Лекции по "Истории финансов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:10, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
1.1. Зарождение науки о финансах
1.2. Развитие финансовой науки в XVII–XVIII вв.
1.3. Развитие финансовой науки в XIX–XX вв.
1.4. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли

Файлы: 1 файл

История финансов России_лекции.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

Выпуск золотых монет  был не ограничен, и владелец золотого слитка мог свободно представить  его для чеканки монеты. Закон  требовал производить все расчеты на золотую монету и счетную единицу (рубль) и устанавливал обязательный прием полновесной золотой монеты во всех платежах на неограниченную сумму. Монетное дело в империи находилось в ведении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на монетном дворе в Петербурге.

В ноябре 1897г. в обращение были возвращены бумажные деньги. Указ «Об изменении надписей на кредитных билетах» утверждал хождение по всей стране кредитных билетов наравне с золотой монетой. Бумажные деньги — банкноты выпускались номиналом в 1, 3, 5, 10, 25, 100 и 500 руб. Вспомогательным средством в расчетах служили серебряные и медные монеты. Первые изготавливались двоякой пробы: 900-й достоинством в 1 руб., 50 и 25 коп. и 500-й — в 20, 15, 10 и 5 коп. Количество серебряных монет в обращении ограничивалось суммой и 3 руб. на каждого жителя России. Чеканка серебряной монеты за счет частных лиц не допускалась. Медные монеты чеканились номиналом 5, 3, 2, 1, '/2, '/4 коп.

Проведение данной реформы  практически не отразилось на изменении цен. На 1 января 1900г. металлическое обеспечение составляло 189% к сумме кредитных билетов, на золотые монеты приходилось 46,2% всего денежного обращения. Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы. Размен билетов как государственных денежных знаков обеспечивался независимо от металлического покрытия выпусков всем достоянием государства, а кредитные билеты обращались на тех же основаниях, что и золотая монета, символом которой они служили.

Реформа Витте дала стране устойчивую денежную единицу, способствовавшую укреплению государственных финансов и экономическому подъему двух последующих десятилетий. Денежная реформа позволила восстановить в России вместо существовавшей со времени Крымской войны системы неразменных бумажных денег металлическое обращение на основе золотой валюты. Новая российская валюта оставалось твердой и одной из наиболее устойчивых в мире до начала Первой мировой войны.

Проведенная в России в 1895-1897 гг. стабилизация рубля послужила образцом для других государств. Внимательно изучив опыт России, к денежной реформе приступила Япония. По образцу России провела реформу Австро-Венгрия, а после Первой мировой войны — Франция.

 

7.3. Результаты деятельности СЮ. Витте

 

В результате экономических  реформ, проведенных Витте, произошло не только укрепление финансов и рубля, но и были созданы условия для бурного промышленного подъема. В условиях промышленного подъема 1890-х гг. в стране происходила вторая волна учредительской лихорадки. Так, в 1893—1900-х гг. число акционерных обществ возросло с 648 до 1369. Но в отличие от первого этапа акционерный капитал стал направляться в основном в промышленное производство. Политика ускоренного развития промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения экспорта привела к увеличению промышленного производства за 90-е гг. XIX в. в 2-3 раза.

В конце XIX в. по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время руководства Витте Министерством финансов их объем достиг колоссального размера — 3 млрд. руб. золотом.

Однако велика была и  цена проведенной индустриализации. Царизм мог допустить в проведении реформ только приемлемую для него политику, сводившуюся к дальнейшему государственному вмешательству в экономику, более широкому использованию монетаристских способов ее оздоровления, избегая глубоких социальных преобразований. Витте, как финансист, экономист и государственный деятель, со всей присущей его натуре решительностью, напористостью и размахом последовательно реализовал такую политику.

Общий баланс государственного бюджета за время Витте вырос с 965,3 млн.руб. в 1892г. до 2071,6 млн. руб. в 1903г., т.е. более чем в 2 раза. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период составляло 10,5% и зависело главным образом от повышения доходов от казенных имуществ и увеличения косвенных налогов. Прямые налоги возросли и абсолютно, и относительно немного.

Слабое использование  Витте прямых налогов для увеличения доходов казны объяснялось нерасположением  его к этой форме обложения. По его мнению, платежи этого рода вообще представляются наиболее стеснительными для населения, так как подлежат принудительному взысканию в заранее определенных окладах. Косвенные налоги, считал Витте, при всех их недостатках, предоставляют плательщикам возможность довольно широкого сообразования не только с общим уровнем своей хозяйственной зажиточности, но и с временными колебаниями в прибытках.

Особое значение имеет  осуществленная при Витте замена акцизной системы обложения спирта и вина казенной монополией торговли «питьями»: здесь Витте является новатором. Реформа заключалась в объявлении питейной торговли монополией казны и производстве ее через посредство казенных винных складов и лавок. Полные финансовые результаты казенной продажи питей определились уже после того, как Витте покинул пост министра финансов. Когда цена казенного вина была поднята много выше первоначального размера, потребление, на котором резко отражались даже незначительные прибавки акциза, не сократилось, и доход казны собственно от монополии (не считая акциза) повысился до более 200 млн. руб. в год.

Деятельность Витте  как министра финансов вызывала в свое время резкие нарекания и критику, порой пристрастную и несправедливую. Немаловажной причиной отрицательного отношения к Витте как многих сановников, так в значительной части и общества были приемы и способы его действий, часто слишком резкие, иногда недопустимые. Витте не считался с формами, установленными для законодательных актов. Его главная реформа — денежная — была осуществлена почти всецело в административном порядке; несколько испрошенных им Высочайших повелений и указов имели целью лишь закрепить совершенное им, установить гарантии, что оно не будет сломано в будущем. Он не считался и с пределами своей власти, допуская давление на других министров по делам их компетенции. Понятно, что все это не могло не вызывать раздражения.

Смело расширяя рамки государственного хозяйства, Витте являлся проводником новых начал финансового управления. Он немало содействовал разрушению предрассудка, по которому казенное хозяйство всегда хуже частного.

На сельское хозяйство  министр смотрел как на деятельность низшего порядка сравнительно с промышленностью. Утверждая, что Россия уже выросла из рамок земледельческого государства, полагал, что возвращение ее к типу сельскохозяйственной страны было бы равносильно катастрофе.

В теории и на практике он был сторонником просвещенного абсолютизма, при котором министры, пользующиеся доверием верховной власти, имеют возможность беспрепятственно осуществлять самые смелые мероприятия. Смелость его и сгубила. Когда Витте стал настойчиво возражать против вызывающих действий Японии в Корее и против проекта присоединения Северной Манчжурии, то 16 августа 1903 г. он был внезапно уволен с поста министра финансов.

К тому же к этому времени  обозначился очередной экономический кризис. В 1899г. в результате изменения мировой экономической конъюнктуры в России произошел спад деловой активности. В 1900г. разразился кризис в металлургической промышленности, тяжелом машиностроении,    нефтедобывающей,   угледобывающей   отраслях и в электроиндустрии. Несколько банкирских домов потерпели крах. В 1899—1901гг. Государственный банк вынужден был увеличить учет векселей и выдачу ссуд. Золотой запас Государственного банка с 1899г. по 1902г. уменьшился с 1008,0 до 709,5 млн. руб.

Однако в историю  Витте, несомненно, войдет как инициатор и исполнитель целого ряда значительных экономических мероприятий, из которых главным было проведение денежной реформы 1895—1897 гг.

 

Тема 8. Финансы Российской империи в начале XX в.

 

8.1. Финансовые проблемы периода Русско-японской войны и революции 1905-1907 гг.

8.2. Деятельность В.Н. Коковцова на министерском посту

8.3. Обострение финансовых проблем в период Первой мировой войны

8.4. Финансовая политика Временного правительства

 

8.1. Финансовые проблемы периода Русско-японской войны и революции 1905-1907 гг.

 

После отставки Витте  в 1903г. пост министра финансов последовательно непродолжительное время занимали: Эдуард Дмитриевич Плеске в 1903—1904 гг.; Владимир Николаевич Коковцов в 1904-1905 гг.; Иван Павлович Шипов в 1905—1906 гг.

Через год после окончания экономического кризиса и последовавшей за ним депрессии началась Русско-японская война, а затем революция 1905-1907 гг. Это было тяжелейшее испытание для созданной менее 10 лет назад денежной системы. Выдержав общеэкономический кризис и войну, финансовая система оказалась слишком подорванной, чтобы выдержать еще и революцию.

В начале XX в. золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения, к 1904г. на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. Русско-японская война и революция 1905—1907 гг. внесли коррективы в эту тенденцию, и с 1905г. эмиссия кредитных рублей стала возрастать.

Происходило усиленное  востребование вкладов золотом  и предъявление кредитных билетов к размену на золото. Несмотря на повышение официальной учетной ставки до 8%, значительно вырос спрос на кредит со стороны торгово-промышленных предприятий. Невозможность акционерных коммерческих банков удовлетворить этот спрос из-за сильного отлива из них вкладов заставила Государственный банк во избежание массовых банкротств увеличить свои учетно-ссудные операции.

Начался отток золота за границу. С 16 октября по 1 декабря 1905г. золотой   фонд   Государственного   банка  уменьшился   с   1318,8  до 1126,1 млн. руб. К 19 декабря 1905г. золотое покрытие кредитных рублей опустилось ниже предела, предусмотренного законом 1897г. Кризис был ликвидирован благодаря заключению в январе 1906г. во Франции займа на 100 млн. руб., погашенного выручкой от займа, заключенного в апреле того же года.

Усиленный переучет Государственным банком векселей частных банков, являвшийся в 1905-1906 гг. мерой борьбы с кризисом, в последующие годы стал одним из основных направлений деятельности. Государственный банк начал превращаться из банка краткосрочного коммерческого кредита в «банк банков». Общая задолженность частных банков Государственному банку с 37,3 млн. руб. на начало 1910г. выросла за два года до 342,3 млн. руб.

Управление финансами  в период Русско-японской войны сводилось к изысканию источников для покрытия военных расходов. Для этого был произведен целый ряд займов, увеличены пошлины с наследств, акцизы с пива, спичек, дрожжей, нефти, гербовый сбор. 15 июля 1904г. заключен крайне невыгодный для России торговый договор с Германией на 12-летний срок. Также были предприняты работы по введению подоходного налога.

После неудачи военного займа во Франции в мае был  заключен краткосрочный заем на 150 млн. руб. в Германии, а с августа выпущен внутренний заем на 200 млн. руб. Золотой запас за первое полугодие 1905г. возрос на 41 млн. руб.

В дни переговоров  с Германией о новых займах был представлен доклад, в котором  сообщалось, что при использовании  всех трех доступных России крупных денежных рынков — Парижского, Берлинского и Амстердамского — в течение 1905г. удастся занять не более 500 млн. руб., которых хватит лишь на восемь месяцев войны.

В декабре 1904г. в Германии приступили к реализации займа в 231 млн. руб., заключенного через банкирский дом Мендельсона. Эти деньги должны были поступать правительству Российской империи небольшими суммами в течение всего 1905г. Остальные 270 млн. руб. необходимо было получить в Париже. Но начавшиеся в марте 1905г. переговоры с французскими банкирами были неожиданно сорваны. 13 марта банкиры не явились на переговоры и внезапно отбыли из Санкт-Петербурга, причиной чего стали массовые политические митинги и забастовки, в которых принимали участие и служащие Государственного банка. Однако банкирский дом Мендельсона ссудил русскому правительству еще 150 млн. руб.

Война стоила России около 2 млрд. руб., Японии — почти столько же — около 2 млрд. иен, но налоговое бремя в связи с военными расходами выросло в Японии на 85%, в то время как в России всего на 5%.

В период руководства  Министерством финансов Шиповым  обстановка, сложившаяся в тот период в России, в том числе и в области финансов, была чрезвычайно сложной. В доверии к власти отказали даже имущие классы, переводя свои капиталы за границу. С 16 октября по 8 декабря 1905г. золотой запас Государственного банка сократился на 242 млн. руб. В результате в начале декабря Шипов внес в Комитет финансов предложение о прекращение размена бумажных денег на золото, которое, однако, не было принято.

Для ликвидации последствий  Николай II распорядился отпустить Министерству финансов 50 тыс. руб. на пособия семьям пострадавших.

Манифестом от 3 ноября 1905г. были сначала сокращены, а затем и отменены выкупные платежи, что привело к значительному увеличению бюджетного дефицита. Однако к этому времени крестьяне выплатили сумму почти в 3 раза больше установленной по первоначальным расчетам — свыше 1,5 млрд. руб.

 

8.2. Деятельность В.Н. Коковцова на министерском посту

 

Владимир Николаевич Коковцов родился 6 апреля 1853г. в Новгороде в семье помещика из старинного дворянского рода. По окончании Александровского лицея (1872) работал в Министерстве юстиции (1873-1879). В 1890г. перешел в Государственную канцелярию, в 1895г. назначен товарищем Государственного секретаря. С 1 марта 1896г. по 14 апреля 1902г. Коковцов — товарищ министра финансов, заведовал казначейской и податной частями. В 1902г. назначен Государственным секретарем, а 5 февраля 1904г. — министром финансов, сохранял этот пост в правительствах Витте (с перерывом в октябре 1905г. — апреле 1906г.), Горемыкина и Столыпина. После смерти Столыпина, 9 сентября 1911г., Коковцов назначен председателем Совета министров, сохранил за собой пост и министра финансов.

Свою деятельность в  качестве министра финансов Коковцов начал с попыток приспособить текущий бюджет страны к нуждам Русско-японской войны. На протяжении всего периода руководства Минфином он неизменно стремился к поддержанию бездефицитного бюджета за счет винной монополии и введения новых налогов. Подобная политика не всегда находила понимание.

Вот яркий тому пример. В.Б. Лопухин в своих воспоминаниях о периоде 1911-1914 гг. пишет: «Коковцов был в упоении власти. Наступила для него эра никем и ничем не стесняемой и не сдерживаемой болтовни, составлявшей преобладавшее его пристрастие, он окончательно свел свою финансовую политику к одной непроизводительной охране казенного сундука, всячески урезывая испрашивавшиеся ассигнования на самые неотложные нужды».

Информация о работе Лекции по "Истории финансов"