Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Объектом исследования являются различные виды налогов, современные налоговые системы, налоговая политика Российской Федерации в общем и в условиях кризиса.
Предметом исследования является принципы построения налоговых систем, поступление основных налогов в бюджет, а также направление дальнейшего реформирования налоговой системы в сложных условиях, обусловленных экономическим кризисом, бюджетным дефицитом и высокой инфляцией.

Содержание работы

Введение
1. Налоги. Налоговые системы
1.1 Налоги как экономическая категория
1.2 Виды налогов. Налоговая классификация
1.3 Налоговые системы, принципы их построения и функции
1.4 Эффективность и оптимизация налогообложения
1.5 Налоговое администрирование
2. Основные налоги. Анализ поступлений в бюджет РФ
2.1 Этапы формирования современной налоговой системы в России
2.2 Особенности исчисления основных налогов
2.2 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ
3. Налоговая политика в условиях кризиса
3.1 Определение налоговой политики на ближайшие годы
3.2 Международный опыт налоговой политики
3.3 Эффективность противоциклического налогового стимулирования экономической активности
3.4 Необходимые меры в области налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

Еще одним ориентиром было снижение налогового бремени на экономику. Из представленных в таблице 2.1 данных видно, что налоговая нагрузка на экономику в России в течении 2001-2008 гг. изменялась незначительно, колеблясь  в пределах 35,3-36,3% ВВП.  

Таблица 2.1

Динамика уровня налоговой нагрузки и поступлений  основных налогов в бюджет расширенного правительства РФ в 2000-2008 гг. (в % ВВП).

      2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Уровень налоговой  нагрузки (1+2+3) 36,17 36,29 35,28 35,82 36,30 35,94 36,06 35,58

Поступления налогов (1), в том числе: 31,96 29,80 28,21 27,47 25,65 24,44 25,74 23,95

Налог на прибыль 5,75 4,28 3,98 5,09 6,16 6,21 6,58 6,05

НДФЛ 2,86 3,31 3,44 3,37 3,27 3,46 3,84 4,01

ЕСН* 5,79 4,13 3,68 3,49 1,99 1,94 1,98 1,95

НДС 7,17 6,96 6,66 6,27 6,81 5,62 6,86 5,13

Акцизы 2,72 2,44 2,59 1,43 1,17 1,01 0,95 0,84

НДПИ** 0,74 2,55 2,50 2,99 4,20 4,07 3,63 4,11

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (2) 0,00 2,76 2,94 2,80 2,88 2,93 3,05 3,00

Доходы от внешнеэкономической  деятельности (3) 4,21 3,73 4,13 5,54 7,77 8,57 7,27 8,63

*без учета страховых  взносов на обязательное пенсионное  страхование.

** в 2001 г. вместо  НДПИ указано значение платежей  за добычу полезных ископаемых.  

В 2008 г. объем налоговых  поступлений в бюджетную систему  страны сократился на 1,8 п.п. ВВП по сравнению  с предыдущим годом. Структура налоговых  поступлений бюджета расширенного правительства представлена на рис 2.1 

 

*без учета страховых  взносов на обязательное пенсионное  страхование

Рис. 2.1 Доля налоговых  поступлений в суммарных доходах  бюджета расширенного правительства  в 2005-2008 гг., в %. 

В структуре налоговых  поступлений в 2008 г. произошли заметные изменения: поступления от НДС упали  ниже уровня 2006 г., кроме того сократились  до значения 2005 г. поступления в бюджетную  систему страны от налога на прибыль  предприятий. Эти обстоятельства стали  решающими факторами существенного  падения относительно уровня 2007 г. налоговых  поступлений бюджета расширенного правительства. Однако следует отметить, что вопреки ожиданиям доля поступлений  НДПИ в ВВП, как и величина доходов  от внешнеэкономической деятельности, в 2008 г. не продолжило свое падение вслед  за показателями 2007 г. – поступления  доходов в бюджет от данных налогов  выросли. Также отметим, что на протяжении 2005-2008 гг. наблюдаются устойчивые тенденции увеличения доли НДФЛ, снижения доли акцизов и стабилизация доли ЕСН в ВВП.

В 2009 г. в связи  с ухудшением финансового состояния  российских предприятий, сокращением  деловой активности, увеличением  количества безработных, снижением  доходов от трудовой и предпринимательской  деятельности произошло соответствующее  снижение поступлений по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ и ЕСН. Наибольшую стабильность сохранили имущественные  налоги, но и от них доходы существенно  сократились.

Налог на прибыль.

Поступления по налогу на прибыль в 2008 г. сократились на 0,5 п.п. по сравнению с предыдущим годом и составили 6,05%ВВП. Основными  причинами снижения поступлений  по налогу на прибыль в 2008 г. стали  снижение деловой активности и падение  цен нефть. В результате чего увеличился удельный вес убыточных организаций  в экономике, а чистый сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций в  долях ВВП, зафиксированный в 2008 г., свидетельствует о сокращении налоговой базы по налогу на прибыль  организаций. 

 

Рис.2.2 Динамика поступлений  налога на прибыль организаций в  бюджетную систему РФ, сальдированного  финансового результата деятельности организации и удельного веса убыточных предприятий в 2003-2008 гг.

 

Некоторое сдерживающее влияние на динамику поступлений  по налогу на прибыль оказывали в  течении 2008 г. следующие изменения  в налоговом законодательстве:

- не признается  доходом списание задолженности  перед государственными внебюджетными  фондами;

- разрешено применение  нулевой ставки налога на прибыль  по доходам в виде дивидендов  при соблюдении установленных  в пп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ условий;

- предоставлено право  к основной норме амортизации  применять специальный коэффициент,  но не выше 3 в отношении амортизируемых  основных средств, используемых  только для осуществления научно-технической  деятельности;

- продлен на 2008 г.  срок действия нулевой ставки  налога на прибыль для сельскохозяйственных  товаропроизводителей;

- увеличен с 0,5 до 1,5% доходов (валовой выручки)  налогоплательщика предельный размер  признаваемых для целей налогообложения  расходов на НИОКР, осуществляемых  в форме отчислений на формирование  Российского фонда технологического  развития, а также иных отраслевых  и межотраслевых фондов, зарегистрированных  в порядке, предусмотренном Федеральным  законом «О науке и государственной  научно-технической политике».

Налог на доходы физических лиц.

Начавшаяся в 2005 г. тенденция роста поступлений  подоходного налога продолжилась и  в 2008 г., по его итогам был зафиксирован очередной максимум в 4,01% ВВП, что  почти на 0,2 п.п. выше, чем в предыдущем году. Причем, данный рост проходил на фоне сокращения денежных доходов населения  за вычетом социальных выплат на 2,7 п.п. ВВП. 

 

 

Рис. 2.3 Динамика поступлений  НДФЛ в бюджетную систему РФ и  денежных доходов населения за вычетом  социальных выплат. 

Разнонаправленная динамика реальных доходов населения  за вычетом социальных выплат и поступлений  налога на доходы физических лиц при  сохранении базовых налоговых ставок и некоторым расширении налоговых  послаблений в части взимания налога наглядно свидетельствует об улучшении налогового администрирования.

Сокращение налоговой  базы по подоходному налогу было связано  в том числе с вступившими  с 1 января 2008 г. изменениями законодательства, согласно которым были освобождены  от обложения НДФЛ:

- гранты, направленные  на поддержку науки, образования,  культуры и искусства в РФ, предоставленные физическим лицам  российскими организациями, перечень  которых утверждается Правительством  РФ.

- суммы единовременной  материальной помощи, оказываемые  родителям, усыновителям, опекунам  при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка в пределах 50 тыс. руб.  на каждого ребенка;

- увеличен предельный  размер суточных. Не подлежащих  налогообложению НДФЛ, до 700 руб.  за каждый день нахождения  в командировке на территории  РФ и не более 2,5 тыс.руб.  в заграничной командировке.

Единый социальный налог.

Несмотря на рост доли фонда оплаты труда в ВВП  в 2008 г. по сравнению с уровнем 2007 г. (на 0,36 п.п. ВВП), поступления ЕСН  и страховых взносов на обязательное страхование снизились на 0,08 п.п. ВВП. Такое снижение обусловлено, прежде всего, регрессивностью шкалы ЕСН  и отсутствием ее индексации. Это  приводит к тому , что рост заработной платы в номинальном выражении  снижает эффективную ставку ЕСН.

В условиях экономического роста при опережающем росте  доходов населения база ЕСН росла  существенно быстрее, чем снижалась  эффективная ставка. В результате чего поступления по ЕСН даже росли  в процентах к ВВП. Такая ситуация была характерна для 2006-2007 гг. Однако в 2008 г. рост налоговой базы не смог компенсировать снижение эффективной ставки ЕСН  и поступления по данному налогу уменьшились. 

Таблица 2.2

Сопоставление динамики поступлений ЕСН с динамикой  фонда оплаты труда в 2001-2008 гг., в % к ВВП.

      2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Поступления ЕСН (без  учета страховых взносов на ОПС) 5,79 4,13 3,68 3,49 1,99 1,94 1,98 1,95

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 0,00 2,76 2,94 2,8 2,88 2,93 3,05 3,00

Поступление ЕСН  и страховых взносов на ОПС   5,79 6,89 6,61 6,29 4,87 4,86 5,03 4,95

Фонд оплаты труда* 43,03 46,77 47,05 46,02 43,81 44,55 46,27 46,63

*оплата труда  наемных работников 

Акцизы.

В 2008 г. объем налоговых  поступлений от акцизов в бюджетную  систему в абсолютном выражении  достиг 350 млрд. руб. против 314 млрд. руб., что связано с индексацией  специфических акцизных ставок темпами, опережающими темпы роста инфляции, и увеличением налоговой базы. Тем не менее в относительном  выражении доходы от акцизов имели  тенденцию к понижению, начавшуюся еще в 2004 г., составив 0,84% ВВП против 0,95% ВВП в 2007 г.

Еще в 2007 г. был утвержден  закон, в котором определялась схема  индексации ставок акцизов на подакцизные  товары на 2008-2010 гг. Динамика индексации ставок акцизов на различные товарные группы сильно различается: так, если ставки акциза на нефтепродукты, табак и  сигары не изменились, а ставки на алкогольную  продукцию и легковые автомобили повысились в 2008 г. на 7% , то акцизы на сигареты были увеличены более чем на 23%. Поступления акцизов изображены на рис 2.4. 

 

Рис. 2.4 Поступления  акцизов за 2005-2008 гг. по группам подакцизных  товаров, в % ВВП. 

Общей тенденцией периода 2000-2008 гг. было отставание темпов роста  налоговой базы по всем подакцизным  товарным группам, за исключением алкогольной  продукции, от динамики реального ВВП, что во многом объясняет сокращающиеся  объемы поступлений акцизов в  бюджетную систему страны.

Налог на добавленную  стоимость

В 2008 г. устойчивость налоговой базы НДС, взимаемого при  реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, сохранялась, о чем свидетельствует  динамика конечного потребления, очищенного от НДС и колеблющегося с 2004 г. в пределах 1п.п. ВВП.

Импорт в 2008 г. также  продолжил ранее начатый восходящий тренд и по итогам 2008 г. составил 16,0% ВВП против 15,5% ВВП в 2007 г. Следовательно, динамика основных макроэкономических показателей в 2008 г. создавала вполне положительные предпосылки для  роста поступлений НДС на данном временном отрезке.

Таблица 2.3

Динамика конечного  потребления, импорта и поступлений  НДС в бюджетную систему РФ в 2000-2008 гг. (в % ВВП).

      2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Доходы от НДС  без учета поступлений от «ЮКОСа» 6,20 7,17 6,96 6,66 6,27 6,17 5,62 6,13 5,13

Конечное потребление (без учета исчисленного по декларациям  НДС) н/д 59,1 61,5 61,4 60,8 60,1 60,6 60,1 60,9*

Импорт** 13,0 13,7 13,4 13,3 12,8 12,9 13,9 15,5 16,0

*предварительная  оценка

**Доля импорта  в ВВП определялась как отношение  значений импорта по данным  таможенной статистики и пересчитанного  ВВП в доллары на основании  значений среднего номинального  курса доллара США к рублю  за соответствующий год.  

Тем не менее на фоне незначительного расширения налоговой  базы дальнейшего роста поступлений  в бюджеты от НДС в относительном  выражении в 2008 г. не произошло. Напротив, доля НДС снизилась и составила 5,13 % ВВП, что на 1 п.п. ВВП ниже значения 2007 г.

Основной причиной столь существенного недополучения  доходов бюджета от данного налога является переход на квартальный  период уплаты внутреннего НДС, в  результате чего были недополучены по сравнению с 2007 г поступления  за 4 квартал 2008 г. Кроме того, существенно  ухудшили статистику поступлений налога в последнем квартале образовавшаяся нехватка ликвидности у предприятий  и ускоренное возмещение НДС из бюджета: так, в 4 квартале 2008 г. доходы от внутреннего  НДС, которые составили 1,84% ВВП, были не только существенно меньше поступлений  налога за аналогичный период 2007 г. (4,87% ВВП), но и заметно сократились  по сравнению с предыдущим кварталом 2008 г. (в 3 квартале 2008 г. было собрано 3,13% ВВП).

На снижение собираемости налога в течении всего 2008 г. оказывал некоторое влияние рост налоговых  вычетов и расширение перечня  операций, не подлежащих налогообложению  НДС. Так, с 2008 г. освобождаются от обложения  НДС операции по:

- реализации исключительных  прав на изобретения, полезные  модели, промышленные образцы, программы  для ЭВМ, базы данных, топологии  интегральных микросхем, секреты  производства (ноу-хау), а также прав  на использование указанных результатов  интеллектуальной деятельности  на основании лицензионного договора;

- выполнению научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и технологических  работ, относящихся к созданию (усовершенствованию) новых продукций  и технологий;

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики