Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Объектом исследования являются различные виды налогов, современные налоговые системы, налоговая политика Российской Федерации в общем и в условиях кризиса.
Предметом исследования является принципы построения налоговых систем, поступление основных налогов в бюджет, а также направление дальнейшего реформирования налоговой системы в сложных условиях, обусловленных экономическим кризисом, бюджетным дефицитом и высокой инфляцией.

Содержание работы

Введение
1. Налоги. Налоговые системы
1.1 Налоги как экономическая категория
1.2 Виды налогов. Налоговая классификация
1.3 Налоговые системы, принципы их построения и функции
1.4 Эффективность и оптимизация налогообложения
1.5 Налоговое администрирование
2. Основные налоги. Анализ поступлений в бюджет РФ
2.1 Этапы формирования современной налоговой системы в России
2.2 Особенности исчисления основных налогов
2.2 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ
3. Налоговая политика в условиях кризиса
3.1 Определение налоговой политики на ближайшие годы
3.2 Международный опыт налоговой политики
3.3 Эффективность противоциклического налогового стимулирования экономической активности
3.4 Необходимые меры в области налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

Так, Налоговым кодексом предусмотрено, что объектом налогообложения  налогом на добавленную стоимость  являются такие группы операций, как:

- реализация товаров  (работ, услуг) на территории  РФ. Безвозмездная передача товаров  и результатов работ, а также  оказание услуг без оплаты  также рассматриваются законодательством  как объект налогообложения;

- передача товаров  (выполнение работ и оказание  услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  у вычету при определении налога  на доходы организаций;

- выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

- ввоз товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации.

Налоговым кодексом установлены три налоговые ставки в отличие от действовавших ранее  двух:

0% - для товаров  (за исключением нефти и природного  газа, которые экспортируются в  страны СНГ), экспортируемых за  пределы РФ при условии их  фактического экспорта;

10% - при реализации  ограниченного круга продовольственных  товаров (мяса и мясопродуктов,  молока и молокопродуктов, масла  растительного, маргарина, соли, сахара и других) и товаров  для детей (трикотажных и швейных  изделий, обуви, некоторых школьно-письменных  принадлежностей, игрушек и др.)

18% - при реализации  иных видов товаров, производстве  работ и оказании услуг.

Налог на прибыль  впервые был введен отечественную  налоговую систему после длительного  существования различных неналоговых  моделей распределения доходов  юридических лиц только в 1991 г., а  с 1992 г. был введен новый закон, регулирующий налогообложение прибыли, который  действовал с изменениями и дополнениями вплоть до 2002 г.В настоящее время  налог на прибыль регулируется 25-ой главой Налогового кодекса.

Налог на прибыль  организаций представляет собой  один из основных федеральных налогов. На его поступления приходится вторая (после НДС) по величине сумма доходов  консолидированного бюджета России.

Спецификой налога на прибыль организаций является фактически совместная юрисдикция Российской Федерации и субъектов Федерации  в части установления налоговых  ставок по данному налогу. Так, федеральное  законодательство устанавливает перечень налогоплательщиков, определяет объект налогообложения и порядок формирования налоговой базы, устанавливает ставку налога на прибыль, в соответствии с которой суммы этого налога зачисляются в доход федерального бюджета, и предельные величины налоговой ставки, которая может быть установлена субъектами Федерации.

С 2009 г. ставка налога на прибыль организаций равна 20 % (п. 1 ст. 284 Кодекса), а не 24%, как ранее. Общая ставка налога снижена за счет уменьшения ставки, по которой налог  зачисляется в федеральный бюджет, - с 6,5 до 2,5 %. (абз. 2 п. 1 ст. 284 НК РФ).

Сумма налога на прибыль  определяется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы (п. 1 ст. 286 НК РФ), а налоговая  база исчисляется по итогам налогового периода (п. 1 ст. 54 НК РФ). Поэтому, уплачивая  в 2009 г. налог на прибыль за 2008 г., организации должны использовать ранее  установленную ставку в 24 %.

Налогоплательщиками налога на прибыль являются следующие  категории организаций:

- российские организации;

- иностранные организации,  осуществляющие свою деятельность  через постоянное представительство  или получающие доходы из источников  в РФ.

Объектом налогообложения  налогом на прибыль является прибыль  организации, которая представляет собой разность между полученными  доходами и фактически осуществленными, обоснованными и документально  подтвержденными расходами.

Акциз представляет собой вид косвенного налога, включаемого  в цену ряда товаров массового  потребления и предметов роскоши, а также в тарифы на некоторые  услуги. Как правило, акцизы вводятся на те товары, объем потребления  которых не может быть существенно  ограничен таким повышением цены (табак, алкоголь, и некоторые другие). Этой категории товаров, как правило, присуща относительно пониженная эластичность спроса по цене. К ним относятся  как товары первой необходимости, так  и предметы роскоши, а также некоторые  категории товаров так называемой наркотической группы (алкоголь и  табак). Именно с этим обстоятельством  связан тот факт, что исторически  акцизы первоначально именно на товары первой необходимости (соль, спички, сахар). В некоторых странах эти категории  товаров до сих пор являются подакцизными, хотя поступления в бюджет этих налогов  уже не имеют существенного значения для формирования доходов государства.

В современных условиях акцизы в основном вводятся на товары с относительно пониженной эластичностью, которые относятся к предметам  роскоши и к так называемым товарам наркотической группы.

Акцизы появились  в российской налоговой системе  с 1 января 1992 г. и до 2001 г. регулировались Законом РФ «Об акцизах» и некоторыми другими нормативными актами. Начиная  с 1 января 2001 г. регулирование этой категории налогов осуществляется на основе гл. 22 Налогового кодекса.

В соответствии с  российским законодательством налогоплательщиками  акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции с подакцизными товарами, а также  лица, которые перемещают подакцизные  товары через таможенную границу  Российской Федерации.

Можно выделить две  группы объектов, подпадающих под  акцизное обложение. Первая группа –  это подакцизные товары, которые  включают в себя: спирт этиловый из всех видов сырья и алкогольную продукцию, пиво, табачную продукцию, легковые автомобили и мотоциклы, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей.

По этому кругу  товаров устанавливаются специфические  налоговые ставки, либо комбинированные. Подавляющее большинство ставок акцизов носят специфический  характер и установлены в рублях и копейках за единицу физического  измерения предмета налогообложения.

Вторая группа акцизного  обложения включает акцизы, уплачиваемые при импорте товаров на территорию Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц – прямой налог с граждан, уплачиваемый физическими лицами с  полученных ими доходов. В странах  с рыночной экономикой в составе  подоходного налога с физических лиц облагаются доходы от некорпоративного бизнеса. Ставки данного налога, как  правило, носят прогрессивный характер, что позволяет индивидуальному  подоходному налогу наряду с налогом  на прибыль выполнять роль встроенного  стабилизатора.

Сегодня налог на доходы физических лиц является одним  из основных налогов, формирующих российскую налоговую систему. Принятие Налогового кодекса (части второй) и введение ее в действие с 1 января 2001 г. ознаменовало собой фактически новый этап в  развитии подоходного налогообложения  в России. Если вплоть до 2000 г. включительно в России действовала прогрессивная  шкала обложения подоходным налогом, то начиная с 2001 г. осуществлен переход  на пропорциональное обложение доходов  населения по единой ставке 13%. Вторым существенным изменением, внесенным  Налоговым кодексом в порядок  подоходного обложения, является дифференциация налоговых ставок по типам полученных доходов, в отличие от дифференциации ставок по объему полученных доходов, действовавшей ранее.

Фактически в рамках налогообложения доходов физических лиц сегодня можно выделить два  блока. Первый включает в себя все  элементы, связанные с налогообложением доходов по основной налоговой ставке 13%.

Второй блок - по иным ставкам. Различие между этими двумя  блоками заключается не только в  той налоговой ставке, которая  применяется к тем или иным доходам, но и в возможности использовать предоставленные законом вычеты. Такая возможность существует только в рамках первого блока, при исчислении налога с доходов, которые облагаются по ставке 13%.

Законодательство  допускает наличие следующих  типов вычетов:

- стандартные налоговые  вычеты;

- социальные налоговые  вычеты;

- имущественные налоговые  вычеты;

- профессиональные  налоговые вычеты.

Введение этих вычетов  не является чем-то абсолютно новым  для российской налоговой системы. Большинство из них в той или  иной форме использовались и в  предшествующей модели подоходного  налога. Новшество здесь составляет введение социальных вычетов (большинство  из которых в старой модели отсутствовали) и новая редакция и терминология, позволяющая более точно и  корректно определить суть данных положений.

Налог на добычу полезных ископаемых – один из самых молодых  налогов в российской налоговой  системе. Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации  и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Объектом налогообложения  являются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории  Российской Федерации на участке  недр, предоставленном налогоплательщику  в пользование в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если  такое извлечение подлежит отдельному  лицензированию в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами  территории Российской Федерации,  если эта добыча осуществляется  на территориях, находящихся под  юрисдикцией Российской Федерации  (а также арендуемых у иностранных  государств или используемых  на основании международного  договора) на участке недр, предоставленном  налогоплательщику в пользование.

К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения относят:

-антрацит, каменный  и бурый угли, сланцы;

-торф;

-углеводородное  сырье;

-руды черных и  цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;

-горно-химическое  неметаллическое сырье;

-природные алмазы  и другие драгоценные камни;

-соль природную  и чистый хлористый натрий

-подземные воды, содержащие полезные ископаемые  или природные лечебные ресурсы;

- сырье радиоактивных  металлов и некоторые другие  виды полезных ископаемых.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного  ископаемого отдельно как стоимость  добытого полезного ископаемого.

Налоговый кодекс РФ устанавливает ставки налога на добычу полезных ископаемых в основном как  адвалорные. Только по горючему природному газу и нефти действуют специфические  налоговые ставки.

Действующий порядок  определения суммы налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти  и газового конденсата из нефтегазоконденсатных  месторождений носит временный  характер. По применяемой схеме налоговая  ставка устанавливается как специфическая  – в размере 400 руб. (в 2003 г.- 340 руб.) за одну тонну и подлежит применению с коэффициентом, характеризующим  динамику мировых цен на нефть. Оценка проводится для сорта нефти Urals .

Единый социальный налог 

Налогоплательщиками налога являются:

1) лица, производящие  выплаты физическим лицам:

- организации;

- индивидуальные  предприниматели;

- физические лица, не признаваемые индивидуальными  предпринимателями.

2) индивидуальные  предприниматели, адвокаты, нотариусы,  занимающиеся частной практикой.

Объектом налогообложения  для работодателей являются выплаты  и иные вознаграждения, начисляемые  налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, выплаты по авторским договорам.

Объектом налогообложения  для индивидуальных предпринимателей являются доходы от предпринимательской  либо иной профессиональной деятельности, в денежной или натуральной формах, за вычетом расходов, связанных с  их извлечением и учитываемых  при расчете налога на доходы физических лиц как профессиональные вычеты.

Ставки варьируются  в зависимости от объекта налогообложения  и налоговой базы. 

2.2 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ. 

Среди направлений  и ориентиров налогово-бюджетной  политики, определенных в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию в 2008 г., значится продолжение курса на снижение зависимости  бюджетных доходов от конъюнктуры  мировых цен. Стремительное ухудшение  внешнеэкономической конъюнктуры  во второй половине 2008 г. создало предпосылки  для вынужденной реализации данного  тезиса: кризис актуализировал необходимость  поиска путей компенсации выпадающих нефтегазовых доходов бюджета. По итогам 2008 г.сокращение поступлений налоговых  доходов в бюджет расширенного правительства  составило порядка 1 п.п. ВВП, причем более существенного выпадения  доходов бюджета удалось избежать лишь вследствие сохранения высоких  цен на энергоносители на мировых  рынках в первом полугодии 2008 г.

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики