Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:29, дипломная работа
Целью данной работы является исследование систем и форм мотивации и оплаты труда в условиях рыночных отношений и выработка практических рекомендаций по данной проблеме.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, в последнее время, в связи с заметным улучшением социально-экономической ситуации и стабилизацией индустриально-производственной сферы материальная составляющая мотивации труда понизилась, так как оплата труда более не зависит от объемов производства, а рассчитывается на основе принятых в организации норм и положений.
Введение
Глава 1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях.
1.1 Мотивация труда и повышение эффективности работы.
1.2 Основные теории мотивации
1.3 Способы и методы мотивации
1.4 Методы мотивации труда персонала на предприятии.
Глава 2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников.
Анализ организации оплаты и мотивации труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Исследование системы оплаты и мотивации труда работников на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.3 Обобщающие выводы по системе мотивации и оплаты труда на исследуемом объекте
2.4 Зарубежный опыт мотивации
Глава 3 Мотивация труда как элемент процесса управления производством
3.1 Стадии процесса мотивации
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии
3.3 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях
Заключение
Список литературы
В целом же, по оценке, около 80 % западных корпораций, действующих на
казахстанском рынке, и до 50% местных лидирующих компаний теряют своих
менеджеров в связи с переходом их к конкурентам.
Было проведено исследование эффективности методов стимулирования
работников. Используемые компаниями формы поощрения можно разделить на несколько групп.
Первая группа:
- ценные подарки - в 64 компаниях;
- моральные поощрения (благодарности, почетные грамоты и т.п.) - в 58
компаниях;
- отгулы и дополнительные отпуска - в 40 компаниях.
Вторая группа менее распространена:
- внесение имени сотрудника в анналы истории;
- вывешивание портрета
наиболее отличившихся на
- награждение памятными значками - в 11 компаниях.
Третья группа выглядит несколько экзотично:
- 6 компаний в качестве поощрений берут у сотрудников в долг под проценты;
- 3 - предлагают сотрудникам участие в прибыли;
- 2 компании даже продают сотрудникам акции.
Если применить
комплексную оценку по
на первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское обслуживание и
выдача ссуд. На втором - оплата проезда. Далее, в порядке убывания, -
страхование, питание, обучение и др.
Обращает на себя внимание и то, что оценка эффективности и затратности
компенсационных пакетов вызвала затруднения у весьма значительной части
респондентов (от 39 до 67 %% от числа использующих по различным их
составляющим).
Доля респондентов, затруднившихся с оценкой иных форм поощрения персонала
гораздо ниже (от 17 до 33 %, практикующих ту или иную форму поощрения), чем
попавших в это же положении при оценке компенсационного пакета (от 39 до 67
%%).
Снова применив комплексную оценку по признаку “эффективно - дешево”,
получим следующий рейтинг.
Самое сильное
мотивирующее воздействие
- привлечение средств персонала под %;
- моральные поощрения;
- занесение в книгу истории организации или на доску почета,
- награждение туристическими путевками, памятными значками и т.п.;
- отгулы, дополнительные отпуска и ценные подарки.
Особого комментария
требуют случаи долевого
продажи сотрудникам акций компании.
Количество компаний,
реализующих подобные
распределению оценок, использование этих форм поощрения и мотивации только
апробируется. Как следствие, у компаний нет однозначного мнения на этот
счет.
Можно прогнозировать успешность этих программ и их распространение, если
они будут подкреплены реальным участием персонала в управлении, или будут
направлены на закрепление персонала в компании, реструктуризацию доходов
персонала и т.п.
Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все
времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый
руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления
человеческими ресурсами. Выбор конкретного метода мотивации должна, в
первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой
следовала или желает следовать фирма.
2.4 зарубежный опыт мотивации труда на предприятии.
Для западноевропейских компаний характерны три модели стимулирования труда:
- беспремиальная (функции стимулирования
труда выполняет заработная
- премиальная, включающая
- премиальная,
Премиальные модели оплаты труда реализуются путем привлечения работников к участию в прибылях, доходах и капитале.
На некоторых промышленных предприятиях Германии заключаются договоры, по которым работник обязуется с максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности, при этом он имеет право распоряжаться своим рабочим временем по личному усмотрению. В итоге повышается трудовая мотивация - человек не просто выполняет поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в управлении своей деятельностью.
В Англии, Франции и ряде других
стран получила распространение
так называемая гибкая система оплаты,
в основе которой - учет индивидуальных
качеств работника, его заслуг и
результатов работы с помощью
специальных оценочных шкал по ряду
факторов. Придавая большое значение
квалификации работников, ряд западных
фирм производит оплату труда не по
разряду работ, а по разряду рабочих,
что в большей степени
Все более активной становится тенденция
к отказу не только от индивидуальной
сдельной, но и от повременной оплаты
труда, а система материальной мотивации
соотносится с фактической
Оплата за квалификацию представляет
собой разновидность
В условиях ОАО «РЖД» наиболее применимой для заимствования методикой стимулирования труда является западноевропейская модель. Американская модель с высокими темпами работы и японская модель с психологической нагрузкой работника мало применимы в условиях российской экономики. Суммарные компенсационные выплаты более материальны. Они включают как выплаты, получаемые непосредственно наличными (например: базовая ставка, оплата за заслуги, поощрения, корректировки по стоимости жизни), так и косвенные выплаты - привилегии (например; пенсии, субсидии, медицинское страхование, программа по балансировке личных и связанных с работой нужд, яркая униформа). Программы по оплате могут быть разнообразными, и работодатель обычно использует более одного подхода. В разрезе мирового опыта организации и стимулирования труда условно можно выделить три модели - американскую, японскую, западноевропейскую.
Направленность стимулирования
работников компаний смещается с
ориентации на текущие результаты деятельности
к долговременной эффективности, что
проявляется, в частности, в системе
опционов, предусматривающей
Значительную роль играет премирование за рационализаторскую и изобретательскую деятельность, которая ведет к увеличению прибылей фирм. Стимулирование перспективных специалистов осуществляется посредством не только денежного вознаграждения, но также льгот и бесплатных услуг из фондов социального потребления. Крупные компании выплачивают своим сотрудникам премии к праздникам в размере 25-50% месячной заработной платы, 13-ю зарплату; производят выплаты к очередным отпускам; предоставляют в личное пользование автотранспорт с оплатой бензина; полностью или частично компенсируют стоимость жилья; покрывают расходы на отдых с семьей; устанавливают гибкий рабочий график. Для стимулирования талантливых специалистов применяется система «двух направлений в карьере»: либо административно-должностной рост, либо работа в прежнем качестве с постепенным повышением оклада до уровня оплаты труда руководителей. Эти меры способствуют сохранению в компании наиболее ценных кадров. Гибкая система оплаты труда строится таким образом, что фиксированная зарплата, как правило, может только увеличиваться и практически никогда не уменьшается; при этом часть заработка ставится в прямую зависимость от результатов общей работы. В США к основным видам добавочной оплаты труда относят: выплаты при выходе на пенсию; премии руководящему составу; специальные премии руководителям, не связанные с их успехами; премии, зависящие от величины прибыли, при постоянном уровне основного оклада; доплаты за стаж работы и увеличение квалификации; продажу сотрудникам акций компаний. Японские принципы: руководитель должен быть специалистом, компетентным в вопросах, решаемых любым подразделением фирмы (при прохождении повышения квалификации он выбирает для освоения каждый раз новый участок работы). В качестве критериев оценки персонала используются осознание значимости собственного труда для совместного дела, совмещение профессий и способность работать в группе. В основе кадровой политики - системы пожизненного найма, кадровой ротации, репутаций, обучения на рабочем месте, формирующие мощную мотивационную среду, которая позволяет готовить высокопрофессиональные кадры, эффективно реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал.
Смысл пожизненного найма
заключается в обеспечении
Система репутаций гарантирует
в условиях ротации качественную,
творческую и перспективную деятельность
сотрудников, чтобы при переходе
работника через несколько лет
на другое место за ним закрепилась
репутация порядочного и
В 70-х годах в Японии
предпринимались попытки
- беспремиальная (функции
стимулирования труда
- премиальная, включающая
выплаты, величина которых
- премиальная,
Премиальные модели оплаты
труда реализуются путем
На некоторых промышленных предприятиях Германии заключаются договоры, по которым работник обязуется с максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности, при этом он имеет право распоряжаться своим рабочим временем по личному усмотрению. В итоге повышается трудовая мотивация - человек не просто выполняет поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в управлении своей деятельностью.
Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях