Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Объектом исследования являются различные виды налогов, современные налоговые системы, налоговая политика Российской Федерации в общем и в условиях кризиса.
Предметом исследования является принципы построения налоговых систем, поступление основных налогов в бюджет, а также направление дальнейшего реформирования налоговой системы в сложных условиях, обусловленных экономическим кризисом, бюджетным дефицитом и высокой инфляцией.

Содержание работы

Введение
1. Налоги. Налоговые системы
1.1 Налоги как экономическая категория
1.2 Виды налогов. Налоговая классификация
1.3 Налоговые системы, принципы их построения и функции
1.4 Эффективность и оптимизация налогообложения
1.5 Налоговое администрирование
2. Основные налоги. Анализ поступлений в бюджет РФ
2.1 Этапы формирования современной налоговой системы в России
2.2 Особенности исчисления основных налогов
2.2 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ
3. Налоговая политика в условиях кризиса
3.1 Определение налоговой политики на ближайшие годы
3.2 Международный опыт налоговой политики
3.3 Эффективность противоциклического налогового стимулирования экономической активности
3.4 Необходимые меры в области налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

- проведению работ  (оказанию услуг) на территорию  портовых экономических зон ее  резидентами.

Наряду с этим, был конкретизирован перечень случаев, когда суммы поступившей предоплаты не включаются в налоговую базу по НДС: при получении авансов в  счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, при получении авансов в счет поставки товаров, которые облагаются по ставке 0%, а также в счет поставки товаров, которые не подлежат налогообложению.

В 2009 г. был принят закон, предусматривающий освобождение от обложения налогом на добавленную  стоимость операций по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников  жилья, жилищно-строительными, жилищными  или иными специализированными  потребительскими кооперативами, а  также работ (услуг) по содержанию и  ремонту общего имущества в многоквартирном  доме. Кроме того, законом разрешается  не включать в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость  денежные средства, полученные указанными налогоплательщиками на формирование резерва на проведение текущего и  капитального ремонта общего имущества  в многоквартирном доме. Реализация лома и отходов черных металлов вновь  не будет облагаться НДС.

Налог на добычу полезных ископаемых

В 2008 г. на долю поступления  НДПИ от добычи нефти приходилось 94% суммарных поступлений налога. Соответственно, динамика общих поступлений НДПИ в решающей степени определяется факторами, формирующими налоговые  поступления при добычи нефти: объемом  добычи нефти, уровнем мировых цен  на нефть и динамикой курса  доллара. Несмотря на более чем трехкратное  сокращение цены на нефть во второй половине 2008 г., среднегодовой уровень  цен был заметно выше, чем годом  ранее. Это явилось основной причиной роста НДПИ до 4,11% ВВП на фоне стабилизации объемов добычи нефти и газового конденсата, а также неизменной базовой  ставки НДПИ в 2008 г. 

Таблица 2.4

Динамика поступлений  НДПИ и основных макропоказателей в 2002-2008 гг.

      2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 2 3 4 5 6 7 8

НДПИ, в % к ВВП 2,55 2,50 2,99 4,2 4,07 3,63 4,11

Добыча нефти, включая  газовый конденсат, млн т 379,6 421,4

      458,8 470,0 480,5 491,0 488,0

Средний уровень  цен нефти марки Urals за

год, долл./баррель 23,43 27,07 34,57 50,20 60,89 69,43 94,04 

Помимо среднегодового роста мировых цен на нефть, заметную роль на поступления НДПИ оказывала  девальвация рубля (курс доллара  по отношению к рублю используется при расчете коэффициента динамики цен на нефть, который применяется  при определении ставки НДПИ по нефти): за 2008 г. рубль проиграл доллару США  порядка 3,5 руб., или 14,5%. Причем наибольшие темпы девальвации пришли на последний  квартал 2008 г., тем самым несколько  компенсировав стремительное сокращение ставки НДПИ вследствие падения мировых  цен на нефть. 

 

3. Налоговая политика  в условиях кризиса 

3.1 Определение налоговой  политики на ближайшие годы 

В настоящее время  при определении направлений  налоговой политики на ближайшие  годы необходимо принимать во внимание долгосрочные задачи развития экономики  и те проблемы, которые возникли в середине 2008 года в связи с  углублением мирового экономического кризиса и началом развития кризисных  процессов в России.

Основные результаты в области налоговой реформы, достигнутые в 2000-е годы, заключаются  в радикальном улучшении структуры  налоговой системы и техники  взимания основных налогов. Проведенные  реформы позволили резко повысить нейтральность, справедливость и эффективность  налоговой системы. Речь идет, прежде всего, о ликвидации оборотных налогов, введении плоского подоходного и  регрессивного социального налога, ликвидации льгот по налогу на прибыль  при снижении его ставки, совершенствовании  взимания налога на добавленную стоимость, обеспечении необходимой прогрессивности  налоговой системы по уровню конъюнктуры  мировых рынков сырья и энергоносителей  за счет налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин.

Тем не менее многие мероприятия в области налоговой  реформы еще не были реализованы. Здесь следует отметить переход  к единой ставке налога на добавленную  стоимость, совершенствование специальных  налоговых режимов для малого бизнеса и сельскохозяйственных производителей с тем, чтобы налоговые  преференции получали лишь четко  очерченные целевые группы налогоплательщиков и многое другое.

Также в области  администрирования еще пока не были осуществлены некоторые меры, среди  которых - изменение процедур налоговых  проверок с целью уменьшения административного  давления на предприятия, меры по обеспечению уплаты налоговых обязательств, включая приостановление операций по счетам и арест имущества налогоплательщика, которые должны стать не повседневными, а крайне редко применяемыми инструментами налогового администрирования. К числу полностью проработанных, но не реализованных мер относятся создание инструментов эффективного контроля за трансфертным ценообразованием, института консолидированного налогоплательщика и налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний.

В долгосрочном периоде  перед Россией стоят проблемы, подходы к решению которых  в настоящее время еще прорабатываются. Здесь следует отметить, по крайней  мере, две проблемы. Во-первых, демографические  тенденции приведут к существенному  старению населения и необходимости  изыскания дополнительных ресурсов в размере около 4% ВВП для финансирования пенсий на социально приемлемом уровне. Во-вторых, структурная перестройка  российской экономики в долгосрочном периоде тесно связана с отменой  экспортных пошлин, наличие которых  означает субсидирование отечественных  потребителей сырья и энергоносителей. Наряду со сказанным, очевидно, что  развитие экономического кризиса в  Российской Федерации изменило повестку дня налоговой реформы: некоторые  меры становятся более актуальными, а некоторые целесообразно отложить на будущее. 

3.2 Международный  опыт налоговой политики 

Распространение в  течение 2008 г. финансового кризиса, начавшегося в США на другие страны мира, возникновение кризисных явлений  в реальном секторе привели к  тому, что многие страны начали применять  или рассматривают возможность  применения антикризисных программ, направленных на смягчение неблагоприятного влияния кризиса. Эти программы  дополняют традиционные противоциклические меры фискальной политики, которые  в большей или меньшей степени  включаются автоматически.

Меры налоговой  политики представляются наиболее часто  встречающимся ответом на кризис среди рассмотренных стран. Для  налогов с корпораций изменения  включают следующее:

- сокращение налоговых  ставок и отказ от повышения  налоговых ставок (Канада, Венгрия);

-ускоренная амортизация,  включая разовое полное или  частичное отнесение на затраты  стоимости амортизируемого имущества  (Канада);

-определенные налоговые  освобождения для целевых инвестиций  и определенных видов доходов  (Франция, Великобритания);

-скидки и кредиты  для целевых инвестиций и для  создания рабочих мест (Франция,  Великобритания):

-расширение возможностей  для принятия убытков, для целей  налогообложения (США):

-ограничения на  принятие в целях налогообложения  расходов на вознаграждения руководству  компаний (США);

-отмена стимулов  аутсорсингу (США).

Что касается НДС, используются два инструмента:

-ускорение реформы  НДС в части движения к налогу  на потребление (Ки- тай, Индия);

-сокращение ставок  налога (Китай, Евросоюз, Великобритания).

Данные меры в  основном используются в дополнение к целевым расходам на стимулирование конкретных фирм или секторов экономики. Указанные изменения направлены на поддержку тех секторов экономики, которые не выигрывают прямо от программ целевых расходов. Создание рабочих  мест или сокращение временных увольнений является одной из целей, когда рассматривается  природа предоставления налоговых  кредитов или расширения налоговых  стимулов.

Малый бизнес является важным сектором с точки зрения создания рабочих мест и роста инвестиций. При этом многие налоговые льготы и стимулирующие программы нацелены на крупные предприятия в банковской, финансовой и производственной сферах. Программы, разработанные непосредственно  для малого бизнеса, стали более  распространены, как ответ на кризис с целью обеспечения более  широкой поддержки стороны предложения  в экономике.

Можно выделить четыре типа изменений в области налога на доходы, которые были приняты  в ответ на кризис:

-снижение налоговых  ставок и/или отсрочка повышения  налоговых ставок (Канада, Великобритания);

-налоговые инвестиционные  кредиты: малые и средние предприятия  могут получить специальные налоговые  кредиты инвестициям, такие как,  например, канадский кредит для  определенных видов научной деятельности;

-ускоренная амортизация  и разовое списание на расходы  амортизируемого имущества (Канада, США): эти страны недавно расширили  возможности для применения разового  списания на расходы амортизируемого  имущества малыми и средними  предприятиями путем увеличения  порога, для которого оно может  применяться. Кроме того, в США  приняли 50%-е разовое списание  на расходы для определенных  активов, введенных в эксплуатацию  после наступления кризиса;

-смягчение стандартов  для налоговой задолженности  (США, Великобритания).

Правительства отвечают на рост налоговой задолженности  в результате кризиса, смягчением стандартов сбора налоговой задолженности. Это включает сокращение штрафов, иногда до нуля, и пеней по налоговой  задолженности. Такие изменения  предназначены для малых и  средних предприятий, потому что  крупные предприятия зачастую сформировали резервы на уплату налогов и должны сохранить возможность платить  налоги в прежнем режиме. Кроме  того, крупные предприятия обычно имеют большую возможность получить займы, чем мелкие и средние предприятия.

Два основных типа изменений  касаются НДС:

-снижение ставок (Китай, Великобритания): фиксированные  пониженные ставки при упрощенном  порядке уплаты НДС (без права  вычета входящего НДС) - стандартная  программа для малого бизнеса в Евросоюзе - были сокращены как для сельского хозяйства, так и для других секторов. В Китае также были сокращены ставки НДС для малых и средних предприятий;

-увеличение порогов:  пороги, при превышении которых  требуется заполнение налоговой  декларации, использовались, чтобы  освободить малые и средние  предприятия от регистрации налогоплательщиками  НДС. Эти пороги среди прочих  стран были повышены в Индии  (для косвенного налога).

Изменения коснулись  и налогообложение физических лиц. В рассмотренных странах стимулы  предприятиям превалировали над  изменениями в налогообложении  физических лиц, или, возможно, изменения  в налогообложении физических лиц  были не столь масштабными, как стимулы  для предприятий.

Изменения в налогообложении  физических лиц направлены на стимулирование определенных действий, таких как  приобретение жилья, а также на обеспечение  более высоких посленалоговых доходов  потребителей. Значимые изменения включают следующее:

-рост налоговых  освобождений физическим лицам  (Канада, Великобритания);

-рост сумм, которые  можно разместить на освобождаемых  от налога сберегательных счетах (Канада, США);

-сокращение или  отмена взысканий за преждевременное  снятие средств с пенсионных  счетов (Канада, США):

-стимулы физическим  лицам для приобретения жилья  (Китай, Великобритания, США);

-отказ от налогообложения  списанных долгов (Великобритания, США);

-сокращение ставок  НДС для потребительских товаров  длительного пользования (Индия):

-смягчение правил  принудительного изъятия для  пенсионных сбережений (США);

- выделение средств  нижестоящим уровням власти, необходимых  для сокращения темпов увеличения  налогов на имущество (США). 

3.3 Эффективность противоциклического налогового стимулирования экономической активности 

Противоциклическую  налоговую политику в период экономического кризиса, заключающуюся в снижении налоговых ставок и предоставлении различного рода льгот, обычно критикуют  за то, что при ее осуществлении  неизбежно возникает отставание в диагностике нужного момента  для реализации соответствующих  мер. Процесс разработки и принятия необходимых мер также требует  дополнительного времени и, наконец, существует определенный временной  лаг (т.е. разрыв во времени между  двумя или несколькими мероприятиями, находящимися в причинно-следственной связи) между принятием мер и  возникновением эффекта от их реализации, связанного с изменением поведения  экономических агентов.

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики