Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Объектом исследования являются различные виды налогов, современные налоговые системы, налоговая политика Российской Федерации в общем и в условиях кризиса.
Предметом исследования является принципы построения налоговых систем, поступление основных налогов в бюджет, а также направление дальнейшего реформирования налоговой системы в сложных условиях, обусловленных экономическим кризисом, бюджетным дефицитом и высокой инфляцией.

Содержание работы

Введение
1. Налоги. Налоговые системы
1.1 Налоги как экономическая категория
1.2 Виды налогов. Налоговая классификация
1.3 Налоговые системы, принципы их построения и функции
1.4 Эффективность и оптимизация налогообложения
1.5 Налоговое администрирование
2. Основные налоги. Анализ поступлений в бюджет РФ
2.1 Этапы формирования современной налоговой системы в России
2.2 Особенности исчисления основных налогов
2.2 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ
3. Налоговая политика в условиях кризиса
3.1 Определение налоговой политики на ближайшие годы
3.2 Международный опыт налоговой политики
3.3 Эффективность противоциклического налогового стимулирования экономической активности
3.4 Необходимые меры в области налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

налоговый период –  календарный или иной период времени (месяц или квартал), по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма;

налоговая ставка –  величина налога на единицу измерения  налоговой базы;

порядок исчисления налога – законодательно установленный  процесс исчисления налоговой базы, применения налоговых вычетов и  льгот, скидок с налоговых ставок и т.д.;

порядок и сроки  уплаты налога – законодательно установленная  дифференциация сроков уплаты налогов  отдельными категориями налогоплательщиков. Например, в зависимости от объектов налоговой базы, места производства и реализации продукции и других факторов.

Для характеристики налоговой системы и ее структурных  показателей применяется налоговая  классификация, основные принципы которой  устанавливаются в зависимости  от:

объекта налогообложения - прямые и косвенные;

уровня взимания (звена бюджетной системы) - федеральные, региональные и местные;

субъекта уплаты - с физических и юридических лиц;

целевого назначения - общие (без функциональной привязки к расходам бюджета) и целевые;

источника уплаты - с  доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж);

способа изъятия - у  источника и с налоговой декларации.

Данная классификация  не исчерпывающая, но она является основной, наиболее часто используемой для  оценки налоговой системы. При необходимости (в аналитических и других целях) каждая налоговая группа может быть детализирована по тем или иным признакам. Например, в составе прямых налогов  выделяются подоходные, поимущественные, ресурсные (рентные); в составе косвенных - акцизы, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные - для отдельных  видов и товарных групп, и универсальные  и т.д.

Налоговая классификация  позволяет выявить роль каждого  налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, что особенно важно с точки  зрения эффективности и перспективности  соответствующих налогов и их групп. Она позволяет также определить целевую направленность налоговой  системы: преобладание косвенных налогов  обычно свидетельствует о ее нацеленности на решение преимущественно фискальных задач, а также об уровне "цивилизованности" налоговой системы, ее соответствие мировым стандартам на основе сравнительного анализа основных пропорций налоговой  системы.

Необходимость налоговой  классификации во многом связана  с усложнением налоговых систем, потребностью совершенствования процесса управления налогообложением. Поэтому  классификация налогов, как особый раздел налоговой науки, имеет сравнительно короткую историю, хотя основные классификационные признаки известны с давних времен. Особое внимание в налоговой классификации обычно уделяется делению налогов на прямые и косвенные.

Прямые налоги имеют  в качестве объекта налогообложения  доход (прибыль) физических и юридических  лиц, имущество, природные ресурсы  и другие факторы, способствующие получению  доходов. Суммы прямых налогов находятся  в непосредственной зависимости: при  подоходном обложении - от финансовых результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов и личных доходов физических лиц; при поимущественном  и ресурсном (рентном) обложении - от стоимости имущества и объемов  природных ресурсов, используемых в  целях получения доходов. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с  физических лиц; налог на пользование  недрами; налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; водный налог; транспортный налог; налог на имущество организаций; налог на недвижимость; земельный  налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или дарение. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы и  их гораздо больше, чем косвенных, роль этих налогов в современной  российской практике налогообложения  весьма скромная: поступления только от одного налога на добавленную стоимость  гораздо выше, чем от всех прямых налогов, вместе взятых.

Косвенные налоги взимаются  с операций по реализации товаров, работ  и услуг, экспорту и импорту товаров  и тому подобных операций. Суммы  налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в  процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или к  выручке от продаж (по налогу с продаж). В налоговой теории отношение  к косвенным налогам неоднозначно. Эти налоги считаются крайне несправедливыми, поскольку они через механизм цен в конечном счете перекладываются  на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что  косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных  доходов. Они гораздо менее, чем  прямые налоги, зависят от циклических  колебаний конъюнктуры, поэтому  являются более надежным бюджетным  источником. В фазах экономического спада объем прибыли снижается  весьма существенно (вплоть до нуля), в  то время как товарооборот, который  также может снижаться, никогда  не достигает нулевой отметки.

Кроме того, косвенные  налоги обладают свойством прямого  индексирования по темпам инфляции. Темпы  инфляции почти автоматически переносятся  на объемы поступлений косвенных  налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов  прямо не связана с темпами  инфляции- поступления налога на прибыль  и подоходного налога могут как  отставать от темпов инфляции, так  и опережать их в зависимости  от динамики объектов обложения и  характера установленных ставок (прогрессивное или пропорциональной налогообложение).

Доминирование тех  или иных типов налогов отражает общую политическую ориентацию государства. Принято считать, что чем выше уровень демократичности того или  иного государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов  бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб  прямым свидетельствует и снижении уровня демократизации в обществе. Это обстоятельство отражает тот  факт, что в случае с прямыми  налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством ( в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля за этим государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных, то и государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.

В рамках российской налоговой системы в целом  косвенные налоги играют весьма значительную роль, особенно при формировании доходов  федерального бюджета. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной  стабилизации доходов бюджетной  системы (и федерального бюджета  в первую очередь), а с другой стороны  – объективно понижает потенциал  контроля за использованием этих средств  со стороны общества в целом и  его отдельных граждан.

По итогам 2003 г. структура  российской налоговой системы с  точки зрения соотношения в ней  прямых и косвенных налогов представлена в табл.1. 

 

Таблица 1.

Структура налоговой  системы России в 2003 г.

Налоги Консолидированный

бюджет Федеральный бюджет

1 2 3 4 5

      в % к итогу в % от ВВП в % к итогу в % от ВВП

Прямые 34,36 8,67 9,09 1,39

Косвенные 51,70 13,05 78,27 11,94

Прочие 13,94 3,52 12,64 1,93 

Очевидно, что в  рамках российской налоговой системы  в целом доминируют косвенные  налоги, объем которых составляет 13,05 % ВВП. Доля прямых налогов значительно  ниже – всего 8,67 % ВВП.  

1.3 Налоговые системы,  принципы их построения и функции 

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Свое особое "национальное лицо" имеют налоговые системы США, Японии, Франции, Германии, Швеции, Великобритании. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а  также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.

Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных  законом; принципов, форм и методов  их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой  системы являются система налогов  и налоговый механизм.

Система налогов  — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам  платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется  преобладающая масса бюджетных  доходов, как в российской, так  и в мировой практике являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических  лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в  социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость (или имущество).

Налоговый механизм - понятие более объемное, чем  система налогов, представляет собой  совокупность всех средств и методов  организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая  политика государства, формируются  основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение  конкретных социально-экономических  задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет  налоговое законодательство, а внутри него - механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения  и другие элементы, связанные с  исчислением налогов).

Посредством изменения  механизма налогообложения можно  придать налоговой системе качественно  новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного  и видового состава налогов. В  самом простом случае это достигается  путем изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой  практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы льгот. Последние и устанавливаются  на относительно короткий срок - на 2-3 года, по истечении которых льготы перестают  действовать автоматически, но могут  быть продлены. Серьезная переориентация налоговой системы достигается  также при изменении налогооблагаемой базы за счет состава налогоплательщиков, объектов налогообложения и т.д.

Способность налоговой  системы в целом и каждого  налога в отдельности выполнять  возложенные на них функции зависит  от принципов, на которых она построена.

Принципы построения налоговых систем в налоговой  теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения:

- принцип справедливости (равенства) налогообложения;

- определенность  и точность налогов (размер  налогов, сроки, способ и порядок  исчисления должны быть точно  определены и понятны налогоплательщику);

- удобство сроков  и способов уплаты;

- экономичность (эффективность)  налогов, т.е. расходы по сбору  и обслуживанию налогов должны  быть как можно меньше относительно  сумм, поступающих в доход государства  в виде того или иного налога.

В настоящее время  в мировой налоговой теории имеются  две основные точки зрения на справедливость налогов. Первая состоит в том, что  налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального  равенства, т.е. должны быть равными  для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения  и каких-либо других факторов. Уровень  налоговых ставок должен быть при  этом минимальным (низким, насколько  это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в  идеале - их не должно быть совсем.

В соответствии с  другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых  ставок не имеет принципиального  значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную  сеть льгот и дифференциацию налоговых  ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются  принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых  достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики