Коммерческий риск на примере ОАО «Слободской молочный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Риск - вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.
Рискованная ситуация связана со статистическими процессами и ей сопутствуют три сосуществующих условия:
- наличие неопределенности;
- необходимость выбора альтернативы (при этом следует иметь в виду, что отказ от выбора также является разновидностью выбора);
- возможностью оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив.
Можно выделить несколько модификаций риска:
Тема курсовой работы в современных условиях является актуальной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКОВ И КЛАССИФИКАЦИИ РИСКОВ 4
1.1. Понятие и признаки рисков 4
1.2. Подходы к классификации рисков 6
1.3. Методы управления рисками 17
2. ОЦЕНКА РИСКОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 39
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 39
2.2. Анализ финансового состояния предприятия с учетом фактора риска 42
2.3. Анализ управления рисками 49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ 62
3.1. Мероприятия по снижению рисков 62
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Файлы: 1 файл

Ponyatie_priznaki_i_klassifikatsia_riskov_DORABO.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Отказ от отдельных видов рисков, несмотря на свою радикальность, часто лишает предприятие дополнительных источников формирования прибыли, а значит, отрицательно влияет на темпы его экономического развития и эффективность использования собственного капитала.

Поэтому в системе внутренних механизмов нейтрализации рисков их избежание должно осуществляться очень взвешенно при следующих основных условиях:

1) если отказ от одного финансового  риска не влечет возникновения другого риска, более высокого или однозначного уровня;

2) если уровень риска несопоставим  с уровнем доходности финансовой  операции по шкале «доходность  – риск»;

3) если финансовые потери по  данному виду риска превышают  возможности их возмещения за счет собственных финансовых средств предприятия;

4) если размер дохода от операции неощутим в формируемом положительном денежном потоке предприятия;

5) если недостаточна или отсутствует  информационная база по проводимым операциям, необходимая для принятия управленческих решений.

2. Механизм лимитирования концентрации риска применяется к операциям, осуществляемым в зоне критического или катастрофического рисков, и реализуется путем установления на предприятии соответствующих внутренних нормативов в процессе разработки политики осуществления различных аспектов деятельности предприятия.

Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, может включать:

  • предельный размер (удельный вес) заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности. Лимит устанавливается отдельно для инвестиционной и операционной деятельности предприятия, а иногда и для отдельных операций;
  • минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме. Лимит обеспечивает формирование «ликвидной подушки», характеризующей размер резервирования высоколиквидных активов с целью предстоящего погашения неотложных финансовых обязательств предприятия (краткосрочные финансовые вложения предприятия, краткосрочные формы его дебиторской задолженности);
  • максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю. Размер кредитного лимита направлен на снижение концентрации кредитного риска и устанавливается при формировании политики предоставления товарных кредитов;
  • максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке. Лимитирование концентрации депозитного риска осуществляется в процессе инвестирования капитала предприятия;
  • максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента. Эта форма лимитирования направлена на снижение концентрации несистематического (специфического) риска при формировании портфеля ценных бумаг. Иногда этот лимит устанавливается в процессе государственного регулирования деятельности ряда инвесторов;
  • максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность. При этом обеспечивается лимитирование риска неплатежеспособности, инфляционного риска, кредитного риска.

3. Самострахование (внутреннее страхование). Суть его в том, что предприятие создает резерв финансовых ресурсов, позволяющий преодолеть негативные финансовые последствия по тем операциям, по которым эти риски не связаны с действиями контрагентов. К ним относятся:

  • формирование резервного (страхового) фонда предприятия. Он создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия. На его формирование направляется не менее 5% суммы прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде;
  • формирование целевых резервных фондов – фонда страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка); фонд уценки товаров (на предприятии торговли); фонд погашения безнадежной дебиторской задолженности по кредитным операциям предприятия и т.д. Перечень фондов, источники их формирования и размеры отчислений определяются уставом предприятия и другими внутренними нормативами;
  • формирование резервных сумм финансовых ресурсов в системе бюджетов, доводимых различным центрам ответственности. Такие резервы предусматриваются обычно во всех видах капитальных бюджетов и в ряде гибких текущих бюджетов;
  • формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Такие страховые запасы создаются по денежным активам, сырью, материалам, готовой продукции. Размер потребности в страховых запасах устанавливается в процессе их нормирования;
  • нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде. До его распределения он может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, которые можно направить при необходимости на ликвидацию негативных последствий отдельных рисков.

Существенным недостатком этого механизма нейтрализации рисков является то, что страховые резервы хотя и позволяют быстро возместить понесенные предприятием финансовые потери, но «замораживают» использование достаточно ощутимой суммы финансовых средств, что приводит к снижению эффективности использования собственного капитала предприятия, усиливает его зависимость от внешних источников финансирования. В связи с вышесказанным, необходимо оптимизировать суммы резервируемых финансовых средств с позиций предстоящего их использования для нейтрализации отдельных видов рисков [4].

4.  Хеджирование – это биржевое страхование ценовых потерь на физическом (наличном, реальном) рынке по отношению к фьючерсному или опционному рынку.

В широком смысле этот термин характеризует использование любых механизмов снижения риска возможных финансовых потерь – как внутренних (осуществляемых самим предприятием), так и внешних (передачу рисков другим хозяйствующим субъектам – страховщикам). 

В узком смысле «хеджирование» характеризует внутренний механизм нейтрализации финансовых рисков. Хеджирование имеет своей целью уменьшение рыночного риска неблагоприятного изменения цены какого-либо актива. Оно является высокоэффективным механизмом уменьшения возможных финансовых потерь при наступлении рискового случая.

Однако оно требует определенных затрат на выплату комиссионного вознаграждения брокерам, премий по опционам и т.д. Тем не менее, уровень этих затрат значительно ниже, чем уровень затрат по внешнему страхованию финансовых рисков.

В зависимости от используемых видов производных ценных бумаг различают следующие механизмы хеджирования рисков:

  • хеджирование с использованием фьючерсных контрактов;
  • хеджирование с использованием опционов;
  • хеджирование с использованием операций «своп».

Фьючерсный контракт – это стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива в определенный момент времени в будущем по цене, установленной сторонами сделки в момент ее заключения.

Фьючерсные контракты относятся к классу соглашений о будущей покупке и имеют ряд особенностей:

  • заключение контрактов происходит только на биржах;
  • фьючерсный контракт стандартизирован по всем его параметрам, кроме одного – цены. Он унифицирован по потребительской стоимости первичного актива, лежащего в его основе, по его количеству, месту и сроку поставки, срокам и форме расчетов, штрафным санкциям и арбитражу и т.д.;
  • исполнение и все расчеты по фьючерсному контракту гарантированы биржей и расчетным органом, который обслуживает данную биржу 9 расчетной (клиринговой) палатой. Это обеспечивается наличием крупного страхового фонда, обязательного механизма гарантийного залога (маржи);
  • благодаря механизму возможного досрочного прекращения обязательств по нему любой из его сторон фьючерсный контракт имеет своей целью не куплю-продажу первичного актива, а получение прибыли (дохода) от сделок на фьючерсном рынке. Он имеет преимущественно спекулятивный характер;
  • основой фьючерсного контракта является ограниченный круг таких первичных активов, главная черта которых – непредсказуемость изменения цен.

Характерными чертами фьючерсных контрактов являются:

    • контракт на поставку подписывается между заинтересованной фирмой и поставщиком, но его исполнение отложено на определенный срок;
    • момент времени, в который осуществляется поставка товара (услуги), строго фиксирован;
    • в контракте может быть предусмотрена плавающая цена поставки.

Зарегистрированные на бирже фьючерсные контракты (как и опционы) могут быть вторично проданы по особой цене, как поставщиком, так и заказчиком.

Купить фьючерсный контракт – значит, взять на себя обязательство принять от биржи первичный актив (например, определенные облигации), когда наступит срок исполнения фьючерсного контракта, и уплатить по нему на бирже в соответствии с порядком, установленным для данного контракта.

Продать фьючерсный контракт – значит, принять на себя обязательство поставить (продать) бирже первичный актив, когда наступит срок исполнения фьючерсного контракта, и получить за него от биржи соответствующие денежные средства согласно цене продажи этого контракта.

Любой фьючерсный контракт имеет ограниченный срок существования (например, три месяца). Это всегда контракт на разность в ценах, а не на куплю-продажу биржевого актива.

Свободнообращающийся опционный контракт (биржевой опцион) – это стандартный биржевой договор на право купить или продать биржевой актив или фьючерсный контракт по цене исполнения до установленной даты (или на установленную дату) с уплатой за это право определенной суммы денег, называемой премией.

Опцион – это документ, в котором поставщик гарантирует продажу товара по фиксированной цене в течение определенного срока.

Купить опцион – заключить его на условиях покупателя.

Продать опцион – заключить его на условиях продавца.

Опционы могут заключаться на любые рыночные активы и фьючерсные контракты. По сути опцион является разновидностью ценной бумаги, которая по истечении срока может быть перепродан на бирже по текущей котировке.

Возможность перепродажи опциона несет в себе следующие преимущества для предпринимательской фирмы:

  • фирма может приобрести опционы не только у самих поставщиков необходимого товара (услуги), но и у их временных держателей;
  • фирма может приобрести опционы на снабжение еще до получения заказов на продукцию, для производства которой обеспечивается снабжение. В случае, если заказ на производимую продукцию не поступит, фирма имеет возможность продать опцион на излишне заказанные товары (услуги). В данной ситуации предпринимательская фирма избегает возможных потерь, связанных с риском неполучения заказа на производимую продукцию.

Операции по покупке и продаже опционов регулярно с большой надежностью осуществляются на биржах, но предпринимательская фирма имеет возможность приобретать опционы и через внебиржевых брокеров и маклеров.

Хеджирование с использованием операции «своп», в отличие от перечисленных ранее сделок, относится к категории базовых составных сделок. Наиболее распространенными на рынках денег и капиталов являются два типа свопов:

  • процентный своп – договор, по которому стороны обмениваются сделками, одна из которых приводит к выплате фиксированных процентов с определенной периодичностью на некоторую базовую сумму, а другая – к выплате «плавающих» процентов с определенной периодичностью на ту же базовую сумму;
  • валютный своп – договор, по которому стороны обмениваются сделками, одна из которых приводит к выплате фиксированных процентов с определенной периодичностью на некоторую базовую сумму в одной валюте, а другая – к выплате фиксированных процентов с определенной периодичностью на эквивалентную сумму в другой валюте.

5. Диверсификация – процесс распределения инвестируемых средств между различными, не связанными друг с другом объектами вложений с целью снижения риска.  Механизм диверсификации используется, прежде всего, для нейтрализации негативных финансовых последствий специфических видов рисков. Вместе с тем, он позволяет минимизировать в определенной степени и отдельные виды специфических рисков – валютного, процентного и др.  Метод позволяет снижать производственные, коммерческие и инвестиционные риски. Принцип действия диверсификации основан на разделении рисков, препятствующем их концентрации.

Общий риск портфеля состоит из двух частей:

  • диверсифицированный (несистематический) риск, т.е. риск, который может быть элиминирован за счет диверсификации (инвестирование 1 млн. руб. в акции десяти компаний менее рискованно, чем инвестирование той же суммы в акции одной компании);
  • недиверсифицированный (систематический) риск, т.е. риск, который нельзя уменьшить путем изменения структуры портфеля. Исследования показали, что если портфель состоит из 10 – 20 различных видов ценных бумаг, включенных в него с помощью случайной выборки из имеющегося на рынке бумаг набора, то несистематический риск может быть сведен к минимуму. Таким образом, этот риск поддается элиминированию довольно несложными методами, поэтому основное внимание следует уделять возможному уменьшению систематического риска.

Если в результате непредвиденных событий один вид деятельности будет убыточен, то другой вид все же будет приносить прибыль. Предпринимательскую фирму это спасет от банкротства и позволит продолжить функционировать.

Следует различать концентрическую и горизонтальную диверсификацию.

Концентрическая диверсификация – это пополнение ассортимента изделиями, похожими на товары, уже выпускаемые предприятием.

Горизонтальная диверсификация – пополнение ассортимента изделиями, не похожими на товары предприятия, но интересными для существующих потребителей.

Информация о работе Коммерческий риск на примере ОАО «Слободской молочный комбинат»