Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Объектом исследования являются различные виды налогов, современные налоговые системы, налоговая политика Российской Федерации в общем и в условиях кризиса.
Предметом исследования является принципы построения налоговых систем, поступление основных налогов в бюджет, а также направление дальнейшего реформирования налоговой системы в сложных условиях, обусловленных экономическим кризисом, бюджетным дефицитом и высокой инфляцией.

Содержание работы

Введение
1. Налоги. Налоговые системы
1.1 Налоги как экономическая категория
1.2 Виды налогов. Налоговая классификация
1.3 Налоговые системы, принципы их построения и функции
1.4 Эффективность и оптимизация налогообложения
1.5 Налоговое администрирование
2. Основные налоги. Анализ поступлений в бюджет РФ
2.1 Этапы формирования современной налоговой системы в России
2.2 Особенности исчисления основных налогов
2.2 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ
3. Налоговая политика в условиях кризиса
3.1 Определение налоговой политики на ближайшие годы
3.2 Международный опыт налоговой политики
3.3 Эффективность противоциклического налогового стимулирования экономической активности
3.4 Необходимые меры в области налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

В соответствии с  этими двумя позициями принцип  справедливости формулируется в  первом случае как принцип вертикального  и горизонтального равенства  налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, не зависящей от величины облагаемого дохода.

Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:

принципа вертикальной справедливости, в соответствии с  которым субъекты, находящиеся в  различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;

принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся  в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Реализация этого  принципа достигается путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые  ставки увеличиваются в зависимости  от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.

Наряду с общими принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд  специальных принципов. В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых  ставок; обоснованность системы налоговых  льгот; оптимальное сочетание налоговых  функций и др. Каждый из этих принципов  относится к тому или иному  элементу налоговой системы, поэтому  их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности  налоговой системы, которые рассмотрим отдельно.

Для российской налоговой  системы, как и для других налоговых  систем, функционирующих в странах  федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится  принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства.

Принципы построения налоговой системы в своей  совокупности должны создавать условия  для эффективного выполнения налогами своих функций.

Функции налоговой  системы являются производными от объективных  функций налогов; в налоговой  теории однозначное признание получила пока только одна функция - фискальная. По поводу других функций существуют различные мнения: от отрицания наличия  каких-либо других функций, кроме фискальной и, в лучшем случае, контрольной, до чрезмерного расширения их количества. Это связано с тем, что в  современном мире функции государства  многократно возросли: помимо традиционных общественно-политических функций, государство  в той или иной форме регулирует все социально-экономические процессы. Не дискутируя по этому поводу, отметим  лишь, что наибольшее признание в  этой связи получили следующие функции  налоговой системы: уже отмеченная фискальная, макроэкономическая (регулирующая), распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная.

Фискальная функция  состоит в обеспечении доходов  государственной бюджетной системы  и находится под особым контролем  и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий  интерес государства в реализации бюджетной (фискальной) функции, естественно, проявляется в стремлении максимально  увеличить налоговые источники, как это имеет место в России, что может вести к гипертрофированию  фискальной функции перед другими  функциями и задачами налоговой  системы и налоговой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция - это роль налогов  и налоговой политики в системе  факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и  предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система  проявила себя как фактор ограничения  спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости  рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется  в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают  существенным инструментом распределения  и перераспределения национального  дохода, доходов юридических и  физических лиц. Распределительная  функция налогов влияет на распределение  не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция  налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов  как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность  их обращения на непроизводственные цели.

Стимулирующая функция  налоговой системы является одной  из важнейших, но это самая "труднонастраиваемая" функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно  обращена и взаимодействует с  экономическими интересами юридических  и физических лиц. Как и любая  другая функция, стимулирующая функция  проявляется через специфические  формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция  налогов является в современной  российской практике слабо реализуемой  и неэффективно используемой.

Контрольная функция  налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства  и предприятий, реализацию и действенность  силы государственной власти. Без  контрольной функции другие функции  налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей  основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной  власти ведет к ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И  наоборот, ослабление контрольной функции  налогов означает ослабление государственной  власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении  контрольная функция налогов  проявляется в обязательности исполнения налогового законодательства всеми  юридическими и физическими лицами, в полноте сбора налоговых  платежей и действенности и эффективности  штрафных санкций и ответственности  тех, кто не выполняет или не в  полной мере выполняет обязательства  перед государством, предписываемые законом.

В современных условиях имеется "расстыковка" функций  налогов с функциями предприятий, еще недостаточно адаптированных к  закономерностям рынка и конкурентной борьбе. Функции налоговой системы  не "настроены" соответствующим  образом на функции деятельности предприятий, на содействие воспроизводственным  процессам их капитала, ускорению  его оборота и окупаемости. В  этом главный резерв роста эффективности  налоговой политики и перестройки  налогового механизма. 

 

1.4 Эффективность  и оптимизация налогообложения 

Под эффективностью налоговой системы в широком  смысле понимается ее способность выполнять  возложенные на нее функции. Это  означает, что налоговая система  может быть признана эффективной  лишь в том случае, если она отвечает следующим общим (основным) требованиям:

обеспечивает поступление  налогов в бюджет в объемах, достаточных  для выполнения государством своих  экономических, социальных и общественно-политических функции; обеспечивает финансовые условия  для возобновления воспроизводственных  процессов на расширенной основе (это требование означает, что средства, остающиеся после уплаты налогов, должны быть достаточными для сохранения и  развития производства в реальном секторе  экономики);способствует решению наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической  политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее  отражение в налоговом законодательстве.

Таким образом, для  оценки эффективности налоговой  системы требуется целый комплекс критериев. Однако практически не существует прямых показателей, однозначно (в положительном  или отрицательном аспекте) характеризующих  результативность налоговой системы. Поэтому при оценке эффективности  используются косвенные макроэкономические показатели. В расчет при этом принимается  динамика следующих показателей:

-удельного веса  общей суммы налогов в валовом  внутреннем продукте;

-уровня бюджетного  дефицита по отношению к валовому  национальному продукту;

-объемов общественного  производства в целом и по  отраслям;

-объемов капитальных  вложений;

-финансовых результатов  в целом по экономике и по  отраслям;

-уровня инфляции  и т.д.

Главным недостатком  этих показателей является их многоаспектность, наличие множества факторов, под  воздействием которых они формируются, поэтому при анализе экономических  процессов на макроуровне чрезвычайно  трудно определить роль именно налоговой  системы в развитии этих процессов.

Эффективность в  узком смысле - это оптимальные  внутрисистемные характеристики, свидетельствующие  о наличии высоких потенциальных  возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными  внутрисистемными характеристиками, предопределяющими  эффективность или неэффективность  налоговой системы, являются:

-общий уровень  налогообложения (удельный вес  налогов в валовом национальном  продукте);

-соотношения прямых  и косвенных налогов; налогов  с физических и юридических  лиц;

-устойчивость (стабильность) налогового законодательства;

-роль отдельных  видов налогов и налоговых  групп в формировании доходов  бюджета;

-дифференциация  ставок налогообложения и ее  обоснованность;

-система льгот  и ее соответствие приоритетам  социально-экономической политики  государства и интересам налогоплательщиков;

-характер системы  санкций;

-уровень сложности  расчета налогооблагаемой базы;

-наличие лазеек  для ухода от налогообложения;

-качественный уровень  налогового законодательства и  т.д.

Приведенный перечень количественных и качественных характеристик  налоговой системы показывает, что  ее эффективность предопределяется прежде всего внутрисистемным состоянием.

Важной качественной характеристикой налоговой системы  является тяжесть налогообложения, однако до сих пор не имеется общепринятой методики ее исчисления. Существуют лишь разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести налогообложения. Оптимальный уровень налогообложения (объективная сторона) задается границами, возможностями и потребностями воспроизводства предприятий (индивидуальных функционирующих капиталов), их крупных промышленно-финансовых структур и общественного хозяйства в целом: чем меньше в императивном порядке изымается финансовых ресурсов из общего их объема, которым располагает реальная экономика, тем больше возможностей для производственного экономического роста. Однако в реальности необходимость в значительном перераспределении финансовых ресурсов от предприятий диктуется самой экономикой. Это вызывается не только политическими факторами (потребности обороны, безопасности, управления), но и структурными производственными факторами, необходимостью вложений в "человеческий капитал", территориально-региональными причинами, социальными потребностями.

Государство формирует  налоговую систему исходя из своих  интересов. Во-первых, решаются задачи бюджетного характера и формирования бюджетных, внебюджетных финансовых фондов специального (целевого) назначения. Во-вторых, через налоговую систему государство  воздействует на экономику, проводит ту или иную политику экономического роста, инвестиций, дотаций и социальной ориентации; система налогов используется государством как регулирующий инструмент, инструмент управления экономикой, как  важная часть хозяйственного механизма.

Объективные основы и параметры налоговых платежей сочетаются с субъективными факторами  экономической политики государства, модифицируют их, подчиняют общим  задачам и целям, которые решает государство в своей внутренней и внешней политике. Это воздействие  может носить иногда деформирующий  характер, подрывать базис расширенного воспроизводства предприятий, что  нередко было в годы плановой экономики  и имеет место в современных  российских условиях рыночного реформирования.

Учет объективных  и субъективных факторов формирования налоговой системы позволяет  оптимизировать ее структуру и эффективность  функционирования, повысить ее роль и  значение в экономическом регулировании  производства в условиях рыночной экономики.

Аналитическое определение  системных недостатков - первый этап на пути построения эффективной налоговой  системы. Второй этап - ее оптимизация.

Оптимизация - это  процесс приведения налоговой системы  в оптимальное, потенциально эффективное  состояние. Проблема оптимизации налоговой  системы - настройки налоговых инструментов на решение тех или иных задач - на практике возникает довольно часто, можно сказать, существует всегда. Нельзя построить налоговый механизм, который  в течение длительного времени  мог бы оставаться без сколько-нибудь существенных изменений, действуя при  этом в оптимальном режиме.

Как не остается неизменной среда, в которой функционирует  налоговая система, так и последняя  не может оставаться в виде застывшей  конструкции. Налоговые рычаги и  стимулы, собственно, и применяются  именно с целью изменения ситуации, сложившейся в тот или иной период времени. Своевременный и  оптимальный набор средств позволяет  переломить развитие негативных тенденций  и активизировать желательные для  общества процессы в кратчайшие сроки.

Границы эффективности  и критерии оптимальности налоговой  системы определяются не самой этой системой, а очерчиваются внешней  средой ее "обитания". В условиях системного финансово-экономического кризиса регулирующие возможности  налоговой системы резко сокращаются. Такие внутрисистемные характеристики налогов, как щадящий режим налогообложения, наличие налоговых льгот и  преференций, имеют весьма важное значение, но они формируют лишь потенциальные  возможности и не дают гарантий, что эти возможности будут  действительно реализованы.

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики