Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Актуальность исследования. Для современного этапа развития Российской Федерации одной из важнейших проблем является поддержание финансовой стабильности в стране посредством государственной антикризисной финансовой политики.
Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной антикризисной финансовой политики в Российской Федерации являются создание условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Введение
1 Теоретические аспекты формирования мировых финансовых кризисов
1.1 Кризис как элемент цикличности и последствия мировых финансовых кризисов
1.2 Факторы, влияющие на финансовую стабильность
1.3 Стабилизационная политика государства: концептуальные представления о механизмах и инструментах стабилизационной политики государства
1.4 Зарубежный опыт применения антициклической финансовой политики
2 Опыт реализации государственной антикризисной финансовой политики в Российской Федерации
Влияние мирового финансового кризиса на национальную экономику России
Оценка эффективности «Комплексной программы антикризисных мер Правительства Республики Башкортостан на 2009 – 2010 годы»
Роль субординированного кредита как эффективного инструмента антикризисной финансовой политики
2.4 Основные направления финансовой политики государства в посткризисном периоде
Заключение
Список использованных источников и литературы
– уровню бюджетных расходов.
Стабилизационная финансовая политика оказывается возможной за счет реализации регулирующей функции финансов, которая связана с вмешательством государства в процесс общественного воспроизводства через механизм финансов:
– налоги;
– государственный кредит;
– государственные расходы.
Перечисленные выше категории способны оказывать воздействие на следующие показатели:
– состояние финансовых рынков;
– процентные ставки;
– курс национальной валюты;
– темпы инфляции;
– совокупный спрос и т. д.
Все это в конечном итоге влияет на объем национального производства, занятость и устойчивость или дестабилизацию национальной экономики и финансовой системы страны. Таким образом, стабилизационную финансовую политику можно еще определить как совокупность мероприятий государства, направленных на организацию и использование финансов для осуществления своих функций в сфере упрочения национальной финансовой системы и повышения устойчивости социально- экономического развития страны31.
Стабилизационная финансовая политика представляет собой один из видов государственной финансовой политики наряду с бюджетной, налоговой, таможенной, социальной, инвестиционной, структурной, стимулирующей политикой и т. д. Но вместе с тем стабилизационная финансовая политика невозможна в отрыве от перечисленных видов финансовых политик государства и основана на их использовании в рамках реализации целей стабилизационной финансовой политики. Стабилизационная финансовая политика предполагает использование совокупности инструментов и механизмов других видов финансовых политик для обеспечения устойчивости национальных финансов и национальной экономики в целом.
Целесообразно выделить следующие этапы, характеризующие различное понимание роли общественных финансов в контексте реализации стабилизационной финансовой политики государства:
1. Общественные финансы как способ перераспределения стоимости произведенного продукта от одних экономических субъектов другим. Этот этап продолжался до Великой депрессии 1929 - 1933 гг. В ходе него финансы рассматривались преимущественно как надстроечная категория в экономике, а сами финансовые отношения понимались как необходимое отражение реальных воспроизводственных процессов32.
2. Общественные финансы как инструмент воздействия на макроэкономические процессы. Этот этап начался с выхода книги английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»33. Начиная с этого этапа, финансы стали рассматривать как возможный инструмент активного влияния государства на экономику в целях преодоления кризисных явлений.
Стабилизационная финансовая политика представляет собой вмешательство в работу рынка.
С позиции неолиберализма, который в настоящее время порой рассматривается как некий рыночный фундаментализм, вмешательство государства в экономику недопустимо, так как предполагается, что рынок приходит к наиболее эффективному способу производства и распределения экономических ресурсов лучше, чем государство. Наоборот, финансовый рынок не является совершенным и его необходимо регулировать. Это происходит в том числе и из- за того, что на финансовых рынках частная мотивация как на уровне организации, так и на уровне отдельных лиц, принимающих решения, часто не совпадает с общественной выгодой. Возможностью проведения стабилизационной финансовой политики обладают индустриально развитые государства с высокоразвитым рынком и в меньшей степени – развивающиеся государства (за исключением стран-экспортеров нефти)34. Ограничения эти связаны с возможностью аккумулирования достаточных финансовых ресурсов35. Кроме того, результативность и эффективность использования данных финансовых ресурсов у развивающихся стран будет ниже из-за существования высокого уровня коррупции36.
Следует различать два близких понятия:
– «стабилизационная финансовая политика»;
– «стабилизационная экономическая политика».
Взаимосвязь и различие между ними схематично представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Субъекты и инструменты стабилизационной финансовой политики и стабилизационной экономической политики
Стабилизационная финансовая политика, с одной стороны, – особый вид финансовой политики государства вообще, а с другой – один из элементов стабилизационной экономической политики.
Субъектом реализации стабилизационной финансовой политики является Правительство РФ, а субъектом реализации стабилизационной экономической политики – как Правительство РФ, так и Банк России. Также возможно взаимодействие между ними в рамках разработки и проведения стабилизационной экономической политики.
Инструментами стабилизационной финансовой политики являются меры налогово-бюджетной политики, а инструментами стабилизационной экономической политики – меры как налогово-бюджетной, так и денежно-кредитной политики37.
Стабилизационная финансовая политика и стабилизационная экономическая политика призваны оказывать воздействие на финансовый и реальный сектора экономики в целях обеспечения устойчивости их функционирования (рисунок 2).
Рисунок 2 – Воздействие стабилизационной финансовой политики и стабилизационной экономической политики на национальную экономику
Следует различать механизмы и инструменты стабилизационной финансовой политики.
Инструмент представляет собой способ, орудие совершенствования, воздействия на чего-либо в рамках рассматриваемой политики.
Механизмы стабилизационной финансовой политики можно подразделить на следующие виды:
– финансовый механизм;
– экономический механизм (точнее – экономические механизмы, так как на практике может быть реализован не один, а совокупность экономических механизмов).
Финансовый механизм стабилизационной финансовой политики представляет форму организации финансовых отношений, направленных на достижение поставленных целей. Неотъемлемыми элементами данного механизма являются:
– организация системы управления финансовыми ресурсами в рамках реализации стабилизационной финансовой политики;
– порядок формирования и использования финансовых ресурсов государства;
– организация и построение контроля в ходе реализации стабилизационной финансовой политики и пр.
Экономический механизм стабилизационной финансовой политики представляет собой формирование и использование инструментов экономической политики на реально-воспроизводственную и финансовую системы для достижения поставленных целей (рисунок 3). Таким образом, экономический механизм – это «передаточный» механизм в системе финансовой политики стабилизации национальной экономики и национальной финансовой системы.
Рисунок 3 – Структура механизма стабилизационной финансовой политики государства
В рамках стабилизационной финансовой политики государство может использовать уже существующие инструменты в реализации поставленных целей или создавать новые инструменты. В процессе достижения поставленных целей государству целесообразно использовать не один, а ряд инструментов. Многообразие инструментов обеспечивает результативность стабилизационной финансовой политики. Примером создания нового инструмента финансовой стабилизации в России можно считать учреждение специальных фондов в составе федерального бюджета (Резервного фонда Российской Федерации, Фонда национального благосостояния Российской Федерации).
Каждый из данных фондов является инструментом в реализации целей стабилизационной финансовой политики в России. Вместе с тем каждый из них формирует соответствующий механизм финансовой стабилизации.
В качестве инструментов стабилизационной финансовой политики государства могут выступать:
– ценные бумаги;
– депозиты;
– фонды;
– субсидии и т. д.
Использование каждого из инструментов основано на формировании соответствующего экономического механизма. В свою очередь реализация того или иного экономического механизма в целях финансовой стабилизации предполагает, как правило, использование адекватному ему инструмента.
Субъектами стабилизационной финансовой политики государства могут быть:
– Правительство Российской Федерации;
– Министерство финансов Российской Федерации;
– уполномоченные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации.
Банк России нельзя рассматривать в качестве отдельного субъекта стабилизационной финансовой политики государства, так как он является субъектом денежно-кредитной политики, которая не входит в сферу финансовых отношений. Иными словами, денежно-кредитную политику в науке о финансах не принято включать в состав финансовой политики, которая представляет собой отдельный вид экономической политики.
Стабилизационная финансовая политика – это политика, осуществляемая с использованием инструментария налогово-бюджетной политики.
Объектами стабилизационной финансовой политики государства могут быть:
– финансовый рынок в целом или отдельные финансовые рынки (например, фондовый);
– федеральный бюджет или бюджетная система страны в целом;
– отдельные (преимущественно коммерческие) организации:
– банки;
– страховые организации;
– инвестиционные институты (компании, фонды и др.);
– промышленные, коммерческие и прочие компании.
Укрупненно объекты такой политики можно сгруппировать в две категории:
– относящиеся к финансовой системе;
– относящиеся к реальному сектору экономики.
На практике стабилизационная финансовая политика наиболее часто направлена на финансовую систему.
Механизм стабилизационной финансовой политики государства должен иметь нормативно-правовое оформление38. Обычно оно охватывает несколько уровней формирования нормативно-правовых предписаний. Это связано с рядом факторов:
1. Существование различных компетенций между Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
2. Необходимость разной
степени детализации и
3. Существование интересов
лиц, разрабатывающих и
Все это предполагает, что нормативно-правовая база стабилизационной финансовой политики представляется в форме федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и др.
Эффекты стабилизационной финансовой политики могут иметь множественный характер и включать:
– прирост ВВП;
– увеличение объема производства;
– увеличение занятости
или недопущение роста
Таким образом, стабилизационная финансовая политика позволяет реализовывать государством и социальную политику.
Расходы на реализацию стабилизационной финансовой политики имеют двоякий характер:
– как безвозвратное финансирование мероприятий со стороны государства, что выражается в форме предоставления средств из государственного бюджета;
– на возвратной и часто платной основе – в форме кредитов, приобретения акций и облигаций у проблемных банков, компаний и др.
В заключение следует отметить, что неотъемлемым элементом для достижения результативности и эффективности стабилизационной финансовой политики государства является учет баланса интересов общества в целом лицами, разрабатывающими и реализующими меры такой политики.
Нельзя не учитывать, что возможна подстройка интересов общества под интересы лиц и органов, осуществляющих стабилизационную финансовую политику от имени государства. Ведь такая политика связана с использованием государственных финансовых ресурсов в огромных масштабах. Необходимо также помнить, что бюджетные решения о формах и методах осуществления финансовой поддержки часто затрагивают интересы отдельных социальных слоев населения, предпринимателей и других групп, включая интересы конкретных финансовых институтов и компаний.
В целях понимания механизма реализации стабилизационной финансовой политики государства следует детально рассмотреть зарубежный опыт проведения антициклической финансовой политики.
1.4 Зарубежный опыт применения антициклической финансовой политики
Антициклическая финансовая политика предполагает создание механизма, который обеспечивал бы сглаживание нежелательных колебаний в финансовых и макроэкономических показателях национальной экономики в целях обеспечения устойчивости социально-экономического развития. Данная политика проводится как в России, так и за рубежом.