ и услуг только в объеме, разрешенном правительством. Превышение допускаемого объема относилось на прибыль и облагалось налогом на общих основаниях. Аналогичный порядок сохранен и в новом налоговом законодательстве Кыргызстана.
Налоговый механизм 1991 г. знаменовал собой определенный шаг вперед в деле финансового регулирования денежных доходов населения. И все же он нес на себе яркий отпечаток переходного периода, олицетворял во многом справедливое недоверие государства к заинтересованности трудовых коллективов в достижении высоких хозяйственных результатов. Потому потребовалось дальнейшее развитие системы налоговых платежей предприятий, направленное на снятие необоснованных ограничений роста оплаты труда. В условиях преобладания собственности трудовых коллективов на имущество своих предприятий наилучшей формой налогового регулирования, не препятствующей обоснованному увеличению заработков, является налогообложение валовых доходов. В том случае завышение заработков не уменьшает доходов государства, а лишь отрицательно отразится на перспективах развития самого предприятия.
Отрицательное регулирующее воздействие на доходы граждан оказывают косвенные налоги и прежде всего налог на добавленную стоимость. Здесь происходит индифферентное к социальному и материальному положению отдельных групп населения всеобщее изъятие их доходов в бюджет через потребительские цены. Преобладание таких налогов должно занимать по возможности короткий период, ибо то приводит к резкому снижению благосостояния граждан - в первую очередь малообеспеченных. Последних не защищает даже специальные целевые дотации, выплачиваемые из бюджета.
Финансовое воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственно налогообложение физических лиц. Начина с 2000г. в нашей стране применяется прогрессивная шкала подоходного налога. Прогрессия ставок строится с таким расчетом, чтобы предотвратить естественное для большей части граждан стремление к наращиванию своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного уровня. Для успешной реализации того принципа государство должно точно определить тот уровень дохода физических лиц, с которого начинает стартовать и нарастать прогрессия налоговых ставок. Нарушение того правила грозит массовым уклонением от уплаты налогов, потерей заинтересованности населения в высоких результатах труда, снижением деловой активности. К такому выводу на основе изучения опыта стран с развитой рыночной экономикой пришел известный американский экономист А. Лэффер, автор популярной на Западе теории "экономии предложений".
Недостатком действующей в нашей стране системы налогов с физических лиц является ее громоздкость, не оправдана для рыночных условий дифференциация в подходе к различным источникам и способам получения личного дохода. В истинно рыночных условиях финансовое регулирование не должно вторгаться в сферу способа получения дохода и тем более в сферу выбора профессии и рода занятий.
В действующей системе
Помимо налогов, которые сами по себе не является источником повышения жизненного уровня населения, а лишь создает при определенных условиях предпосылки для его роста, имеется другой важный канал, через который осуществляется непосредственное участие финансов в повышении благосостояния граждан. Это общественные фонды потребления. Они используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий и предоставление различных льгот. Общественные фонды потребления выступают финансовой базой реализации конституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере. Специфика распределения благ через общественные фонды потребления заключается в его целевом характере, т.е. в непосредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.
В отличие от налогового регулирования
механизм общественных фондов потребления
позволяет обществу непосредственно
воздействовать на структуру потребительских
расходов граждан в интересах
выравнивания социально-экономического
положения различных категорий
населения. Размеры выплат и льгот
из общественных фондов потребления
не только является важной составной
часть совокупного
В условиях свободной экономики рост благосостояния граждан будет предопределяться в первую очередь резким повышением стоимости рабочей силы на рынке труда, значительным расширением доходов от различных форм коллективной и частной собственности. При таких обстоятельствах сфера бесплатных услуг и всякого рода льгот станет неизбежно сужаться за счет расширения платного социального обслуживания. В результате оплата труда и другие формы доходов от активной деятельности будут все более превалировать, в то время как общественные фонды потребления будут все более выступать в роли источника, используемого на содержание социально незащищенных и малообеспеченных категорий граждан.
В целях регулирования финансовых процессов в любом государстве организуется финансовая система. Как мы уже говорили выше финансовая система - это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансовую систему Кыргызской Республики (КР) обобщенно можно представить в виде двух важнейших частей - децентрализованных финансов и централизованных финансов.
Децентрализованные финансы - это фонды денежных средств предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, а также и отраслей. Они охватывают экономические отношения, на основе которых формируются и используются такие децентрализованные фонды денежных средств, как фонд возмещения, фонд накопления, резервные фонды, страховые фонды, фонд заработной платы, специальные фонды.
Информация о работе Экономическая сущность и значение финансов