Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 19:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей развития краткосрочного кредитования в Республике Казахстан.
Исходя из поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- раскрыть понятие кредитования;
- рассмотреть основные формы и виды краткосрочного кредитования;
- проанализировать деятельность исследуемого банка в области краткосрочного кредитования;
- проанализировать динамику краткосрочного кредитования в РК;
Введение
Глава 1. Краткосрочное кредитование в условиях рыночной экономики
1.1 Понятие кредита: принципы, функции, формы и условия выдачи
1.2 Виды и функции краткосрочного кредитования банками
второго уровня
1.3 Порядок погашения краткосрочного кредита и плата за ссуды
Глава 2. Анализ проведения краткосрочного кредитования (на
примере АО «Казкоммерцбанк»)
2.1 Анализ краткосрочного кредитования АО «Казкоммерцбанк»
2.2 Анализ объемов краткосрочного кредитования в Акмолинской
области по отношению к Республике Казахстан
Глава 3. Пути совершенствования и перспективы
развития краткосрочного кредитования в РК
3.1 Проблемы развития краткосрочного кредитования .
и пути их решения в РК
3.2 Направления по улучшению качества кредитования
субъектов малого и среднего бизнеса
Заключение
Список литературы
В США широко распространен взаимный обмен информацией по вопросам кредитования. Под покровительством Национальной ассоциации управления кредитом тысячи кредитных менеджеров постоянно встречаются для обмена мнениями и опытом.
Современная казахстанская практика кредитования клиентов показала, что наилучший способ оценки кредитоспособности можно определить только исходя из специфических условий каждой сделки. Каждый казахстанский коммерческий банк в рамках своей кредитной политики должен разрабатывать собственную методику анализа кредитоспособности клиентов и по мере изменения условий функционирования, рыночной конъюнктуры и приоритетов кредитной политики вносить необходимые коррективы.
Как уже упоминалось кредитные работники зачастую уделяют слишком много внимания анализу обеспечения. Однако решение о выдаче ссуды должно базироваться на анализе сути финансируемого мероприятия, а не только на привлекательности обеспечения. Вопрос об обеспечении должен решаться уже после того, как кредитная сделка признана приемлемой с точки зрения риска и возврата средств в результате осуществления кредитного проекта.
В казахстанских условиях необходимо применять современные финансовые инструменты, в частности: комплексные финансовые операции, позволяющие снизить реальную ставку процента за кредит (она должна быть доступна для заемщика и выгодна кредитору) путем оптимальной комбинации имеющихся в распоряжении банка финансовых продуктов. Чем доступнее ресурс, тем выше спрос на него, и тем более полно может быть использован имеющийся кредитно-инвестиционный потенциал; новые перспективные виды кредитных операций (овердрафт, лизинг, факторинг, форфейтинг и др.).
Существенное значение имеет развитие концепций и методов стратегического банковского планирования и управления.
В случае неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору за счет сложной и непредсказуемой процедуры судебного разбирательства увеличивается риск кредитных вложений в реальный сектор. Рассмотрение дела может затянуться более чем на год, в течение которого банк вынужден каким-то образом возмещать потерю ликвидности из-за невозврата кредита. Фактическое отсутствие практики применения Уголовного кодекса РК в части экономических преступлений, а также отсутствие механизмов розыска должника по Закону об исполнительном производстве заставляют банки придерживаться консервативной политики в области кредитования, значительно снижают потенциал развития кредитных операций в Казахстане. Кроме того, фактически отсутствует и правовой механизм выявления заведомо фиктивных кредитов. И даже если будет доказано, что и кредитор, и заемщик изначально были осведомлены о последующем невозврате кредита, ни для одного из участников такой фиктивной сделки действующее законодательство не предусматривает какой-либо ответственности.
Также в соответствии с международной практикой в случае банкротства заемщика предоставленное в залог имущество должно выводиться из конкурсной массы. Необходимо улучшить и саму технику обращения взыскания на предмет залога, инициировав для этого соответствующие процедуры: создать систему регистрации залогов и имущественных прав, предоставить право залогодержателю вводить временное управление заложенным имуществом путем назначения выбранного им управляющего и т.д.
Решение проблемы законодательной защиты прав кредиторов значительно снизит риски (а значит, и процентные ставки), и банки смогут активнее стимулировать экономический рост в стране.
Подводя итоги вышесказанного, можно подчеркнуть: развитие кредитных отношений коммерческих банков с реальным сектором экономики зависит как от государственной политики, так и от работы и усилий коммерческих банков и предприятий-заемщиков. В числе важнейших мероприятий, способствующих развитию данных отношений, необходимо выделить три: создание совершенной законодательной базы организации кредитования предприятий коммерческими банками; повышение уровня капитализации и создание долгосрочной ресурсной базы коммерческих банков; снижение кредитных рисков.
3.2 Направления по улучшению
качества кредитования
Одним из главных направлений по улучшению качества кредитования субъектов малого и среднего бизнеса является совершенствование нормативной правовой базы.
Анализ ранее принятых государственных программ поддержки и развития предпринимательства в республике свидетельствует о том, что по формированию нормативной правовой базы малого предпринимательства были внесены конкретные предложения. Однако многие пункты ранее принятых государственных программ остались не исполненными из-за отсутствия действенного механизма реализации и контроля.
Исходя из изложенного, предлагается законодательное закрепление ежегодного отчета уполномоченного государственного органа по поддержке малого бизнеса, Правительства перед Президентом и Парламентом о результатах, достигнутых в ходе мероприятий по осуществлению государственной, отраслевых и региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства. При разработке законопроекта по совершенствованию нормативно-правовой базы в области кредитования малого и среднего бизнеса, было бы правильно учесть зарубежный опыт по развитию малого бизнеса, например, Италии, который широко освещается крупными международными организациями, где систему поддержки малого бизнеса контролируют две парламентские комиссии, а правительство ежегодно отчитывается о ходе выполнения мероприятий по поддержке предпринимательства.
Далее необходимо отметить, что предпринимательство в стране не будет развиваться, пока суды не будут соответствовать экономической системе. Судебно-правовая реформа не доведена до конца. Не созданы специализированные суды, в первую очередь, налоговые, инициирование создания которых было предусмотрено еще в государственной программе поддержки и развития малого предпринимательства на 2006-2007 годы.
Несмотря на провозглашенное Конституцией право на равную защиту государственной и частной собственности, равенство сторон перед законом и судом, суды до сих пор защищают ложно понимаемые \»государственные интересы\». Поэтому предлагается переход к специализации судов в рамках существующего Закона \»О судах и статусе судей\», в частности, создание налоговых и административных судов районного звена без создания специализированных коллегий вышестоящих судов. Создание налоговых судов позволит исключить из практики дачу толкований налогового законодательства налоговыми органами и Министерством финансов.
Необходимо также активизировать нормотворческую деятельность Верховного суда Республики Казахстан путем издания нормативных постановлений о применении судами законодательства, связанного с предпринимательской деятельностью.
В условиях рыночных отношений остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, способных как в сфере государственного управления, так и в сфере управления предприятиями и бизнесом профессионально решать задачи экономического развития.
На сегодняшний день наиболее распространенными причинами банкротства предприятий, торможения реформ в целом являются не только недостаток инвестиций, неэффективный механизм работы приватизированных предприятий, недостаточная развитость малого бизнеса, но и в определенной степени отсутствие достаточного количества компетентных специалистов.
Закон о малом предпринимательстве требует обеспечить развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области малого предпринимательства. В этой связи предлагается развитие инициативы представителей Форума предпринимателей Казахстана, Ассоциации учебных заведений Республики Казахстана и других общественных объединений о создании Фонда обучения управленческих и предпринимательских кадров. Данная идея заслуживает всяческой поддержки и развития. На сегодня деятельность фонда не заметна в масштабах страны, поэтому необходимо расширение деятельность фонда в регионах.
Программа предусматривает использование имеющихся интеллектуальных, материальных и других ресурсов для укрепления и расширения сети научных и учебных учреждений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, изучением проблем малого предпринимательства; проведение конкурсов на лучшую авторскую программу среди обучающих центров; запланировано создание специализированных центров подготовки кадров, организация на их базе консультационной службы по вопросам защиты предпринимательства, издание научно-методической литературы по вопросам малого бизнеса.
Кроме того, в государственном заказе на научные исследования необходимо предусматривать финансирование исследований изучения проблем и тенденций развития малого предпринимательства.
Необходимо отметить, что структура государственных органов поддержки и развития малого предпринимательства при акимах в каждой области имеет различный статус, а на районном уровне практически повсеместно отсутствует. В этой связи предполагается принять меры по разработке типовых структур управления на региональном уровне и соответствующие рекомендации направить акимам.
Поэтому основой реализации государственной поддержки и развития малого предпринимательства на местах должны стать региональные программы, утверждаемые на сессиях маслихатов с обязательным заслушиванием отчетов исполнительных органов в соответствии с Законом \»О государственной поддержке малого предпринимательства\», при обязательном участии уполномоченного органа.
Анализ региональных программ свидетельствует, что большинство программ охватывают следующие направления работы:
- перспективы роста малых предприятий, имеющих базу для дальнейшего развития;
- меры по созданию элементов
инфраструктуры малого
- мероприятия по привлечению
в предпринимательскую
- вопросы передачи субъектам
малого предпринимательства
- мероприятия по подготовке,
переподготовке и повышению
В соответствии с требованиями известного Закона поддержка на развитие предпринимательства являются задачей в первую очередь регионов. В целях повышения эффективности деятельности местных администраций Агентству Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса необходимо осуществлять ежеквартальный мониторинг развития малого бизнеса в регионах и ставить рейтинговую оценку деятельности в этом направлении акимов областей и городов Астаны и Алматы.
В соответствии с Законом \»О государственной поддержке малого предпринимательства\» одним из основных направлений государственной поддержки малого бизнеса является установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения и уплаты таможенных пошлин.
Постепенному и последовательному вовлечению субъектов малого предпринимательства в сферу легальной экономики на начальном этапе будет способствовать уменьшение уровня налогообложения в рамках действующего налогового законодательства, включая регулирование стоимости патентов и лицензий.
Упрощенный механизм налогообложения субъектов малого предпринимательства предполагает разумный и справедливый порядок определения дохода предпринимателя в целях налогообложения. Введение единой льготной ставки на совокупный доход предпринимателей, либо расширение практики применения государственного сбора в форме выкупа патента будут способствовать развитию малого предпринимательства в стране.
При этом целесообразно, чтобы размер сбора и перечень видов индивидуальной предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе патента, устанавливались и утверждались в централизованном порядке. Кроме того, необходимо расширить перечень видов предпринимательской деятельности и условия, при которых предприниматели могут производить уплату налогов и платежей в бюджет на основе патента.
На практике для получения патента и начала осуществления своей деятельности предпринимателю необходимо внести по крайней мере одномесячную сумму фиксированного суммарного налога от рассчитанной на заявленный срок, что для некоторых является весьма затруднительным. Широкому распространению патентной формы способствовала бы отсрочка платежа на определенный срок.
Важное значение приобретают налоговые стимулы для организаций, обеспечивающих общие условия функционирования и развития малого бизнеса, включая содействие организации собственного дела, обеспечение информацией в области маркетинга, инжиниринга и менеджмента.
Внедрению смешанной формы малого и крупного бизнеса франчайзинга в сферу малого предпринимательства должно способствовать освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость услуг по оказанию содействия в организации бизнеса по договорам франчайзинга.
В сфере таможенного регулирования предпринимательской деятельности основным направлением предусматривается выработка предложений по упрощению процедур и сокращению сроков рассмотрения и оформления документов по внешнеэкономическим операциям, льготной системе уплаты таможенных тарифов для субъектов малого бизнеса.
Формирование благоприятной для субъектов малого бизнеса таможенной политики неразрывно связано с решением вопросов в сфере налогообложения, что определяет его комплексный подход.
В целях развития предпринимательства в приоритетных секторах экономики необходимо рассмотреть возможность снижения ставок налога на добавленную стоимость на ввозимое оборудование, новые технологии, комплектующие материалы и сырье, технику, не производящиеся в Казахстане и используемые в собственном производстве.
Исходя из опыта стран с рыночной экономикой основным принципом построения справедливой и разумной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства должно стать преобладание общеэкономических интересов над фискальными.