Косвенные налоги и их место в налоговых системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Н. Тургенев, соотнося практику косвенного обложения с научными принципами налогообложения, делает следующие выводы: “Подать с потребления предметов, необходимых для жизни, совсем не соответствует первому правилу взимания налогов, ибо никак не сообразуется с доходом платящего: богатый платит, например, за соль ту же подать, что и бедный. Второму правилу эта подать соответствует, ибо каждому известно количество подати или цена того предмета, на который наложена оная. Третье правило плата в удобное время. В самое удобное время вовремя покупки. Но! Платящий не может отложить потребление соли или хлеба на несколько времени и потому всегда должен покупать сии предметы и следовательно платить подать (удобно или неудобно). С четвертым правилом подать сия не сообразна. Требует много издержек собирания”.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……… 3
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения………….…………. 5
Сущность и значение налогов…………………………………………….. 5
Сущность и необходимость косвенного налогообложения……………. 13
Мировой опыт взимания косвенных налогов.………………………..... 15
Особенности налогов и их место в налоговых системах Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
Оценка налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………………………………………………………21
Акцизы……………………………………………………………………… 26
Основные пути совершенствования косвенного налогообложения………………………………………….………..…….. 30
Проблемы организации косвенного налогообложения………………… 30
Перспективы оптимизации косвенного налогообложения…….........… 32
Заключение…………………………………………………..…………………. 36
Список использованных источников………………………………….……... 38
Приложение А………………………………………………………………… 41
Приложение Б…………………………………………………………………..42
Приложение В……………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая Косвенные налоги и их место в налоговых системах.docx

— 123.33 Кб (Скачать файл)

Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:

– для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

– для хозяйствующих субъектов – в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;

– для населения – в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

 Объем  поступлений налога на прибыль  организаций в консолидированный бюджет РФ в январе-марте 2013 года составил 560,7 миллиарда рублей, что на 45,1% больше, чем в январе-марте 2012 года. Из общей суммы поступлений в первом квартале января-марта 2013 года поступления в федеральный бюджет составили 67,1 миллиарда рублей (12%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 493,6 миллиарда рублей (88%).  В январе-марте 2013 года объем поступлений в консолидированный бюджет РФ вырос на 22% - до 2,170 триллиона рублей. Формирование всех доходов в январе-марте 2013 года на 84% обеспечено за счет поступления налога на прибыль - 26%, НДПИ - 20%, НДС - 20% и НДФЛ - 18%. По сравнению с январем-мартом 2012 года доля разных типов налогов не изменилась. Налога на добавленную стоимость на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ, в федеральный бюджет в январе- марте 2013 года поступило 431,1 миллиарда рублей - на 5,9% больше, чем в январе-марте 2012 года.         Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в федеральный бюджет в январе-марте 2013 года поступило 19,7 миллиарда рублей - в 2,4 раза больше, чем в первом квартале 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 1 июля 2012 НДС на товары, ввозимые на территорию РФ из Казахстана.    Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет РФ составили в январе-марте 2013 года 123,7 миллиарда рублей - на 24,9% больше, чем в январе-марте 2012 года. Из общей суммы января-марта 2013 года поступления в федеральный бюджет составили 46,7 миллиарда рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов РФ - 77 миллиардов рублей (62%).            Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет РФ поступило в первом квартале 2013 года 440,6 миллиарда рублей - на 33,3% больше, чем в январе-марте 2012 года, что обусловлено повышением цены на нефть на 28,3%.         Из общей суммы января-марта 2013 года поступления в федеральный бюджет составили 433,5 миллиарда рублей (98%), в консолидированные бюджеты субъектов - 7,1 миллиарда рублей (2%). Имущественных налогов в консолидированный бюджет поступило за отчетный период 137,2 миллиарда рублей - на 19,4% больше, чем за аналогичный период 2012 года.  При этом налога на имущество физических лиц поступило 1,5 миллиарда рублей, или на 3,5% меньше, чем в январе-марте 2012 года. Налога на имущество организаций поступило 85,6 миллиарда рублей (62,4% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 22,5% больше, чем в январе-марте 2012 года. Транспортного налога в январе-марте 2013 года поступило 21,7 миллиарда рублей (15,8% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 5,3% больше, чем за аналогичный период 2012 года.

В современной российской налоговой системе НДС выступает одним из самых сложных и проблемных налогов. Последовательное снижение налоговой нагрузки на экономику и налогоплательщиков должно затронуть и этот налог. В программе социально-экономического развития страны предусматривается реализация предложения о снижении ставки НДС и в ближайшие годы доведении ее до 13% с учетом складывающихся в среднесрочной перспективе условий функционирования российской экономики.

Снижение ставки НДС может рассматриваться как последовательная реализация налоговой политики, направленной на снижение налогового бремени в РФ. Дискуссионным может быть лишь вопрос о порядке снижения величины ставки. Предлагаемое снижение ставки НДС весьма значительно. Мировая практика налогообложения показывает, что больший экономический эффект приносят действия, когда ставка налога последовательно снижается на протяжении длительного времени. Более того, постепенное понижение налоговой ставки имеет пролонгированное воздействие на экономические показатели. Резкое и одноразовое понижение дает меньший экономический эффект в стимулировании экономической деятельности. И этот эффект непродолжителен по времени. . Авторы идеи снижения налоговой ставки НДС в РФ рассчитывают за счет данной меры понизить налоговую нагрузку на отечественных производителей, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Снижение налоговой нагрузки теоретически должно способствовать ускорению экономического роста в стране. Снижение ставки НДС не только теоретически, но и практически может способствовать экономическому росту. При сохранении сложившихся пропорций распределения собственных средств предприятий на валовую оплату труда и валовую прибыль, а также поддержании сложившегося уровня расходов бюджета снижение ставки НДС до 13% приведет к увеличению темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП). Согласно расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования при снижении ставки НДС до 13% основной эффект придется на первые два года. В первый год дополнительный прирост ВВП составит 0,2 п. п. (процентные пункты), во второй - 0,3 п. п. При снижении ставки НДС до 16% дополнительный прирост ВВП составит 0,13 п. п. Одновременно валовая прибыль экономики возрастет на 1,1 - 1,4 п. п. ВВП в год. Снижение ставки НДС до 13% и связанное с этим высвобождение дополнительных ресурсов предприятий могут привести к увеличению темпов роста инвестиций в экономику в среднем на 0,3 - 0,6 п. п. в год. Открытым остается вопрос о том, в какой мере высвободившиеся денежные средства будут направлены на расширение инвестиционной деятельности. Нельзя не рассматривать вариант, при котором такие средства будут направлены на рост заработной платы и погашение прочей текущей задолженности. Подтверждением тому, что основные выгоды от снижения ставки достанутся плательщикам НДС, а не будут реализованы в виде увеличения доходов населения за счет снижения цен, может быть и тот факт, что снижение ставки НДС и отмена налога с продаж ранее не привели к предполагавшемуся снижению цен в российской экономике. Предположения о росте инвестиций в результате снижения ставки НДС основаны на гипотезе о том, что данные выгоды будут направлены на увеличение капитальных вложений. Вместе с тем представляется более вероятным, что к настоящему времени стимулы (точнее, их отсутствие) к инвестициям в России обусловлены вовсе не уровнем налоговой нагрузки, а высоким уровнем рисков, связанных с инвестициями. В таких условиях результатом снижения ставки НДС может стать увеличение оттока капитала за рубеж, что будет означать создание стимулов к осуществлению российских инвестиций за границей.

В настоящее время одним из способов уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию является использование так называемой спиртосодержащей схемы. Суть этой схемы заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве основного сырья для производства крепкой алкогольной продукции не спирт этиловый, как это предусмотрено нормативно-технической документацией, а спиртосодержащую продукцию. В связи с этим были установлены некоторые поправки.

В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и прогнозом уровня инфляции в периодах 2010 – 2012 гг. предусматривается ежегодная индексация специфических ставок акцизов на все подакцизные товары, за исключением табачной продукции, пива и спиртосодержащей продукции, по сравнению с предыдущим годом в среднем на 10%.

По сигаретам с фильтром индексация произведена на 20%, а по сигаретам без фильтра и папиросам – на 28 – 30%.

Кроме того, внесены поправки непосредственно в порядок исчисления акцизов. Так, статья 200 НК РФ дополнена положением, в соответствии с которым при исчислении акциза на крепкую алкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта свыше 25%) ограничивается право налогоплательщиков на налоговый вычет акциза, уплаченного при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. С 2010 года, если производители такой алкогольный продукции используют в качестве сырья спиртосодержащую продукцию, сумма налогового вычета у них будет меньше суммы акциза, фактически уплаченной при приобретении спиртосодержащей продукции. В данном случае сумму вычета следует определять исходя из ставки акциза на этиловый спирт.

Как свидетельствуют результаты проверок, проводившихся налоговыми органами, зачастую сумма акциза по спиртосодержащей продукции в бюджет вообще не уплачивалась (т. е. эта продукция находилась в нелегальном обороте). Учитывая, что ставка акциза по крепкой алкогольной и спиртосодержащей продукции была установлена на одинаковом уровне, в результате акциз в бюджет вообще не поступал. 

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Перспективы оптимизации косвенного налогообложения

 

 

Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.

Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды. Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России.

Приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В 2011 году был принят ряд решений, направленных на изменение порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, среди которых наиболее важными представляются следующие.

1) был введен новый вид счетов-фактур - корректировочные счета-фактуры;

2) в целях предотвращения потерь федерального бюджета был установлен порядок восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету по строительно-монтажным работам;

3) уточнен порядок применения НДС по договорам, предусматривающим оплату в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах .

4)  налоговая база по НДС при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг).

5) международным организациям и их представительствам, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, установлена ставка НДС в размере 0 процентов в отношении указанных операций.

6) освобождение от налогообложения услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений и установлено освобождение в отношении не только проведения спортивно-зрелищных мероприятий, но и их подготовки.

7) налогоплательщикам, приобретающим основные средства и нематериальные активы принимаемым к учету в первом и втором месяцах квартала, пропорцию для целей раздельного учета НДС определять также по итогам первого и второго месяца, а не квартала.

8) при реализации имущества и имущественных прав должников, признанных банкротами, налоговыми агентами в настоящее время признаются покупатели, приобретающие имущество и имущественные права.

9) при оказании иностранными лицами услуг по перевозке между двумя пунктами, расположенными на территории РФ.

10) упрощено документальное подтверждение правомерности применения нулевой ставки НДС.

11)  дополнен перечень операций, облагаемых НДС по нулевой ставке.

12) установлен 180-дневный срок для сбора документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, при осуществлении организациями внутреннего водного транспорта работ (услуг) по перевозке экспортируемых товаров по территории Российской Федерации.

Решениями, принятыми в 2011 году, предусматривается индексация ставок акцизов на 2012 - 2014 годы, а также ряд изменений, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения акцизами с целью повышения его эффективности.

В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции в указанном периоде предусматривается ежегодная индексация специфических ставок акцизов на все подакцизные товары. При этом опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции индексируются ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию.

В частности, состояние российского рынка позволяет в ближайшие три года производить индексацию ставок акциза на сигареты в среднем на 40% в год.

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% также будут расти опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, пива и натуральных вин.

Проводится работа по гармонизации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию, устанавливаемых государствами - членами Таможенного союза, и продолжается переговорный процесс с указанными государствами в этом направлении.

Предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами операций по передаче произведенных налогоплательщиком дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства этой же организацией алкогольной продукции. Данные изменения позволят повысить экономическую заинтересованность в производстве коньяков и других напитков из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Внесены изменения в порядок освобождения от уплаты акцизов алкогольной продукции, реализуемой на экспорт. Так, установлено, что налогоплательщики, которые осуществляют реализацию произведенной ими алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции на экспорт, имеют право представить в налоговый орган одну банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, вывозимой на экспорт, и уплаты авансового платежа акциза по алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции. Определен порядок корректировки извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза.

Информация о работе Косвенные налоги и их место в налоговых системах