Экономическая сущность и значение финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Анализ закономерностей развития финансов в различных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии этих общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличии от таких стоимостных категорий, как например деньги, кредит, фонд оплаты труда и других, финансы органически связаны с функционированием государства. Однако общие признаки всех финансовых отношений не исключают определенные различия между ними.

Содержание работы

Введение

Глава I. Экономическая сущность и значение финансов
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
1.2. Роль финансов в решении социальных проблем. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения в Кыргызстане.

Глава II. Финансовая система Кыргызской Республики
2.1. Общая характеристика финансовой системы КР
2.2. Принципы построения финансовой системы КР
2.3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской
Республики. Перспектива развития на 2013-2015 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Соронкулов Айдар УБ.docx

— 145.19 Кб (Скачать файл)

По данным Нацстаткомитета КР за 2012 год сложился отрицательный реальный рост ВВП на уровне 0,9%, что ниже уровня 2011 года на 6,9 процентных пункта, а номинальный объем ВВП сложился на уровне 304,4 млрд. сомов. Снижение темпов экономического роста обусловлено сокращением промышленного производства на предприятиях по разработке месторождения «Кумтор».

Реальный рост экономики без  учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» составил 5,0% (рост на 6,3% в 2011 году) в результате роста  производства в промышленности (без  Кумтор) (на 6,1%), услуг (на 6,1%), строительстве (на 17,3%), сельском хозяйстве (на 1,2%).

Индекс потребительских цен  в 2012 году к декабрю прошлого года составил 7,5% (за 2011 год к декабрю 2010 года 5,7%).

Индекс потребительских цен  к соответствующему периоду прошлого года составил 2,8% (в 2011 году к 2010 году 16,6%).

Учетный курс доллара увеличился на 1,97% по отношению к концу декабря 2011 года и на конец декабря 2012 года составил 47,4012 сом/доллар США.

По итогам 2012 года производство промышленной продукции в реальном выражении  снизилось на 20,2% (рост на 11,9% в 2011 году). В промышленности без учета Кумтора рост произошел на 6,1% (рост на 18,8% в 2011 году) за счет роста в энергетическом секторе - на 5,2% и горнодобывающей промышленности - на 22,5%. В обрабатывающей промышленности  наблюдался спад - на 27,2%.

В сфере услуг в 2012 году реальный рост составил 6,1% (рост на 8,7% в 2011 году). Рост услуг торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного пользования составил 11,1%, при этом рост розничной торговли (кроме торговли автомобилями и моторным топливом) составил 7,9%.

Услуги гостиниц и ресторанов в 2012 году увеличились на 11,9% (рост на 15,4% в 2011г.).

Услуги почтовой и электрической  связи в 2012 году увеличились на 9,2% по сравнению с 2011 годом, тарифные доходы составили 20 901,7 млн.сом.

Услуги перевозок пассажиров в 2012 году выросли на 6,3%. Объем грузов, перевезенных всеми видами транспорта, увеличился на 4,5% (рост на 2,3% в 2011г.).

За 2012 год объем продукции сельского  хозяйства, охоты и лесного хозяйства  составил 167 505,3 млн. сомов, рост на 1,2% (рост на 2,0% в 2011 г.).

За 2012 год уровень освоения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличился на 21,5%, по сравнению с 2011 годом (спад на 3,1% в 2011 году). За отчетный период фактически освоено 62 625,0 млн. сомов инвестиций в основной капитал.

Общий объем валовой продукции  строительства за 2012 год составил 54 625,0 млн. сомов с ростом на 17,3% (рост на 2,5% в 2011 году).

Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2012 года составила 60,4 тыс. человек и  снизилась по сравнению с 2011 годом  на 1,2% (снижение на 3,7% в 2011 году).

Реальный рост среднемесячной заработной платы за январь – ноябрь 2012 года составил 15,9%, в номинальном выражении  среднемесячная заработная плата сложилась на уровне 10566 сомов.

Внешнеторговый оборот за январь –  ноябрь 2012 года составил 6307,0 млн. долл. США и увеличился по сравнению  с январем – ноябрем 2011 года на 13,1%, в том числе, импорт – 4825,0 млн. долл. США (увеличение на 27,6%). Экспорт  составил 1482,0 млн. долл. США и снизился на 17,4% по сравнению с прошлым  периодом в результате сокращения поставок золота.

В связи с опережающим ростом объемов импорта над экспортом  отрицательное сальдо торгового  баланса составило 3343,0 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным  периодом 2011 года почти в 1,7 раза.

В среднесрочной  перспективе (2013-2015 годы) главными целями экономической политики будут закрепление наметившихся позитивных тенденций в социально-экономическом развитии, упреждение ожидаемых проблем и обеспечение устойчивого экономического роста в среднем на 7,4% в год.

Среднесрочные целевые макроэкономические показатели будут достигаться через  реализацию крупных национальных проектов, эффективное управление государственными активами страны, реформирование системы  государственного регулирования для  стимулирования всех отраслей экономики.

При оценке среднесрочных макроэкономических показателей были учтены следующие  факторы:

  1. Внешние благоприятные предпосылки и условия:
  • сдержанные показатели уровня инфляции в странах, основных торговых партнёрах Кыргызской Республики в России 4-5%, Казахстане 6-8%;
  • прогнозируемый рост цен на золото на уровне 1750-2000 долл.США за 1 унцию;
  • умеренный рост цен на нефтепродукты - Urals (100-105 долл.США за баррель (по данным Министерства экономического развития Российской Федерации);
  • сохранение объемов экспорта нефтепродуктов (Россия) и зерна (Казахстан) на уровне 2011 года за счет роста объемов производства в этих странах (за счет позитивных ожиданий урожая в России - производство зерна увеличится в среднем за данный период на 15%), умеренное снижение добычи нефти в 2011 году стабилизируется в 2012-2014 годах на уровне 500-506 млн. тонн в год и в Казахстане производство зерна составит 16-16,5 млн. тонн).
  1. Внешние неблагоприятные факторы/риски:
  • снижение мировой экономики с учетом кризисных проявлений, соответственно в странах, основных торговых партнерах Кыргызской Республики (Россия, Казахстан) в сторону снижения;
  • рост мировых цен на продовольственные товары (по данным продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных наций, цены на продовольственное сырье в средне- и долгосрочный период будут оставаться относительно высокими в течение примерно следующего десятилетия. Согласно Сельскохозяйственному прогнозу 2011 года ОЭСР и ФАО мировые цены на рис, пшеницу, кукурузу и масличные культуры за пятилетний период 2015/16-2019/20 годов в реальном выражении будут выше на 40%, 27%, 48% и 36%, чем за предыдущий пятилетний период);
  • рост мировых цен на нефтепродукты на фоне нарастания политической напряжённости вокруг ядерной программы Исламской Республики Иран (международное сообщество обеспокоено угрозами Ирана перекрыть важный маршрут поставок нефти в ответ на нефтяное эмбарго стран Евросоюза. Иран - пятый производитель нефти в мире, на его долю приходится 5% всей мировой добычи нефти. Поэтому если Иран – в ответ на введение против него международных санкций – перекроет Ормузский пролив, через который осуществляется свыше трети всех танкерных перевозок нефти в мире, цена может подскочить выше. Перекрытие пролива - основной риск для стабильности мировой экономики);
  • введение в действие условий действия Таможенного союза;
  • неопределенность условий торговли со странами - основными торговыми партнерами (электроэнергия, газ).
  1. Внутренние благоприятные предпосылки и условия:
  • укрепление тенденции социально-экономического развития в стране;
  • восстановление макроэкономической стабильности;
  • умеренный рост внутренних потребительских цен (в среднем на 9-10%);
  • сдерживание резких колебаний обменного курса инструментами денежно-кредитной политики;
  • повышение привлекательности бизнес–среды через сокращение государственного вмешательства в экономику;
  • привлечение и продвижение прямых иностранных инвестиций в крупные национальные проекты (горнодобывающая, металлургическая отрасли, электроэнергетика, транспорт и связь);
  • ввод новых месторождений по добыче золота;
  • ежегодное предоставление льготных кредитов сельскохозяйственным производителям через программу «Доступные кредиты фермерам» (в размере 1 -2 млрд. сомов);
  • улучшение продуктивности скота и урожайности сельскохозяйственных культур (создание 7 племенных и 7 семеноводческих хозяйств);
  • запуск программы по ипотечному кредитованию;
  • сохранение динамики роста поступлений от мигрантов (в пределах 20 - 30%).
  1. Внутренние неблагоприятные факторы/риски:
  • затяжной процесс ожиданий со стороны иностранных инвесторов;
  • природно-климатический фактор, который может оказать негативное воздействие на развитие АПК и энергетики;
  • вероятность инфляционных всплесков из-за сезонных колебаний на продовольственные товары (фрукты, овощи, мясная и молочная продукция);
  • отсутствие среднесрочной тарифной политики на электро- и тепло- энергию.

Прогнозируется, что уровень инфляции в этот период не превысит однозначного уровня, в пределах 9-7%. Такой прогноз  основывается на предположении, что  Правительство Кыргызской Республики продолжит проведение согласованной  денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политики, направленной на укрепление тенденций макроэкономической стабильности. При этом, основной целью денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики останется достижение и поддержание стабильности цен.

В основе прогнозируемого уровня инфляции заложены следующие предпосылки  и условия: (а) замедление роста мировых  цен на продовольствие и умеренный  рост внутренних потребительских цен; (б) умеренный рост цен на нефтепродукты - Urals до 105 долл. США за 1 баррель; (в) сдерживание резких колебаний обменного курса инструментами денежно-кредитной политики; (г) умеренный рост тарифов на коммунальные услуги; (д) умеренные инфляционные ожидания населения и (е) государственное регулирование потребительских цен в случае их резких колебаний в краткосрочном периоде.

Несмотря на прогнозируемый умеренный  рост цен на некоторые группы продовольственных  товаров, в среднесрочной перспективе  цены на важные продукты питания все еще могут остаться на относительно высоких уровнях. Помимо фактора сохранения зависимости от внешней ценовой конъюнктуры, внутренняя ценовая ситуация будет предопределяться во многом такими факторами, как структурные реформы сельскохозяйственного сектора, повышение производственного потенциала и конкурентоспособности отечественных товаров, изменения во внешнеэкономической позиции страны, в том числе в связи с процессом вступления в Таможенный Союз, баланс между спросом и предложением товаров и услуг, административно устанавливаемые тарифы.

Основными факторами, которые будут  влиять на состояние платежного баланса  Кыргызской Республики в среднесрочном  периоде, будут: (а) сохраняющиеся тенденции  отрицательного сальдо торгового баланса; (б) объем трансфертов трудовых мигрантов, влияющий на размер сальдо счета текущих  операций; (в) уровень ликвидности  и безопасность резервных активов; (г) объем международных резервов, который планируется поддерживать на уровне покрытия не менее 3 месяцев  критического объема импорта товаров  и услуг.

Целями налоговой политики являются обеспечение полноты поступления  налогов и создание эффективной  системы управления, отвечающей общественным приоритетам. Основными направлениями  будут: (а) совершенствование системы  налогового и таможенного администрирования; (б) создание механизмов выравнивания налоговой нагрузки (анализ и выработка  рекомендаций по сокращению налоговых  и таможенных льгот); (в) модернизация налоговой и таможенной служб посредством внедрения автоматизированной информационной системы таможенной службы, включающей систему электронной подачи таможенных деклараций, облегчающую обмен информацией между участниками ВЭД и таможенными органами, а также внедрение автоматизированной информационной системы налоговой службы для подачи налоговой отчетности в электронной форме и современные технологии в налоговое администрирование для упрощения процедур исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств; (г) оптимизация налоговых и таможенных процедур; (д) обеспечение прозрачности и повышение эффективности деятельности контролирующих органов.

В результате прогнозируется рост объемов налоговых  поступлений в 2013-2015 годах на 17,8% в среднем за год, в объеме ВВП  доля налоговых поступлений составит в 2013 году 20,9% и 21,7% в 2015 году.

Устойчивый экономический рост, прогнозируемый в 2013-2015 годы на уровне 7,4% в среднем за год, будет поддерживаться со стороны всех секторов реальной экономики, формирующих ВВП страны.

Таблица 5

Реальные  вклады секторов производства ВВП на 2013-2015 годы (%)

 

 

2013 г. прогноз

2014 г. прогноз

2015 г. прогноз

средний удель-ный вес на 2013-

2015 гг.

средний темп роста на 2013-

2015 гг.

вклад в прирост ВВП на 2013-

2015 гг.

1.Промышленность

           

       удельный вес в структуре ВВП

18,1

17,0

16,1

17,1

 

0,8

       темпы реального роста, %

104,9

104,5

104,4

 

104,6

 

2.Сельское хозяйство

           

       удельный вес в структуре ВВП

17,3

16,9

16,5

16,9

 

0,7

        темпы реального роста, %

104,2

104,2

104,2

 

104,2

 

3.Строительство

           

       удельный вес в структуре ВВП

6,8

7,7

8,5

7,7

 

1,5

       темпы реального роста, %

124,3

124,2

120,2

 

122,9

 

4.Услуги

           

      удельный вес в структуре ВВП

46,4

46,9

47,5

46,9

 

3,5

      темпы реального роста, %

108,0

107,3

107,1

 

107,5

 

5.Налоги на продукты и импорт

           

        удельный вес в структуре ВВП

11,4

11,4

11,4

11,4

 

0,9

             

Темпы реального роста ВВП,%

107,6

107,4

107,2

 

107,4

7,4

Дефлятор ВВП

106,4

108,3

108,0

 

107,6

 

Информация о работе Экономическая сущность и значение финансов