Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа
Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Объектом исследования являются различные виды налогов, современные налоговые системы, налоговая политика Российской Федерации в общем и в условиях кризиса.
Предметом исследования является принципы построения налоговых систем, поступление основных налогов в бюджет, а также направление дальнейшего реформирования налоговой системы в сложных условиях, обусловленных экономическим кризисом, бюджетным дефицитом и высокой инфляцией.
Введение
1. Налоги. Налоговые системы
1.1 Налоги как экономическая категория
1.2 Виды налогов. Налоговая классификация
1.3 Налоговые системы, принципы их построения и функции
1.4 Эффективность и оптимизация налогообложения
1.5 Налоговое администрирование
2. Основные налоги. Анализ поступлений в бюджет РФ
2.1 Этапы формирования современной налоговой системы в России
2.2 Особенности исчисления основных налогов
2.2 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ
3. Налоговая политика в условиях кризиса
3.1 Определение налоговой политики на ближайшие годы
3.2 Международный опыт налоговой политики
3.3 Эффективность противоциклического налогового стимулирования экономической активности
3.4 Необходимые меры в области налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Еще одним ориентиром
было снижение налогового бремени на
экономику. Из представленных в таблице
2.1 данных видно, что налоговая нагрузка
на экономику в России в течении
2001-2008 гг. изменялась незначительно, колеблясь
в пределах 35,3-36,3% ВВП.
Таблица 2.1
Динамика уровня налоговой нагрузки и поступлений основных налогов в бюджет расширенного правительства РФ в 2000-2008 гг. (в % ВВП).
2001 2002 2003 2004
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Уровень налоговой
нагрузки (1+2+3) 36,17 36,29 35,28 35,
Поступления налогов
(1), в том числе: 31,96 29,80 28,
Налог на прибыль 5,75 4,28 3,98 5,09 6,
НДФЛ 2,86 3,31 3,44 3,37 3,27
ЕСН* 5,79 4,13 3,68 3,49 1,99
НДС 7,17 6,96 6,66 6,27 6,81
Акцизы 2,72 2,44 2,59 1,43 1,
НДПИ** 0,74 2,55 2,50 2,99 4,
Страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование
(2) 0,00 2,76 2,94 2,80 2,88
Доходы от внешнеэкономической
деятельности (3) 4,21 3,73 4,13 5,54 7,77
*без учета страховых
взносов на обязательное
** в 2001 г. вместо
НДПИ указано значение
В 2008 г. объем налоговых
поступлений в бюджетную
*без учета страховых
взносов на обязательное
Рис. 2.1 Доля налоговых
поступлений в суммарных
В структуре налоговых
поступлений в 2008 г. произошли заметные
изменения: поступления от НДС упали
ниже уровня 2006 г., кроме того сократились
до значения 2005 г. поступления в бюджетную
систему страны от налога на прибыль
предприятий. Эти обстоятельства стали
решающими факторами
В 2009 г. в связи с ухудшением финансового состояния российских предприятий, сокращением деловой активности, увеличением количества безработных, снижением доходов от трудовой и предпринимательской деятельности произошло соответствующее снижение поступлений по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ и ЕСН. Наибольшую стабильность сохранили имущественные налоги, но и от них доходы существенно сократились.
Налог на прибыль.
Поступления по налогу
на прибыль в 2008 г. сократились на
0,5 п.п. по сравнению с предыдущим
годом и составили 6,05%ВВП. Основными
причинами снижения поступлений
по налогу на прибыль в 2008 г. стали
снижение деловой активности и падение
цен нефть. В результате чего увеличился
удельный вес убыточных организаций
в экономике, а чистый сальдированный
финансовый результат деятельности
предприятий и организаций в
долях ВВП, зафиксированный в 2008
г., свидетельствует о сокращении
налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
Рис.2.2 Динамика поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ, сальдированного финансового результата деятельности организации и удельного веса убыточных предприятий в 2003-2008 гг.
Некоторое сдерживающее влияние на динамику поступлений по налогу на прибыль оказывали в течении 2008 г. следующие изменения в налоговом законодательстве:
- не признается
доходом списание
- разрешено применение
нулевой ставки налога на
- предоставлено право
к основной норме амортизации
применять специальный
- продлен на 2008 г.
срок действия нулевой ставки
налога на прибыль для
- увеличен с 0,5
до 1,5% доходов (валовой выручки)
налогоплательщика предельный
Налог на доходы физических лиц.
Начавшаяся в 2005 г.
тенденция роста поступлений
подоходного налога продолжилась и
в 2008 г., по его итогам был зафиксирован
очередной максимум в 4,01% ВВП, что
почти на 0,2 п.п. выше, чем в предыдущем
году. Причем, данный рост проходил на
фоне сокращения денежных доходов населения
за вычетом социальных выплат на 2,7
п.п. ВВП.
Рис. 2.3 Динамика поступлений
НДФЛ в бюджетную систему РФ и
денежных доходов населения за вычетом
социальных выплат.
Разнонаправленная динамика реальных доходов населения за вычетом социальных выплат и поступлений налога на доходы физических лиц при сохранении базовых налоговых ставок и некоторым расширении налоговых послаблений в части взимания налога наглядно свидетельствует об улучшении налогового администрирования.
Сокращение налоговой базы по подоходному налогу было связано в том числе с вступившими с 1 января 2008 г. изменениями законодательства, согласно которым были освобождены от обложения НДФЛ:
- гранты, направленные
на поддержку науки,
- суммы единовременной материальной помощи, оказываемые родителям, усыновителям, опекунам при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка в пределах 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
- увеличен предельный размер суточных. Не подлежащих налогообложению НДФЛ, до 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2,5 тыс.руб. в заграничной командировке.
Единый социальный налог.
Несмотря на рост доли фонда оплаты труда в ВВП в 2008 г. по сравнению с уровнем 2007 г. (на 0,36 п.п. ВВП), поступления ЕСН и страховых взносов на обязательное страхование снизились на 0,08 п.п. ВВП. Такое снижение обусловлено, прежде всего, регрессивностью шкалы ЕСН и отсутствием ее индексации. Это приводит к тому , что рост заработной платы в номинальном выражении снижает эффективную ставку ЕСН.
В условиях экономического
роста при опережающем росте
доходов населения база ЕСН росла
существенно быстрее, чем снижалась
эффективная ставка. В результате
чего поступления по ЕСН даже росли
в процентах к ВВП. Такая ситуация
была характерна для 2006-2007 гг. Однако в
2008 г. рост налоговой базы не смог компенсировать
снижение эффективной ставки ЕСН
и поступления по данному налогу
уменьшились.
Таблица 2.2
Сопоставление динамики поступлений ЕСН с динамикой фонда оплаты труда в 2001-2008 гг., в % к ВВП.
2001 2002 2003 2004
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Поступления ЕСН (без
учета страховых взносов на ОПС) 5,79 4,13 3,68 3,49 1,99
Страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование 0,00 2,76 2,94 2,
Поступление ЕСН
и страховых взносов на ОПС
5,79 6,89 6,61 6,29 4,87 4,
Фонд оплаты труда* 43,03 46,77 47,05 46,
*оплата труда
наемных работников
Акцизы.
В 2008 г. объем налоговых поступлений от акцизов в бюджетную систему в абсолютном выражении достиг 350 млрд. руб. против 314 млрд. руб., что связано с индексацией специфических акцизных ставок темпами, опережающими темпы роста инфляции, и увеличением налоговой базы. Тем не менее в относительном выражении доходы от акцизов имели тенденцию к понижению, начавшуюся еще в 2004 г., составив 0,84% ВВП против 0,95% ВВП в 2007 г.
Еще в 2007 г. был утвержден
закон, в котором определялась схема
индексации ставок акцизов на подакцизные
товары на 2008-2010 гг. Динамика индексации
ставок акцизов на различные товарные
группы сильно различается: так, если ставки
акциза на нефтепродукты, табак и
сигары не изменились, а ставки на алкогольную
продукцию и легковые автомобили
повысились в 2008 г. на 7% , то акцизы на сигареты
были увеличены более чем на 23%.
Поступления акцизов изображены
на рис 2.4.
Рис. 2.4 Поступления
акцизов за 2005-2008 гг. по группам подакцизных
товаров, в % ВВП.
Общей тенденцией периода 2000-2008 гг. было отставание темпов роста налоговой базы по всем подакцизным товарным группам, за исключением алкогольной продукции, от динамики реального ВВП, что во многом объясняет сокращающиеся объемы поступлений акцизов в бюджетную систему страны.
Налог на добавленную стоимость
В 2008 г. устойчивость налоговой базы НДС, взимаемого при реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, сохранялась, о чем свидетельствует динамика конечного потребления, очищенного от НДС и колеблющегося с 2004 г. в пределах 1п.п. ВВП.
Импорт в 2008 г. также
продолжил ранее начатый
Таблица 2.3
Динамика конечного потребления, импорта и поступлений НДС в бюджетную систему РФ в 2000-2008 гг. (в % ВВП).
2000 2001 2002 2003
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Доходы от НДС
без учета поступлений от «ЮКОСа» 6,20 7,17 6,96 6,66 6,
Конечное потребление
(без учета исчисленного по декларациям
НДС) н/д 59,1 61,5 61,4 60,8
Импорт** 13,0 13,7 13,4 13,3
*предварительная оценка
**Доля импорта
в ВВП определялась как
Тем не менее на фоне незначительного расширения налоговой базы дальнейшего роста поступлений в бюджеты от НДС в относительном выражении в 2008 г. не произошло. Напротив, доля НДС снизилась и составила 5,13 % ВВП, что на 1 п.п. ВВП ниже значения 2007 г.
Основной причиной
столь существенного
На снижение собираемости налога в течении всего 2008 г. оказывал некоторое влияние рост налоговых вычетов и расширение перечня операций, не подлежащих налогообложению НДС. Так, с 2008 г. освобождаются от обложения НДС операции по:
- реализации исключительных
прав на изобретения, полезные
модели, промышленные образцы,
- выполнению научно-
Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики