Экономическая сущность и значение финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Анализ закономерностей развития финансов в различных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии этих общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличии от таких стоимостных категорий, как например деньги, кредит, фонд оплаты труда и других, финансы органически связаны с функционированием государства. Однако общие признаки всех финансовых отношений не исключают определенные различия между ними.

Содержание работы

Введение

Глава I. Экономическая сущность и значение финансов
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
1.2. Роль финансов в решении социальных проблем. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения в Кыргызстане.

Глава II. Финансовая система Кыргызской Республики
2.1. Общая характеристика финансовой системы КР
2.2. Принципы построения финансовой системы КР
2.3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской
Республики. Перспектива развития на 2013-2015 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Соронкулов Айдар УБ.docx

— 145.19 Кб (Скачать файл)

Страхование является частью категории  финансов, и оно относится к  сфере перераспределительных отношений.

Страхование представляет собой особую сферу перераспределительных отношений  по поводу формирования и использования  целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.

По экономической сущности страхование  является одним из стратегических секторов экономики, призванных обеспечить социально-экономическую  стабильность в обществе. Развитие общественного производства предполагает создание страховых фондов.

Таким образом финансовая система Кыргызской Республики является важнейшим элементом экономики страны, ее можно сравнить с кровеносной системой организма. Как и в организме, сбой в какой-нибудь сфере финансовой системы повлечет за собой изменения в других сферах финансовой системы.

В связи с чем проблема организации  четкого функционирования финансовой системы КР, ее модернизации и совершенствования является актуальной задачей. Слаженная работа финансовой системы деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т.п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах; они глубоко волнуют каждого из нас.

 

2.2 Принципы построения финансовой системы КР

 

Принципы построения финансовой системы предполагают:

  • экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;
  • формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;
  • взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;
  • доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

В основе построения финансовой системы  положены следующие принципы:

1) Принцип единства:

  • Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.
  • Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы.
  • Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны - бюджетом.

2) Принцип функционального назначения  отдельных элементов финансовой  системы, который выражается в  том, что каждому звену финансовой  системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции,  а управление финансовыми отношениями  в этих звеньях осуществляют  определенные органы управления.

К принципам построения финансовой системы КР относится принципы единства, разграничения доходов и расходов между уровнями финансовой системы, системы самостоятельности финансов и гласности7.

Основополагающие принципы бюджетного устройства закрепляются Конституцией Кыргызской Республики и специальным  законодательством.

Принцип единства финансовой системы  Кыргызстана обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, формами  бюджетной документации, едиными  бюджетными классификациями, а также  согласованными принципами бюджетного процесса.

Разграничение доходов и расходов между уровнями финансовой системы  означает закрепление соответствующих  видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности финансов обеспечивается наличием собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня и правом определять направление  и их использование, и расходование в соответствии с законодательством  КР.

Принцип гласности в финансовой деятельности обеспечивается, во-первых, открытым всесторонним обсуждением  бюджетов на предстоящий год и  итогов исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкретных показателей бюджетов итогов их исполнения.

Изменение принципа построения их финансовых систем предполагает:

  • экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней в государстве: раздельное формирование на нормативной основе, утверждение и исполнение;
  • взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства осуществляется по совместному соглашению;
  • укрепление доходной части местных бюджетов;
  • для общих республиканских, межрегиональных программ и мероприятий создаются целевые бюджетные фонды;
  • возобновляется (после почти 30-летнего перерыва) система субвенций, носящих строго целевой характер. Субвенции выдаются на компенсацию недополученных доходов в связи с неравномерностью распределения доходов между регионами (вместо существовавших ранее обезличенных дотаций);
  • определяется (по совместному соглашению) передача финансовых ресурсов в специальные фонды на договорной основе.

2.3. Финансовая система  и социально-экономическое развитие  Кыргызской Республики

 

В экономике переходного периода  на стадии становлении рыночных механизмов весьма существенно возрастает роль финансового рынка, финансовой системы  в регулировании социально-экономических  процессов в обществе, которое  осуществляется с помощью различных  экономических рычагов.

В силу своей распределительной  природы, финансы обладают большими возможностями воздействия на факторы  производства и весь воспроизводcтвенный процесс в целом. Каждая сфера и отдельно взятое звено финансовой системы являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья финансовой системы функционируют относительно самостоятельно, но при этом им необходимо информировать друг друга об изменениях в своей области.

 Сферы и звенья финансовой  системы отличаются степенью  сложности и разветвленности  отдельных элементов. Например: для  бюджетной сферы характерна система  из многих видов налогов, наличие  разнообразных направлений использования  средств и методов финансирования. На предприятиях и организациях  определяется отношение между  отдельными формами денежных  накоплений, распределяется прибыль,  формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.

С переходом к рыночным отношениям возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) стремится влиять на уровень  обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные  процессы: ускоренную амортизацию, бюджетное  финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования  и др.

Целью финансовой политики в Кыргызстане, разработанной в современных  условиях, является достижение более  высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения  эффективности общественного производства. Социальная направленность государственной  политики проявляется не только в  изыскании возможности увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе  к главной цели экономической  политики. Уровень жизни выступает  теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру  использования финансовых ресурсов.

Об успехе реформ, прежде всего, будут  судить по уровню жизни населения. По данным исследования уровня жизни, проведенного под эгидой Всемирного Банка, в Кыргызской Республике более 60% населения находятся  ниже черты бедности.

Основной задачей государства  при реализации стратегии устойчивого  человеческого развития является повышение  благосостояния населения. Борьба с бедностью - одна из самых приоритетных задач в рамках этой стратегии.

Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики в 2009-2012 годах происходило в условиях усиления воздействия продолжающегося мирового финансового кризиса на экономику страны и ее зависимость от внешних и внутренних факторов возросла. Причем, негативное влияние внутриполитических событий на экономику страны в 2010 году оказалось более значимым, чем воздействие мирового кризиса 2008-2009 годов, а 2011 год стал годом восстановительных процессов в экономике после разрушительных событий в апреле и июне 2010 года.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Динамика  показателей социально-экономического

развития  Кыргызской Республики за 2009-2012 годы (в %)

 

 

Показатели

2009 г. 

2010 г. 

2011 г. 

2012

Темпы реального роста ВВП

102,9

99,5

105,7

108.2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

107,0

97,4

102,3

101.2

Промышленность

93,6

109,8

111,9

120.2

в том числе:

       

горнодобывающая промышленность

104,7

99,6

124,6

130.7

обрабатывающая промышленность

92,2

110,1

109,8

127.2

производство и распределение  электроэнергии,     

газа и воды

98,7

111,0

122,4

105.2

Строительство

122,1

81,5

96,1

101.3

Инвестиции в основной капитал

130,8

90,8

93,4

114.9

Услуги

102,2

99,1

105,6

106.1

Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года

100,0

119,2

105,7

107.5


 

В 2009 году, в условиях негативного воздействия мирового финансового кризиса на экономику страны, удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и на фоне резкого падения совокупного спроса сохранить положительные темпы экономического роста на уровне 2,9%. Экономическая ситуация в течение года складывалась неоднозначно. Особенно тревожной она была в первом полугодии, когда отмечалось снижение уровня ВВП (с февраля по июнь падение составило на уровне 1-3%). Однако, уже со второго полугодия обозначились устойчивые тенденции к постепенному оздоровлению экономики страны после кризиса, с реальным ростом ВВП на уровне 0,4%-2,9%.

В результате проведения согласованной  денежно-кредитной и бюджетной  политики уровень инфляции по итогам 2009 года сложился на нулевой отметке. Цены на потребительские товары и  услуги остались без изменений по сравнению с декабрем 2008 года. В  отдельных странах мира дефляционный процесс оказался гораздо глубже, например, в США (-2,7%), Японии (-1,7%), в странах Евросоюза (-2,2%). В отдельных странах СНГ этот показатель составил: в Казахстане (6,2%), Азербайджане (0,7%), Молдове (0,4%), России (8,8%), Таджикистане (5,0%).

Основными факторами, повлиявшими  на инфляционные процессы, стали снижение цен на товары первой необходимости, такие как мука, хлеб, масла и  жиры, молочные продукты, овощи и  фрукты, а также предпринимаемые  Правительством Кыргызской Республики и Национальным банком Кыргызской Республики антиинфляционные меры.

2010 год, наполненный трагическими событиями, стал временем испытаний на прочность и обозначил новую веху в истории развития Кыргызстана, экономической системы страны. Пессимистичные ожидания после апрельских и июньских событий уже к сентябрю уступили место более позитивным прогнозам.

Главным результатом 2010 года стало  преодоление непредсказуемого «обвала» экономики страны на фоне последствий  политических событий в апреле и  июне 2010 года. И, несмотря на глубокие потрясения, благодаря усилиям Правительства Кыргызской Республики, реальное сокращение объема экономики в 2010 году оказалось умеренным и составило лишь 0,5%. К числу основных факторов, которые негативно повлияли на  показатели экономического роста в отчётном периоде, надо отнести: а) напряжённость социально-политической ситуации, особенно в южных регионах страны; б) сокращение совокупного спроса; в) отток капитала из страны, спровоцированного нестабильной ситуацией в республике; г) прямое разрушение и простои предприятий из-за событий в апреле и июне на юге страны; д) сложности с поставками ГСМ и рост цен на них; е) закрытие границы с Казахстаном и Узбекистаном.

Информация о работе Экономическая сущность и значение финансов