Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа
Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Объектом исследования являются различные виды налогов, современные налоговые системы, налоговая политика Российской Федерации в общем и в условиях кризиса.
Предметом исследования является принципы построения налоговых систем, поступление основных налогов в бюджет, а также направление дальнейшего реформирования налоговой системы в сложных условиях, обусловленных экономическим кризисом, бюджетным дефицитом и высокой инфляцией.
Введение
1. Налоги. Налоговые системы
1.1 Налоги как экономическая категория
1.2 Виды налогов. Налоговая классификация
1.3 Налоговые системы, принципы их построения и функции
1.4 Эффективность и оптимизация налогообложения
1.5 Налоговое администрирование
2. Основные налоги. Анализ поступлений в бюджет РФ
2.1 Этапы формирования современной налоговой системы в России
2.2 Особенности исчисления основных налогов
2.2 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ
3. Налоговая политика в условиях кризиса
3.1 Определение налоговой политики на ближайшие годы
3.2 Международный опыт налоговой политики
3.3 Эффективность противоциклического налогового стимулирования экономической активности
3.4 Необходимые меры в области налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
налоговый период – календарный или иной период времени (месяц или квартал), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма;
налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы;
порядок исчисления налога – законодательно установленный процесс исчисления налоговой базы, применения налоговых вычетов и льгот, скидок с налоговых ставок и т.д.;
порядок и сроки
уплаты налога – законодательно установленная
дифференциация сроков уплаты налогов
отдельными категориями
Для характеристики
налоговой системы и ее структурных
показателей применяется
объекта налогообложения - прямые и косвенные;
уровня взимания (звена бюджетной системы) - федеральные, региональные и местные;
субъекта уплаты - с физических и юридических лиц;
целевого назначения - общие (без функциональной привязки к расходам бюджета) и целевые;
источника уплаты - с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж);
способа изъятия - у
источника и с налоговой
Данная классификация не исчерпывающая, но она является основной, наиболее часто используемой для оценки налоговой системы. При необходимости (в аналитических и других целях) каждая налоговая группа может быть детализирована по тем или иным признакам. Например, в составе прямых налогов выделяются подоходные, поимущественные, ресурсные (рентные); в составе косвенных - акцизы, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные - для отдельных видов и товарных групп, и универсальные и т.д.
Налоговая классификация
позволяет выявить роль каждого
налога и каждой налоговой группы
в формировании доходов бюджета,
что особенно важно с точки
зрения эффективности и
Необходимость налоговой
классификации во многом связана
с усложнением налоговых
Прямые налоги имеют
в качестве объекта налогообложения
доход (прибыль) физических и юридических
лиц, имущество, природные ресурсы
и другие факторы, способствующие получению
доходов. Суммы прямых налогов находятся
в непосредственной зависимости: при
подоходном обложении - от финансовых
результатов экономической
Косвенные налоги взимаются
с операций по реализации товаров, работ
и услуг, экспорту и импорту товаров
и тому подобных операций. Суммы
налогов определяются в виде надбавки
к цене товара (по акцизам) или в
процентах: к добавленной стоимости
(по налогу на добавленную стоимость),
к выручке от реализации или к
выручке от продаж (по налогу с продаж).
В налоговой теории отношение
к косвенным налогам
Кроме того, косвенные
налоги обладают свойством прямого
индексирования по темпам инфляции. Темпы
инфляции почти автоматически
Доминирование тех или иных типов налогов отражает общую политическую ориентацию государства. Принято считать, что чем выше уровень демократичности того или иного государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует и снижении уровня демократизации в обществе. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством ( в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля за этим государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных, то и государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.
В рамках российской налоговой системы в целом косвенные налоги играют весьма значительную роль, особенно при формировании доходов федерального бюджета. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и федерального бюджета в первую очередь), а с другой стороны – объективно понижает потенциал контроля за использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.
По итогам 2003 г. структура
российской налоговой системы с
точки зрения соотношения в ней
прямых и косвенных налогов
Таблица 1.
Структура налоговой системы России в 2003 г.
Налоги Консолидированный
бюджет Федеральный бюджет
1 2 3 4 5
в % к итогу в % от ВВП в % к итогу в % от ВВП
Прямые 34,36 8,67 9,09 1,39
Косвенные 51,70 13,05 78,27
Прочие 13,94 3,52 12,64 1,93
Очевидно, что в
рамках российской налоговой системы
в целом доминируют косвенные
налоги, объем которых составляет
13,05 % ВВП. Доля прямых налогов значительно
ниже – всего 8,67 % ВВП.
1.3 Налоговые системы,
принципы их построения и
В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Свое особое "национальное лицо" имеют налоговые системы США, Японии, Франции, Германии, Швеции, Великобритании. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.
Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.
Система налогов
— это совокупность налогов, сборов,
пошлин и других приравненных к налогам
платежей, взимаемых на территории
государства в тот или иной
период времени. Основными налогами,
посредством которых
Налоговый механизм
- понятие более объемное, чем
система налогов, представляет собой
совокупность всех средств и методов
организационно-правового
Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него - механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).
Посредством изменения
механизма налогообложения
Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.
Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения:
- принцип справедливости (равенства) налогообложения;
- определенность
и точность налогов (размер
налогов, сроки, способ и
- удобство сроков и способов уплаты;
- экономичность (эффективность)
налогов, т.е. расходы по
В настоящее время
в мировой налоговой теории имеются
две основные точки зрения на справедливость
налогов. Первая состоит в том, что
налоги должны строиться на основе
вертикального и
В соответствии с
другой позицией, напротив, считается,
что номинальный уровень
Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики