Косвенные налоги и их место в налоговых системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Н. Тургенев, соотнося практику косвенного обложения с научными принципами налогообложения, делает следующие выводы: “Подать с потребления предметов, необходимых для жизни, совсем не соответствует первому правилу взимания налогов, ибо никак не сообразуется с доходом платящего: богатый платит, например, за соль ту же подать, что и бедный. Второму правилу эта подать соответствует, ибо каждому известно количество подати или цена того предмета, на который наложена оная. Третье правило плата в удобное время. В самое удобное время вовремя покупки. Но! Платящий не может отложить потребление соли или хлеба на несколько времени и потому всегда должен покупать сии предметы и следовательно платить подать (удобно или неудобно). С четвертым правилом подать сия не сообразна. Требует много издержек собирания”.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……… 3
1 Теоретические аспекты косвенного налогообложения………….…………. 5
Сущность и значение налогов…………………………………………….. 5
Сущность и необходимость косвенного налогообложения……………. 13
Мировой опыт взимания косвенных налогов.………………………..... 15
Особенности налогов и их место в налоговых системах Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
Оценка налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………….. 17
Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………………………………………………………21
Акцизы……………………………………………………………………… 26
Основные пути совершенствования косвенного налогообложения………………………………………….………..…….. 30
Проблемы организации косвенного налогообложения………………… 30
Перспективы оптимизации косвенного налогообложения…….........… 32
Заключение…………………………………………………..…………………. 36
Список использованных источников………………………………….……... 38
Приложение А………………………………………………………………… 41
Приложение Б…………………………………………………………………..42
Приложение В……………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая Косвенные налоги и их место в налоговых системах.docx

— 123.33 Кб (Скачать файл)

Проявлением безвозмездности выступает также безвозвратность налога: налог подлежит возврату только в случае законодательно установленной льготы или в случае неправильной его уплаты в бюджет (переплата налога).

В советской науке финансового права налоги рассматривались в качестве возвратного платежа. Данное положение основывалось на утверждении К. Маркса о том, что в социалистическом обществе «... все удерживаемое с производителя как с частного лица прямо или косвенного идет на пользу ему же, как члену общества». По мнению же советского правоведа С. Цыпкина: «Собранные в виде налогов средства возвращаются населению в форме затрат на развитие народного хозяйства и социально-культурной сферы...»;

в) императивность: налогоплательщик не в праве отказаться от обязанности платить налоги;

г) легитимность. Данная черта налогов характеризуется тем, что установление налога, а также его взимание осуществляются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги и сборы. В этой связи Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 февраля 1997 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности» Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции» указал, что федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если они установлены федеральным законодательным органом (Федеральным собранием) в надлежащей форме, т.е. федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством. Поскольку установление налога законом является его обязательным признаком, любые обязательные платежи, не предусмотренные законом, не могут считаться налогом;

д) принудительное изъятие. Налог — это обязательный взнос, т. е. в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществлять уплату налогов. В соответствии со ст. 57 Конституции России обязанность по уплате налогов является конституционной. Конституции большинства развитых стран также придают налоговым обязательствам своих подданных конституционный характер, что демонстрирует их особую важность и значение.

Необязательных налогов не существует. Не случайно в древнерусском языке слово «налог» имело значение «обременение», «тягость», «неудобство».

Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.

Система средств принуждения и санкций оказывает определенное воздействие на налогоплательщика с тем, чтобы обязать его исполнить свои обязательства по уплате налогов. Такое принуждение очень часто действует в виде угрозы применения ответственности.

По словам П. Годме, «элемент принуждения настолько важен в понятии налога, что это влечет за собой исключение из налоговой сферы поступлений, не носящих принудительного характера». Так, не являются налогами добровольные сборы и пожертвования в бюджет, а также государственные займы.

Современным налоговым системам некоторых стран известен так называемый необязательный налог — церковный, установленный не актами государственной власти, а религиозными нормами, обеспечиваемыми моральным авторитетом соответствующей конфессии. В мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит, — Йемене, Саудовской Аравии, Пакистане и др. — религиозные налоговые нормы, санкционированные государством, становятся общегосударственными. В частности, такие платежи, как исламские налоги (закят, закят альф фитр, ушр), взимаются в соответствии с Кораном, направляются на обеспечение мусульманских общин за рубежом, оказание помощи бедным, ведение религиозных войн и т. д. Например, закят — налог в пользу малоимущих мусульман — как бы «очищает» пользование богатством, с которого он уплачен.

Однако такая практика не является общепринятой, так как, например, в Исландии церковные налоги распространены даже на атеистов, которые уплачивают их в один из стипендиальных фондов Исландского университета.

Внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Уплата налога имуществом действующим законодательством по общему правилу не предусмотрена. Денежная форма уплаты налога предопределена самой сутью налога, который является, как уже было установлено, взносом. Слово «взнос» в русском языке означает внесенные за что-либо деньги.

В этой связи обязанность налогоплательщика по уплате налога выступает однообъектной, поскольку только уплата налога в денежной форме, по общему правилу, рассматривается (при соблюдении прочих условий о сроках, бюджетах и т. д.) в качестве надлежащего исполнения его обязанности.

В соответствии с Постановлением Правительства России от 1 апреля 1996 г. № 481 «Об упорядочении расчетов по осуществлению налоговых и других платежей предприятий и организаций — налогоплательщиков в федеральный бюджет, включая погашение задолженности по ним» в целях создания необходимых условий для исполнения расходной части федерального бюджета с 1 мая 1996 года прекращено использование любых неденежных форм осуществления налоговых и других платежей предприятий и организаций — налогоплательщиков в федеральный бюджет (включая товарный кредит и налоговые освобождения), а также неденежных форм погашения задолженности по ним.

Обращение взыскания на имущество налогоплательщика в случаях недоимки по налогам также не является исключением, поскольку в итоге (после реализации имущества) внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Однако в некоторых случаях уплата налогов допускается и в неденежных формах, но все неденежные способы уплаты налогов являются нетипичными и вызваны к жизни российским кризисом платежей.

В некоторых странах до сих пор существуют сугубо натуральные налоги, т. е. налоги, которые вносятся вещами, услугами или работами. Например, в Лаосе и Вьетнаме сельхозналог уплачивается рисом.

Налоги вносятся в бюджет или внебюджетный фонд, которые выступают получателями налогов. Они поступают как непосредственно в федеральный бюджет, так и в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, автономной области, автономных округов, а также в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством России.

В ряде случаев налоги вносятся не в бюджет или внебюджетный фонд, а на счета определенных государственных организаций, являющихся держателями и распорядителями некоторых бюджетных счетов. Наиболее распространенный случай — это когда налоги в дорожные фонды уплачиваются организациям, отвечающим за состояние дорог. В этом случае считается, что налог уплачен именно в дорожный фонд, а подобный порядок зачисления налогов устанавливается не бюджетным, а налоговым законодательством.

Особым случаем уплаты налога выступает уплата государственной пошлины частному нотариусу. Дело в том, что порядок исчисления и уплаты этого федерального платежа регламентируется налоговым законодательством. В то же время в соответствии со ст. 22 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.

Налоги — это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения.

Признак абстрактного налогового взимания основан на бюджетно-правовом принципе запрета на индивидуализацию (специализацию) бюджетных доходов. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. Иными словами, совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей. Данный принцип выводится из базового положения финансового права о всеобщности и единстве бюджета. Единый бюджет предупреждает возникновение тесной связи между определенными видами государственных расходов и налоговых доходов, которая могла бы привести к ранжированию государственных расходов и соответственно их финансированию по «остаточному принципу».

Денежные средства поступают в бюджет на нужды всего государства. Первоначально происходит формирование государственного бюджета, и уже затем средства перераспределяются по отдельным статьям расходов: на финансирование федеральных экономических и социальных программ, на содержание систем здравоохранения и образования, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны и т. д.

Целевая направленность некоторых налоговых платежей прослеживается даже в их названии, например платежи в дорожные фонды, специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (отменен с 1 января 1996 года Федеральным законом от 23 февраля 1995 г.). Однако следует признать, что при этом определяется общее предназначение налога, но никак не конкретные расходные статьи бюджета. Целевые налоги, носящие некоторую содержательную направленность, не нарушают признака абстрактности налоговых платежей.

Налог как Правовая категория - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Функции налогов - это способ выражения сущностных свойств этой категории.

   Основная функция налога - фискальная, которая реализуется посредством образования государственного денежного фонда, за счет которого создаются материальные условия функционирования государства и выполнения им собственных функций (оборона, правопорядок, социальные, природоохранные и другие задачи). Посредством фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. А именно процесс перераспределения части стоимости ВВП. Отсюда некоторые авторы называют еще одну функцию налогов - Перераспределительную.

   Регулирующая функция налога. Проявляется  в дифференциации условий налогообложения: дифференциация условий налогообложения  стимулирует или сдерживает темпы  воспроизводства, усиливая или ослабляя  накопление капитала, расширяя или  сокращая платежеспособный спрос  населения.

   Контрольная функция. Через количественные  параметры налоговых поступлений  государство получает информацию  о состоянии экономики в разрезе  видов экономической деятельности, в разрезе регионов и отдельных  налогоплательщиков и корректирует  налоговую политику или налоговое  администрирование.

Статья 17 налогового кодекса устанавливает существенные элементы налога, которые необходимы для его установления:

1) субъект  налога/налогоплательщики:

-юридические  лица;

-физические  лица (граждане и ИП);

2) объект  налогообложения: каждый налог имеет  свой, не совпадающий с другими  налогами, объект налогообложения. Объектом налогообложения может  выступать:

-доход, имущество, прибыль налогоплательщика, которые служат основой налогообложения;

-юридический  факт или совокупность юридических  фактов, с которыми связаны возникновения  обязанностей по уплате налогов (перевезение товаров через таможню РФ, получение наследства и пр.);

3) налоговая  база - это стоимостная физическая  или иная характеристика объекта налогообложения;

4) налоговая  ставка - это величина начисления на единицу измерения налоговой базы. По способу установления налоговые ставки делятся на:

-твердые (специфические);

-процентные (адвалорные);

-комбинированные. Применяются только по акцизам и только в отношении табачной продукции.

5) налоговый  период - календарный год или иной  период времени (квартал, месяц, полугодие) в отношение каждого налога, по  окончание которого определяется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи в бюджет.

6) порядок  исчисления налога. Налог исчисляется  исходя из налоговой базы и  налоговой ставки, а также других  элементов налога, самостоятельно  налогоплательщиком, либо налоговым  агентом или налоговым органом.

7) порядок  и сроки уплаты налога. Уплата  налога осуществляется только  в денежной форме. Каждый налог  имеет свой, установленный законом, срок уплаты.

Факультативным элементом налога является Налоговая льгота.

Принципы налогообложения с одной стороны позволяют реализовать функции налога, а с другой - исходят из представлений о рациональности налоговой системы и определяют построение действенного налогового механизма.

   Первые принципы были сформулированы А. Смиттом в 1776 г. Он выделял:

а) принцип справедливости, который характеризует всеобщность и равномерность распределения налогообложения;

б) принцип определенности, под которым подразумевалось, что информация о налоге должна быть донесена до налогоплательщика;

Информация о работе Косвенные налоги и их место в налоговых системах