Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:11, курс лекций
Сущность финансов предприятия
Функции и принципы организации финансов предприятия
3. Финансовый механизм предприятия
4. Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий
5. Основные показатели современного бизнеса
Организация финансов предприятия 5
1. Сущность финансов предприятия 5
2. Функции и принципы организации финансов предприятия 7
3. Финансовый механизм предприятия 9
4. Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий 11
5. Основные показатели современного бизнеса 14
Организационно-правовые формы предприятий 18
1. Хозяйственные товарищества и общества 18
2. Производственные кооперативы и унитарные предприятия 21
Финансирование деятельности предприятия 23
1. Способы финансирования деятельности предприятия 23
2. Управление собственным капиталом 26
3. Управление заёмным капиталом 29
4. Краткосрочные источники финансирования 30
5. Формирование оптимальной структуры капитала. Финансовый рычаг 32
Выручка, доходы и расходы организации 36
1. Доходы и расходы организации: понятие, сущность, виды 36
2. Выручка от реализации продукции и её планирование 40
Прибыль предприятия 44
1. Сущность и виды прибыли 44
2. Управление прибылью и рентабельностью 46
3. Резервы увеличения прибыли предприятия, планирование прибыли 49
Управление затратами. Себестоимость продукции 51
1. Операционный анализ. Расчет порога рентабельности 51
2. Разработка ассортиментной политики предприятия 56
3. Калькулирование себестоимости продукции 58
Управление оборотными средствами предприятия 61
1. Оборотный капитал и его структура 61
2. Финансовый цикл предприятия и расчёт потребности в оборотных средствах 63
3. Управление производственными запасами 64
4. Нормирование оборотного капитала 66
5. Управление дебиторской задолженностью 68
Основные средства предприятия 73
1. Экономическое содержание и классификация основных средств 73
2. Оценка основных средств. Определение эффективности использования основных средств 75
3. Амортизация и её роль в воспроизводственном процессе 78
4. Источники финансирования основного капитала 79
Оценка финансового состояния организации 82
1. Анализ финансовой устойчивости по абсолютным показателям 83
2. Анализ финансовой устойчивости по относительным показателям 84
3. Анализ ликвидности баланса 85
4. Анализ коэффициентов платёжеспособности 87
5. Рыночные мультипликаторы оценки коммерческих организаций 89
Финансовое планирование на предприятии 90
1. Система финансового планирования 91
2. Составление основного бюджета предприятия 94
3. Оперативное финансовое планирование 100
4. Сбалансированная система показателей 105
Литература 110
где ВГПДН .– стоимость однодневного выпуска готовых изделий;
НЗ.СКЛ – норма запаса готовых изделий на складе в днях.
Совокупный норматив оборотных средств представляет собой сумму нормативов оборотных средств, исчисленных по отдельным элементам.
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, ёмкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчётов и др.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль над оборачиваемостью средств в расчётах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОКУПАТЕЛЯМ ПРОДУКЦИИ
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются вопросы:
а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности – товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции её продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчётов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.
Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.
Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к её осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции.
1. Консервативный (или жёсткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя такой тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счёт расширения объёма реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счёт групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жёстких процедур инкассации дебиторской задолженности.
2. Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия её осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
3. Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счёт расширения объёма реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие факторы:
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жёсткий (консервативный) её вариант отрицательно влияет на рост объёма операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей. В то время как мягкий (агрессивный) вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платёжеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОЙ СУММЫ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ, ИНВЕСТИРУЕМЫХ В ДЕБИТОРСКУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
При расчёте этой суммы необходимо учитывать:
Расчёт суммы, инвестируемой в дебиторскую задолженность, осуществляется по формуле:
ДЗ = ВРКР × RПР × (ППКСР + ПКСР) / 360, (51)
где: ВРКР – планируемая выручка от реализации продукции в кредит;
RПР – рентабельность продукции, коэф.;
ППКСР – средний период предоставления кредита покупателям, дней;
ПКСР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, дней.
Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчётную сумму средств в полном объёме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объём реализации продукции в кредит.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТНЫХ УСЛОВИЙ
В систему кредитных условий входят:
В экономически развитых странах наиболее распространенной является схема коммерческого кредитования «2/10 полная 30», означающая, что:
a) покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);
b) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода;
c) в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.
ФОРМИРОВАНИЕ СТАНДАРТОВ ОЦЕНКИ ПОКУПАТЕЛЕЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УСЛОВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТА
В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объёме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
выбор методов оценки кредитоспособности покупателей;
группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита – товарному и потребительскому.
Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
объём хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
репутация покупателя в деловом мире;
платёжеспособность покупателя;
результативность хозяйственной деятельности покупателя;
состояние конъюнктуры товарного рынка, на которое покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
объём и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатёжеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:
дееспособность покупателя;
уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).
Экспертиза полученной информации осуществляется путём логической проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путёем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объёмом кредитования.
Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.
Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах её оценки предусматривает обычно выделение следующих их категории:
Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счёт покупателей; формы штрафных санкций и т.п.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ИНКАССАЦИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – её рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
факторинг;
учёт векселей, выданных покупателями продукции;