Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование систем и форм мотивации и оплаты труда в условиях рыночных отношений и выработка практических рекомендаций по данной проблеме.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, в последнее время, в связи с заметным улучшением социально-экономической ситуации и стабилизацией индустриально-производственной сферы материальная составляющая мотивации труда понизилась, так как оплата труда более не зависит от объемов производства, а рассчитывается на основе принятых в организации норм и положений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях.
1.1 Мотивация труда и повышение эффективности работы.
1.2 Основные теории мотивации
1.3 Способы и методы мотивации
1.4 Методы мотивации труда персонала на предприятии.

Глава 2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников.
Анализ организации оплаты и мотивации труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Исследование системы оплаты и мотивации труда работников на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»
2.3 Обобщающие выводы по системе мотивации и оплаты труда на исследуемом объекте
2.4 Зарубежный опыт мотивации
Глава 3 Мотивация труда как элемент процесса управления производством
3.1 Стадии процесса мотивации
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии
3.3 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ботин готовый диплом.docx

— 343.23 Кб (Скачать файл)

- комплексной - оценивается  не только каждый из работников  предприятия, но и кадровые возможности  предприятия в целом;

- доступной - процесс оценивания, показатели и критерии оценки  эффективности системы мотивации  должны быть понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым.

Механизму мотивации отведено ведущее место в стимулировании инвестиционной активности  персонала.  Для определения критериев оценки инвестиционной деятельности с точки зрения эффективного развития механизма мотивации целесообразно применять две альтернативные технологии:

1. Критерии оценки определяются  заранее и едины для всех  должностей (позиций).

2. Ключевые критерии определяются  в ходе анализа позиций и  различаются по позициям.

При этом в качестве критериев (факторов внутренней ценности позиций) могут выступать: профессиональные компетенции (знания, навыки, умения), относящиеся к должности; управленческие компетенции; основной результат деятельности; вклад (участие) в достижении целей предприятия; другие критерии, актуальные для предприятия.

Подводя итог, отметим, что  системное рассмотрение трудовой мотивации  персонала предполагает описание этого  явления как системы, при этом можно выделить следующие особенности:

- в отличие от технических  систем, где элементы системы  являются объективными и  реальными, многие элементы системы мотивации носят субъективный характер и опосредованы через отношения элементов;

-   рассмотрение  социально-экономической  системы (какой  и  является  система мотивации)  возможно  с  теоретической  позиции   разных  наук:  философии,  экономики, социологии, менеджмента и т.д.

Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум,

треть  взрослой самостоятельной  жизни.  Ряд этапов трудовой  жизни  человека захватывает более ранние и  поздние  периоды  его  жизни  (выбор  профессии, трудовое и профессиональное обучение,  передача  трудового  опыта  в  семье, использование профессиональной  помощи  других  людей  и  т.п.).  Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним  связанные  имеют большое  значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.

Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей  работать н организацию.  Однако  они  полагали,  что  для  этого  достаточно   простого

материального  вознаграждения.  В  данной  дипломной работе   я   постаралась раскрыть, почему это обычно  оказывается  успешным,  хотя,  по  существу,  и неверно. Но  одновременно,  я  надеюсь  рассеять  стойкое  заблуждение,  что деньги всегда  побуждают  человека  трудиться  усерднее,  а  также  заложить основы современных взглядов  на  мотивацию  деятельности  человека.  Большая часть  первой  главы  посвящена  рассмотрению  теорий   мотивации,   которые разработаны  в  течение  последних  30  лет. Истинные  побуждения,  которые заставляют  отдавать  работе  максимум  усилий,  трудно  определить,  и  они чрезвычайно   сложны.   Но,   овладев   современными   моделями   мотивации, руководитель сможет значительно расширить  свои  возможности  в  привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению  задач, направленных на достижение целей организации.

При  планировании  и  организации  работы  руководитель  определяет,  что

конкретно должна выполнить  данная организация, когда,  как  и  кто,  по  его

мнению, должен это сделать.  Если  выбор  этих  решений  сделан  эффективно, руководитель получает  возможность  координировать  усилия  многих  людей  и сообща  реализовывать  потенциальные  возможности   группы   работников.   К сожалению,  руководители   часто   ошибочно  полагают,   что   если   некая организационная структура или некий род  деятельности  прекрасно  «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко  не так.  Руководитель,  чтобы  эффективно  двигаться  навстречу  цели,   должен координировать работу и заставлять  людей  выполнять  ее.  Менеджеров  часто

называют  исполнительными  руководителями,  потому  что  главный  смысл   их

деятельности состоит  в  том,  чтобы  обеспечить  исполнение  работы  данной

организации.  Руководители  воплощают  свои  решения  в  дела,  применяя  на

практике основные принципы мотивации. Мотивация  —  это  процесс  побуждения себя  и  других  к  деятельности  для  достижения  личных  целей  или  целей организации.  Современные   теории   мотивации.   Систематическое   изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно,  что же побуждает человека к труду.  Однако  исследование  поведения  человека  в труде  дает  некоторые  общие  объяснения  мотивации  и  позволяет   создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

 

   Чтобы понять смысл  теории  содержательной  или   процессуальной  мотивации

нужно  сначала  усвоить  смысл  основополагающих  понятий:   потребности   и

вознаграждения.

 

   Первичные  и   вторичные  потребности.  Психологи   говорят,  что   человек

испытывает потребность, когда он ощущает физиологически  или  психологически

недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное  время  может  и  не

иметь  потребности  в   смысле   сознательного   ее   ощущения,   существуют

определенные  потребности,  которые  каждый  человек  может   почувствовать.

   Первичные потребности  являются по своей природе  физиологическими  и,  как

правило, врожденными. Примерами  могут  служить  потребности  в  пище,  воде,

потребности дышать, спать  и сексуальные потребности.  Вторичные  потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе,  уважении, привязанности, власти и потребность в  принадлежности  кому  или  чему-либо.

Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются  с опытом.  Поскольку  люди  имеют  различный  приобретенный  опыт,   вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

 

   Потребности   и   мотивационное   поведение.    Потребности    невозможно

непосредственно наблюдать  или измерять. Об  их  существовании  можно  судить лишь по поведению людей. Психологи,  наблюдая  за  людьми,  определили,  что потребности  служат  мотивом  к  действию.   Когда   потребность   ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремлённости. Побуждение  —  это ощущение недостатка в чем-либо,  имеющее  определенную  направленность.  Оно является  поведенческим  проявлением  потребности  и   сконцентрировано   на достижении цели. Цели  в  этом  смысле  —  это  нечто,  что  осознается  как средство удовлетворения потребности. Когда  человек  достигает  такой  цели, его потребность оказывается удовлетворенной,  частично  удовлетворенной  или неудовлетворенной. Например, если вы ощущаете потребность в сложной  работе, это может побудить вас попытаться  достичь  цели  в  виде  получения  места, обеспечивающего ее. Получив такое место, вы можете  обнаружить,  что  работа там на  самом  деле  не  такая  сложная,  как  вы  предполагали.  Это  может заставить вас работать с  меньшим  усердием  или  искать  другое  место,  на котором ваша потребность будет удовлетворена. На  рисунке  1  показан  такой тип поведения.

   Внутренние и внешние  вознаграждения.  Руководитель  имеет   дело  с  двумя

главными   типами   вознаграждения:   внутренним   и   внешним.   Внутреннее

вознаграждение  дает  сама  работа.   Например,   это   чувство   достижения

результата, содержательности и значимости выполняемой работы,  самоуважения.

Содержательные теории мотивации  базируются на потребностях и связанных  с ними  факторах,  определяющих   поведение   людей.   Процессуальные   теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется  то,  как  человек

распределяет  усилия  для  достижения  различных  целей   и   как   выбирает

конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают  существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется  не  только  ими.

Согласно процессуальным теориям поведение личности является  также  функцией его восприятия  и  ожиданий,  связанных  с  данной  ситуацией,  и  возможных последствий выбранного им типа поведения.

 

Имеется три основные процессуальные теории  мотивации:  теория  ожиданий,

теория справедливости и  модель Портера-Лоулера.

Теория  ожиданий,  часто  ассоциирующаяся  с  работами   Виктора   Врума,

базируется на положении  о том, что наличие активной потребности  не  является

необходимым  единственным  условием   мотивации   человека   на   достижение

определенной цели. Человек  должен также надеяться на то,  что  выбранный  им

тип поведения  действительно  приведет  к  удовлетворению  или  приобретению

желаемого.  Ожидания  можно  рассматривать  как  оценку  данной  вероятности

определенного события. Большинство  людей ожидают,  например,  что  окончание колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если  работать  с  полной отдачей, можно продвинуться по службе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2 Анализ  системы мотивации и стимулирования  труда работников.

Анализ организации  оплаты и мотивации труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл»

2.1 Общая характеристика  объекта исследования

Центральная база производственно-технического обеспечения (ЦБПТО) входит в состав Восточного Филиала акционерного общества «КазТрансОйл» (далее - Общество) и является структурным подразделением Филиала, которое осуществляет руководство  и контроль за его деятельностью.

ЦБПТО не является юридическим  лицом и наделяется имуществом АО «КазТрансОйл» и имеет незаконченный  баланс.

Организационная структура  управления АО «КазТрансОйл» представляет бюрократическую (иерархическую) структуру  с линейным и функциональным управлением  с функциональной департаментализацией по технологиям (финансы, маркетинг, экономика, персонал, производство и др.). Данная структура управления характеризуется  высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, четкой линией цепи команд, отношения между  руководителями и подчиненными строятся по вертикали по принципу единоначалия. Руководство ЦБПТО осуществляется директором. Назначение, перевод и  увольнение директора базы производится на основании приказа директора  Филиала.

Целью деятельности ЦБПТО  является обеспечение централизованного  снабжения материально-техническими ресурсами и комплектации оборудования, изготовление нестандартного оборудования и приспособлений, необходимых для  транспортировки нефти и воды по нефтепроводам.

В своей деятельности ЦБПТО  руководствуется законодательными и нормативными актами Республики Казахстан  и внутренними актами АО «КазТрансОйл», СТ РК ИСО 9001-2001 и СТ РК ГОСТ ИСО 14001-2000.

 

 

 

 

 

2.2 Исследование  системы оплаты и мотивации  труда работников на ЦБПТО  ВФ АО «КазТрансОйл»

Основной системой оплаты труда на сегодняшний день для  анализируемого объекта является система  оплаты по тарифу, на основе ЕТС (единой тарифной сетки) с применением различных  премии и надбавок. Основой тарифной системы АО «КазТрансОйл» является «Положение об оплате труда АО «КазТрансОйл», утвержденное Советом Директоров от 02 апреля 2002 года, с изменениями и  дополнениями, внесенными 16 сентября 2003 года и разработанное в соответствии с Уставом АО «КазТрансОйл», Законом  РК «О труде в Республике Казахстан» и другими законодательными актами.

Проанализируем основные трудовые показатели и показатели по заработной плате АО «КазТрансОйл» (далее - Общество). Состояние системы  оплаты и мотивации труда на исследуемом  объекте выглядит следующим образом:

В таблице 1 приложения Б  представлены данные о среднесписочной  численность персонала акционерного общества по форме № 1-ТВ Государственной  статистической отчетности.

Формы и системы оплаты труда на ЦБПТО ВФ АО «КазТрансОйл». Заработная плата на ЦБПТО выплачивается  работнику на руки в размере равном сумме его должностного оклада, утвержденного  штатным расписанием, регионального  коэффициента, надбавок и иных выплат, т.е. без уменьшения на сумму подоходного  налога и обязательных отчислений в  накопительный пенсионный фонд. Отнесение  выполняемых работ к определенной сложности и присвоение квалификационных разрядов работникам производятся работодателем  в соответствии с тарифно-квалификационным справочником работ и профессий  рабочих, а также квалификационным справочником должностей служащих.

Территориальная сфера приложения труда отражает региональное регулирование  заработной платы в различных  регионах Республики Казахстан.

Заработная плата на ЦБПТО  состоит из основной и дополнительной частей: основная заработная плата  является относительно постоянной частью заработной платы, состоит из должностных  окладов (тарифных ставок); дополнительная заработная плата состоит из доплат и надбавок к должностным окладам (тарифным ставкам), премии, вознаграждения и прочих видов выплат.

Оплата труда работников осуществляется на основе двух форм заработной платы: повременной формы, при которой  размер заработной платы работника  определяется исходя из часовой тарифной ставки (оклада) за проработанное время, учет которого ведется в табеле учета использования рабочего времени; сдельной формы, при которой размер заработной платы определяется в зависимости от количества произведенной продукции и расценки за единицу продукции.

Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современных условиях