Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:31, дипломная работа
Цель дипломного проекта - разработать мероприятия повышения конкурентоспособности банка (на примере ОАО «Сбербанк»).
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте необходимо последовательное решение следующих задач:
- изучить литературу по данной проблематике;
- определить экономическую сущность конкуренции, ее виды и методы оценки;
- дать оценку конкурентоспособности коммерческого банка;
- предложить направления повышения конкурентоспособности банка;
- проанализировать экономическую эффективность возможной реализации предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ…………………...4
1.1 Понятие конкурентоспособности. Сфера и уровни банковской конкуренции…………………………………………………………….………...4
1.2 Современные особенности и закономерности банковской конкуренции
в Российской Федерации………………………………………………….. 12
1.3 Применение зарубежного опыта развития основных банковских услуг ………….................................................................................................................18
ГЛАВА 2. Анализ финансовой деятельности Осб № 8601…………………………………………………………………....………….20
2.1 Общая характеристика банка Осб № 8601….….………………………....20
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»……………………………………..………24
2.3 Анализ предоставляемых услуг ОАО «Сбербанк России»…………..…..30
ГЛАВА 3. Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг………………………..………………..…………………………….....43
3.1 Актуальные проблемы банковской конкуренции в России и пути их решения……………………………….. ……………………..…….…….…...43
3.2 Развитие новых банковских продуктов и услуг…………………………...45
3.3 Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО ОСБ № 8601……………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………………………………....55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……
Сферой деятельности современных коммерческих банков являются практически все рыночные сектора. Следовательно, и сфера банковской конкуренции весьма обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна.
На финансовом рынке банки конкурируют с небанковским структурами и это соперничество можно разделить на три уровня.
1. Основной уровень конкуренция
между коммерческими банками
(универсальными и
2. Второй уровень конкуренция
банков с небанковскими
3. Третий уровень конкуренция
банков с нефинансовыми
Кроме этих трех уровней можно выделить два подуровня:
4. Индивидуальная конкуренция,
где конкурентами являются
5. Групповая конкуренция,
когда образуются конкурентные
группы из родственных
Анализ конкурентов позволяет:
· выработать стратегию нейтрализации их сильных сторон;
· сконцентрировать усилия на тех услугах, которые имеют устойчивые позиции;
· выделить наиболее перспективных клиентов;
· формировать положительную
мотивацию у потенциальных
· усилить уверенность
после точного определения
Анализ конкурентов тесно связан с анализом стратегии конкурента и оценке его стратегических возможностей.
В соответствии с тем положением, которое банк занимает на рынке, выявляются основные конкуренты (банки и небанковские структуры), по которым и проводится исследование и анализ.
Чаще всего банки классифицируют конкурентов по следующим группам:
- прямые конкуренты (традиционно
входящие в число основных
конкурентов): банки, имеющие высокие
показатели роста и
- новые банки, в основном,
иностранные или банки,
- потенциальные "новички" новые небанковские конкуренты.
Для анализа степени влияния конкурентов необходима информация о конкурентах.
Количественная информация:
- наименование и организационно-
- величина уставного капитала (валютный и рублевый части) и его динамика;
- лицензированные виды деятельности банка;
- состояние филиальной сети;
- номенклатура основных видов продуктов и услуг ( включая качество и цены);
- подробная организационная структура банка;
- наличие банков-корреспондентов ;
- наиболее крупные клиенты
банка; данные об основных
Качественная информация:
- имидж конкурента на рынке;
- качество обслуживания;
- приверженность клиентов;
- рекламная стратегия;
- информация об операционной системе банка;
- стратегия развития конкурента.
Объем информации о каждом клиенте может отличаться как по числу количественных показателей, так и по качественным характеристикам.
Имея информацию о конкурентах, целесообразно проводить сравнительный анализ собственной деятельности банка по отношению к конкурентам. Он позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности как собственно банка, так и у конкурентов. Эффективным инструментом для проведения сравнительного анализа традиционно служат матрицы.
Упрощенно "формулу" конкурентоспособности можно представить в виде:
Конкурентоспособность = качество + цена + уровень обслуживания
Управление
1.2 Современные особенности
и закономерности банковской
конкуренции в Российской
Одной из существенных характеристик современной банковской конкуренции в России является то, что на рынке функционируют, с одной стороны, частные кредитные организации, нацеленные на достижение прибыли, с другой стороны - кредитные организации с государственным участием, номинально ориентированные на развитие экономики, а фактически преследующие те же цели максимизации дохода. Причем последние используют в качестве основного пассива средства федерального бюджета, но совершают при этом операции обычного универсального коммерческого банка, получая тем самым неоспоримые конкурентные преимущества в формировании своей ресурсной базы.
Подобный антиконкурентный вектор развития банковской системы страны не способствует эффективной деятельности кредитных учреждений. Следовательно, в создавшихся условиях целесообразно принять определенные меры в отношении сложившейся системы коммерческих банков с государственным участием в целях придания динамизма развитию рынка банковских услуг в целом.
Рыночная конкурентная среда
- это среда наиболее адекватная
данному состоянию
Несформированная конкурентная среда на банковском рынке не позволяет в полной степени реализовать потенциал экономического роста, не обеспечивает качественного банковского обслуживания населения, сдерживает техническое перевооружение предприятий, ограничивает привлечение средств от инвесторов.
Особенности банковской конкуренции на отечественном рынке банковских услуг:
. Монополистическое положение
Сбербанка России, функционирующего
в интересах государства и
получающего значительную
. Из первой особенности
вытекает вторая - несовершенство
законодательно-правовой базы, а
именно, фактически не соблюдается
ФЗ «О защите конкуренции». Это
препятствует развитию
. Российскую банковскую
систему отличает высокая
. Неравномерность
. Малая численность банковских
отделений в расчете на 100 тысяч
человек. В нашей стране на
100 тысяч жителей приходится в
среднем по 11 банковских отделений.
Для сравнения: в Германии
. Господство на рынке
универсальных коммерческих
На российском банковском рынке конкурентная среда в значительной степени искажена, наблюдаются все признаки ограничения конкуренции, значительная часть которых провоцируется государством в лице Центрального банка. Основная проблема государственного регулирования конкурентных отношений состоит в явно выраженном дуализме:
. Государство выступает как регулятор банковской системы.
. Одновременно государство
является участником
В сложившихся условиях регулирующая
деятельность государства в лице
Банка России на рынке банковских
услуг должна быть направлена не селективно
на отдельные институты (прежде всего
частные), а на рынок в целом, причем
это касается как сдерживающего,
так и стимулирующего воздействия.
Это обуславливает
С учетом потребностей нашей
экономики, а также процессов
интеграции России в мировое экономическое
сообщество, с учетом раскрытия нашего
внутреннего финансового и
Масштабы и параметры, которые сегодня характеризуют наш финансовой рынок, никак не могут отвечать потребностям экономики и политическим амбициям нашей страны.
На международном политическом поле не может быть мощной державы без развитой экономики. В равной степени не может быть развитой экономики без мощной национальной банковской системы.
Приоритетом номер один должна
стать задача обеспечения экономики
России необходимыми объемами финансовых
ресурсов - в первую очередь, долгосрочными
кредитами. Для этого надо вернуть
в банковский оборот средства пенсионных
и социальных фондов, привлечь средства
из неофициального, наличного и оффшорного
оборота в банковскую сферу. Кроме
того, требуется стимулировать
В условиях активного роста
спроса на кредиты со стороны населения
и реального сектора бизнеса
у банков может обостриться проблема
ограниченности ресурсов. Во-первых, темпы
роста депозитов населения
Растущая активность иностранных
банков на российском рынке выражается
как в участившихся покупках отечественных
банков, так и в активном выходе
в российские регионы посредством
развития региональных сетей. В условиях
возросшей конкуренции для
Информация о работе Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг