Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Объектом исследования являются различные виды налогов, современные налоговые системы, налоговая политика Российской Федерации в общем и в условиях кризиса.
Предметом исследования является принципы построения налоговых систем, поступление основных налогов в бюджет, а также направление дальнейшего реформирования налоговой системы в сложных условиях, обусловленных экономическим кризисом, бюджетным дефицитом и высокой инфляцией.

Содержание работы

Введение
1. Налоги. Налоговые системы
1.1 Налоги как экономическая категория
1.2 Виды налогов. Налоговая классификация
1.3 Налоговые системы, принципы их построения и функции
1.4 Эффективность и оптимизация налогообложения
1.5 Налоговое администрирование
2. Основные налоги. Анализ поступлений в бюджет РФ
2.1 Этапы формирования современной налоговой системы в России
2.2 Особенности исчисления основных налогов
2.2 Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ
3. Налоговая политика в условиях кризиса
3.1 Определение налоговой политики на ближайшие годы
3.2 Международный опыт налоговой политики
3.3 Эффективность противоциклического налогового стимулирования экономической активности
3.4 Необходимые меры в области налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

Все это приводит к тому, что налоговые послабления, призванные помочь экономическим агентам  в период рецессии, начинают действовать  тогда, когда необходимость в  них уже ослабла или перестала  иметь место, т.е. в период оживления  или подъема. В результате, меры вместо противоциклических могут превратиться в проциклические.

Правила налоговой  политики, представляют собой определенным образом формализованные обязательства  государства осуществлять те или  иные меры в налоговой области  при наличии определенных экономических  условий. Так, в 2000 г. после принятия среднесрочной программы социально-экономического развития достаточно последовательно  реализовывалось правило, согласно которому в условиях экономического роста государство последовательно  снижало ненефтяные налоговые доходы бюджета. Такая политика была проциклической и в настоящее время, когда  нефтяные доходы бюджета резко сократились, создала финансовые проблемы, вызванные  низким уровнем структурных ненефтяных доходов при высоком уровне государственных  расходных обязательств.

Известно, что стимулирующая  налоговая политика, сводящаяся к  снижению налоговых ставок и введению налоговых льгот, при некоторых  условиях должна приводить к росту  совокупного спроса, увеличению предложения  труда, снижению затрат предприятий  на рабочую силу, увеличению инвестиционного  спроса. Однако снижение налогов при  неизменности расходов государства  ведет к увеличению бюджетного дефицита, который должен быть профинансирован  за счет наращивания государственного долга. Эго может привести к росту  процентных ставок и, в результате, к сокращению инвестиций и затруднению  экономического роста. Для переходной экономики особенно в условиях нестабильности мировой финансовой системы значительное наращивание государственного долга  представляется малореалистичным, поэтому  значительное снижение налогов может  привести к необходимости финансирования дефицита бюджета за счет эмиссии  Центрального банка, что вызовет, особенно после исчерпания внешних резервов, высокую инфляцию, неопределенность динамики валютного курса, т.е. подрыв предпосылок долгосрочного экономического роста.

Соответственно, при  разработке стимулирующих налоговых  мер главным условием должно быть то, чтобы реализация таких мер  не вызвала серьезного увеличения бюджетного дефицита, которое невозможно профинансировать без резкого увеличения процентных ставок и эмиссии Центрального банка. Конкретные налоговые новации должны быть согласованы с бюджетными проектировками, основанными на пессимистичном макроэкономическом прогнозе, характеризующимся низким уровнем мировых цен на сырье  и энергоносители и низкими темпами  роста мировой экономики.

К основным стимулирующим  налоговым мерам относятся:

-стимулирование  производства;

- стимулирование  совокупного спроса;

-стимулирование  инвестиций.

Сторонники стимулирования производства налоговыми мерами обосновывают эффективность такою рода действий механизмом кривой Лаффера, предполагающим, что путем снижения налоговых  ставок могут быть созданы условия  роста инвестиций и предложения  труда. Однако механизм, основывающийся на кривой Лаффера, не находит эмпирического  подтверждения, что объясняется, по-видимому, тем, что налоговые ставки на практике не так высоки, как предполагается моделью Лаффера, т.е. устанавливаются в таком диапазоне, что их снижение не приводит к росту налогов.

Стимулирование совокупного  спроса путем снижения подоходного  налога предполагает, что сокращение налога вызывает увеличение личного  потребления, что, в свою очередь, вызывает рост производства вслед за увеличением  спроса. Однако рост производства при  увеличении спроса может произойти, если наряду с наличием таких факторов производства, как незагруженные  мощности, незанятая рабочая сила, неиспользуемые природные ресурсы, цены на эти факторы не слишком  высоки, а применение факторов достаточно эффективно. Однако такая предпосылка  не всегда выполняется. Поэтому увеличение совокупного спроса может не вызывать расширение производства, повышение  эффективности факторов и рост производственных возможностей экономики.

Важные причины, ограничивающие действенность мер по повышению  спроса за счет снижения подоходного  налога, вытекают из теоретических  соображений о том, что распределение  дохода между потреблением и сбережениями не определяется текущим уровнем  дохода и краткосрочной склонностью  к потреблению. Величина потребления  и сбережения может определяться величиной постоянного дохода, представляющего  собой сглаженный уровень дохода за ряд лет или даже за весь жизненный  цикл человека. Поэтому налоговые  послабления могут не приводить  к прогнозируемым последствиям. В  то же время, если потребитель не может  для выбора оптимального для него уровня потребления прибегнуть к  получению кредита, то временное  снижение подоходного налога может, смягчив ограничение по ликвидности, вызвать рост потребления.

Потребитель может  не реагировать на повышение своего дохода в результате снижения налога, так как он будет предполагать, что в будущем налог опять  увеличат, и для компенсации будущего роста налоговой нагрузки будет  сберегать доход, вызванный снижением  в настоящее время.

Временное снижение косвенных налогов для стимулирования совокупного спроса может иметь  более сильное воздействие на потребление, чем временное снижение подоходного налога. Эффективность  снижения косвенных налогов в  течение экономического спада ограничена тем, что потребители меняют свое поведение до снижения соответствующего налога и после его повышения. Спрос на облагаемые налогом товары снижается в период от момента, когда  становится известно о планировании подобной меры, до момента снижения налога, и в период после повышения  налога, поскольку покупки переносятся  на то время, когда налог снижен. Кроме того, следует учитывать, что  эффект от снижения косвенных налогов  зависит от соотношения эластичностей  спроса и предложения на товары, а также условий конкуренции. Так, в ситуации совершенно эластичного  предложения, когда продавцы стремятся  реализовать весь потенциально возможный  объем товара по старой цене, снижение налога приведет к снижению цен для  потребителей и росту объемов  выпуска и потребления. В условиях неэластичного спроса выгоды также  достанутся потребителям, однако объемы выпуска товара после снижения налога не изменятся. В промежуточной ситуации выгоды будут распределены между  потребителями и производителями.

Снижение налога на прибыль предприятий также  может привести к росту потребительского спроса в той мере, в какой вырастут доходы собственников при распределении  прибыли, или их богатство за счет роста объема нераспределенной прибыли  собственников предприятий в  результате снижения налога. Для работников такой эффект возможен при условии  переложения налога на них, однако в  современных условиях, увеличение оплаты труда при снижении налога на прибыль маловероятно. Эффект снижения налога на прибыль скорее всего будет мал, так как в условиях кризиса прибыль предприятий сильно уменьшается.

Стимулирование инвестиций в рамках налоговой политики осуществляется путем использования таких инструментов как инвестиционный налоговый кредит, понимаемый как уменьшение суммы  налоговых обязательств на определенную долю от величины осуществляемых инвестиций, ускоренная амортизация, снижение ставки налога на прибыль. Теоретически с помощью  подобных мер можно увеличить  уровень инвестиций, намечаемый предприятиями  к осуществлению при некотором  уровне процентных ставок.

Применение инвестиционного  налогового кредита, как временной  противоциклической меры обладает теми же негативными свойствами, что и  снижение косвенных налогов для  стимулирования потребительского спроса: она вызывает снижение инвестиционной активности в ожидании принятия этой меры и после ее отмены, создавая неритмичность в процессе инвестирования. Аналогично снижению налоговой ставки действует механизм ускоренной амортизации, если он применяется как временная  мера. Если же инвестиционный налоговый  кредит и ускоренная амортизация  используются как постоянные меры стимулирования инвестиций, то важно понимание того, что они являются проциклическими, уменьшая предельную ставку налога на прибыль в период подъема, когда  инвестиции растут, и увеличивая в  период кризиса, когда инвестиции падают. Таким образом, в течение кризиса  прибыль предприятий облагается по более высоким эффективным  ставкам.

Если налоговые  стимулы для инвестиций предоставляются  за счет увеличения государственных  заимствований или эмиссионного финансирования, то вряд ли можно ожидать  соответствующего отклика предприятий. В первом случае рост государственных  заимствований приводит к увеличению процентных ставок и соответствующему удорожанию финансовых ресурсов для  предприятий (эффект вытеснения частных  инвестиций государственными расходами). Во втором случае налоговое стимулирование роста может привести к нарушению  макроэкономической стабильности, к  параличу кредитной системы, непредсказуемости  динамики процента, валютного курса, относительных цен факторов производства и тем самым к невозможности  осуществления сколько-нибудь долгосрочных инвестиционных планов. 

3.4 Необходимые меры  в области налоговой политики  в Российской Федерации 

Сказанное выше говорит  о том, что из всего спектра  инструментов стимулирующей налоговой  политики, которые могли бы быть реализованы в настоящее время  для смягчения кризисных процессов, целесообразно осуществлять те меры, которые рационально использовать при любом уровне экономической  конъюнктуры, т.е. их не придется отменять на этапе экономического подъема  и те, которые повышают стабилизационные свойства налоговой системы.

Ниже перечислены  некоторые меры, которые могут  быть применены для повышения  уровня нейтральности, справедливости и эффективности налоговой системы.

- ведение единой  ставки НДС на уровне, обеспечивающем  неизменность доходов бюджета  (16-17%). Переход на единую ставку  будет способствовать упрощению  администрирования, но снизит  прогрессивность распределения  налога по доходным группам  населения (в предпосылке переложения налога на потребителей), поскольку именно для населения с низкими доходами в потребительской корзине относительно большая часть расходов приходится на продукты первой необходимости, медикаменты, продукцию сельского хозяйства и пр. Компенсация потерь таких групп населения должна быть обеспечена за счет соответствующих расходов бюджета.

-повышение эффективности  налога на прибыль организаций:  совершенствование определения  и учета документально подтвержденных  и необходимых для ведения  бизнеса расходов, переход к годовому  отчетному периоду. Целесообразно  установление льготного порядка  налогообложения некоммерческих  организаций, включая бюджетные,  совершенствование применения спецрежимов.

- совершенствованию  налогообложения операций с ценными  бумагами, налогообложение банков, процентных доходов. 

- совершенствование  системы налогообложения добычи  нефти: расширение и совершенствование  применения механизма налоговых  каникул по МДПИ либо применение  понижающих коэффициентов к ставке  налога (добыча на различных участках  континентального шельфа, разработка  мелких нефтяных месторождений); рассмотрение вопроса о снижении  предельной ставки вывозной таможенной  пошлины на нефть; подготовка  и введение налога на дополнительный  доход при добыче углеводородов  на новых месторождениях.

- изменение системы  налогообложения добычи природного  газа: построение ставки НДПИ, взимаемого  при добыче природного газа, по  аналогии с НДПИ при добыче  нефти - в зависимости от цены  на газ на внутреннем рынке  при наличии необлагаемого налогом  минимума; дифференциация ставки  НДПИ в зависимости от условий  добычи применение понижающего  коэффициента к ставке налога  для газовых месторождений с  высокой степенью выработанности  запасов, налоговые каникулы или  понижающие коэффициенты для  новых месторождений в неосвоенных  регионах и на континентальном  шельфе; в долгосрочной перспективе  - переход к налогообложению дополнительного  дохода.

- создание эффективной  системы налогообложения недвижимости, включающее создание кадастра  объектов недвижимости в сжатые  сроки: разработку методики массовой  оценки недвижимости на основе  данных кадастра; повышение полномочий  региональных и местных властей  в области налогообложения недвижимости  при условии установления высокого  необлагаемого минимума в период  кризиса.

- неповышение налоговой  нагрузки на малые предприятия  путем сохранения корректирующих  коэффициентов индексации базовой  доходности по единому налогу  на вмененный доход. 

Также перечислим некоторые  необходимые меры в области налогового администрирования:

-установление паритетных  отношений между налогоплательщиками  и налоговыми органами;

-увеличение ответственности  налоговых органов за разъяснения,  оказавшиеся неточными;

-снижение на период  кризиса размеров пени и штрафов.

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики