Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 18:00, курсовая работа
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Введение……………………………………………………………….……...….....3
1 Понятие и значение коммерческих банков на Российском рынке ценных бумаг............................................................................................................................5
1.1 Характеристика банковской системы РФ...………………………………......5
1.2 Понятие, принципы деятельности, функции и классификация коммерческих банков………………………………...…………………………………...7
1.3 Общая характеристика операций и услуг коммерческих банков...…….….11
2 Современное состояние коммерческих банков на Российском рынке ценных бумаг………………………………………………………………………………….......19
3 Перспективы развития коммерческого банковского сектора Российской Федерации……………………………………………...……………………….…….….35
Заключение...………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…..………………
2. повышением дифференциации ставок процента (дохода) между краткосрочными и долгосрочными вкладами.
3. более обоснованным подходом к процессу трансформации краткосрочных денежных ресурсов в долгосрочные вложения.
Многие зарубежные банки пользуются так называемым коэффициентом трансформации, определяющим долю краткосрочных вкладов, которая может быть направлена в долгосрочные вложения. Так, можно привести формулу расчета коэффициента трансформации, которая применяется французскими банками:
где: R - краткосрочные ресурсы;
S - краткосрочные ссуды и вложения капиталов;
К - коэффициент трансформации.
В российских условиях аналогом величины S является дебетовый оборот по выдачам краткосрочных ссуд со ссудных счетов банка и другим краткосрочным вложениям сроком до одного года; аналогом R является кредитовый оборот по поступлениям средств на депозитные счета (сроком до одного года, включая счета до востребования) в кредитную организацию. Тогда объем дополнительных долгосрочных вложений может быть рассчитан по формуле:
Одв = Окз х К,
где:
Одв - объем долгосрочных вложений (активы);
Окз - объем краткосрочных заимствований (пассивы).
Экономический смысл вышеприведенных формул состоит в том, что та часть краткосрочных пассивов, которая не использована для размещения в краткосрочные активы, может быть направлена в долгосрочные вложения. Заметим, что данное утверждение в большей мере справедливо для условий стабильной экономики. В реальных российских условиях, связанных в высоким риском форс-мажорных оттоков вкладов, необходимо производить корректировку данных объемов, имея в виду как учет величины указанного риска, так и установленного значения величины норматива Н4.
Сберегательный банк в полной мере применяет указанный способ расчета и на начало 2010 г. практически достиг ограничения долгосрочных вложений по рассматриваемому нормативу Банка России, в то время как у многих коммерческих банков здесь имеются достаточные резервы.
По совокупности своих показателей Сбербанк может быть квалифицирован как основной и наиболее перспективный партнер крупных предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию, настроенных на освоение больших объемов инвестиций и готовых активно внедрять инновации с целью расширения производства. При этом другие российские коммерческие банки могут использовать подходы, применяемые указанным банком при реализации своих депозитно-аккумуляционной, процентно-ценовой и кредитно-инвестиционной стратегий и в результате более полной реализации имеющегося потенциала, значительно увеличить объемы долгосрочных вложений в реальный сектор экономики. Однако складывается впечатление, что банкам нужен некоторый внешний импульс, чтобы начать кредитование реального сектора. Такой импульс для успешной реализации потенциала банковской системы состоит в создании развитой рыночной инфраструктуры, обслуживающей кредитно-инвестиционную сферу реального сектора. Становление указанной инфраструктуры может осуществляться по следующим этапам:
1. Институциональные преобразования.
Основной целью этого этапа является формирование гибкой и эффективно работающей системы взаимосвязей между банковскими и промышленными фирмами, позволяющей установить соответствие как между размерами потребных и располагаемых кредитно-инвестиционных ресурсов, так и их структурой. Проблема состоит в том, что крупные банковские фирмы, являющиеся основными аккумуляторами денежных ресурсов, не в состоянии организовать полноценную кредитно-инвестиционную деятельность с большим числом средних и малых предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность. Однако предприятиям и организациям малого бизнеса достаточно сложно найти партнеров среди мелких и маломощных банков, кроме того, они часто заинтересованы в сотрудничестве именно с крупными финансовыми структурами, которые могут предложить им более выгодные условия сотрудничества. В связи с этим возникает задача использования потенциала малых и средних банков с учетом дискретного характера имеющихся у них кредитных и инвестиционных ресурсов. Упрощенно предлагаемое взаимодействие банковских и промышленных структур можно представить в виде двух взаимосвязанных пирамид, изображенных на рис. 6.
Рисунок 6 - Упрощенная схема комплексного взаимодействия участников процесса финансирования реального сектора экономики
Здесь отражены финансовые, хозяйственные и смешанные (финансово-хозяйственные) внутренние и внешние связи между элементами каждой из пирамид. Цифрой отмечены финансовые потоки между однородными по величине элементами, отражающие процесс кредитования и инвестирования со стороны банков и предусматривающие встречные потоки по возврату полученных денежных средств и процентов за их использование. Цифрой обозначены финансовые потоки от более крупных к более мелким предприятиям. Эти финансовые потоки предполагают движение денежных средств (заемных и собственных) с целью финансирования участников совместного проекта инвестирования в интересах более крупного партнера-кредитора. Стрелки и отражают возможное движение денежных средств участников проекта (банков) внутри банковской системы: финансовой поддержки более крупными банками более мелких 3 и средств пулов (консорциумов, синдикатов), объединяемых в более крупных банках — операторах проекта 4. При этом схема подразумевает как финансирование промышленности со стороны банков, так и финансирование группы средних и малых предприятий со стороны крупной промышленной структуры, являющейся ядром локальной экономической системы.
2. Использование комплексных финансовых инструментов, позволяющих снизить реальную ставку процента за кредит (она должна быть доступна для заемщика и выгодна для кредитора), путем оптимальной комбинации имеющихся в распоряжении банка набора финансовых продуктов. Чем выше доступность ресурса, тем выше спрос на него и тем более полно может быть использован имеющийся инвестиционный потенциал. В табл. 3 приводится сравнительный анализ двух способов инвестирования общим объемом 100 условных единиц:
1) обычный денежный кредит (первый вариант);
2) комплексное финансовое обслуживание (второй вариант).
Анализ приведенного упрощенного примера свидетельствует о том, что по второму варианту общая сумма затрат предприятия по его кредитным обязательствам существенно снижается за счет использования более дешевых альтернативных банковских продуктов.
Таблица 3 - Затраты предприятия по обслуживанию долга для различных вариантов финансирования
При более точном расчете (с учетом приведения дисконтированных денежных потоков по периодам фактических платежей) в обоих вариантах фактическая стоимость финансирования будет несколько выше, однако в любом случае экономия средств во втором варианте будет составлять около 40% суммы затрат по обслуживанию долга по первому варианту.
Для реализации подобных, достаточно сложных схем финансирования необходимо наличие сформированных на первом этапе устойчивых связей между банковскими и промышленными фирмами, которые обеспечивают, во-первых, настроенность банка и предприятия на длительное взаимовыгодное сотрудничество, и, во-вторых, безусловное исполнение обеими сторонами достигнутых договоренностей и согласованного алгоритма действий.
3. Создания активно работающей системы государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Реализация третьего этапа связана с претворением в жизнь первых двух этапов и позволяет значительно повысить экономическую эффективность каждого из них.
Система государственной поддержки может быть реализована путем выделения денежных средств, выдачи гарантий (поручительств), а также созданием режима максимального благоприятствования со стороны исполнительных органов и бюджетов всех уровней. Банк России намерен рефинансировать коммерческие банки (кредитующие промышленность) под залог кредитных требований и векселей кредитуемых предприятий.
В рамках реализуемой государством макроэкономической политики стимулирования экономического роста и осуществления структурной перестройки реального сектора особое внимание уделяется проблеме финансирования промышленных предприятий. Использование в качестве источников ресурсов средств бюджетов, коммерческих банков и самих предприятий, реализующих проекты, позволяет, с одной стороны, добиться удешевления стоимости привлекаемых денежных средств, а, с другой, снизить непосредственно риски коммерческих банков и активизировать тем самым их участие в проектах. Принципиальная схема взаимодействия сторон в процессе внедрения инноваций представлена на рис. 7, где сплошными линиями отмечены финансовые потоки, штрих-пунктирными линиями - финансовые меры государственной поддержки, широкими стрелками - движение материальных и нематериальных активов.
Рисунок 7 - Принципиальная схема взаимодействия сторон в процессе кредитования промышленности
Существенную помощь при разработке и внедрении подобных схем могут оказать методы экономико-математического моделирования кредитно-инвестиционной политики банковских и производственных фирм, позволяющие согласовывать экономические интересы всех участников рассматриваемого процесса и учитывать предпринимательские риски. Создание благоприятного инвестиционного климата путем реализации описанных выше трех этапов является важной макроэкономической предпосылкой для эффективного использования имеющегося потенциала банковской системы страны.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
За 10 с небольшим лет рыночных преобразований в России сформировался коммерческий банковский сектор, функционирующий на рыночных принципах, обеспечивающий предоставление экономике базового комплекса услуг и выступающий главным институциональным звеном финансового посредничества. Вместе с тем, российский коммерческий банковский сектор является недостаточно развитым.
Факторами, препятствующими развитию банковской деятельности, являются недостаток долгосрочных финансовых ресурсов и высокие риски кредитования, обусловленные в том числе нетранспарентностью и низким качеством управления многими организациями.
Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что в интересах поступательного движения экономики уровень развития и функциональная роль банковского сектора должны быть существенно повышены. В этих целях разработана Стратегия развития банковского коммерческого сектора Российской Федерации, реализация которой рассчитана на среднесрочную перспективу (5 лет). Стратегия определяет задачи развития банковского коммерческого сектора и меры государственной политики по их решению. К числу наиболее важных положений Стратегии относятся следующие.
1. Основными целями дальнейшего развития коммерческого банковского сектора признаны укрепление его устойчивости, повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
2. Развитие коммерческого банковского сектора будет осуществляться на основе его реформирования. Под реформированием коммерческого банковского сектора понимается комплекс мер, последовательно осуществляемых законодательной и исполнительной властью, Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами с целью формирования коммерческого банковского сектора, который соответствует международным представлениям о современном банковском бизнесе и способен обеспечивать поддержку устойчивого экономического роста.
3. Первоочередными практическими задачами, решение которых будет способствовать достижению намеченных целей развития коммерческого банковского сектора, являются укрепление финансового состояния действующих и более быстрое выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций, повышение уровня капитализации и качества капиталов банков, развитие системы гарантирования банковских вкладов, усиление взаимодействия кредитных организаций с реальной экономикой и развитие конкурентных начал в их деятельности.
4. Успешная реализация определенных Стратегией задач в значительной степени зависит от макроэкономических, правовых и налоговых условий деятельности коммерческого банковского сектора. Ключевым инструментом реформирования на ближайшую перспективу является введение в практику деятельности предприятий и кредитных организаций международных подходов, включая международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, на которые российская экономика, включая коммерческий банковский сектор, должна перейти с 2013 года. Это потребует скоординированной работы органов исполнительной и законодательной власти, Банка России, органов управления предприятий и кредитных организаций.
5. Серьезные шаги будут предприняты по укреплению прав кредиторов, прежде всего залоговых, и вкладчиков, включая создание системы гарантирования банковских вкладов. Будут осуществлены меры, направленные на совершенствование законодательных механизмов и повышение эффективности процедур ликвидации нежизнеспособных кредитных организаций, включая создание института корпоративного ликвидатора.
6. Определены задачи по укреплению механизмов конкуренции на рынке банковских услуг. Данная задача будет решена за счет развития федеральных и региональных аспектов антимонопольного регулирования и обеспечения равных условий деятельности для всех кредитных организаций, включая банки с участием государства и иностранного капитала. В связи с этим будут вноситься соответствующие изменения в банковское законодательство.
Правительство Российской Федерации предполагает выйти из капиталов кредитных организаций во всех случаях, когда такое участие не диктуется интересами проведения государственной экономической политики.
7. Предусмотрено развитие системы регулирования банковской деятельности и практики осуществления банковского надзора на основе реализации международно-признанных подходов, включая рискориентированный надзор, надзор на консолидированной основе, развитие систем раннего реагирования на проблемы в банковской деятельности. Особое внимание будет уделяться вопросам повышения качества управления кредитными организациями и эффективности систем внутреннего контроля, развитию транспарентности банков.
Информация о работе Коммерческий банк на российском рынке ценных бумаг