Косвенные налоги и их место в налоговых системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Н. Тургенев, соотнося практику косвенного обложения с научными принципами налогообложения, делает следующие выводы: “Подать с потребления предметов, необходимых для жизни, совсем не соответствует первому правилу взимания налогов, ибо никак не сообразуется с доходом платящего: богатый платит, например, за соль ту же подать, что и бедный. Второму правилу эта подать соответствует, ибо каждому известно количество подати или цена того предмета, на который наложена оная. Третье правило плата в удобное время. В самое удобное время вовремя покупки. Но! Платящий не может отложить потребление соли или хлеба на несколько времени и потому всегда должен покупать сии предметы и следовательно платить подать (удобно или неудобно). С четвертым правилом подать сия не сообразна. Требует много издержек собирания”.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……… 3
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения………….…………. 5
Сущность и значение налогов…………………………………………….. 5
Сущность и необходимость косвенного налогообложения……………. 13
Мировой опыт взимания косвенных налогов.………………………..... 15
Особенности налогов и их место в налоговых системах Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
Оценка налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………………………………………………………21
Акцизы……………………………………………………………………… 26
Основные пути совершенствования косвенного налогообложения………………………………………….………..…….. 30
Проблемы организации косвенного налогообложения………………… 30
Перспективы оптимизации косвенного налогообложения…….........… 32
Заключение…………………………………………………..…………………. 36
Список использованных источников………………………………….……... 38
Приложение А………………………………………………………………… 41
Приложение Б…………………………………………………………………..42
Приложение В……………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая Косвенные налоги и их место в налоговых системах.docx

— 123.33 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего профессионального образования 

«Оренбургский государственный университет»

 

 

Финансово-экономический факультет

 

Кафедра финансов

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Финансы"

 

Косвенные налоги и их место в налоговых системах

 

ОГУ 080105.65.5218.11 ОО

 

                                                                        
                                                                     Руководитель работы
                                                                    

                                             _______________Ю.И. Булатова

                                              “____ “  _______________ 2013г.                          

                                            Исполнитель 

                                            cтудент группы 11Эк(б)ФК-3

                                               _________________Э.В. Якутина 

                                               “____ “   ______________ 2013г.                                           

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2013

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….……… 3

1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения………….…………. 5

    1. Сущность и значение налогов…………………………………………….. 5
    2. Сущность и необходимость косвенного налогообложения……………. 13
    3. Мировой опыт взимания косвенных налогов.………………………..... 15
  1. Особенности налогов и их место в налоговых системах Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
    1. Оценка налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
    2. Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………………………………………………………21
    3. Акцизы……………………………………………………………………… 26
  2. Основные пути совершенствования косвенного налогообложения………………………………………….………..…….. 30
    1. Проблемы организации косвенного налогообложения………………… 30
    2. Перспективы оптимизации косвенного налогообложения…….........… 32

Заключение…………………………………………………..…………………. 36

Список использованных источников………………………………….……... 38

Приложение А………………………………………………………………… 41

Приложение Б…………………………………………………………………..42

Приложение В……………………………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Н. Тургенев, соотнося практику косвенного обложения с научными принципами налогообложения, делает следующие выводы: “Подать с потребления предметов, необходимых для жизни, совсем не соответствует первому правилу взимания налогов, ибо никак не сообразуется с доходом платящего: богатый платит, например, за соль ту же подать, что и бедный. Второму правилу эта подать соответствует, ибо каждому известно количество подати или цена того предмета, на который наложена оная. Третье правило плата в удобное время. В самое удобное время вовремя покупки. Но! Платящий не может отложить потребление соли или хлеба на несколько времени и потому всегда должен покупать сии предметы и следовательно платить подать (удобно или неудобно). С четвертым правилом подать сия не сообразна. Требует много издержек собирания”.

В финансовой науке XIX в. активные возражения против косвенного обложения основаны на их отрицательном воздействии на рыночную экономику—даже против намерения законодателя. Косвенные налоги неизбежно оказывают вредное влияние на промышленность, особенно мелкую: ради удобства и удешевления стоимости взимания приходится иногда совсем запрещать мелкое производство в тех отраслях, продукты которых подлежат обложению (в России, например, табачное, спичечное производство). С развитием техники производства налог на потребление, т.е. акциз, становится иногда губительным для класса предпринимателей. Вот почему английские предприниматели, хотя и не без борьбы, согласились в 1-ой половине XIX в. на введение подоходного налога, но с условием, чтобы многие косвенные налоги (акцизы и таможенные сборы) были уничтожены. Производство сферических стекол, процветавшее в Англии в конце XVIII в., из-за действия акциза в 1-й половине XIX в. перешло во Францию.

Актуальность темы данной работы «Косвенные налоги и их место в налоговых системах» на современном этапе развития косвенного налогообложения состоит в том, что косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения и расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковым являются акцизы, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как: от них труднее уклонится; с ними связано меньше экономических нарушений; они меньше сокращают стимулы к труду; в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары - заменители, они оставляют за потребителем право выбора; для них характерна анонимность.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности.

В условиях становления и реформирования налоговой системы России закономерно возрастает роль косвенных налогов как действенного инструмента бюджетно-регулирующего воздействия государства на развитие экономики.

Значимость косвенного налогообложения предопределили цель и задачи данного исследования.

Целью курсовой работы является изучение особенностей косвенных налогов в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты косвенного налогообложения;

-  изучить особенности налогов и их место в налоговых системах РФ;

- изучить значение НДС в современных условиях;

- исследовать акцизы как второй вид косвенного налога;

- раскрыть перспективы развития косвенного налогообложения в РФ.

Объектом исследования являются косвенное налогообложение товаров, работ, услуг как один из главных источников налоговых доходов бюджета в Российской Федерации.

Предметом исследования является особенность налоговых отношений, финансово-экономических взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе косвенного налогообложения товаров, работ, услуг.

Природа косвенного налогообложения, в том числе, товаров, работ, услуг вызывает в настоящее время активный творческий интерес со стороны отечественных и западных ученых. Особенно дискуссионный характер имеет теория переложения налогов.

При написании данной работы были использованы учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, периодические издания и нормативно-правовые акты Российской Федерации.

 

1 Теоретические аспекты косвенного  налогообложения

 

 1.1 Сущность и значение налогов

 

 

  Налоговые  доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной  в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги, как экономическая категория  выражают реально существующие  денежные отношения, которые проявляются  в процессе изъятия части стоимости  национального дохода в пользу  общегосударственных потребностей. К сущностным чертам налога  следует отнести:

а) смена формы собственности доходов. Важнейшим юридическим признаком налогов является то, что налог представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства при внесении налоговых платежей в бюджет. Иными словами, при уплате налога происходит переход части доходов (имущества) собственника в собственность государства. В связи с этим возникают две проблемы:

Первая — является ли уплатой налогов перечисление налогов государственным или муниципальным предприятием? Ведь, с одной стороны, налоговое законодательство не устанавливает для государственных предприятий каких-либо исключений, но, с другой стороны, при уплате налога государственным предприятием не происходит перехода собственности.

Традиционные взгляды, существовавшие в науке советского финансового права, платежи государственных предприятий и организаций в качестве налогов не рассматривали, поскольку при внесении части накоплений последними в бюджет форма собственности не изменяется, а происходит распределение доходов в рамках государственного сектора народного хозяйства.

Однако в условиях рыночной экономики, когда государственные предприятия выступают равноправными субъектами предпринимательства, данная точка зрения нуждается в корректировке. По-видимому, переход собственности не может выступать единственным критерием для отнесения тех или иных платежей к налоговым или неналоговым. Тем более, что и право полного хозяйственного ведения и право собственности суть вещные права. Кроме того, в данном случае отсутствие признака отчуждения имущества от собственника обусловлено только особенностями субъекта — государственного предприятия. Поэтому данный случай можно отнести всего лишь к исключению, подтверждающему общее правило.

Другой проблемой является определение основания лишения субъекта принадлежащего ему права собственности. Очевидно, что такие цивилистические институты, как реквизиция, национализация и конфискация, здесь абсолютно неприменимы; более того, ст. 235 Гражданского кодекса РФ не предусматривает уплаты налога в качестве одного из видов принудительного изъятия имущества у собственника. В данном случае нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, не позволяют решить данную проблему, так как в соответствии с п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Теоретическая неразработанность и нормативная неурегулированность проблемы «налог — право собственности» привели к тому, что о правовой природе налога пришлось высказаться Конституционному Суду России в своем Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П по делу о проверке конституционности п.2и3ч.1ст.11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Дело в том, что ст. 35 Конституции устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. В то же время право частной собственности не принадлежит к правам, которые в соответствии со ст. 56 Конституции не подлежат ограничению ни при каких условиях. Следовательно, оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, «в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Иными словами, собственник может быть лишен права собственности, но только в случаях, предусмотренных законом. Такой случай и предусмотрен Конституцией РФ в ст. 57, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ведь налог — это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства).

Таким образом, основанием для лишения собственника, принадлежащего ему права собственности, является его конституционная публично-правовая обязанность платить законно установленные налоги. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества. С публичным характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств;

б) индивидуальная безэквивалентность: Существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов. В общем же плане безвозмездность означает, что денежные средства, уплачиваемые в качестве налога, переходят в государственный бюджет без получения встречного возмещения или удовлетворения для плательщика.

Обязательства по уплате налога являются односторонними, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона — налогоплательщик. Государство, получая в бюджет налоги и налоговые платежи, не принимает на себя каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав.

Однако данное положение должно пониматься в узком смысле, т. е. при уплате налога не возникает прямой выгоды или прямого преимущества для плательщика. Но это не означает, что плательщики налогов вообще не получают от государства различных благ. Бесплатное образование и медицинское обслуживание, возможность получать защиту от органов правопорядка, пользование дотируемыми коммунальными услугами и др. — вот далеко не полный перечень тех благ, которые получает налогоплательщик от государственных институтов и учреждений, содержащихся на его отчисления. Кроме того, налогоплательщик получает право на пользование чем-либо (после уплаты сбора), а также услугу от государства (после уплаты пошлины). Между тем, налоги безэквивалентны, и пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплаченных налогоплательщиками.

В данном случае уплата сбора или пошлины осуществляется лишь в связи с оказанием услуги или получением права на пользование. Оказание услуги от государства или получение права на пользование прямо не обусловлены встречным предоставлением, что подтверждается также возможностью освобождения от уплаты налогов, сборов и пошлин в том или ином случае.

Информация о работе Косвенные налоги и их место в налоговых системах