Эмиссия корпоративных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг - неотъемлемая часть общественно-экономической жизни современной России: события, происходящие в этой сфере, неразрывно связаны с процессом развития национальной экономики и вызывают интерес, как со стороны узкого круга профессионалов, так и среди населения.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Содержание работы

Введение
1 Экономическая сущность и значение эмиссии ценных бумаг
1.1 Общая характеристика и структура российского рынка корпоративных ценных бумаг
1.2 Понятие, процедура и этапы эмиссии ценных бумаг
1.3 Классификация и виды эмиссии корпоративных ценных бумаг
2 Анализ выпуска и размещения ценных бумаг
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Эмиссия акций: понятие, характеристика видов, определение стоимости, цели и риски, способы размещения
2.3 Эмиссия облигаций: понятие, характеристика видов, цель выпуска, этапы
2.4 Роль профессиональных участников рынка ценных бумаг в первичном размещении акций и облигаций (андеррайтинг)
3 Государственное регулирование эмиссии ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Эм. корпор. цб..doc

— 558.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Экономическая сущность и значение эмиссии ценных бумаг

 

1.1 Общая характеристика и структура российского рынка корпоративных ценных бумаг                                                                    

5

1.2 Понятие, процедура и этапы эмиссии ценных бумаг                             

10

1.3 Классификация и виды эмиссии  корпоративных ценных бумаг

15

2 Анализ выпуска и размещения ценных бумаг

 

2.1 Характеристика предприятия

21

2.2 Эмиссия акций: понятие, характеристика  видов, определение стоимости, цели и риски, способы размещения

26

2.3 Эмиссия облигаций: понятие, характеристика видов, цель выпуска, этапы

30

2.4 Роль профессиональных участников  рынка ценных бумаг в первичном размещении акций и облигаций (андеррайтинг)

34

3 Государственное регулирование эмиссии ценных бумаг

42

Заключение

49

Список использованных источников

52

Приложения

54


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рынок ценных бумаг - неотъемлемая часть общественно-экономической жизни современной России: события, происходящие в этой сфере, неразрывно связаны с процессом развития национальной экономики и вызывают интерес, как со стороны узкого круга профессионалов, так и среди населения.

 В соответствии с Гражданским  Кодексом РФ ценной бумагой  является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.[1]

Первичный рынок — рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг. Основными его участниками являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной и оборотный капитал, определяют предложение ценных бумаг на фондовом рынке. Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на ценные бумаги. Именно на первичном рынке осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. Но первичный рынок не только обеспечивает расширение накопления в масштабе национальной экономики. На первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по отраслям и сферам национальной экономики. Критерием этого размещения в условиях рыночной экономики служит доход, приносимый ценными бумагами. Это означает, что свободные денежные средства направляются в предприятия, отрасли и сферы хозяйства, обеспечивающие максимизацию дохода. Первичный рынок выступает средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики, поддерживает пропорциональность хозяйства при сложившемся в данный момент уровне прибыли по отдельным предприятиям и отраслям.

Практически все российские крупные предприятия являются открытыми акционерными обществами, акции которых размещены среди широкого круга лиц. Актуальностью выбранной темы является недостаточное изучение процесса эмиссии ценных бумаг.

Объект исследования – это общая структура рынка корпоративных ценных бумаг.

Предмет исследования – процедура эмиссии корпоративных ценных бумаг на примере ОАО «ГАЗПРОМ».

Целью исследования является изучение механизма, обеспечивающего управление капиталом в процессе эмиссий.

Информационная база работы:

- периодические издания («Рынок  ценных бумаг», «Эксперт», «Коммерсантъ»);

- официальные документы в виде  кодексов законов, законодательных и других нормативных актов (Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» и др.);

- статистические источники (информационная  компьютерная база «АКМ - Анализ, консультации, маркетинг»);

- отчетность предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА  РОССИЙСКОГО РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ  ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Развитие рынка корпоративных акций в течение периода 2007-2008 гг. базировалось, прежде всего, на положительных сдвигах в нефинансовом секторе экономики и благоприятных перспективах ориентированных на экспорт эмитентов.

В числе наиболее существенных причин изменения рыночной динамики в 2011 г., по-видимому, можно назвать неустойчивую конъюнктуру мирового финансового и сырьевого рынков, а также углубившийся разрыв между рыночными ожиданиями и фактическими темпами структурной реформы российской экономики, в ходе которой должны были укрепиться позиции на рынке крупнейших российских эмитентов и появиться новые эмитенты.

В динамике основных рыночных показателей в 2011 г. можно выделить три периода. В течение первого из них отмечалось уменьшение оборотов торгов на фоне роста котировок. Спрос превышал предложение, инвесторы ожидали дальнейшего подъема котировок. Во второй период наблюдались разнонаправленные изменения котировок и рост оборотов торгов. Основной причиной колебания котировок, было, начало реструктуризации компаний - основных эмитентов. И, наконец, в рамках третьего периода сформировалась устойчивая тенденция к снижению котировок при довольно больших оборотах торгов. В целом за год индекс ММВБ снизился на 28,61 пункта, или на 15,7%, индекс РТС - на 36,02 пункта (на 20%) [28, с. 2].

Особенностью конъюнктуры рынка акций в конце года явилась активизация торговли привилегированными акциями основных российских эмитентов, проявившаяся в увеличении оборотов и более значительном росте котировок по сравнению с обыкновенными акциями этих же компаний. Такой рост активности в узком спектре операций с привилегированными акциями мог быть вызван не столько действием конъюнктурных факторов, сколько интересами собственников данных инструментов, по которым (в отличие от обыкновенных акций) гарантируется первоочередное право получения дивиденда по фиксированной ставке.

Наиболее привлекательными российскими акциями в рассматриваемый период оставались акции энергетических и нефтяных компаний. Наибольший оборот на ММВБ и в РТС сформировался по акциям РАО «ЕЭС России», ОАО «НК» ЛУКойл», ОАО «Ростелеком» и акциям металлургических компаний: РАО «Норильский никель», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» [28, с. 4].

Пользовались спросом ценные бумаги региональных акционерных обществ электроэнергетики, телекоммуникаций и связи. В 2011 г. за счет расширения круга региональных эмитентов и в связи с развитием на российском телекоммуникационном рынке сети Интернет расширился сегмент акций телекоммуникационной отрасли. Значительно повысился спрос на акции металлургической промышленности, что связано с происходящими в отрасли процессами поглощения крупными компаниями более мелких. В результате создаются крупнейшие объединения, в рамках которых замыкается полный цикл производства: от добычи сырья и вторичной переработки до производства конечной продукции. Акции предприятий, производящих готовую продукцию, были представлены на рынке скромно. Причинами этого являются низкая инвестиционная активность предприятий, неэффективный менеджмент, недостаточная прозрачность отчетности потенциальных эмитентов. Решение данных проблем будет способствовать появлению новых финансовых инструментов на рынке акций и улучшению инвестиционного климата.

В рассматриваемый период лидирующей торговой площадкой на рынке корпоративных акций стала ММВБ. Суммарный торговый оборот по акциям в 2011 г. составил на ММВБ 462,8 млрд. руб. (РТС - 5,5 млрд. долларов) [28, с. 5].

Анализ структуры торгов акциями на основных биржевых площадках показывает, что на ММВБ доля акций РАО «ЕЭС России» составила в 2011 г. 81% (в 2007 г. - 88%); ОАО «НК «ЛУКойл» - 5% (в 2007 г. - 3,4%); ОАО «Ростелеком» - 2%; ОАО «Сургутнефтегаз» - 2%; ОАО «Тюменская нефтяная компания» - 1,3%; РАО «Норильский никель» - 0,7%; Сбербанка России - 1,6%; Внешторгбанка - 0,7% (рисунок 1).

В целом становление российского рынка корпоративных акций во многом повторяет путь развития рынков корпоративных ценных бумаг, характерный для стран с переходной экономикой.

 

 

Рисунок 1 - Динамика торгов акциями предприятий в РТС в 2011 году [24]

 

На развитие относительно нового для России сектора фондового рынка - рынка корпоративных облигаций, возникшего в середине 2007 г., влияли различные факторы, но главными среди них являются факторы, стимулирующие спрос на инвестиционные ресурсы и создание эффективных механизмов хозяйствования предприятий-эмитентов. Пока, на начальном этапе становления рынка корпоративных облигаций, инвестиционные настроения его участников в целом можно охарактеризовать как выжидательные. В течение 2011 г. развитие конъюнктуры рынка корпоративных облигаций определялось в первую очередь факторами, общими для всех секторов фондового рынка.

Особенностью российского рынка корпоративных ценных бумаг является практическое совпадение основных эмитентов акций и облигаций, среди которых доминируют РАО «ЕЭС России», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Газпром», ЗАО «Алмазы России – Саха» и ряд других. Это позволяет эмитентам облигаций использовать взаимосвязь рынков: перед тем как размещать на первичном рынке облигационные займы, эти компании активизируют свою деятельность на рынке акций. Они начинают котировать свои акции на вторичном рынке с целью повышения их ликвидности и улучшения своей репутации в качестве заемщика [28, с. 5].

На первичном рынке корпоративных облигаций представлен довольно широкий набор финансовых инструментов. В целом объем эмиссии российскими эмитентами корпоративных облигаций с июня 2007 г. по 30 ноября 2011 г. составил около 35 млрд. руб. по номиналу, в том числе в 2011 г. - более 20 млрд. рублей.

В рассматриваемый период на рынке были представлены купонные и дисконтные облигации. Купонная ставка по обращающимся выпускам варьировалась от 5 до 10% годовых при сроках обращения облигаций 3-4 года. Дисконтные облигации в течение года размещались по ценам 72,7-91,7% от номинала в зависимости от срока до погашения, что соответствует доходности к погашению 18-35% годовых.

С точки зрения срочности данного инструмента сформировались два сегмента рынка корпоративных облигаций: сегмент среднесрочных корпоративных облигаций и сегмент краткосрочных дисконтных корпоративных облигаций. Сегмент среднесрочных облигаций представлен 21 инструментом со сроком обращения 3-4 года, из них только две облигации - дисконтные. Сегмент краткосрочных облигаций (до 1 года) представлен 14 дисконтными облигациями. Появление сегмента краткосрочных корпоративных облигаций нехарактерно для рынка корпоративных ценных бумаг с точки зрения мирового опыта и обусловлено особенностями конъюнктуры российского фондового рынка. Корпоративные облигации, номинированные в рублях с фиксацией валютного эквивалента, активно выпускавшиеся российскими эмитентами в 2007 г., в связи со стабилизацией национальной валюты в 2008 г. пользовались меньшим спросом.

Если первичное размещение корпоративных облигаций в начале года проходило достаточно успешно, то на вторичном рынке новые финансовые инструменты не вызвали особого интереса. Тенденция к росту цен по всем видам инструментов наметилась лишь во втором полугодии, по мере стабилизации экономической ситуации в России.

Основной биржевой площадкой на рынке корпоративных облигаций являлась ММВБ. Ежедневный объем торгов был подвержен значительным колебаниям. На вторичном рынке торговались облигации всех эмитентов, и оборот рынка во втором полугодии 2011 г. увеличился, а за год в целом составил 2,2 млрд. рублей. Средний ежедневный объем операций в 2011 г. был равен 14,6 млн. рублей.

Наиболее торгуемыми инструментами в течение рассматриваемого периода были облигации ОАО «Тюменская нефтяная компания» - их доля составляла 29% от общего объема операций. Затем следуют облигации Внешторгбанка - 18%. На третьем месте по объему операций находятся облигации РАО «ЕЭС России» - 10% от общего объема вторичного рынка корпоративных облигаций. Доли облигаций ОАО «Михайловский ГОК» и ЗАО «Алмазы России – Саха» составили соответственно 7 и 8%.

Рынок корпоративных облигаций значительно отставал от рынка акций, как по обороту биржевых торгов, так и по количеству участников. Однако, учитывая долговой характер инструмента, а также меньший срок развития рынка корпоративных облигаций, можно рассчитывать на ускорение его роста. Важными условиями реализации такого сценария развития являются совершенствование законодательной базы выпуска и обращения корпоративных облигаций, а также расширение их вторичного рынка.

 

1.2 ПОНЯТИЕ, ПРОЦЕДУРА И ЭТАПЫ  ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Эмиссия ценных бумаг – это установленная Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Кратко выражаясь, эмиссия – это правовой порядок размещений ценных бумаг. [14, с. 187].

В момент учреждения АО первичная эмиссия акций осуществляется только в форме закрытого (частного) размещения.

Процедура эмиссии ЦБ включает следующие этапы (таблица 1).

 

Таблица 1 - Этапы эмиссии ЦБ [13, с. 15]

Без регистрации проспекта ценных бумаг

Наименование этапа

С регистрацией проспекта ценных бумаг

I

Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг

I

 

Раскрытие информации о принятии решения о размещении эмиссионных ценных бумаг

II

II

Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг советом директоров

III

 

Раскрытие информации об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг советом директоров

IV

III

Государственная регистрация выпуска (дополнительном выпуска) эмиссионных ценных бумаг

V

 

Государственная регистрация проспекта ценных бумаг

VI

 

Раскрытие информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг

VII

 

Изготовление сертификатов ценных бумаг

 

IV

Размещение эмиссионных ценных бумаг

VIII

 

Раскрытие информации об итогах размещения ценных бумаг

IX

V

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг

X

 

Раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг

XI

Информация о работе Эмиссия корпоративных ценных бумаг