Косвенные налоги и их место в налоговых системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Н. Тургенев, соотнося практику косвенного обложения с научными принципами налогообложения, делает следующие выводы: “Подать с потребления предметов, необходимых для жизни, совсем не соответствует первому правилу взимания налогов, ибо никак не сообразуется с доходом платящего: богатый платит, например, за соль ту же подать, что и бедный. Второму правилу эта подать соответствует, ибо каждому известно количество подати или цена того предмета, на который наложена оная. Третье правило плата в удобное время. В самое удобное время вовремя покупки. Но! Платящий не может отложить потребление соли или хлеба на несколько времени и потому всегда должен покупать сии предметы и следовательно платить подать (удобно или неудобно). С четвертым правилом подать сия не сообразна. Требует много издержек собирания”.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……… 3
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения………….…………. 5
Сущность и значение налогов…………………………………………….. 5
Сущность и необходимость косвенного налогообложения……………. 13
Мировой опыт взимания косвенных налогов.………………………..... 15
Особенности налогов и их место в налоговых системах Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
Оценка налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………………………………………………………21
Акцизы……………………………………………………………………… 26
Основные пути совершенствования косвенного налогообложения………………………………………….………..…….. 30
Проблемы организации косвенного налогообложения………………… 30
Перспективы оптимизации косвенного налогообложения…….........… 32
Заключение…………………………………………………..…………………. 36
Список использованных источников………………………………….……... 38
Приложение А………………………………………………………………… 41
Приложение Б…………………………………………………………………..42
Приложение В……………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая Косвенные налоги и их место в налоговых системах.docx

— 123.33 Кб (Скачать файл)

 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в I полугодии 2013г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 23,0%, налога на доходы физических лиц - 20,6%, налога на прибыль организаций - 18,3%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,0% (см. рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в I полугодии 2013 года

 

В I полугодии 2013г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 4835,5 млрд.рублей (89,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 330,5 млрд.рублей (6,1%), местных - 75,7 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом - 187,9 млрд.рублей (3,5%)(см.Приложение Б). Проанализировав динамику поступлений налогов в бюджет РФ за период 2010 – 2012 годов, можно сделать вывод, что с каждым годом суммы поступлений увеличиваются (см. Таблица 2).

 

Таблица 2 – Динамика начисления и поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за период 2010 – 2012 годов, тыс. рублей 

 

Исходя из структуры налоговых поступлений рассматриваемого периода, можно сказать, что большая доля поступлений приходится на федеральный бюджет РФ, затем на консолидированные бюджеты субъектов РФ, меньшая доля поступлений зачисляется в бюджеты государственных внебюджетных фондов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (см. Рисунки 2,3,4).

 

Рисунок 3 – Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ по уровням бюджетной системы в 2010 году, %

 

Рисунок 4 - Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ по уровням бюджетной системы в 2011 году, %

 

Рисунок 5 - Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ по уровням бюджетной системы в 2012 году, %

 

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 июля 2013г. составила 744,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 2,2%, в том числе по акцизам в целом - на 42,0%, налогу на добавленную стоимость - на 2,4%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых на 6,5%, налогу на прибыль организаций - на 1,9%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 июля 2013г. составила 323,8 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2013г. на 1,4% (см. Рисунок – 6).

 

 

 

Рисунок 6 – Динамика задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в консолидированный бюджет Российской Федерации на начало месяца, млрд. рублей

 

Недоимка по налоговым платежам на 1 июля 2013г. составила 360,9 млрд.рублей (48,5% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 4,2%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 10,7%, налогу на добавленную стоимость - на 10,1%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 0,5%. Уменьшилась недоимка по акцизам в целом на 7,5%.

Урегулированная задолженность на 1 июля 2013г. составила 379,0 млрд.рублей (50,9% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 0,7%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 214,3 млрд.рублей (56,5%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 115,7 млрд.рублей (30,5%).

Задолженность по единому социальному налогу на 1 июля 2013г. по сравнению с 1 января 2013г. сократилась на 16,8% и составила 28,8 млрд.рублей; задолженность по уплате пеней и налоговых санкций сократилась на 12,2% и составила 18,2 млрд.рублей.

Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 июля 2013г. по сравнению с 1 января 2013г. сократилась на 20,9% и составила 6,4 млрд.рублей; задолженность по уплате пеней и налоговых санкций сократилась на 24,2% и составила 15,3 млрд.рублей (см. Приложение В).

 

 

2.2 Налог на добавленную стоимость (НДС)

 

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) - является одним из основных федеральных налогов России. НДС представляет собой разновидность налога с оборота.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС – относительно новый налог, впервые введённый во Франции в 1954 г. и затем быстро распространившийся в других развитых странах за счёт вытеснения других налогов на потребление. Преимуществом НДС по сравнению с налогом с оборота считается то, что он взимается с добавленной стоимости – разницы между товарной продукцией и материальными затратами, кроме амортизации, то есть с реального вклада каждой стадии производства и обращения в ВНП. Налог с оборота таким достоинством не обладает, поскольку облагаемая им товарная продукция заметно отличается долей материальных затрат в различных отраслях. Достоинство НДС по сравнению с налогом с продаж заключается в том, что он охватывает все стадии производства и обращения, а не только конечную стадию.

Заложенный в основе экономической природы налога механизм налогообложения добавленной стоимости функционирует при соблюдении следующих условий:

1) налог  перечисляется между плательщиками  в составе цены;

2) при  приобретении товара плательщик  формирует «НДС уплаченный» и  может отнести его к возмещению  из бюджета, если плательщик, получивший  этот налог в составе цены, сформирует «НДС полученный»  и уплатит его в бюджет.

Именно в этом проявляется системная взаимосвязь механизма действия НДС. При любом нарушении указанных положений экономический механизм взимания НДС полноценно функционировать не будет.

В настоящее время НДС занял ведущее место среди всех косвенных налогов в большинстве развитых стран. НДС не используется только в США и Австралии, где из налогов на потребление продолжает применяться налог с продаж. В некоторых странах, например в Германии, налог с продаж используется параллельно с НДС, хотя и в заметно меньшем объёме.

Кроме стандартной адвалорной ставки, применяемой к преобладающему большинству товаров , почти во всех странах используются льготные, заниженные ставки на социально значимые товары, работы или услуги. Кроме того, используются два других вида льгот по НДС – освобождение и использование так называемой нулевой ставки.

При освобождении от НДС производитель продаёт продукцию без взимания его со своих потребителей и соответственно не уплачивает его в бюджет.

Но в то же время он не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, приобретённые для использования в производстве данной продукции.

При использовании «нулевой ставки» производитель получает полное освобождение от НДС. Он не взимает НДС с реализованной продукции и соответственно не уплачивает его в бюджет, но одновременно получает право на возмещение НДС, уплаченного при закупке сырья и материалов, необходимых для производства товаров, работ или услуг.

Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Эти преимущества сводятся к трем основным.

Во-первых, от НДС значительно труднее уклониться благодаря системе зачета налога по всей цепи производства и обращения товара.

Во-вторых, при НДС существенно упрощается вопрос об освобождении от налога производительного потребления.

В-третьих, с помощью НДС легче осуществляется обложение услуг, что не только ведет к увеличению доходов, но и выравнивает условия производства товаров и услуг.

Налог на добавленную стоимость взимается на каждой стадии от производства до реализации, но он остается «нейтральным», так как каждый налогоплательщик уменьшает сумму налога, удержанного им при продаже, на величину налога, удержанного с него при закупках. Таким образом, каждый из налогоплательщиков вносит в бюджет лишь часть налога, хотя в конце экономического цикла величина налога, перечисленного в казну, равна величине налога разового удержания на стадии розничной торговли.

Положительные качества налога проистекают из двойственности его природы: с одной стороны, он удерживается при совершении каждой сделке, что позволяет делать большие сборы, с другой - в виду частичного удержания, он не накапливается в цене товара.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

а) Организации

б) Индивидуальные предприниматели

в) Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ

В отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи не признаются налогоплательщиками (пункт действует до 1 января 2017г.) :

а) организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр или

б) иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета а также

в) филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета

г) организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, совершаемых в течение периода проведения игр).

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если в течение предшествующих последовательных налоговых периодов (календарных месяцев) их налоговая база не превысила в совокупности 2 млн. рублей без учета НДС. При этот учитывается только выручка от продаж . Освобождение от уплаты НДС не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

К объектам налогообложения по НДС не относятся следующие операции:

- связанные с обращение российской или иностранной валюты;

- передача имущества правопреемнику при реорганизации предприятия;

- передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

- выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;

- передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям ;

- операции по реализации земельных участков (долей в них) ;

- передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам) ;

- передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации ;

- операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи ;

Информация о работе Косвенные налоги и их место в налоговых системах