Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Объектом исследования являются различные виды налогов, современные налоговые системы, налоговая политика Российской Федерации в общем и в условиях кризиса.
Предметом исследования является принципы построения налоговых систем, поступление основных налогов в бюджет, а также направление дальнейшего реформирования налоговой системы в сложных условиях, обусловленных экономическим кризисом, бюджетным дефицитом и высокой инфляцией.

Содержание работы

Введение
1. Налоги. Налоговые системы
1.1 Налоги как экономическая категория
1.2 Виды налогов. Налоговая классификация
1.3 Налоговые системы, принципы их построения и функции
1.4 Эффективность и оптимизация налогообложения
1.5 Налоговое администрирование
2. Основные налоги. Анализ поступлений в бюджет РФ
2.1 Этапы формирования современной налоговой системы в России
2.2 Особенности исчисления основных налогов
2.2 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ
3. Налоговая политика в условиях кризиса
3.1 Определение налоговой политики на ближайшие годы
3.2 Международный опыт налоговой политики
3.3 Эффективность противоциклического налогового стимулирования экономической активности
3.4 Необходимые меры в области налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

По дисциплине «Финансы»

Тема: «Налогообложение и тенденции налоговой политики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Череповец,

2009

 

Содержание 

Введение

1. Налоги. Налоговые  системы

1.1 Налоги как экономическая  категория

1.2 Виды налогов.  Налоговая классификация

1.3 Налоговые системы,  принципы их построения и функции

1.4 Эффективность  и оптимизация налогообложения

1.5 Налоговое администрирование

2. Основные налоги. Анализ поступлений в бюджет  РФ

2.1 Этапы формирования  современной налоговой системы  в России

2.2 Особенности исчисления  основных налогов

2.2 Анализ поступлений  основных налогов в бюджетную  систему РФ

3. Налоговая политика  в условиях кризиса

3.1 Определение налоговой  политики на ближайшие годы

3.2 Международный  опыт налоговой политики

3.3 Эффективность  противоциклического налогового  стимулирования экономической активности

3.4 Необходимые меры  в области налоговой политики  в Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы 

 

Введение 

Темой данной курсовой работы является «Налогообложение и  тенденции налоговой политики». Возникновение налогов обычно связывается  с возникновением государства: становление  его институтов, возложение на государственный  аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало  формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством  которых такие фонды могли  бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось  в формировании материальной базы для  обеспечения функций государства  в интересах всего общества. В  современном мире налоговая система  любой страны выступает важнейшим  звеном не только финансовой системы  государства, неотъемлемой частью которой  она является, но и общей системы  экономического регулирования. Налоговые  системы используются как действенный  инструмент реализации финансово-экономической  политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.

Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления  исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.

Объектом исследования являются различные виды налогов, современные  налоговые системы, налоговая политика Российской Федерации в общем  и в условиях кризиса.

Предметом исследования является принципы построения налоговых  систем, поступление основных налогов  в бюджет, а также направление  дальнейшего реформирования налоговой  системы в сложных условиях, обусловленных  экономическим кризисом, бюджетным  дефицитом и высокой инфляцией.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы всесторонне  изучить особенности налогообложения  в России в период реформирования налоговой системы, выявить проблемы и определить тенденции ее дальнейшего  развития. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

-раскрыть сущность  понятия налогов, налоговых систем  и принципы их построения, показать  важность налогового администрирования;

-проследить этапы  развития современной налоговой  системы, исследовать механизм  исчисления основных видов налогов;

-проанализировать  поступления основных видов налогов  в бюджет в течение последних  лет;

-показать состояние  налоговой системы на современном  этапе в условиях экономического  кризиса и выработать рекомендации  по решению существующих проблем  и предотвращению их в перспективе. 

 

1. Налоги. Налоговые  системы 

1.1 Налоги как экономическая  категория 

Ни одно государство  не может существовать без налогов. Они отражают конкретные историко-экономические  условия жизни людей и государства.

Налоговый кодекс РФ (ст.8) так определяет налоги:

«1. Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.»

В отличие от налогов  сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении  плательщиков юридически значимых действии органами власти и местного самоуправления.

Налоги как форма  изъятия государством части дохода общества обусловлены развитием  общественного разделения населения  но социальные группы, появлением самостоятельных  субъектов товарно-денежных отношений, а также возникновением государственного аппарата.

Участвуя в мобилизации  валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) для  казны государства, налоги возникают  и функционируют на второй фазе процесса производства - фазе перераспределения, и следовательно, они входят в  систему производственных отношений.

Налоги отражают определенную сторону объективной  экономической действительности, т.е. выступают в роли экономической  категории, выражающей реально существующие отношения, тесно связанные посредством  распределения с процессом производства и изъятия части ВВП и НД для государства.

Выступая экономической  категорией, налоги объективны и воспринимаются как отчужденная доля собственности  индивидуума в денежном выражении  в пользу государства. В то же время  субъективное начало налогов проявляется  в том, что властные органы могут  изменить тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Следовательно, налоги выступают и  как финансовая категория и находиться во взаимосвязи с другими финансовыми  категориями. С одной стороны, они  выражают общие свойства всех финансов (участвуют в формировании денежных фондов, выступают контрольным инструментом и т.п.) и дают ключ к пониманию  финансовой системы в целом, а  с другой - имеют собственные отличительные  признаки, которые выделяют их из общей  совокупности финансовых отношений. Налоговые  отношения представляют собой отношения  государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным числом налогоплательщиков, регулируемые налоговым  законодательством.

Как часть единого  процесса воспроизводства, специфическая  форма производственных отношений  налоги формируют их общественное содержание; как часть распределительных  отношений общества – отражают закономерности производства, как участники перераспределительного процесса – обеспечивает государство  финансовыми ресурсами.

Материальная основа налогов – реальная сумма денежных средств общества, мобилизуемая государством. При перераспределении ВВП и  НД налоги обеспечивают органы государственной  власти частью новой стоимости в  денежной форме. Эта часть стоимости, присвоенная принудительно в  форме налогов со всего населения  страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Централизованный фонд финансовых ресурсов, сформированный главным образом  за счет налогов, становится собственностью государства и используется для  военно-политических и социально-экономических  мероприятий.

Принудительность (обязательность) является отличительным признаком  налогов. Также таким признаками являются и безвозмездность и  безэквивалентность.

Уплата налогов  является обязанностью и не дает никаких  оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме, хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом на получение бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости.

Налоги, как правило, не содержат также и целевого характера  их использования. Основная их масса  не предназначена для финансирования конкретных расходов бюджета. Исключения в российском законодательстве составляют лишь такие налоги, как налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог, играющие в  общей сумме бюджетных доходов  незначительную роль.

Важнейшей задачей  является достижение соответствия между  видимыми формами (субъективной стороной) налогов и их объективным содержанием. Страны, которые осуществляют переход  к рыночной экономике, в основном утратили опыт рыночного регулирования  и ориентируются на опыт развитых стран с установившимися рыночными  отношениями. Но прямое копирование  зарубежного опыта нежелательно и полностью невозможно, потому что  существуют значительные различия в  социально-экономических и налоговых  системах стран. В каждой стране имеются  свои национальные особенности, которые  на практике не менее важны чем  общие тенденции развития. Национальные особенности и традиции проявляются  во всех основных параметрах и структурных  соотношениях налоговых систем, наиболее важное значение из которых имеют: видовой, в том числе количественный, состав налогов; структура налоговой системы; принципы ее организации и выполняемые  функции; системы налоговых льгот  и преференций. 

1.2 Виды налогов.  Налоговая классификация 

Налоговые системы  обычно содержат большое количество налогов. Налоговый кодекс Российской Федерации содержит 28 различных  налогов и сборов.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы на отдельные  виды товаров (услуг);

3) налог на прибыль  (доход) организаций;

4) налог на доходы  от капитала;

5) подоходный налог  с физических лиц;

6) взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды;

7) государственная  пошлина;

8) таможенные пошлины  и таможенные сборы;

9) налог на пользование  недрами;

10) налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными 

биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический  налог;

16) федеральные лицензионные  сборы. 

Региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный  бизнес;

7) региональные лицензионные  сборы. 

Местные налоги и  сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование  и дарение;

5) местные лицензионные  сборы.

Объединяющим началом  всех взимаемых налогов и сборов являются элементы налогов. В мировой  практике налогообложения используются общие понятия главных элементов  налогов, к основным из которых относятся:

объект налогообложения  – экономическое основание, с  наличием которого законодательство о  налогах и сборах связывает возникновение  у налогоплательщика обязанности  по уплате налога (реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, сделки по купле-продаже, экспортно-импортные  операции, имущество физических и  юридических лиц и иные основания);

налоговая база –  стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (прибыль от экономической деятельности, доходы физических и юридических  лиц, выручка от реализации продукции  и т.д.);

налогооблагаемая  база – часть налоговой базы, остающаяся после осуществления  всех установленных законодательством  вычетов из налоговой базы, к которой  применяется налоговая ставка;

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики