Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование систем и форм мотивации и оплаты труда в условиях рыночных отношений и выработка практических рекомендаций по данной проблеме.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, в последнее время, в связи с заметным улучшением социально-экономической ситуации и стабилизацией индустриально-производственной сферы материальная составляющая мотивации труда понизилась, так как оплата труда более не зависит от объемов производства, а рассчитывается на основе принятых в организации норм и положений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях.
1.1 Мотивация труда и повышение эффективности работы.
1.2 Основные теории мотивации
1.3 Способы и методы мотивации
1.4 Методы мотивации труда персонала на предприятии.

Глава 2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников.
Анализ организации оплаты и мотивации труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Исследование системы оплаты и мотивации труда работников на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.3 Обобщающие выводы по системе мотивации и оплаты труда на исследуемом объекте
2.4 Зарубежный опыт мотивации
Глава 3 Мотивация труда как элемент процесса управления производством
3.1 Стадии процесса мотивации
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии
3.3 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ботин готовый диплом.docx

— 343.23 Кб (Скачать файл)

   В целом же, по  оценке, около 80 %  западных  корпораций,  действующих  на

казахстанском рынке, и до  50%  местных  лидирующих  компаний  теряют  своих

менеджеров в связи  с переходом их к конкурентам.

   Было  проведено   исследование   эффективности   методов   стимулирования

работников. Используемые  компаниями  формы  поощрения  можно  разделить  на несколько групп.

   Первая группа:

- ценные подарки - в  64 компаниях;

- моральные поощрения  (благодарности, почетные  грамоты   и  т.п.)  -  в  58

   компаниях;

- отгулы и дополнительные  отпуска - в 40 компаниях.

    Вторая группа  менее распространена:

- внесение имени сотрудника  в анналы истории;

- вывешивание портрета  наиболее отличившихся на доску  почета;

- награждение памятными  значками - в 11 компаниях.

   Третья группа  выглядит несколько экзотично:

- 6  компаний в качестве  поощрений берут у сотрудников  в долг под проценты;

- 3 - предлагают сотрудникам  участие в прибыли;

- 2 компании даже продают  сотрудникам акции.

   Если применить  комплексную оценку по признаку  “эффективно -  дешево”,  то

на первом месте, по оценкам  респондентов, стоят медицинское  обслуживание  и

выдача ссуд. На втором -  оплата  проезда.  Далее,  в  порядке  убывания,  -

страхование, питание, обучение и др.

   Обращает на себя  внимание и то, что оценка  эффективности   и  затратности

компенсационных пакетов  вызвала  затруднения  у  весьма  значительной  части

респондентов (от  39  до  67  %%  от  числа  использующих  по  различным  их

составляющим).

   Доля респондентов, затруднившихся с оценкой иных  форм поощрения персонала

гораздо ниже (от 17 до 33 %, практикующих ту или иную форму поощрения),  чем

попавших в это же положении  при оценке компенсационного пакета (от 39 до  67

%%).

   Снова применив  комплексную оценку  по  признаку  “эффективно  -  дешево”,

получим следующий рейтинг.

   Самое сильное  мотивирующее воздействие оказывают  (в порядке убывания):

- привлечение средств  персонала под %;

- моральные поощрения;

- занесение в книгу  истории организации или на  доску почета,

- награждение туристическими  путевками, памятными значками  и т.п.;

- отгулы, дополнительные  отпуска и ценные подарки.

   Особого комментария  требуют случаи долевого участия  персонала в прибыли и

продажи сотрудникам акций  компании.

   Количество компаний, реализующих подобные программы  невелико, и  судя  по

распределению оценок, использование  этих форм поощрения и  мотивации  только

апробируется. Как следствие, у компаний  нет  однозначного  мнения  на  этот

счет.

   Можно прогнозировать  успешность этих программ и  их распространение,  если

они будут подкреплены  реальным участием персонала в  управлении,  или  будут

направлены на закрепление  персонала  в  компании,  реструктуризацию  доходов

персонала и т.п.

   Не существует  единых методов  мотивации   персонала,  эффективных  во  все

времена и  при  любых  обстоятельствах.  Однако,  любой  метод,  применяемый

руководителем,   основан   на   выбранной   фирмой   стратегии    управления

человеческими  ресурсами.  Выбор  конкретного  метода  мотивации  должна,  в

первую очередь, определять общая стратегия  управления  персоналом,  которой

следовала или желает следовать  фирма.

 

 

 

 

2.4 зарубежный опыт мотивации труда на предприятии.

Для западноевропейских компаний характерны три модели стимулирования труда:

- беспремиальная (функции стимулирования  труда выполняет заработная плата);

- премиальная, включающая выплаты,  величина которых связана с  размером дохода или прибыли  предприятия;

- премиальная, предусматривающая  выплаты, размеры которых устанавливаются  с учетом индивидуальных результатов  труда.

Премиальные модели оплаты труда реализуются  путем привлечения работников к  участию в прибылях, доходах и  капитале.

На некоторых промышленных предприятиях Германии заключаются договоры, по которым работник обязуется с  максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности, при этом он имеет право распоряжаться  своим рабочим временем по личному  усмотрению. В итоге повышается трудовая мотивация - человек не просто выполняет  поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в  управлении своей деятельностью.

В Англии, Франции и ряде других стран получила распространение  так называемая гибкая система оплаты, в основе которой - учет индивидуальных качеств работника, его заслуг и  результатов работы с помощью  специальных оценочных шкал по ряду факторов. Придавая большое значение квалификации работников, ряд западных фирм производит оплату труда не по разряду работ, а по разряду рабочих, что в большей степени стимулирует  последних к повышению квалификации.

Все более активной становится тенденция  к отказу не только от индивидуальной сдельной, но и от повременной оплаты труда, а система материальной мотивации  соотносится с фактической квалификацией  сотрудника, а не указанной в дипломе. Калина, А.В. Организация и оплата труда в условиях рынка (аспект эффективности) / А.В. Калина. - 4-е изд., - К. : МАУП, 2003. - 312 с.

Оплата за квалификацию представляет собой разновидность стимулирующей  оплаты постоянных работников. При  этом поощряются приобретение и повышение  квалификации. Таким образом, заработок  работника зависит не от порученной ему работы, а от тех навыков, которые  он приобрел, и от уровня его мастерства. Следовательно, чем выше уровень  квалификации, тем выше и заработок  рабочего. Хендерсон, Р. Компенсационный  менеджмент / Р. Хендерсон : пер. с англ. - СПб. : Питер, 2004. - 880 с.

В условиях ОАО «РЖД» наиболее применимой для заимствования методикой  стимулирования труда является западноевропейская модель. Американская модель с высокими темпами работы и японская модель с психологической нагрузкой  работника мало применимы в условиях российской экономики. Суммарные компенсационные выплаты более материальны. Они включают как выплаты, получаемые непосредственно наличными (например: базовая ставка, оплата за заслуги, поощрения, корректировки по стоимости жизни), так и косвенные выплаты - привилегии (например; пенсии, субсидии, медицинское страхование, программа по балансировке личных и связанных с работой нужд, яркая униформа). Программы по оплате могут быть разнообразными, и работодатель обычно использует более одного подхода. В разрезе мирового опыта организации и стимулирования труда условно можно выделить три модели - американскую, японскую, западноевропейскую.

Направленность стимулирования работников компаний смещается с  ориентации на текущие результаты деятельности к долговременной эффективности, что  проявляется, в частности, в системе  опционов, предусматривающей предоставление в качестве поощрения права на приобретение в будущем определенного  количества акций компании по действующей  на момент вознаграждения цене. Такая  система целесообразна для стимулирования высшего и среднего звена руководителей, ответственных за долговременные результаты. Суммарные компенсационные выплаты более материальны. Они включают как выплаты, получаемые непосредственно наличными (например: базовая ставка, оплата за заслуги, поощрения, корректировки по стоимости жизни), так и косвенные выплаты - привилегии (например; пенсии, субсидии, медицинское страхование, программа по балансировке личных и связанных с работой нужд, яркая униформа). Программы по оплате могут быть разнообразными, и работодатель обычно использует более одного подхода. В разрезе мирового опыта организации и стимулирования труда условно можно выделить три модели - американскую, японскую, западноевропейскую.

Значительную роль играет премирование за рационализаторскую и  изобретательскую деятельность, которая  ведет к увеличению прибылей фирм. Стимулирование перспективных специалистов осуществляется посредством не только денежного вознаграждения, но также льгот и бесплатных услуг из фондов социального потребления. Крупные компании выплачивают своим сотрудникам премии к праздникам в размере 25-50% месячной заработной платы, 13-ю зарплату; производят выплаты к очередным отпускам; предоставляют в личное пользование автотранспорт с оплатой бензина; полностью или частично компенсируют стоимость жилья; покрывают расходы на отдых с семьей; устанавливают гибкий рабочий график. Для стимулирования талантливых специалистов применяется система «двух направлений в карьере»: либо административно-должностной рост, либо работа в прежнем качестве с постепенным повышением оклада до уровня оплаты труда руководителей. Эти меры способствуют сохранению в компании наиболее ценных кадров. Гибкая система оплаты труда строится таким образом, что фиксированная зарплата, как правило, может только увеличиваться и практически никогда не уменьшается; при этом часть заработка ставится в прямую зависимость от результатов общей работы. В США к основным видам добавочной оплаты труда относят: выплаты при выходе на пенсию; премии руководящему составу; специальные премии руководителям, не связанные с их успехами; премии, зависящие от величины прибыли, при постоянном уровне основного оклада; доплаты за стаж работы и увеличение квалификации; продажу сотрудникам акций компаний. Японские принципы: руководитель должен быть специалистом, компетентным в вопросах, решаемых любым подразделением фирмы (при прохождении повышения квалификации он выбирает для освоения каждый раз новый участок работы). В качестве критериев оценки персонала используются осознание значимости собственного труда для совместного дела, совмещение профессий и способность работать в группе. В основе кадровой политики - системы пожизненного найма, кадровой ротации, репутаций, обучения на рабочем месте, формирующие мощную мотивационную среду, которая позволяет готовить высокопрофессиональные кадры, эффективно реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал.

Смысл пожизненного найма  заключается в обеспечении заинтересованности работников трудиться в организации  как можно дольше. Это зависит  в основном от способности аппарата управления заинтересовать работника  оплатой труда, премиями, повышением профессиональной подготовки, различными социальными льготами. В этой связи  системы оплаты труда, обучения, являясь  автономными, связаны с системой пожизненного найма и выступают  ее составными элементами. Суть системы  ротации заключается в перемещении  работников по горизонтали и вертикали  каждые два-три года. Характерно, что  выпускников вузов, ежегодно трудоустраивающихся  на предприятия и в организации, не назначают сразу на руководящие  должности. Свою трудовую биографию  они начинают с должностей, не требующих  высокой квалификации. Впоследствии такого специалиста сложно ввести в  заблуждение, да и вероятность принятия непрофессиональных решений уменьшается. Система ротации обеспечивает повышает уровень ее квалификации и гибкость рабочей силы.

Система репутаций гарантирует  в условиях ротации качественную, творческую и перспективную деятельность сотрудников, чтобы при переходе работника через несколько лет  на другое место за ним закрепилась  репутация порядочного и инициативного  человека. Действенная система мотивации  персонала (и прежде всего оплаты труда) обеспечивает высокую результативность труда. Ранее размер оплаты труда  работников зависел от их возраста и стажа, но постепенно увеличивалось  значение квалификации и эффективности  труда.

В 70-х годах в Японии предпринимались попытки внедрить американскую систему тарифных ставок, учитывающую квалификацию и результативность труда, однако они не увенчались успехом. Распространение получила синтезированная система, базирующаяся на использовании двух ставок: основной личной (ступень, определяемая на основе стажа и возраста сотрудников) и трудовой (разряд, соответствующий должности/квалификации работника, устанавливаемый в зависимости от квалификации и результативности труда. Для японских моделей стимулирования труда характерны: разделение оплаты труда по отраслям; изменение заработной платы в зависимости от фактического трудового вклада и реальных результатов работы - за счет градаций внутри одного разряда; оплата труда менеджеров увязывается с результатами работы предприятия (используется система «плавающих окладов», в рамках которой базовые ставки директоров, руководителей, начальников отделов колеблются в зависимости от динамики себестоимости, объемов производства, номенклатуры и других показателей, за которые отвечает тот или иной менеджер). Для западноевропейских компаний характерны три модели стимулирования труда:

- беспремиальная (функции  стимулирования труда выполняет  заработная плата);

- премиальная, включающая  выплаты, величина которых связана  с размером дохода или прибыли  предприятия;

- премиальная, предусматривающая  выплаты, размеры которых устанавливаются  с учетом индивидуальных результатов  труда.

Премиальные модели оплаты труда реализуются путем привлечения  работников к участию в прибылях, доходах и капитале.

На некоторых промышленных предприятиях Германии заключаются  договоры, по которым работник обязуется  с максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности, при этом он имеет право распоряжаться  своим рабочим временем по личному  усмотрению. В итоге повышается трудовая мотивация - человек не просто выполняет  поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в  управлении своей деятельностью.

Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях