Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Актуальность исследования. Для современного этапа развития Российской Федерации одной из важнейших проблем является поддержание финансовой стабильности в стране посредством государственной антикризисной финансовой политики.
Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной антикризисной финансовой политики в Российской Федерации являются создание условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Введение
1 Теоретические аспекты формирования мировых финансовых кризисов
1.1 Кризис как элемент цикличности и последствия мировых финансовых кризисов
1.2 Факторы, влияющие на финансовую стабильность
1.3 Стабилизационная политика государства: концептуальные представления о механизмах и инструментах стабилизационной политики государства
1.4 Зарубежный опыт применения антициклической финансовой политики
2 Опыт реализации государственной антикризисной финансовой политики в Российской Федерации
Влияние мирового финансового кризиса на национальную экономику России
Оценка эффективности «Комплексной программы антикризисных мер Правительства Республики Башкортостан на 2009 – 2010 годы»
Роль субординированного кредита как эффективного инструмента антикризисной финансовой политики
2.4 Основные направления финансовой политики государства в посткризисном периоде
Заключение
Список использованных источников и литературы
За рубежом, а речь идет, прежде всего, об индустриально развитых экономиках, к которым относятся США и Япония, антициклическая финансовая политика стала реализовываться наиболее активно со времен Великой депрессии 1930-х гг.
Мировой финансовый кризис 2008 - 2010 гг. показал необходимость вмешательства государств в экономику в целях недопущения катастрофического развития негативных процессов в воспроизводственном механизме и национальных финансовых системах. Масштабы вмешательства в экономику были настолько большими, что их можно было бы сравнить с масштабами аналогичного вмешательства в Великую депрессию 1930-х гг., что требует научного осмысления такой политики государства и уточнения на этой основе теоретических представлений о роли государства в рыночной экономике.
Антициклическая финансовая политика будет различна для стран, экспорт которых носит сырьевую направленность, и для стран, которые не имеют такой направленности. Кроме того, свою особенность имеет антициклическая финансовая политика США (среди остальных индустриально развитых стран).
Страны с сырьевой направленностью экспорта имеют сильную зависимость от внешнеэкономических факторов изменения цен на вывозимые страной сырьевые товары. К таким странам следует отнести Азербайджан, Бразилию, Венесуэлу, Казахстан, Катар, Колумбию, Кувейт, Нигерию, Норвегию, Оман и др. Характерной особенностью в таких странах является дестабилизация национальной экономики в рамках циклических колебаний цен на сырьевые экспортные товары, к которым преимущественно относится нефть. Зависимость от цикличности цен на нефть требует проведения со стороны этих стран специального вида антициклической финансовой политики, сопровождающейся созданием суверенных фондов благосостояния – фондов денежных средств, принадлежащих центральному (федеральному) правительству, в который подлежат зачислению сверхдоходы государственного бюджета.
Рассмотрим типичный механизм антициклической финансовой политики в странах с сырьевой направленностью. Изменение цен на сырьевые товары приводит к колебаниям экспортной выручки страны, что сопровождается возникновением периодических экономических шоков и требует сильных макроэкономических корректировок. Экономические шоки возникают как в период роста цен на вывозимые страной сырьевые товары, так и в период их значительного и быстрого снижения. В фазе снижения цен экономический шок может носить наиболее разрушительный для национальной экономики и ее финансовой системы характер.
Экономический шок в период роста цен на вывозимые страной сырьевые товары может быть обусловлен повышением реального курса национальной валюты из-за увеличивающегося потока иностранной валюты на внутреннем рынке страны. Это приводит:
– к снижению экспорта несырьевых отраслей экономики;
– к повышению ценовой конкурентоспособности иностранных товаров, увеличению импорта и вытеснению импортными товарами на внутреннем рынке товаров отечественных производителей.
В целом укрепление национальной
валюты будет снижать
В рамках фазы роста цен на сырьевые товары может происходить рост темпов инфляции в случае проведения со стороны центрального банка политики по сдерживанию национальной валюты от укрепления в целях обеспечения конкурентоспособности национальных товаров (для поддержания уровня производства и занятости). Однако данная политика центрального банка не достигнет своих целей. Это связано с тем, что политика по сдерживанию национальной валюты от укрепления будет требовать от центрального банка дополнительной эмиссии национальной валюты для обмена на иностранную валюту, что в среднесрочном периоде приведет к росту темпов инфляции. Одновременно, сохраняя номинальный обменный курс на прежнем уровне в условиях увеличивающихся темпов инфляции, будет происходить укрепление реального обменного курса национальной валюты. Таким образом, указанная политика центрального банка (не достигнув своей цели) приведет к росту темпов инфляции и к еще большей дестабилизации национальной экономики и финансовой системы страны.
Снижение цен на вывозимые страной сырьевые товары приводит к девальвации национальной валюты, что сопровождается процессом дестабилизации хозяйственных связей и ростом инфляции. Происходит снижение доходов государственного бюджета, что требует сокращения бюджетных расходов и может вызвать недовольство населения.
Таким образом, колебания экспортных цен на сырьевые товары будут сопровождаться колебаниями важнейших макроэкономических показателей. Такие колебания оказывают негативное воздействие на экономическое развитие страны и на благополучие населения.
В целях преодоления социально-экономических последствий колебания экспортных цен на вывозимые страной сырьевые товары рассматриваемые страны могут проводить особый тип антициклической финансовой политики. Он заключается в финансовом резервировании части доходов государственного бюджета, получаемых от высоких цен на вывозимые сырьевые товары.
При этом, как правило,
создается следующий финансово-
1. Величина доходов государственного бюджета, подлежащая финансовому резервированию, «привязывается» к уровню цен на вывозимые страной сырьевые товары. Это предполагает установление автоматического механизма, в соответствии с которым по мере повышения цен величина налогов или неналоговых доходов от компаний, занимающихся добычей и экспортом сырьевых товаров, зачисляемых в государственный бюджет, должна увеличиваться, а при понижении цен – снижаться. Такие добавочные доходы государственного бюджета можно рассматривать как конъюнктурные доходы. Данные конъюнктурные доходы подлежат зачислению в специально создаваемый государством фонд.
2. При понижении цен на вывозимые сырьевые товары и при недостатке доходов для финансирования бюджетных расходов государства используют средства суверенных фондов.
Прогнозировать движение
цен на сырьевые товары очень трудно,
однако, несмотря на это, осуществляемая
странами антициклическая финансовая
политика имеет свою результативность
и способна снизить колебания макроэкономи
Государство (в лице центрального
банка) получает возможность обеспечивать
устойчивость национальной валюты. В
этих целях (в период роста цен
на сырьевые товары) создающиеся государственные фи
Таким образом, антициклическая финансовая политика оказывает общий стабилизирующий эффект на реальный сектор экономики и национальную финансовую систему.
В указанном механизме антициклической финансовой политики стран, зависящих от экспорта, при изменении цен на сырьевые товары ключевая роль отводится государственным финансовым резервам, которые институционально представлены в резервных фондах. Впервые суверенный фонд был образован в Кувейте в 1960 г., в дальнейшем подобные фонды стали создаваться в других странах. В суверенных фондах в настоящее время сконцентрированы значительные финансовые ресурсы, исчисляемые триллионами долларов США. Здесь надо учитывать, что в ряде стран данные о величине фондов засекречены.
В качестве одного из ярких примеров использования антициклической финансовой политики является опыт Японии в период рецессии 1990-х гг. В 1990-х гг. японская экономика вступила в период длительного экономического кризиса, беспрецедентного за послевоенный период. Спад в японской экономике начался с падения фондового рынка. Это стало следствием снижения цен на недвижимость и землю. Одновременно крах фондового рынка Японии привел к возникновению недоверия банков друг к другу на межбанковском рынке, что обусловило кризис ликвидности.
В целях преодоления кризисных явлений японское правительство перешло к стимулирующей экономической политике, где центральное место уделялось инструментам налогово-бюджетной политики, а также стало проводить структурную политику в сфере пенсионного обеспечения, регулирования финансовых рынков и др. В рамках налогово-бюджетной политики произошло снижение налогов и увеличение бюджетных расходов.
Опыт Японии по разработке и реализации антициклической финансовой политики антикризисной направленности послужил основой для разработки антикризисных программ стабилизации национальных экономик в рамках мирового финансового кризиса 2008 - 2010 гг.
Этот кризис показал необходимость масштабных действий всеми странами мира по стабилизации своих экономик и мировой финансовой системы в целом.
В связи с этим в 2008 г. в США был принят документ «О чрезвычайной экономической стабилизации». Данный акт предусматривал реализацию комплекса мероприятий в рамках 2008 - 2010 гг. по спасению финансовой системы США. В соответствии с этим планом банкам США предоставлялась финансовая помощь в объеме 700 млрд. долл.
Характерной чертой «плана спасения» финансовой системы США была ориентация на обеспечение интересов финансовой олигархии. Данный план был охарактеризован Д. Стиглицем как «большое ограбление по-американски». Выделение значительных финансовых ресурсов в США на спасение экономики и финансовой системы породило среди экономистов мнение о том, что их источником является механизм эмиссии денег, который должен спровоцировать инфляцию американской валюты39.
Источником ресурсов
поддержки экономики и
Как результат, это привело к укреплению доллара США и позволило американскому правительству увеличить государственный долг за счет реализации дополнительного объема ценных бумаг. Существовала не только возможность, но и необходимость такой эмиссии. Необходимость была обусловлена потребностью в финансовом обеспечении плана по спасению финансовой системы США.
Таким образом, США смогли
проводить антициклическую
После приведенных выше аргументов можно сделать следующие выводы по главе:
1. Для предотвращения крупных финансовых потерь мирового масштаба во время мировых финансовых кризисов целесообразно предсказывать их появление, принимая во внимание теорию цикличности, и принимать практические меры по их предотвращению.
2. Предложенный набор факторов позволяет провести комплексный анализ финансовой стабильности на национальном уровне, что является важным для целей формирования эффективной государственной антикризисной финансовой политики. В процессе анализа финансовой стабильности следует учитывать как внутренние факторы, зарождающиеся в пределах финансовой системы, так и внешние, находящиеся за пределами финансовой системы, но непосредственно с ней взаимодействующие.
3. Неотъемлемым элементом для достижения результативности и эффективности стабилизационной финансовой политики государства является учет баланса интересов общества в целом лицами, разрабатывающими и реализующими меры такой политики. Нельзя не учитывать, что возможна подстройка интересов общества под интересы лиц и органов, осуществляющих стабилизационную финансовую политику от имени государства. Ведь такая политика связана с использованием государственных финансовых ресурсов в огромных масштабах. Необходимо также помнить, что бюджетные решения о формах и методах осуществления финансовой поддержки часто затрагивают интересы отдельных социальных слоев населения, предпринимателей и других групп, включая интересы конкретных финансовых институтов и компаний.
4. Антициклическая финансовая
политика за рубежом является
неотъемлемым элементом в