Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Актуальность исследования. Для современного этапа развития Российской Федерации одной из важнейших проблем является поддержание финансовой стабильности в стране посредством государственной антикризисной финансовой политики.
Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной антикризисной финансовой политики в Российской Федерации являются создание условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Введение
1 Теоретические аспекты формирования мировых финансовых кризисов
1.1 Кризис как элемент цикличности и последствия мировых финансовых кризисов
1.2 Факторы, влияющие на финансовую стабильность
1.3 Стабилизационная политика государства: концептуальные представления о механизмах и инструментах стабилизационной политики государства
1.4 Зарубежный опыт применения антициклической финансовой политики
2 Опыт реализации государственной антикризисной финансовой политики в Российской Федерации
Влияние мирового финансового кризиса на национальную экономику России
Оценка эффективности «Комплексной программы антикризисных мер Правительства Республики Башкортостан на 2009 – 2010 годы»
Роль субординированного кредита как эффективного инструмента антикризисной финансовой политики
2.4 Основные направления финансовой политики государства в посткризисном периоде
Заключение
Список использованных источников и литературы
Исходя из вышеперечисленных
выводов становится очевидным, что государственная антикризисная финансовая
политика является составной компонентой
государственной экономической политики.
2 ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ
ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В
2.1 Влияние
мирового финансового кризиса
на национальную экономику
Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на ситуацию в российской экономике.
Анализ макроэкономических показателей России показывает, что мировой финансовый кризис привел к снижению основного показателя – ВВП на 2381 млрд. долл. (6% ВВП), схематичное изображение которого проиллюстрировано на рисунке 4.
Рисунок 4 – Динамика объемов ВВП в Российской Федерации в 2003 - 2009 гг., млрд. руб.
Падение ВВП в странах – основных торговых партнерах с учетом их относительной значимости для российского экспорта было более глубоким по сравнению с общемировым показателем.
Снижение ВВП привело к дефициту бюджета в 5,9% ВВП (рисунок 5).
Рисунок 5 – Профицит/дефицит бюджета Российской Федерации в 2004 -2009 гг, в % к ВВП
В 2008 г. внешние условия характеризовались сокращением международных финансовых потоков, включая потоки, связанные с межбанковским оборотом ресурсов, предпочтением инвесторами наиболее безопасных финансовых вложений и низкой ликвидностью в большинстве сегментов мировых финансовых рынков в сочетании со снижением цен на финансовые активы (за исключением наименее рисковых).
Значительные изменения ситуации на мировых финансовых и товарных рынках оказали влияние на внешнеэкономические условия развития России в 2008 году. При этом риски, угрожающие финансовой стабильности страны со стороны внешнего сектора экономики, на протяжении года постепенно ослабевали.
После резкого падения цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта на мировых рынках в 2008 г. ценовая конъюнктура на протяжении 2009 г. постепенно улучшалась. В декабре 2009 г. цены на нефть на мировых рынках в зависимости от сорта были в 1,8-1,9 раза выше по произведенным нами расчетам, чем в декабре предыдущего года. По итогам 2009 г. цены на основные экспортные товары были примерно на треть ниже, чем годом ранее. Нефть сорта «Юралс» подешевела на 35,4% - до 60,7 долл. США за баррель.
Чистый вывоз частного капитала в целом за год уменьшился в 2,5 раза – до 52,4 млрд. долл. США (в 2008 г. – 132,8 млрд. долл. США).
Реализация антикризисных мер позволила не допустить разрастания кризиса в российской экономике. Однако в 2009 г. вследствие сжатия как внешнего, так и внутреннего спроса сократился выпуск продукции в большинстве основных видов экономической деятельности. Объем ВВП в 2009 г. уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 7,9% (в 2008 г. – рост на 5,6%), схематичное изображение которого проиллюстрировано на рисунке 6.
Рисунок 6 – Прирост ВВП, инвестиций в основной капитал и реальных располагаемых денежных доходов населения (к предыдущему году, %)
Международные резервы Российской Федерации в 2009 г. увеличились на 12,0 млрд. долл. США и на начало 2010 г. составили 439,0млрд. долл. США. Их объем мог обеспечить финансирование импорта товаров и услуг на протяжении 21 месяца, что многократно превышает международно признанный критерий минимальной достаточности – 3 месяца.
В условиях экономического спада в 2009 г. значительно увеличилась численность безработных. Она возросла по сравнению с 2008 г. на 31,7% и на конец 2009 г. составила 8,2% численности экономического населения (на конец 2008 г. – 7,8%).
Сокращение потребительского спроса, девальвация рубля оказали влияние на формирование инфляции в 2009 году. Снижение спроса было основным фактором замедления роста цен. Инфляция в 2009 г. составила 8,8% и достигла минимального значения с 1991 г., базовая инфляция была равна 8,3%, что ниже, чем в 2007 и 2008 гг.
В 2009 г., в условиях падения
спроса, ужесточения условий
Снижение доходов в экономике, жесткие условия кредитования отразились на сокращении инвестиционного спроса. Объем инвестиций в основной капитал снизился в 2009 г. на 17,0% (в 2008 г. отмечался рост на 9,8%).
Таким образом, мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на национальную экономику России улучшение в течение 2009 г. внешнеэкономической конъюнктуры и эффективная реализация антикризисных мер позволили сохранить социальную и финансовую стабильность в российской экономике40. В то же время положительные тенденции носили неустойчивый характер. Оставалась низкой инвестиционная и потребительская активность, сохранялась высокая зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта. Антикризисная политика в 2008 - 2009 гг. в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия кризиса на экономику.
2.2 Оценка эффективности «Комплексной программы антикризисных мер Правительства Республики Башкортостан на 2009 – 2010 годы»
В рамках «Комплексной программы антикризисных мер Правительства Республики Башкортостан на 2009 – 2010 годы» проводимой на территории нашей республики в 2010 г. в бюджетную систему Российской Федерации (с учетом поступлений таможенных платежей) собрано 295,2 млрд. руб., что превысило объем поступлений за 2009 г. на 68,0 млрд. руб., или по произведенным нами расчетам на 29,9 %.
Поступления в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации по итогам 2010 г. увеличились по сравнению с 2009 г. на 44,3 %, в консолидированный бюджет Республики Башкортостан – на 7,3 %.
Доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан исполнены в 2010 г. в объеме 119829,6 млн. руб., что составило 104,0 % к годовому плану. В структуре доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан удельный вес налоговых доходов составил 67,3 %, неналоговых доходов — 12,0 %, безвозмездных перечислений — 20,7 %.
По налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Республики Башкортостан годовое бюджетное задание выполнено на 105,1 %, что составило в сумме 95078,4 млн. руб.
Увеличились по сравнению с 2009 г. поступления по акцизам на 26,3 %, по налогу на доходы физических лиц — на 7,5 %, по государственной пошлине — в 2,4 раза, по налогам на имущество организаций — на 8,1 %, по налогам на совокупный доход — на 11,7 %, по транспортному налогу — на 2,4 %, по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, — на 15,1 %. По налогу на прибыль организаций по сравнению с 2009 г. поступления снизились на 5,7 %.
На уровень и динамику поступлений налога на прибыль организаций положительно повлияли улучшение финансовых результатов деятельности предприятий.
Итоги исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 2010 г. позволили обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, а также финансирование социально значимых расходных обязательств в полном объеме.
Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2010 г. профинансированы на сумму 122356,7 млн. руб., увеличившись на 4,2 % по сравнению с 2009 г.
В структуре расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, как и в предыдущие годы, наибольший удельный вес имела социальная составляющая бюджета — 72,7 % всех расходов, или 88948,6 млн. руб.
В экономической структуре расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан сохранилась тенденция 2009 г., наибольший удельный вес заняли расходы на оплату труда.
В 2010 году оказана государственная поддержка предприятиям республики путем реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам на общую сумму 1217,7 млн. руб., в том числе предприятиям:
– агропромышленного комплекса — 502,9 млн. руб.;
– жилищного строительства — 714,8 млн. руб..
В процессе управления государственным долгом Республики Башкортостан в прошедшем году было обеспечено полное и своевременное исполнение принятых республикой долговых обязательств.
В рамках реализации программ государственных внутренних и внешних заимствований Республики Башкортостан на 2010 г. в бюджет Республики Башкортостан привлекались заемные средства.
В 2010 году в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и увеличения доходов бюджета Республики Башкортостан была продолжена работа по размещению средств бюджета Республики Башкортостан на банковские депозиты.
В целях активизации кредитных организаций в реализации программ социально-экономического развития республики было принято постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2010 года № 381 «О размещении средств бюджета Республики Башкортостан на банковские депозиты», в соответствии с которым заключены генеральные соглашения о размещении средств бюджета Республики Башкортостан на банковские депозиты с одиннадцатью кредитными организациями: филиалом в г. Уфе
ОАО «БАНК УРАЛСИБ», ОАО «Банк ВТБ», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Сбербанк России», ОАО «МДМ Банк», ОАО АКБ «Связь-Банк», ОАО «Промсвязьбанк», ОАО «Газпромбанк», АКБ ЗАО «Абсолют Банк».
С 1 ноября 2010 года проведено шесть отборов заявок кредитных организаций. Общий спрос на ресурсы превышал предложение более чем в 4,0 раза. Доход, полученный от размещения временно свободных средств бюджета Республики Башкортостан, за 2010 г. составил 2717,1 млн. руб..
Показатели развития банковского сектора Республики Башкортостан свидетельствуют о том, что в результате улучшения внешних условий, реализации антикризисных мер, принятых Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Башкортостан, Банком России и самими кредитными организациями, банковский сектор во втором полугодии 2010 г. вновь вышел на траекторию поступательного развития41.
Величина совокупных привлеченных ресурсов банковского сектора за 2010 г. выросла на 7,5 % до 321,5 млрд. руб., в том числе объем вкладов физических лиц — на 33,4 % до 133,3 млрд. руб.. Собственные средства (капитал) кредитных организаций, зарегистрированных на территории Республики Башкортостан, увеличились на 14,8 % (против 2,4 % в среднем по Российской Федерации) и достигли 6,2 млрд. руб.
Совокупный финансовый результат (прибыль) по банковскому сектору республики за 2010 г. составил 2,9 млрд. руб. прибыли против 6,0 млрд. руб. чистых убытков за 2009 г. Улучшение финансового результата обусловлено снижением расходов по формированию резервов на возможные потери вследствие замедления темпов ухудшения качества ссудной задолженности, а также сокращением избыточной ликвидности и вложением средств в доходные активы.
Объем кредитов, предоставленных предприятиям и населению республики в 2010 г,. в 1,6 раза превысил уровень 2009 г. Задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями предприятиям и населению республики (кредитный портфель), выросла на 22,0 % (в целом по Российской Федерации — на 10,6 %), превысив докризисный уровень.
Отраслевая структура кредитных вложений в экономику характеризовалась ростом по сравнению с началом 2010 г.: в предприятия сферы добычи полезных ископаемых — в 7,7 раза, обрабатывающих производств — на 5,1 %, строительства — на 20,5 %.
В 2010 г. формирование спроса на деньги происходило в условиях возобновления деловой активности в большинстве секторов экономики.
Объем денежных средств в обращении по состоянию на 1 января 2011 года на территории Республики Башкортостан составил 374,9 млрд. руб., увеличившись за 2010 г. на 24,0 %.
Таким образом, мы можем судить об эффективности «Комплексной программы антикризисных мер Правительства Республики Башкортостан на 2009 – 2010 годы», в соответствии с которой были достигнуты значительные результаты.
Далее следует более детально рассмотреть роль субординированного кредита в качестве эффективного инструмента антикризисной финансовой политики в Российской Федерации.
2.3 Роль
субординированного кредита
В период мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. в России были реализованы активные меры государственной антикризисной финансовой политики. Кризис привел к сокращению совокупного спроса, снижению объёма производства, росту безработицы, а также снижению доходов федерального бюджета и всей бюджетной системы страны. Все это потребовало перехода на соответствующие активные меры в государственной антикризисной финансовой политике страны. Необходимо было в первую очередь орказать поддержку банкам. Для этих целей часть средств Фонда национального благосостояния Российской Федерации была размещена в ОАО «Внешэкономбанке», который в свою очередь обязан предоставлять средства на возвратной и платной основе коммерческим банкам. Общая сумма составила до 410 млрд. руб., в дальнейшем она была увеличена42.