Краткосрочное банковское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей развития краткосрочного кредитования в Республике Казахстан.
Исходя из поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- раскрыть понятие кредитования;
- рассмотреть основные формы и виды краткосрочного кредитования;
- проанализировать деятельность исследуемого банка в области краткосрочного кредитования;
- проанализировать динамику краткосрочного кредитования в РК;

Содержание работы

Введение

Глава 1. Краткосрочное кредитование в условиях рыночной экономики
1.1 Понятие кредита: принципы, функции, формы и условия выдачи
1.2 Виды и функции краткосрочного кредитования банками
второго уровня
1.3 Порядок погашения краткосрочного кредита и плата за ссуды

Глава 2. Анализ проведения краткосрочного кредитования (на
примере АО «Казкоммерцбанк»)
2.1 Анализ краткосрочного кредитования АО «Казкоммерцбанк»
2.2 Анализ объемов краткосрочного кредитования в Акмолинской
области по отношению к Республике Казахстан

Глава 3. Пути совершенствования и перспективы
развития краткосрочного кредитования в РК
3.1 Проблемы развития краткосрочного кредитования .
и пути их решения в РК
3.2 Направления по улучшению качества кредитования
субъектов малого и среднего бизнеса

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 125.66 Кб (Скачать файл)

- аудиторское заключение.

Предоставляемая в банк бухгалтерская отчетность должна содержать расшифровку таких статей, как: основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные вложения, дебиторская и кредиторская задолженность (по датам возникновения), товарные запасы, готовая продукция, задолженность перед бюджетом и другие наиболее крупные статьи баланса.

4. Справки из обслуживающих  банков о ежемесячных оборотах  по счетам и справка об обязательных  ежемесячных платежах.

Справки из обслуживающих банков, должны включать сведения об ежемесячных оборотах (суммы приходов и расходов) за каждый из последних 3-6 месяцев по расчетным, валютным и другим счетам, о наличии (отсутствии) картотеки 2 (в том числе бюджетной), а также о наличии (отсутствии) ссудной задолженности.

5. Технико-экономическое  обоснование сроков окупаемости  и возврата кредита, с отражением  следующих положений:

- основные виды деятельности  клиента;

- цель, на которую испрашивается  кредит;

- расчетные сроки и  стоимость производства или приобретения  продукции или оказываемых услуг  с указанием расценок за единицу  продукции или услуг;

- анализ рынка сбыта;

- полный финансовый расчет  рассматриваемой к кредитованию  сделки;

- расчет ожидаемой прибыли  от реализации кредитного проекта  и расчет уплаты всех уплачиваемых  налогов.

6. Договора (контракты), вытекающие  из кредитуемой сделки (в случае  необходимости):

- договора (контракты) на  приобретение и реализацию кредитуемых  товарно-материальных ценностей;

- договора (контракты), заключенные  заемщиком с целью хранения  товарно-материальных ценностей, транспортировки, страхования и т.д.;

- разрешительные документы  на определенные товарные партии  и проведение работ (лицензии  на добычу сырьевых ресурсов, лицензии на работу с драгоценными  металлами и драгоценными камнями, экспортные квоты и т.д.).

7. Обеспечение кредита.

Необходимо представить полный комплект документов, связанных с обеспечением (залогом, поручительством, банковской гарантией) кредита, в том числе правоустанавливающих документов на предлагаемые виды залога (заклада).

В качестве залогодателя может выступать как сам клиент (заемщик) так и третье лицо, способное ответить по обязательствам клиента в случае невыполнения последним условий кредитного договора (соглашения).

8. Документы, характеризующие  кредитную историю клиента с  приложением ксерокопий документов, подтверждающих предоставление  и погашение ранее предоставленных  кредитов с учетом начисленных  процентов (неустойки).

9. Прочая информация, необходимая по мнению банка и/или клиента, для рассмотрения вопроса о предоставлении краткосрочного кредита.

Краткосрочное кредитование юридических лиц (за исключением банков) осуществляется Управлением кредитования кредитного Департамента АО «Казкоммерцбанк».

Таким образом, роль краткосрочного кредитования в развитии экономики Казахстана велика. По результатам анализа, можно сказать, что объемы краткосрочного кредитования как юридических так и физических лиц растут. Прочной тому являются рост экономической активности клиентов, развитием рынка потребительского кредитования, снижение требований к заемщику и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования и перспективы развития краткосрочного кредитования в РК

 

3.1 Проблемы развития краткосрочного  кредитования и пути их решения в РК

Банки последовательно и целенаправленно становятся полноценными финансовыми посредниками, перераспределяющими средства в реальный сектор экономики. Но как уже говорилось ранее, это становление происходит на фоне ряда нерешенных проблем, к которым относятся: во-первых, недостаточная капитализация; во-вторых, преобладание «коротких» и неустойчивых пассивов (пассивы срочностью свыше 1 года составляют примерно 15% валюты баланса коммерческих банков, тогда как удельный вес активов с аналогичными сроками приближается к 35%. Такая несоразмерность усиливает риски кредитования и потери ликвидности); в-третьих, высокий уровень кредитного риска.

Решение проблем недостаточности уровня капитализации и преобладания «коротких» и неустойчивых пассивов во многом зависит от законодательной и исполнительной власти. Введение в Гражданский кодекс РК положения, которое бы предусматривало невозможность досрочного изъятия срочного банковского вклада, – одно из направлений решения проблемы дефицита долгосрочных ресурсов.

Требуются законодательные решения о внеочередности платежей в счет погашения кредита заемщиком, испытывающим финансовые затруднения. Погашение банковских ссуд практически в последнюю очередь замедляет оборачиваемость ресурсов банков, требует поиска различных форм обхода очередности платежей. Очевидно, что своевременное погашение ссуд позволит предприятиям привлекать больше заемных средств и тем самым оздоровить свое финансовое положение в целом.

Необходима поправка в Налоговый кодекс, освобождающая банки и акционеров от налога на прибыль, если она направляется на увеличение уставного капитала банка. Заслуживает изучения вопрос о введении льготных ставок налогообложения прибыли банков в части доходов, полученных от кредитования реального сектора экономики.

Повысить уровень капитализации казахстанских коммерческих банков возможно за счет привлечения ряда дополнительных источников. Прежде всего, это использование средств институциональных инвесторов. Целесообразно внести изменения в действующее законодательство, которые бы позволили банкам осуществлять управление активами инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

В сложившейся модели казахстанского рынка ценных бумаг коммерческие банки стали его основными участниками (эмитенты, инвесторы, представители инфраструктуры рынка) и накопили большой опыт. Их искусственное отстранение от этой работы негативно повлияет на конкурентный отбор и качество предоставления услуг в области управления активами вышеназванных фондов. Повысить уровень капитализации можно путем расширения возможностей выпуска банками среднесрочных ценных бумаг и их размещения как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В послекризисный период первая крупная эмиссия на мировом рынке заимствований (на сумму 200 млн долл.) была осуществлена в конце 2002г. Газпромбанком. Однако рассматривать ее как чисто банковскую в полной мере нельзя: конечным получателем средств была компания Газпром, имеющая хорошую репутацию на международном уровне. Реальное возвращение казахстанского банковского сектора на рынок еврооблигаций началось год спустя, когда были размещены выпуски Альфа-банка и МДМ-банка. С этого момента расширение спроса на долговые бумаги казахстанских эмитентов стало особенно заметным. Каждое последующее размещение происходило на более выгодных условиях.

Присвоение Казахстану агентством Moody’s инвестиционного рейтинга существенно улучшает условия для расширения как объемов заимствований, так и круга участников. В связи с этим важно развивать практику презентаций банков за рубежом. Опыт показывает, что такие презентации, содействуют установлению деловых контактов между казахстанскими и зарубежными банками.

Еще один источник повышения капитализации казахстанских коммерческих банков – остатки средств на счетах региональных бюджетов. Как известно, в соответствии с Бюджетным кодексом РК контроль за использованием и распоряжением бюджетными средствами возлагается на казначейство и региональные казначейства областей. Такая практика, несомненно, соответствует мировому опыту. Следует, однако, отметить, что в ряде стран кредитные организации также не исключаются из этого процесса. Например, в США коммерческие банки могут осуществлять функцию агента по расчетно-кассовому обслуживанию бюджета в доходной части.

К сожалению, практика нецелевого использования рядом коммерческих банков бюджетных средств, а также банкротства многих из них дискредитировали идею привлечения кредитных организаций к обслуживанию бюджетных счетов. В то же время накопленный за последние годы опыт работы Казначейства показывает, что оно еще не в полной мере готово выполнять возложенные на него функции, в том числе и задачу эффективного контроля за использованием бюджетных средств. Кроме того, при полном переводе счетов из коммерческих банков в Национальный банк РК нерешенными остаются вопросы кредитования кассовых разрывов при исполнении бюджета, осуществления различного рода государственных и региональных программ, получения дополнительных доходов в бюджет за счет платы за остатки на счетах.

Представляется, что на региональном уровне указанные задачи могут и должны решаться в рамках эффективного взаимодействия Казначейства и коммерческих банков. Для осуществления этого в масштабах бюджета отдельного региона объективно существуют не только экономические предпосылки, но и правовые возможности. Обслуживание банками региональных бюджетов недотационных регионов соответствует принципу разграничения полномочий между центром и областями РК.

Для расширения объемов кредитования предприятий реального сектора экономики необходимо решить проблему существенных кредитных рисков.

Недостаточная платежеспособность предприятий – фактор, определяющий высокий уровень рисков при кредитовании. Кроме того, зачастую предприятия ведут «двойную» бухгалтерию, что не позволяет банку правильно оценить их финансовое положение и рассчитать уровень кредитного риска. Плюс техническое оснащение значительной части промышленных предприятий тормозит производство конкурентоспособной продукции, реализация которой позволит вернуть выданную ссуду.

Ужесточение конкуренции на кредитном рынке приводит к снижению некоторыми банками своих требований к заемщику, что негативно сказывается на качестве кредитного портфеля. По оценкам специалистов, от 20 до 60% кредитов могут стать «плохими». Если не предусмотреть возможность неблагоприятного развития событий и не заложить это в стратегию банка и продолжать кредитную политику, исходя из ожидания отличной конъюнктуры, качество портфеля может долгое время снижаться, не искажая формальные показатели надежности.

Большую роль играет методическая и нормативная база организации кредитного процесса. Ситуация такова, что каждый коммерческий банк, исходя из своего опыта, вырабатывает подходы и систему кредитования. И это несмотря на то, что хотя есть непреложные общие организационные основы, отражающие международный и отечественный опыт, которые помогли бы банкам существенно упорядочить кредитные отношения с клиентом и улучшить возвратность ссуд. В зарубежных банках основным фактором создания эффективной системы управления кредитным риском стало развитие единой культуры кредитования путем внедрения стандартных инструкций для инициирования, анализа, принятия решения и мониторинга отдельных кредитов.

В настоящее время большинство коммерческих банков ограничиваются наличием кредитного отдела, деятельность которого сводится к заключению и исполнению кредитных договоров. Нужно, что бы кредитный отел решал задачи стратегического планирования, методического и инструктивного обеспечения, анализа и контроля за выполнением условий кредитной сделки. Это повысит уровень организации кредитной работы во многих банках.

Следует определить степень компетенции работников на каждом уровне иерархической структуры банка, предоставив им определенные права и строго контролируя ответственность каждого работника. Такое разделение кредитных полномочий в коммерческих банках повысит эффективность работы их кредитных подразделений.

Необходимо наладить качественное информационно-аналитическое обеспечение. Самая совершенная методика анализа заемщика или оценка риска не даст надежных результатов, если исходная информация недостаточно полная или ненадежная. Для этого в нашей стране уже с этого года начнут работу кредитные бюро. А пока этого не произошло, то весьма перспективно было бы сотрудничество в области накопления базы данных по неплатежеспособным или не выполняющим своих обязательств клиентам. В частности, Сбербанк мог бы предоставить обширную информацию, так как его филиальная сеть охватывает все регионы страны.

Создание кредитных бюро в Казахстане – актуальная тема. Основные трудности вызваны высокими затратами на сбор информации, законодательными ограничениями, а также нежеланием большей части крупных кредитных организаций делиться сведениями о своих клиентах: такая информация обоснованно считается важным конкурентным преимуществом, на ее сбор и анализ уже были потрачены значительные материальные и иные ресурсы. Таким образом, существуют серьезные препятствия на пути формирования системы полноценных кредитных бюро – вне зависимости от того, будут ли они основаны на принципах добровольности или обязательности.

Поэтому формировать кредитные бюро нужно поэтапно, и в качестве первого шага следует создать на базе Центрального банка открытую информационную систему, содержащую данные о недобросовестных заемщиках. НБ РК может собирать и хранить такую информацию, а также сообщать кредитной организации по ее запросу сведения о зачисленных в «черный список». Важно предусмотреть, чтобы такого рода обмен информацией не нарушил режим банковской тайны.

На Западе существуют независимые кредитные агентства, предоставляющие информацию о финансовом положении как банка, так и фирмы-заемщика. Только в США действуют около 3 тыс. кредитно-информационных бюро, располагающих кредитными историями большинства физических и многих юридических лиц, которые когда-либо обращались за ссудой. Ассоциация «Роберт Моррис» готовит ежегодный отчет о заемщиках на основании информации, предоставляемой кредитными инспекторами, которые работают в банках – членах Ассоциации.

Информация о работе Краткосрочное банковское кредитование