Кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Для современного этапа развития Российской Федерации одной из важнейших проблем является поддержание финансовой стабильности в стране посредством государственной антикризисной финансовой политики.
Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной антикризисной финансовой политики в Российской Федерации являются создание условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты формирования мировых финансовых кризисов
1.1 Кризис как элемент цикличности и последствия мировых финансовых кризисов
1.2 Факторы, влияющие на финансовую стабильность
1.3 Стабилизационная политика государства: концептуальные представления о механизмах и инструментах стабилизационной политики государства
1.4 Зарубежный опыт применения антициклической финансовой политики
2 Опыт реализации государственной антикризисной финансовой политики в Российской Федерации
Влияние мирового финансового кризиса на национальную экономику России
Оценка эффективности «Комплексной программы антикризисных мер Правительства Республики Башкортостан на 2009 – 2010 годы»
Роль субординированного кредита как эффективного инструмента антикризисной финансовой политики
2.4 Основные направления финансовой политики государства в посткризисном периоде
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

Такие кредитные вливания со стороны государства в банковскую систему России были необходимы для дальнейшего ее функционирования и недопущения развития кризисных явлений в экономике. Учитывалось, что разрушение банковской системы могло бы надолго дестабилизировать экономику страны в целом. В период финансового кризиса коммерческие банки потеряли часть своего капитала, что требовало принятия срочных мер по дополнительной их капитализации. В качестве эффективного инструмента такой капитализации явилось предоставление ОАО «Внешэкономбанком» субординированных кредитов за счет средств Фонда национального благосостояния Российской Федерации.

Субординированные кредиты  предоставлялись ОАО «Внешэкономбанком» до конца 2009 г. Их получателями стали 17 банков: ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Россельхозбанк»», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Транскредитбанк», АКБ «Транскапиталбанк», ОАО «Первобанк», ЗАО АКБ «Новикомбанк», ОАО «Номос-Банк», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Банк Зенит», ОАО «Банк Санкт-Петербург», ОАО «СКБ-Банк», ОАО АКБ «Росевробанк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», АКБ «Связь-банк», ОАО «Ханты-Мансийский Банк», ОАО «Альфа-Банк». Общая сумма таких кредитов составила 404 млрд. руб. Расчетные данные приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Размер субординированных кредитов, предоставленных ОАО «Внешэкономбанком» российским кредитным организациям в 2008 - 2009 гг., тыс. руб. 

Наименование российской кредитной  организации

Сумма субординированного кредита, тыс. руб.

1

2

ОАО «Банк ВТБ»

200 000 000,00

ОАО «Газпромбанк»,

89 954 000,00

ОАО «Россельхозбанк»

25 000 000,00

АКБ «Транскапиталбанк»

986 747,85

ОАО АКБ «Росевробанк»

980 000,00

ОАО «Первобанк»

725 000,00

ЗАО АКБ «Новикомбанк»

478 719,00

ОАО «Номос-Банк»

4 900 000,00

ОАО «Банк Москвы»

11 107 970,25

ОАО «Банк Зенит»

2 140 000,00

ОАО «Банк Санкт-Петербург»

1 466 000,00

ОАО «СКБ-Банк»

810 000,00

ОАО «Ханты-Мансийский Банк»

1 995 032,60

АКБ «Связь-банк»

15 976 524,40

ОАО «Альфа-Банк»

39 613 165,50

ЗАО «Банк Русский Стандарт»

4 958 783,40

ОАО «Транскредитбанк»

2 930 000,00

Итого

404 021 943,00


 

Объем валового внутреннего  продукта Российской Федерации по итогам 2009 г. составил 39 064 млрд. руб. В валовом внутреннем продукте Российской Федерации в 2009 г. наибольший удельный вес имеет субординированный кредит, предоставленный ОАО «Внешэкономбанком» ОАО «Банку ВТБ». Расчетные данные приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Доля субординированных  кредитов, предоставленных ОАО «Внешэкономбанком» российским кредитным организациям в 2008 - 2009 гг., в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, %

Наименование российской кредитной организации

Доля субординированного кредита  в ВВП, %

1

2

ОАО «Банк ВТБ»

0,5120

ОАО «Газпромбанк»,

0,2303

ОАО «Россельхозбанк»

0,0640

АКБ «Транскапиталбанк»

0,0025

ОАО АКБ «Росевробанк»

0,0025

ОАО «Первобанк»

0,0019

ЗАО АКБ «Новикомбанк»

0,0012

ОАО «Номос-Банк»

0,0125

ОАО «Банк Москвы»

0,0284

ОАО «Банк Зенит»

0,0055

ОАО «Банк Санкт-Петербург»

0,0038

ОАО «СКБ-Банк»

0,0021

ОАО «Ханты-Мансийский Банк»

0,0051

АКБ «Связь-банк»

0,0409

ОАО «Альфа-Банк»

0,1014

ЗАО «Банк Русский Стандарт»

0,0127

ОАО «Транскредитбанк»

0,0075

Валовой внутренний продукт

100


 

Средства Фонда национального  благосостояния Российской Федерации  размещались в ОАО «Внешэкономбанке»  по следующей схеме:

– по ставке 6,25% годовых на срок до 31 января 2019 г. для предоставления ОАО «Внешэкономбанком» субординированных кредитов без обеспечения;

– по ставке 7,25% годовых на срок до 31 января 2020 г. для предоставления ОАО «Внешэкономбанком» субординированных кредитов без обеспечения43.

Следует обратить внимание на то, что в отечественной экономической литературе до сих пор не уделено должного внимания экономической сущности и роли субординированных кредитов как инструмента финансовой стабилизации национальной экономики44.

Многие экономисты имеют  слабые представления о том, что такое субординированный кредит. Это объясняется тем, что в России такие кредиты не были распространены. Однако они, как показал опыт спасения финансовой системы Российской Федерации, могут стать одним из действенных инструментов финансовой стабилизации банковской системы45.

В положении Банка  России от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения  собственных средств (капитала) кредитных  организаций» дано следующее определение: субординированный кредит – это  кредит (депозит, заем, облигационный заем), который одновременно удовлетворяет следующим условиям:

– срок предоставления кредита  составляет не менее 5 лет;

– договор кредита  должен содержать положение о  невозможности его досрочного расторжения;

– условия предоставления кредита должны существенно не отличаться от рыночных условий предоставления аналогичных кредитов в момент его предоставления;

– договор кредита  должен содержать положение о  том, что в случае банкротства  кредитной организации требования по данному кредиту должны удовлетворяться только после полного удовлетворения требований остальных кредиторов.

Практика широкого использования  субординированных кредитов получила распространение в Российской Федерации  в период кризиса 2008 - 2009 гг46. Снижение уровня собственных средств в банковской системе в результате кризиса не позволяло банкам осуществлять свои функции и не гарантировало вкладчикам и кредиторам возврата вложенных сумм. Это потребовало реализации со стороны Российской Федерации особой государственной антикризисной финансовой политики. Предоставленные «Внешэкономбанком» субординированные кредиты выполнили функцию стабилизации банковской системы.

Однако, несмотря на эффективный  характер использования субординированных  кредитов как инструмента государственной  антикризисной финеансовой политики, не существовало прозрачного механизма их предоставления и ими были охвачены не все банки России, что вызвало острую критику в адрес Правительства страны. Всё это позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования правового механизма предоставления субординированных кредитов. Следует определить критерии, которым кредитные организации должны удовлетворять, чтобы стать его получателями.

Для выявления эффективности государственной антикризисной финансовой политики проведём оценку эффективности реализации социальной политики в Российской Федерации.

 

2.4 Основные направления финансовой политики государства в посткризисном периоде

 

Финансовая политика, по сути, является совокупной политикой центрального банка в области управления ликвидностью (денежная масса, монетизация, денежная политика), кредитом (внутренний и внешний кредит, кредит государству, экономике, домашним хозяйствам, кредитная политика), процентом (процентная политика), валютным курсом (валютная политика) и движением средств по счету капитала (политика в области счета капитала).

При этом управление может  как осуществляться посредством  регулирования косвенными рыночными  методами, так и содержать активные административные методы.

Российская экономика  и ее финансовая составляющая — небольшие по размерам,  разбалансированные системы, занимающие нишу в 1–2% в мировом хозяйственном и финансовом обороте. Как следствие, российская финансовая система объективно является преимущественно «пассивным» объектом, отражающим с кратным усилением воздействие внешних глобальных факторов, формирующих мировую экономическую и финансовую динамику.

Соответственно, в экономике  России не в полной мере действуют  механизмы тонкой настройки финансовой политики, используемые в развитых странах в отсутствие кризиса. Они всегда схожи с той политикой, которую центральные банки развитых стран применяют только в кризисных ситуациях. При этом использование инструментов финансовой политики не носит характера регулирования «долей процента». Более широкое применение по сравнению с индустриальными странами имеют нерыночные инструменты  центрального банка (лимиты кредита, процента, эмиссии, прямые запрещения и ограничения на операции, на виды сделок, на финансовые инструменты, на рынки, на финансовые стратегии и т.п.).

С учетом экономических  особенностей Российской Федерации, состояния ее финансового сектора, сложившихся связей с глобальными финансами и посткризисного характера мировой экономики главная задача финансовой политики сегодня  – повысить финансовую глубину российской экономики, существенно снизить разбалансированность финансовой системы с тем, чтобы лучше противостоять негативным экстерналиям47. Демонстрация повышенной устойчивости в волнах мировой финансовой динамики, в свою очередь призвана увеличить влияние российской экономики в глобальных финансах.

Чем выше финансовая глубина экономики, ее насыщенность деньгами, финансовыми инструментами, финансовыми институтами, чем более она оценена, тем лучше условия для модернизации экономики и ее устойчивого роста. По критерию финансовой глубины должен быть обеспечен переход России из серединной группы развивающихся экономик  в группу «новых индустриальных стран».

В этой связи необходима денежная политика, направленная на сбалансированный рост монетизации к 2012 г. (Денежная масса / ВВП) до 60 – 65% ВВП, к 2015 г. – до 70 - 80% (Россия в 2007 г. – около 40%, средний уровень развитых стран - 80 - 120%, Китай – более 160% в 2008 г.). Как следствие, должно произойти увеличение насыщенности кредитами до 60-70% (Кредиты экономике и населению / ВВП), среднего уровня капитализации рынка акций к ВВП – до 80 – 85%.

Преодоление разбалансированности финансовой системы главным образом  заключается в переходе от спекулятивной  модели финансовой системы и финансового  рынка, зависимых от внешних инвестиций, к устойчивой модели, основанной на балансе внутреннего и внешнего денежного спроса, ориентированной на длинные инвестиции, модернизацию экономики и финансирование инноваций.

Более того, конкурентоспособность  экономики и финансовой системы  России и его потенциал  в выполнении своих функций, финансовый суверенитет должны обеспечиваться на основе опережающего роста внутреннего платежеспособного спроса по сравнению с внешним. Финансовая политика может внести только частичный, хотя и эффективный вклад в решение этой задачи48. Наилучшей ситуацией для России были бы рост нормы накопления, снижение позитивного сальдо торгового баланса за счет увеличения импорта технологий и оборудования, ослабление повышательного давления на рубль, расширение прямых иностранных инвестиций в ущерб портфельным (при максимизации стимулирования ПИИ), отказ от политики вывода «избыточной ликвидности» в международные резервы, переход от механизма рублевой эмиссии против валютных поступлений к смешанному механизму эмиссии, во многом основанному на рефинансировании коммерческих банков под кредиты реальному сектору (с укреплением внутреннего платежеспособного спроса, как следствие).

Должно быть обеспечено привлечение масштабных объемов  прямых иностранных инвестиций на волне  долгосрочного роста мировой  экономики в посткризисный период, при обеспечении устойчивости финансовой системы к финансовым инфекциям, спекулятивным атакам, перегревам рынка и иным рыночным шокам.

Как показывает международная  практика, центральные банки развитых стран неизбежно втягиваются  в регулирование экономической активности, содействуют устойчивости экономического роста на основе изменения объемов денежной ликвидности, курса национальной валюты, процента, прямой поддержки системообразующих финансовых институтов, осуществляющих финансирование реального сектора и домашних хозяйств.

В глобальных финансах, основанных на либерализованных счетах капиталов  и свободном рыночном формировании курсов валют, неизбежны риски потоков  горячих денег, спекулятивных атак, манипулирования открытыми рынками  малых развивающихся экономик, финансовых инфекций. Только полное осуществление функции макропруденциального надзора способно предупредить негативные внешние воздействия, ведущие к разрушительным последствиям для национальных финансовых рынков.

Информация о работе Кризис