Косвенные налоги и их место в налоговых системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Н. Тургенев, соотнося практику косвенного обложения с научными принципами налогообложения, делает следующие выводы: “Подать с потребления предметов, необходимых для жизни, совсем не соответствует первому правилу взимания налогов, ибо никак не сообразуется с доходом платящего: богатый платит, например, за соль ту же подать, что и бедный. Второму правилу эта подать соответствует, ибо каждому известно количество подати или цена того предмета, на который наложена оная. Третье правило плата в удобное время. В самое удобное время вовремя покупки. Но! Платящий не может отложить потребление соли или хлеба на несколько времени и потому всегда должен покупать сии предметы и следовательно платить подать (удобно или неудобно). С четвертым правилом подать сия не сообразна. Требует много издержек собирания”.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……… 3
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения………….…………. 5
Сущность и значение налогов…………………………………………….. 5
Сущность и необходимость косвенного налогообложения……………. 13
Мировой опыт взимания косвенных налогов.………………………..... 15
Особенности налогов и их место в налоговых системах Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
Оценка налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………………………………………………………21
Акцизы……………………………………………………………………… 26
Основные пути совершенствования косвенного налогообложения………………………………………….………..…….. 30
Проблемы организации косвенного налогообложения………………… 30
Перспективы оптимизации косвенного налогообложения…….........… 32
Заключение…………………………………………………..…………………. 36
Список использованных источников………………………………….……... 38
Приложение А………………………………………………………………… 41
Приложение Б…………………………………………………………………..42
Приложение В……………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая Косвенные налоги и их место в налоговых системах.docx

— 123.33 Кб (Скачать файл)

в) принцип удобности, заключающийся в удобности времени платежа;

г) принцип экономии - заключается в сокращении издержек взимания налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и необходимость  косвенного налогообложения

 

 

По критерию объекта налогообложения все налоги подразделяются на две большие группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги — это безвозмездные платежи, которые взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.

Косвенные налоги - это налоги на расходы, то есть на предметы потребления. Из федеральных налогов к ним можно отнести акцизы на отдельные виды товаров, НДС. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Косвенные налоги представляют собой завуалированную форму платежей, которая находит свое проявление в цене товара или услуги. Поэтому формальным плательщиком налога выступает продавец (субъект налога), тогда как реальным субъектом налогообложения является покупатель (носитель налога). Данный налог является частью цены в виде надбавки к ней. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость.

Исторически косвенные налоги претерпели эволюцию в направлении от однократного налогообложения на стадии конечного потребления (производства) к многократному налогообложению в процессе прохождения всех стадий хозяйственного оборота. Конкретное воплощение данной тенденции проявилось в налоге с оборота, а затем в налоге на добавленную стоимость, что, однако, далеко не означает полное вытеснение одних другими.

Как известно, косвенные налоги считаются налогами стабилизирующего характера в решении проблем финансового благополучия бюджета государства. Наряду с прямыми налогами, косвенные налоги являются важнейшим источником налоговых поступлений в бюджеты развитых стран.

В соответствии с мировой практикой к косвенным налогам относят три группы налогов:

1) так  называемые налоги на потребление: налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж и налог с оборота;

2) акцизы  и таможенные пошлины;

3) взносы  работодателей на социальное  обеспечение.

В современный период в большинстве развитых стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС (от 15 до 40% всех налоговых поступлений). От 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится от одной пятой до половины всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран. Только в США, Японии и Канаде роль косвенного налогообложения заметно ниже.

Это вызвано устойчиво негативным отношением общественного мнения этих стран к косвенным налогам из-за их инфляционного влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости: сбор этих налогов не зависит ни от размера доходов, ни от размера имущества налогоплательщиков.

Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В настоящее время наиболее существенные налоговые доходы закрепляются за бюджетом РФ. Наиболее весомыми являются налоговые суммы, взимаемые на таможне в виде акцизов, пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС). Примерно 1/3 из суммы прямых налогов остается в распоряжении центральной власти, а в распоряжении субъектов РФ направляется 2/3 налога на прибыль, НДС в пользу центра: около ¾ сумм зачисляется в республиканский бюджет РФ, а ¼ направляется субъектам РФ. Данное соотношение прямых и косвенных налогов объясняется тем, что при сохранении государственной монополии на природное богатство страны все суммы НДС, акцизов по нефтепродуктам, нефти, углю являются собственными доходами федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

1.3 Мировой опыт взимания косвенных налогов

 

 

Для промышленно развитых стран принципы построения налоговой системы в наибольшей степени соответствуют классическому варианту. История экономического развития этих стран демонстрирует многогранность структуры и приоритетов налоговой политики. Налоговая политика, как правило, преследует цели: стимулировать или ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивать доходы бюджета, поддерживать интересы общества. Варьирование налоговыми льготами, их структуру производства, инвестиций и занятости, соответствующее распределение доходов.

Проведенные в 80-е годы двадцатого столетия экономические реформы в США базировались на накопленных теоретических исследованиях и навыках экономической науки и практики. Налоговая система, заложенная в основу реформы, была построена по принципам максимально приближенным к классическим. В их числе:

а) справедливость по вертикали (когда налог соответствует материальным возможностям налогоплательщика);

б) справедливость по горизонтали (применение единой налоговой ставки для одних и тех же доходов);

в) эффективность    (возможности    к    экономическому    росту    и    развитию предпринимательства);

г) нейтрапьность (не зависит от сфер инвестиционного вложения);

д) простота (в подсчете, доступности и понимании).

Понятие справедливости в налогообложении является предметом дискуссий на протяжении более чем двух столетий. Утверждения о приоритетности справедливости в принципах налогообложения совершают своеобразное движение по спирали: о  справедливости по А.Смиту, достаточности по А.Вагнеру, вновь к принципу справедливости в налоговых системах промышленно развитых стран конца XX века. Несмотря на различия в трактовках, все финансовые школы были едины в том, что "справедливость в обложении не есть нечто абсолютное, что понятие о ней" изменяется в зависимости от места и исторической эпохи.

Идея справедливости в налогообложении нашла свое выражение в принципе общности и равномерности обложения, получившего свою окончательную формулировку как принцип справедливости с конкретизацией ее вертикального и горизонтального разреза в налоговой системе США.

В единой взаимосвязи и взаимообусловленности с принципом справедливости выступает принцип всеобщности обложения. Принцип всеобщности нельзя понимать в буквальном смысле слова, так как было признано необходимым освобождать от налогов малые доходы, включая утвержденный минимум средств существования.

Сложный путь трансформации прошел принцип равномерности обложения как в финансовой науке, так и на практике: от принципа равномерного обложения - к пропорциональному, а от него - к прогрессивному принципу налогообложения. Благодаря развитию идеи равномерности обложения был установлен известный минимум дохода, который нужен для удовлетворения минимума человеческих потребностей - без чего нельзя существовать. Последний же должен подлежать к налогообложению. В таком контексте Принцип справедливости в обложении понимался как принцип всеобщности и равномерности.

В XX веке были известны три способа обложения: налог равный, пропорциональный и прогрессивный. Первый способ отличался тем, что со всех плательщиков налог брался поровну, и потому противоречил принципу равномерности: взимание с плательщиков равной суммы заранее игнорирует имущественную налогоспособность. Пропорциональным назывался такой налог, в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой квоты (единицы) обложения. Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением квоты увеличивается и ставка налога.

Эти критерии деления налогов действуют и по настоящее время. В этой связи равномерность обложения - это вопрос о распределении налогового бремени. Современная наука использует два взгляда на проблему распределения налогового бремени в экономике. Это принцип полученных благ и концепция платежеспособности. Концепция принципа полученных благ развивалась в рамках индивидуалистических теорий налога. В теории обмена основанием для определения высоты обложения служат услуги государства. Речь идет об установлении полного равенства между полученными от государства услугами и уплаченными налогами.

По теории равного обложения все лица или все семьи должны быть обложены одинаковым налогом. Одинаково пользуясь государственными услугами, все должны и платить одинаково, подобно тому, как все отбывают воинскую повинность. Несостоятельность данной теории заключается в том, что она не соответствует условиям XX и начала XXI веков с их значительным имущественным неравенством.

Развитие концепции платежеспособности, построенной с учетом имущественного положения плательщика, связано с вопросом об источнике налогов. Окончательное утверждение принципа платежеспособности стало возможным, когда в финансовой науке был признан в качестве объекта обложения чистый доход. Когда был определен в качестве источника налогов чистый доход, то перед наукой встал вопрос, какой принцип должен быть положен в основу его обложения - пропорциональный или прогрессивный. В налоговой практике использовались оба принципа. Однако в XX веке изменение экономических условий доказало целесообразность использования прогрессивного налогообложения, что нашло свое выражение в повсеместном введении подоходного прогрессивного налогообложения.

 

2 Особенности налогов и их место в налоговых системах Российской Федерации

 

2.1 Оценка налоговой системы Российской Федерации

 

 

Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные (см. приложение А).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:

- налог  на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог  на доходы физических лиц;

- налог  на прибыль организаций;

- налог  на добычу полезных ископаемых;

- водный  налог;

- сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

- государственная  пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог  на имущество организаций;

- налог  на игорный бизнес;

- транспортный  налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:

- земельный  налог;

- налог  на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

- упрощенная система налогообложения (УСНО);

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

- патентная система налогообложения (ПАТЕНТ) (применяется с 01.01.2013).

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в I полугодии 2013г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 5431,6 млрд.рублей, что на 0,5% меньше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. (см. Таблица 1).

 

Таблица 1 - Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

 

 

I полугодие  
2013г.

В % к  
I полугодию 2012г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди- 
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде- 
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

5431,6

2654,9

2776,7

99,5

101,9

97,4

из них: 
налог на прибыль организаций

995,2

160,6

834,7

76,7

90,3

74,5

налог на доходы физических лиц

1118,8

-

1118,8

111,2

-

111,2

налог на добавленную стоимость  
на товары (работы, услуги)

1030,2

1030,2

-

100,4

100,4

-

из него налог на добавленную  
стоимость на товары (работы, услуги),  
реализуемые на территории  
Российской Федерации

978,7

978,7

-

100,0

100,0

-

акцизы по подакцизным товарам  
(продукции), производимым на  
территории Российской Федерации

444,3

210,6

233,6

122,9

138,6

111,4

налоги на имущество

406,0

-

406,0

115,7

-

115,7

налоги, сборы и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами

1262,3

1243,5

18,8

100,2

100,1

110,4

из них налог на добычу  
полезных ископаемых

1251,8

1234,0

17,8

100,4

100,2

111,8

Информация о работе Косвенные налоги и их место в налоговых системах