Кредитные операции коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение кредитной политики коммерческого банка в теоретическом аспекте, определение формирования кредитной политики в ОАО КБ «Агроимпульс», а так же разработка рекомендаций по совершенствованию банковского кредитования.
Исходя из поставленной цели, предстоит решить следующие задачи:
определить экономическую сущность, субъекты и объекты кредитования;
выявить основные этапы процесса кредитования коммерческими банками;
рассмотреть современное состояние банковского кредитования в России;
дать краткую характеристику и провести общий анализ деятельности ОАО КБ «Агроимпульс»;
оценить выполнение кредитной политики в филиале ОАО КБ «Агроимпульс» в г. Тюмени;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

Представляется, что на региональном уровне указанные задачи могут и должны решаться в рамках эффективного взаимодействия Казначейства и коммерческих банков. Для осуществления  этого в масштабах бюджета  отдельного региона объективно существуют не только экономические предпосылки, но и правовые возможности. Обслуживание банками региональных бюджетов недотационных регионов соответствует принципу разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ.

Для расширения объемов кредитования, необходимо решить проблему существенных кредитных рисков.

Недостаточная платежеспособность предприятий – фактор, определяющий высокий уровень рисков при кредитовании. Кроме того, зачастую предприятия ведут «двойную» бухгалтерию, что не позволяет банку правильно оценить их финансовое положение и рассчитать уровень кредитного риска. Плюс техническое оснащение значительной части промышленных предприятий тормозит производство конкурентоспособной продукции, реализация которой позволит вернуть выданную ссуду.

Ужесточение конкуренции на кредитном рынке приводит к снижению некоторыми банками своих требований к заемщику, что негативно сказывается на качестве кредитного портфеля. По оценкам специалистов, от 20 до 60% кредитов могут стать «плохими». Если не предусмотреть возможность неблагоприятного развития событий и не заложить это в стратегию банка и продолжать кредитную политику, исходя из ожидания отличной конъюнктуры, качество портфеля может долгое время снижаться, не искажая формальные показатели надежности.

Большую роль играет методическая и нормативная база организации  кредитного процесса. Ситуация такова, что каждый коммерческий банк, исходя из своего опыта, вырабатывает подходы  и систему кредитования. И это  несмотря на то, что хотя есть непреложные общие организационные основы, отражающие международный и отечественный опыт, которые помогли бы банкам существенно упорядочить кредитные отношения с клиентом и улучшить возвратность ссуд. В зарубежных банках основным фактором создания эффективной системы управления кредитным риском стало развитие единой культуры кредитования путем внедрения стандартных инструкций для инициирования, анализа, принятия решения и мониторинга отдельных кредитов.

В настоящее время  большинство коммерческих банков ограничиваются наличием кредитного отдела, деятельность которого сводится к заключению и исполнению кредитных договоров. Нужно, что бы кредитный отел решал задачи стратегического планирования, методического и инструктивного обеспечения, анализа и контроля за выполнением условий кредитной сделки. Это повысит уровень организации кредитной работы во многих банках.

Следует определить степень компетенции работников на каждом уровне иерархической структуры банка, предоставив им определенные права и строго контролируя ответственность каждого работника. Такое разделение кредитных полномочий в коммерческих банках повысит эффективность работы их кредитных подразделений.

Необходимо наладить качественное информационно-аналитическое обеспечение. Самая совершенная методика анализа заемщика или оценка риска не даст надежных результатов, если исходная информация недостаточно полная или ненадежная. Для этого в нашей стране уже с этого года начнут работу кредитные бюро. А пока этого не произошло, то весьма перспективно было бы сотрудничество в области накопления базы данных по неплатежеспособным или не выполняющим своих обязательств клиентам.

Одним из наиболее эффективных  инструментов решения проблемы единства информационного пространства о  предприятиях-заёмщиках являются кредитные бюро.

Кредитное бюро – организация, занимающаяся сбором, обработкой и  распространением сведений, относящихся к кредитной истории заёмщиков юридических и физических лиц, включая такие сведения, как остаток задолженности или кредитные линии, историю внесения платежей, случаи непогашения кредита, банкротства и пр.

Создание кредитных  бюро в России – актуальная тема. Основные трудности вызваны высокими затратами на сбор информации, законодательными ограничениями, а также нежеланием большей части крупных кредитных организаций делиться сведениями о своих клиентах: такая информация обоснованно считается важным конкурентным преимуществом, на ее сбор и анализ уже были потрачены значительные материальные и иные ресурсы. Таким образом, существуют серьезные препятствия на пути формирования системы полноценных кредитных бюро – вне зависимости от того, будут ли они основаны на принципах добровольности или обязательности.

Поэтому формировать  кредитные бюро нужно поэтапно, и  в качестве первого шага следует  создать на базе Центрального банка  открытую информационную систему, содержащую данные о недобросовестных заемщиках. Банк России может собирать и хранить такую информацию, а также сообщать кредитной организации по ее запросу сведения о зачисленных в «черный список». Важно предусмотреть, чтобы такого рода обмен информацией не нарушил режим банковской тайны.

На Западе существуют независимые кредитные агентства, предоставляющие информацию о финансовом положении как банка, так и фирмы-заемщика. Только в США действуют около 3 тыс. кредитно-информационных бюро, располагающих кредитными историями большинства физических и многих юридических лиц, которые когда-либо обращались за ссудой. Ассоциация «Роберт Моррис» готовит ежегодный отчет о заемщиках на основании информации, предоставляемой кредитными инспекторами, которые работают в банках – членах Ассоциации.

Мировая практика использования кредитных бюро показала, что существует вполне ощутимая общая выгода от деятельности надлежащим образом регулируемого кредитного бюро. Основные аргументы экономического характера, которые можно найти в литературе, состоят в следующем:

1. Обмен информацией между кредиторами помогает им отличить надежного заемщика от рискованного, и отказать рискованному заемщику в кредите или же установить более высокую процентную ставку. При отсутствии информационного обмена через кредитное бюро, кредиторам сложнее отличить надежного заемщика от рискованного, что ведет к росту случаев непогашения кредита и, как следствие, увеличению рисковой составляющей в процентных ставках для всех заемщиков. Таким образом, обмен информацией должен привести к снижению уровня процентных ставок по кредитам.

2. При наличии надежной  и полной информации кредиторы  увеличивают объемы кредитования  и выдают надежным заемщикам  кредиты с более высоким показателем  соотношения размера кредита  и стоимости предмета залога, или с более низкими требованиями к размеру обеспечения или гарантий.

3. При отсутствии кредитных  бюро издержки на получение  необходимой информации значительно  возрастают.

4. Наличие кредитной  отчетности стимулирует заемщиков  погашать кредиты, поскольку в  противном случае они рискуют в будущем не получить кредит в другой кредитной организации. В условиях современной экономики ущерб для финансовой репутации является значительным наказанием. В странах с переходной экономикой это особенно важно, поскольку применение других штрафных санкций, например, обращение взыскания на предмет залога, может оказаться менее надежным. Наличие стимулов к выплате кредита также является важным фактором поддержания стабильности банковской системы.

5. Обмен полной информацией  по кредитам среди кредиторов может привести к повышению конкуренции на кредитных рынках и снижению процентных ставок. Заемщики имеют больше возможностей получения кредита из различных источников, если их нынешние и прошлые кредиторы обязаны подтвердить наличие хорошей кредитной истории и предоставить соответствующую информацию.

Аккумулированную у  себя информацию о заёмщике - юридическом  лице кредитное бюро представляет в  виде бизнес-справки, которая включает:

- общую информацию  о компании (адрес, руководство,  учредители, корпоративная история);

- финансовую информацию (годовой финансовый отчет за  последние три года);

- характеристику деятельности  компании;

- отдельные события,  факты (данные об участии компании  в официальных мероприятиях, арбитраже,  судебных разбирательствах);

- рейтинг состояния (ссылка на рейтинг), отражающий финансовое положение и степень риска при сотрудничестве с данной компанией.

В США широко распространен  взаимный обмен информацией по вопросам кредитования. Под покровительством Национальной ассоциации управления кредитом тысячи кредитных менеджеров постоянно встречаются для обмена мнениями и опытом.

В России данный вид деятельности до последнего времени отсутствовал. Однако 01.06.05г. вступил в силу федеральный закон «О кредитных историях» в соответствии с которым с 01.09.05г. все кредитные организации, зарегистрированные на территории РФ, обязаны предоставлять всю имеющуюся у них информацию, состав которой определён данным законом. Информация предоставляется в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр. На наш взгляд, по мере централизованного накопления достаточного массива данных в отношении предприятий-заёмщиков эффективность работы по данному направлению во всей банковской системе нашей страны заметно возрастёт.

Итак,

1. Наиболее распространенным  и методологически проработанным  является метод комплексной оценки  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия. Его основным недостатком  является низкая прогностическая способность.

2. Иностранные методики оценки кредитоспособности,  обладающие высокими прогностическими характеристиками, неадаптированы для применения в России, поэтому их использование затруднительно.

3. Оценку кредитоспособности  затрудняет необходимость учёта и анализа качественных характеристик заёмщика, методология оценки которых неформализирована.

4. Вступление в силу  федерального закона «О кредитных  историях» должно значительно  повысить эффективность работы  банка по оценке заёмщика.

Современная российская практика кредитования клиентов показала, что наилучший способ оценки кредитоспособности можно определить только исходя из специфических условий каждой сделки. Каждый российский коммерческий банк в рамках своей кредитной политики должен разрабатывать собственную методику анализа кредитоспособности клиентов и по мере изменения условий функционирования, рыночной конъюнктуры и приоритетов кредитной политики вносить необходимые коррективы.

Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов. Само по себе данное обстоятельство свидетельствует о наличии неопределённости при оценке кредитоспособности клиента, поскольку каждый фактор (для банка – факторы риска) должен быть оценен и рассчитан. К этому следует добавить необходимость определения относительного «веса» каждого отдельного фактора для состояния кредитоспособности, что также чрезвычайно трудно. Еще сложнее оценить перспективы изменений всех тех факторов, причин и обстоятельств, которые будут определять кредитоспособность заемщика в предстоящий период.

Способность заемщика погасить ссудную задолженность имеет  значение для кредитора лишь в  том случае, если она относится  к будущему периоду, то есть является прогнозом такой способности, причем прогнозом достаточно обоснованным, правдоподобным.  Однако далеко не все методики оценки кредитоспособности обладают высоким прогностическим потенциалом. Дополнительные сложности в определении кредитоспособности возникают в связи с существованием факторов, измерить и оценить значение которых в цифрах невозможно. Это касается, в первую очередь, морального облика и деловой репутации заемщика. Соответствующие выводы не могут быть признаны неопровержимыми.

Для обоснованной оценки кредитоспособности помимо информации, имеющей количественное выражение, необходима экспертная оценка качественных характеристик, таких как: качество корпоративного управления, стабильная структура собственности, оценка риска судебного преследования, стабильность условий функционирования производственно-хозяйственной деятельности. Очень серьёзную проблему представляет собой качество информации, на основании которой проводится оценка кредитоспособности.

Вместе с тем, необходимо учитывать формально неудовлетворительное финансовое положение многих заёмщиков  и проблему объективной оценки заложенного  имущества.

Распространённая практика приёма в качестве залогового обеспечения  товаров в обороте является достаточно рискованной, поскольку, во-первых, практически  невозможно осуществлять постоянный мониторинг наличия залогового имущества у  залогодателя и качества данного имущества. Во-вторых, ликвидность такого залога, как правило, достаточно невысока, а в случае судебных разбирательств с залогодателем или третьими лицами в отношении прав собственности на предмет залога, возможна полная потеря ликвидности заложенного имущества, вследствие истечения срока его хранения.

Как уже упоминалось, кредитные работники зачастую уделяют слишком много внимания анализу обеспечения. Однако решение о выдаче ссуды должно базироваться на анализе сути финансируемого мероприятия, а не только на привлекательности обеспечения. Вопрос об обеспечении должен решаться уже после того, как кредитная сделка признана приемлемой с точки зрения риска и возврата средств в результате осуществления кредитного проекта.

В российских условиях необходимо применять современные финансовые инструменты, в частности: комплексные финансовые операции, позволяющие снизить реальную ставку процента за кредит (она должна быть доступна для заемщика и выгодна кредитору) путем оптимальной комбинации имеющихся в распоряжении банка финансовых продуктов. Чем доступнее ресурс, тем выше спрос на него, и тем более полно может быть использован имеющийся кредитно-инвестиционный потенциал; новые перспективные виды кредитных операций (овердрафт, лизинг, факторинг, форфейтинг и др.).

Информация о работе Кредитные операции коммерческого банка