Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа
Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Объектом исследования являются различные виды налогов, современные налоговые системы, налоговая политика Российской Федерации в общем и в условиях кризиса.
Предметом исследования является принципы построения налоговых систем, поступление основных налогов в бюджет, а также направление дальнейшего реформирования налоговой системы в сложных условиях, обусловленных экономическим кризисом, бюджетным дефицитом и высокой инфляцией.
Введение
1. Налоги. Налоговые системы
1.1 Налоги как экономическая категория
1.2 Виды налогов. Налоговая классификация
1.3 Налоговые системы, принципы их построения и функции
1.4 Эффективность и оптимизация налогообложения
1.5 Налоговое администрирование
2. Основные налоги. Анализ поступлений в бюджет РФ
2.1 Этапы формирования современной налоговой системы в России
2.2 Особенности исчисления основных налогов
2.2 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ
3. Налоговая политика в условиях кризиса
3.1 Определение налоговой политики на ближайшие годы
3.2 Международный опыт налоговой политики
3.3 Эффективность противоциклического налогового стимулирования экономической активности
3.4 Необходимые меры в области налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
В соответствии с
этими двумя позициями принцип
справедливости формулируется в
первом случае как принцип вертикального
и горизонтального равенства
налогов, основанный на пропорциональном
обложении доходов при
Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:
принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;
принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.
Реализация этого
принципа достигается путем
Наряду с общими
принципами построения налоговых систем
в налоговой теории разработан ряд
специальных принципов. В их числе:
стабильность налогового законодательства;
однократность взимания налогов; предъявление
равных финансовых требований к налогоплательщикам
независимо от организационно-правовых
форм хозяйствования и видов собственности;
оптимальный уровень налоговых
ставок; обоснованность системы налоговых
льгот; оптимальное сочетание
Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства.
Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.
Функции налоговой
системы являются производными от объективных
функций налогов; в налоговой
теории однозначное признание получила
пока только одна функция - фискальная.
По поводу других функций существуют
различные мнения: от отрицания наличия
каких-либо других функций, кроме фискальной
и, в лучшем случае, контрольной, до
чрезмерного расширения их количества.
Это связано с тем, что в
современном мире функции государства
многократно возросли: помимо традиционных
общественно-политических функций, государство
в той или иной форме регулирует
все социально-экономические
Фискальная функция
состоит в обеспечении доходов
государственной бюджетной
Макроэкономическая
(регулирующая) функция - это роль налогов
и налоговой политики в системе
факторов регулирования
Распределительная
функция налоговой системы
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность их обращения на непроизводственные цели.
Стимулирующая функция
налоговой системы является одной
из важнейших, но это самая "труднонастраиваемая"
функция. Ее также называют функцией
микроэкономического
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция
налогов выступает своего рода защитной
функцией: она обеспечивает воспроизводство
налоговых отношений
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении
контрольная функция налогов
проявляется в обязательности исполнения
налогового законодательства всеми
юридическими и физическими лицами,
в полноте сбора налоговых
платежей и действенности и
В современных условиях
имеется "расстыковка" функций
налогов с функциями
1.4 Эффективность
и оптимизация налогообложения
Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции. Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной лишь в том случае, если она отвечает следующим общим (основным) требованиям:
обеспечивает поступление
налогов в бюджет в объемах, достаточных
для выполнения государством своих
экономических, социальных и общественно-политических
функции; обеспечивает финансовые условия
для возобновления
Таким образом, для
оценки эффективности налоговой
системы требуется целый
-удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте;
-уровня бюджетного
дефицита по отношению к
-объемов общественного производства в целом и по отраслям;
-объемов капитальных вложений;
-финансовых результатов в целом по экономике и по отраслям;
-уровня инфляции и т.д.
Главным недостатком
этих показателей является их многоаспектность,
наличие множества факторов, под
воздействием которых они формируются,
поэтому при анализе
Эффективность в
узком смысле - это оптимальные
внутрисистемные
-общий уровень
налогообложения (удельный вес
налогов в валовом
-соотношения прямых и косвенных налогов; налогов с физических и юридических лиц;
-устойчивость (стабильность) налогового законодательства;
-роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета;
-дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность;
-система льгот
и ее соответствие приоритетам
социально-экономической
-характер системы санкций;
-уровень сложности расчета налогооблагаемой базы;
-наличие лазеек для ухода от налогообложения;
-качественный уровень налогового законодательства и т.д.
Приведенный перечень
количественных и качественных характеристик
налоговой системы показывает, что
ее эффективность предопределяется
прежде всего внутрисистемным
Важной качественной
характеристикой налоговой
Государство формирует
налоговую систему исходя из своих
интересов. Во-первых, решаются задачи
бюджетного характера и формирования
бюджетных, внебюджетных финансовых фондов
специального (целевого) назначения. Во-вторых,
через налоговую систему
Объективные основы и параметры налоговых платежей сочетаются с субъективными факторами экономической политики государства, модифицируют их, подчиняют общим задачам и целям, которые решает государство в своей внутренней и внешней политике. Это воздействие может носить иногда деформирующий характер, подрывать базис расширенного воспроизводства предприятий, что нередко было в годы плановой экономики и имеет место в современных российских условиях рыночного реформирования.
Учет объективных и субъективных факторов формирования налоговой системы позволяет оптимизировать ее структуру и эффективность функционирования, повысить ее роль и значение в экономическом регулировании производства в условиях рыночной экономики.
Аналитическое определение системных недостатков - первый этап на пути построения эффективной налоговой системы. Второй этап - ее оптимизация.
Оптимизация - это
процесс приведения налоговой системы
в оптимальное, потенциально эффективное
состояние. Проблема оптимизации налоговой
системы - настройки налоговых
Как не остается неизменной
среда, в которой функционирует
налоговая система, так и последняя
не может оставаться в виде застывшей
конструкции. Налоговые рычаги и
стимулы, собственно, и применяются
именно с целью изменения ситуации,
сложившейся в тот или иной
период времени. Своевременный и
оптимальный набор средств
Границы эффективности
и критерии оптимальности налоговой
системы определяются не самой этой
системой, а очерчиваются внешней
средой ее "обитания". В условиях
системного финансово-экономического
кризиса регулирующие возможности
налоговой системы резко
Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики