Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 01:15, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение кредитной политики коммерческого банка в теоретическом аспекте, определение формирования кредитной политики в ОАО КБ «Агроимпульс», а так же разработка рекомендаций по совершенствованию банковского кредитования.
Исходя из поставленной цели, предстоит решить следующие задачи:
определить экономическую сущность, субъекты и объекты кредитования;
выявить основные этапы процесса кредитования коммерческими банками;
рассмотреть современное состояние банковского кредитования в России;
дать краткую характеристику и провести общий анализ деятельности ОАО КБ «Агроимпульс»;
оценить выполнение кредитной политики в филиале ОАО КБ «Агроимпульс» в г. Тюмени;
Банковский кризис налицо. Есть многомиллионные убытки. Но смирятся ли проигравшие со своей участью? Sunday Times сообщила 24 февраля 2009 года о том, что одно из крупнейших финансовых учреждений Германии собирается подавать иск против швейцарского банковского гиганта UBS, утверждая, что ему обманом продали рискованные ценные бумаги на сотни миллионов евро. Обращение в суд, полагают наблюдатели, спровоцирует лавину аналогичных исков во всех глобальных финансовых центров, так как учреждения хотят возместить убытки от покупки сложных финансовых инструментов, потерявших значительную часть своей первоначальной стоимости (K2Kapital). А это может привести к полномасштабному глобальному кризису или к Первой глобальной Великой депрессии.
Экономист А.Кобяков отметил следующее: "Даже беглый взгляд на события последних 15-20 лет говорит о том, что здание мировых финансов оказалось построенным именно в сейсмически опасной зоне. Финансовые землетрясения явно участились — мировой долговой кризис 1982-1983 гг.; обвал фондового рынка США 1987 года; полномасштабный финансовый кризис в Японии, разразившийся в 1990 году; "мексиканский" кризис 1994-1995 гг.; обвал доллара в 1995 году; глобальный кризис 1998-1999 гг. Возникает большое искушение увидеть в этих событиях не отдельные кризисы, а последовательные волны одного более обширного и более глубокого кризиса всей системы мировых финансов. И имеются весомые аргументы в справедливости такой гипотезы". "Последствия кризиса, который сейчас разворачивается на финансовом рынке, будут очень тяжелыми, очень многие пострадают. Потрясения в финансовой системе приведут к полномасштабному пересмотру международных норм банковского регулирования, сводов правил и системы управления рисками", - считает Алан Гринспен. Бывший председатель ФРС считает, что финансовые модели учреждений финансового сектора будут нуждаться в пересмотре. Гринспен считает, что должны быть пересмотрены и международные Базельские нормативные положения.
Базельские соглашения длительное время находились вне фокуса внимания аналитиков. Сегодня все чаще раздаются голоса, требующие пересмотра данных международных соглашений, регулирующих банковскую деятельность. В частности, предлагается следующее: Базельские соглашения, устанавливающие международные стандарты для коммерческих банков, необходимо дополнить пунктом, обязывающим учитывать рейтинг МВФ при предъявлении требований к банкам, которые обращаются за кредитами. Но этого явно недостаточно для выхода банковской системы из кризиса.
Р.Райтер отмечает, что лидеры западного мира "все-таки призвали к проведению реформы "мировой финансовой архитектуры". Данная реформа является навязчивой идеей Брауна. Его грандиозный замысел заключается в превращении Всемирного банка во внешнюю кредитную организацию (Неужели ему никто не сказал, что Всемирный Банк занимается внешним кредитованием в течение десятилетий?), а также в модернизации МВФ в качестве мировой финансовой системы раннего оповещения" (Times Online).
Н.Амосов выдвигает следующую гипотезу: "С углублением процессов глобализации и ростом общей нестабильности рынков уровень рисков банковской деятельности возрастает. Это требует скорейшего принятия, как на национальном, так и на международном уровне комплекса мер законодательного и институционального характера по преодолению последствий, а главное, по предотвращению системных банковских кризисов". А что по данному вопросу думают в России?
18 октября 2007 года бывший президент России В.Путин в рамках прямой линии, отвечая на ряд вопросов бегущей строки, заявил, что банковского кризиса в России не будет. По словам президента, не планируется в стране и денежной реформы. В конце прямой линии Путин заявил, что не будет и дефолта, обосновав свое утверждение хорошими макроэкономическими показателями России.
Вопрос о возможном банковском кризисе был задан президенту на фоне общемирового финансового кризиса, который нанес крупным кредитным организациям, полагавшимся на переоцененные ипотечные облигации, много миллиардный ущерб. Российские банки отреагировали на кризис слабее, чем их зарубежные коллеги, но некоторые из них занялись переоценкой своих кредитных продуктов. В свою очередь, российские монетарные власти рекомендовали банкам снизить долю иностранных инвестиций в своем капитале.
Действительно, Н.Амосов отметил: "В возникновении системных банковских кризисов заметную роль играют факторы внешнеэкономического характера". М.Марамыгин констатирует: "Как известно, многие российские банки в последние годы активно привлекали средства западных финансовых институтов. Все вроде бы отлично: деньги длинные, дешевые, у наших банков наконец-то появилась возможность финансировать долгосрочные проекты, прежде всего ипотечные программы. Все бы ничего, если бы не мировой финансовый кризис, который заставил западные банки выводить средства с развивающихся рынков, в том числе из России. Но ведь эти деньги уже вложены в экономику в виде кредитов предприятиям и населению, и их невозможно просто выдернуть одним движением руки". А Н.Амосов фиксирует следующее: "Степень влияния экономических кризисов на банковскую систему зависит от многих факторов, однако главным из них является состояние самой банковской системы к началу экономического кризиса. При этом особое значение играют ликвидные позиции, качество кредитного портфеля, уровень капитализации банков и банковской системы в целом. Ослабленная банковская система особенно болезненно переживает банковский кризис. Приходится констатировать, что в РФ сегодня потенциал развития банковского сектора реализован весьма незначительно, банковский сектор тормозит развитие реального сектора экономики и теряет лучших российских клиентов, которые отдают предпочтение западным банкам. Российские коммерческие банки зачастую имеют неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков. Кредитные риски зашкаливают, ряд ключевых проблем залогового законодательства остается нерешенным, по-прежнему остаются ограниченными ресурсные возможности банков (имеется в виду, прежде всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов), сохраняется недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения. Уровень инвестиционной привлекательности российского банковского сектора относительно невысок…И это далеко не полный перечень кризисных проявлений, причин и факторов неблагополучия российской банковской системы".
А.Кобяков скептически
оценивает экономическую безопа
М.Хазин более чем критически оценивает политику российского ЦБ: "Политика ЦБ не дает отечественным банкам возможности увеличивать рублевое кредитование. Собственно, у нас практически вообще нет крупных банков, которые могли бы адекватно кредитовать промышленные и сырьевые гиганты. Почему, кстати? Это что, противоречит либеральным принципам? Или принципы тут ни при чем, а причем банальный личный интерес – кто нас политически поддерживает, тот и заказывает музыку? Но тогда почему у нас в руководстве кредитно-денежной политикой стоят люди, для которых интерес иностранных банков оказывается выше интересов отечественной экономики?" Л.Пайдиев считает, что "Центробанк РФ источника финансовой независимости страны не создал. Отечественные банкиры за ликвидностью вынуждены ходить на поклон к иностранным банкам". Пайдиев констатирует: "У нас нет ни источника ликвидности, ни системы для неинфляционной раздачи денег, ни механизма борьбы с возможным банковским кризисом. страна разбухла от нефтегазовых доходов, но взять в ней ссуду под низкие проценты можно только, например, в чешском банке, но никак не в отечественном. То же самое было и накануне финансового краха 1998 года. Помните? Расчеты в экономике остановились, коммерческие банки не имеют средств. Центробанк печатает рубли и раздает их комбанкам. Но те моментально скупают на эмитированные рубли валюту и вывозят ее за границу. Что дальше? Цены в РФ взлетели выше крыши, государственный бюджет пуст, в стране нет валюты для обеспечения критически необходимого импорта, расчеты парализованы…"
М.Марамыгин отмечает: "ЦБ предпринимает какие-то действия для сдерживания темпов инфляции, но они несоизмеримы с масштабом проблемы. Это то же, что при стихийном бедствии на реке насыпать небольшие холмики для спасения пострадавших. Может, при первой волне они еще и помогут кому-то уцелеть, но вторая волна навсегда накроет и холмики, и все находящееся рядом". И с данной позицией можно согласиться.
Л.Пайдиев убежден, что "для "нового 1998-го" нет никаких помех. Банковская система РФ вполне может обанкротиться, если ей просто не дадут перекредитоваться на Западе. Это может случиться из-за кризиса ликвидности в мире. Но может стрястись и по иной причине. Банки РФ (если верить отчетам Центробанка) набрали огромный объем займов – 130 миллиардов долларов. В основном это "короткие деньги", поэтому платежи по кредитам в 2010 году составят 48 миллиардов. Добавьте к этому общую задолженность крупных компаний в РФ, что превышает 300 миллиардов долларов (среди которых – и "Газпром", и "Роснефть"). Вы представляете, что может стрястись, если нам не дадут новых ссуд на Западе?" А третий президент России Дмитрий Медведев считает, что нашей стране кризис не грозит. Представляется, что судьей выступит время.
Решение проблем недостаточности уровня капитализации и преобладания «коротких» и неустойчивых пассивов во многом зависит от законодательной и исполнительной власти. Введение в Гражданский кодекс РФ положения, которое бы предусматривало невозможность досрочного изъятия срочного банковского вклада, – одно из направлений решения проблемы дефицита долгосрочных ресурсов.
Требуются законодательные решения о внеочередности платежей в счет погашения кредита заемщиком, испытывающим финансовые затруднения. Погашение банковских ссуд практически в последнюю очередь замедляет оборачиваемость ресурсов банков, требует поиска различных форм обхода очередности платежей. Очевидно, что своевременное погашение ссуд позволит предприятиям привлекать больше заемных средств и тем самым оздоровить свое финансовое положение в целом.
Нужна поправка в Налоговый кодекс, освобождающая банки и акционеров от налога на прибыль, если она направляется на увеличение уставного капитала банка. Заслуживает изучения вопрос о введении льготных ставок налогообложения прибыли банков в части доходов, полученных от кредитования реального сектора экономики.
Повысить уровень
В сложившейся модели российского рынка ценных бумаг коммерческие банки стали его основными участниками (эмитенты, инвесторы, представители инфраструктуры рынка) и накопили большой опыт. Их искусственное отстранение от этой работы негативно повлияет на конкурентный отбор и качество предоставления услуг в области управления активами вышеназванных фондов. Повысить уровень капитализации можно путем расширения возможностей выпуска банками среднесрочных ценных бумаг и их размещения как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В послекризисный период первая крупная эмиссия на мировом рынке заимствований (на сумму 200 млн долл.) была осуществлена в конце 2002г. Газпромбанком. Однако рассматривать ее как чисто банковскую в полной мере нельзя: конечным получателем средств была компания Газпром, имеющая хорошую репутацию на международном уровне. Реальное возвращение российского банковского сектора на рынок еврооблигаций началось год спустя, когда были размещены выпуски Альфа-банка и МДМ-банка. С этого момента расширение спроса на долговые бумаги российских эмитентов стало особенно заметным. Каждое последующее размещение происходило на более выгодных условиях.
Присвоение России агентством Moody’s инвестиционного рейтинга существенно улучшает условия для расширения как объемов заимствований, так и круга участников. В связи с этим важно развивать практику презентаций банков за рубежом. Опыт показывает, что такие презентации, содействуют установлению деловых контактов между российскими и зарубежными банками.
Еще один источник повышения капитализации российских коммерческих банков – остатки средств на счетах региональных бюджетов. Как известно, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контроль за использованием и распоряжением бюджетными средствами возлагается на Федеральное казначейство и региональные казначейства субъектов Федерации. Такая практика, несомненно, соответствует мировому опыту. Следует, однако, отметить, что в ряде стран кредитные организации также не исключаются из этого процесса. Например, в США коммерческие банки могут осуществлять функцию агента по расчетно-кассовому обслуживанию бюджета в доходной части.
К сожалению, практика нецелевого
использования рядом