Кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Для современного этапа развития Российской Федерации одной из важнейших проблем является поддержание финансовой стабильности в стране посредством государственной антикризисной финансовой политики.
Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной антикризисной финансовой политики в Российской Федерации являются создание условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты формирования мировых финансовых кризисов
1.1 Кризис как элемент цикличности и последствия мировых финансовых кризисов
1.2 Факторы, влияющие на финансовую стабильность
1.3 Стабилизационная политика государства: концептуальные представления о механизмах и инструментах стабилизационной политики государства
1.4 Зарубежный опыт применения антициклической финансовой политики
2 Опыт реализации государственной антикризисной финансовой политики в Российской Федерации
Влияние мирового финансового кризиса на национальную экономику России
Оценка эффективности «Комплексной программы антикризисных мер Правительства Республики Башкортостан на 2009 – 2010 годы»
Роль субординированного кредита как эффективного инструмента антикризисной финансовой политики
2.4 Основные направления финансовой политики государства в посткризисном периоде
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

Вопросам финансовой стабильности на национальном уровне посвящен ряд публикаций российских авторов: Н.Г. Вовченко21, Ю.С. Евлаховой, К. Н. Гусевой22, Е.Н. Чекмаревой, Д.Е. Григорьева, О.А. Лакшиной23, С. Моисеева24, Д. А. Плеханова25 и др.

Однако, несмотря на активно  ведущуюся исследовательскую работу, теоретический анализ финансовой стабильности все еще находится на начальной  стадии развития.

В современной научной  и практической литературе можно выделить два подхода к раскрытию сущности финансовой стабильности:

– в рамках первого подхода финансовая стабильность определяется как отсутствие финансовой нестабильности, т.е. «от противного»;

– в рамках второго подхода авторы характеризуют финансовую стабильность, не прибегая к понятию «финансовая нестабильность».

Рассмотрим каждый из подходов более подробно. Начнем с характерных для первого подхода определений. Так, финансовую стабильность определяют как «отсутствие нестабильности, т.е, ситуации, при которой показатели экономической деятельности могут ухудшиться ввиду колебаний цен финансовых активов или неспособности финансовых учреждений выполнять свои обязательства». Здесь следует обратить внимание на два основных аспекта:

1. Согласно приведенному ранее определению финансовую нестабильность следует идентифицировать по наличию потенциальных угроз для реального сектора экономики, а не по размеру действительно понесенного ущерба.

2. Финансовая нестабильность возникает вследствие чрезмерной волатильности на финансовых рынках, слабости финансовых институтов и неспособности банков и других компаний финансового сектора выполнять свои обязательства.

Таким образом, под финансовой нестабильностью исследователи понимают ситуацию, при которой присутствует значительный риск ухудшения показателей деятельности реального сектора экономики либо такое ухудшение уже произошло ввиду чрезмерной волатильности на финансовых рынках и/или неспособности банков и других финансовых компаний своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства.

Перейдем к рассмотрению второго подхода, в рамках которого определяется непосредственно сама финансовая стабильность, а не ее противоположность – финансовая нестабильность. Большое внимание исследованию финансовой стабильности уделяет Гарри Дж. Шинази26. В своей работе «Определение финансовой стабильности» Г. Шинази выделяет пять ключевых принципов, которыми следует руководствоваться при разработке определения финансовой стабильности:

1. Финансовая стабильность охватывает различные элементы финансовой системы: инфраструктуру, институты и рынки.

2. Финансовая стабильность подразумевает не только то, что финансовая система эффективно выполняет свои функции по распределению ресурсов и рисков, мобилизации сбережений и накоплению богатства, но она также предполагает бесперебойную работу платежной системы.

3. Финансовая стабильность подразумевает не только отсутствие экономических кризисов, но и способность финансовой системы вовремя ограничивать и устранять различные дисбалансы, т.е. до того, как они нанесут ущерб самой системе.

4. Финансовая стабильность должна рассматриваться с позиции ее влияния на реальный сектор экономики. Если нарушения в функционировании финансовых рынков или институтов не представляют угрозы для реального сектора экономики, то они не должны расцениваться как угрозы для финансовой стабильности.

5. Под финансовой стабильностью следует понимать не какое-либо определенное устойчивое состояние или направление динамики к которому финансовая система должна вернуться, пережив потрясение, а некий диапазон или континуум. Обобщая изложенные ранее принципы, Г. Шинази формулирует определение «финансовая стабильность» следующим образом: «Финансовая система находится в диапазоне стабильности тогда, когда она способна повышать производительность экономики, а также устранять финансовые дисбалансы, возникающие эндогенно либо в результате значительных негативных и непредвиденных событий».

Обобщая определения  финансовой стабильности, представленные в рамках второго подхода, отметим, что под финансовой стабильностью понимается такое состояние финансовой системы, при котором она эффективно выполняет свои ключевые функции и способна абсорбировать шок и, возникающие эндогенно или экзогенно, внутри себя, не нанося ущерба реальному сектору экономики.

     Очевидно, что первый и второй подходы к определению финансовой стабильности имеют как общие черты, так и существенные отличия. Приверженцы первого подхода связывают понятие «финансовая нестабильность» с рисками ухудшения показателей деятельности реального сектора экономики, возникающими в одном или нескольких элементах финансовой системы, главным образом на финансовых рынках или в банковско-финансовом секторе. Представители второго подхода связывают понятие «финансовая стабильность» со способностью финансовой системы эффективно выполнять свои ключевые функции. Важным отличием второго подхода является то, что его представители акцентируют внимание на таком свойстве финансовой системы, как способность поглощать шоки внутри себя, не нанося ущерба реальному сектору экоомики. При этом отмечается, что эти шоки могут зарождаться как внутри финансовой системы (финансовые дисбалансы), так и за ее пределами (разного рода негативные воздействия, непредвиденные события отрицательного характера).

Предлагается в настоящем  исследовании придерживаться второго  подхода к определению финансовой стабильности, что обусловлено двумя  основными причинами:

1. Такой подход отвечает заявленной цели исследования, которая состоит в том, чтобы выделить факторы и показатели оценки финансовой стабильности, тогда как отсутствие нестабильности не позволит измерить уровень стабильности. Анализ финансовой нестабильности предполагает анализ рисков.

2. Второй подход является более предпочтительным с позиции дальнейших разработок в области государственной политики поддержания финансовой стабильности.

Безусловно, важнейшим внутренним фактором финансовой стабильности является стабильность банковско-финансового сектора. Банковско-финансовый сектор выполняет функции по размещению и заимствованию средств, являются источником ликвидных активов для остальной экономики, также предоставляя платежные услуги, которыми пользуются все экономические субъекты в процессе осуществления коммерческой деятельности. Поэтому банкротства банковских учреждений могут подорвать деятельность всех остальных финансовых и нефинансовых структур, а также негативно сказаться на доверии к финансовой системе в целом. В рамках анализа финансовой стабильности банков необходимо отслеживать достаточность капитала, качество и состав активов, прибыль и рентабельность, ликвидность, а также чувствительность к рыночному риску.

Перейдем к рассмотрению следующего важнейшего внутреннего фактора финансовой стабильности – стабильность финансовых рынков. Финансовый рынок представляет собой рынок, на котором экономические субъекты могут осуществлять куплю-продажу финансовых требований в соответствии с некоторыми установленными правилами поведения. В зависимости от характера обращающихся на них требований различают следующие виды финансовых рынков: денежные рынки, рынки облигаций, рынки инструментов участия в капитале, рынки производных инструментов, рынки биржевых товаров и валютный рынок. Нежелательным явлением с точки зрения стабильности финансовой системы является чрезмерная волатильность на финансовых рынках27.

Последним, но не менее  важным внутренним фактором финансовой стабильности, который был отнесен к внутренним факторам, является качество финансовой инфраструктуры. Важнейшей характеристикой качества финансовой инфраструктуры является прочность платежной системы. При оценке эффективности национальной платежной системы необходимо учитывать ее соответствие стандартам и практике, принятым на международном уровне. На качестве финансовой инфраструктуры также сказываются правовая система и система регулирования бухгалтерского учета, сложившиеся в стране.

Перейдем к характеристике внешних факторов финансовой стабильности. Особое место в группе внешних  факторов занимает стабильность государственных финансов, так как в случае наступления финансового кризиса государство может оказать поддержку компаниям банковско-финансового сектора, а следовательно, способствовать восстановлению финансовой стабильности.

Стабильность корпоративного сектора также является важнейшим фактором, определяющим финансовую стабильность. Корпоративный сектор представляют компании, основная деятельность которых заключается в производстве и реализации товаров или оказании нефинансовых услуг. Компании нефинансового сектора важны для общего состояния и стабильности банковско-финансовых компаний, так как первые являются клиентами последних. Слабость финансов корпоративного сектора, которая может выражаться в высоком отношении заемных средств к собственным и/или в низкой рентабельности нефинансовых компаний, может негативно отразиться на финансовой стабильности.

И, наконец, последним, но не менее важным, фактором финансовой стабильности, рассматриваемым в рамках данного исследования, является стабильность рынка недвижимости. Быстрый рост цен на недвижимость, за которым следует резкий экономический спад, может оказать сильное негативное воздействие на финансовую стабильность через влияние на качество кредитов и стоимость залогового обеспечения. В связи с этим в последние годы данному фактору финансовой стабильности уделяется все большее внимание.

Таким образом, предложенный набор факторов позволяет провести комплексный анализ финансовой стабильности на национальном уровне, что является важным для целей формирования эффективной государственной антикризисной финансовой политики. В процессе анализа финансовой стабильности следует учитывать как внутренние факторы, зарождающиеся в пределах финансовой системы, так и внешние, находящиеся за пределами финансовой системы, но непосредственно с ней взаимодействующие.

Следует более детально рассмотреть стабилизационную политику государства, которая применяется  в целях повышения финансовой устойчивости национальной экономики..

 

1.3 Стабилизационная  политика государства: концептуальные  представления о механизмах и инструментах стабилизационной политики государства

 

Стабилизационная финансовая политика государства – новейшее явление в сфере государственных финансов, предполагающее использование финансовых отношений для повышения устойчивости национальных финансов и национальной экономики в целом.

В зарубежной науке о  финансах после выхода в 1959 г. книги 3. Масгрейва «Теория государственных финансов» государственную финансовую политику стали подразделять по следующим трем агрегированным целям:

– распределение;

– перераспределение;

– стабилизация (антициклическая  политика)28.

При этом под распределением понимается влияние на использование экономических ресурсов таким образом, что достигается другой результат, нежели в случае рыночного голосования частных субъектов.

Перераспределение можно  рассматривать как процесс вторичного, третичного и т. п. распределения ранее уже произведенного распределения.

Стабилизация представляет собой упрочение, приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание этого состояния, а также само состояние устойчивости, постоянства.

Немецкий экономист  Д. Брюммерхофф доказывает, что стабильность тесно связана с экономическим равновесием. По этому поводу он отмечает: «Экономическое развитие должно протекать равномерно. Важным свойством экономического равновесия считается совместимость экономических планов всех экономических субъектов. Если оно выполняется, то ни один из экономических субъектов не должен менять своих планов. Равновесие считается стабильным, если после нарушения снова достигаются прежние показатели равновесия. Экономическая система – в грубой формулировке – будет тем стабильнее, чем ближе она к равновесному состоянию или чем сильнее тенденции к его достижению»29. Далее, характеризуя понятие общеэкономического равновесия, ученый подчеркивает, что под ним следует понимать одновременное достижение высокого уровня занятости и низкой инфляции.

Все три цели государственной  финансовой политики являются взаимосвязанными30. Например, реализация стабилизационной политики невозможна без включения механизмов распределения и перераспределения. В свою очередь процессы распределения и перераспределения не всегда имеют нейтральный характер для социально- экономического развития, а часто могут носить в плане влияния на национальную экономику как стабилизирующий, так и дестабилизирующий характер.

Стабилизационная финансовая политика представляет собой комплекс мер, направленных на установление или  восстановление приемлемого макроэкономического  равновесия с использованием системы  распределительных денежных отношений, где главное место уделяется преимущественно налогово-бюджетным инструментам:

– изменению налоговой нагрузки на экономику;

Информация о работе Кризис