Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта - разработать мероприятия повышения конкурентоспособности банка (на примере ОАО «Сбербанк»).
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте необходимо последовательное решение следующих задач:
- изучить литературу по данной проблематике;
- определить экономическую сущность конкуренции, ее виды и методы оценки;
- дать оценку конкурентоспособности коммерческого банка;
- предложить направления повышения конкурентоспособности банка;
- проанализировать экономическую эффективность возможной реализации предложенных мероприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ…………………...4
1.1 Понятие конкурентоспособности. Сфера и уровни банковской конкуренции…………………………………………………………….………...4
1.2 Современные особенности и закономерности банковской конкуренции
в Российской Федерации………………………………………………….. 12
1.3 Применение зарубежного опыта развития основных банковских услуг ………….................................................................................................................18
ГЛАВА 2. Анализ финансовой деятельности Осб № 8601…………………………………………………………………....………….20
2.1 Общая характеристика банка Осб № 8601….….………………………....20
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»……………………………………..………24
2.3 Анализ предоставляемых услуг ОАО «Сбербанк России»…………..…..30
ГЛАВА 3. Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг………………………..………………..…………………………….....43
3.1 Актуальные проблемы банковской конкуренции в России и пути их решения……………………………….. ……………………..…….…….…...43
3.2 Развитие новых банковских продуктов и услуг…………………………...45
3.3 Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО ОСБ № 8601……………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………………………………....55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.диплом.docx

— 181.60 Кб (Скачать файл)

          Сферой деятельности современных коммерческих банков являются практически все рыночные сектора. Следовательно, и сфера банковской конкуренции весьма обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна.

         На финансовом рынке банки конкурируют с небанковским структурами и это соперничество можно разделить на три уровня.

1. Основной уровень конкуренция  между коммерческими банками  (универсальными и специализированными). Раньше между универсальными и специализированными существовало значительное различие, которое объяснялось тем, что для ряда операций были введены законодательные ограничения. Например, такого рода ограничения были введены в Великобритании в начале 30ых годов как реакция на огромное число банковских крахов в период 1929-1933 годов. Прибыли банков от отдельных специализированных операций были настолько велики, что деятельность в других сферах была для них просто не обязательной. С усилением конкуренции все больше проявляется тенденция к универсализации банковской деятельности, т.к. "банковский супермаркет" в условиях рынка лучше адаптируется к колебаниям рыночной конъюнктуры, а значит и более конкурентоспособен.

2. Второй уровень конкуренция  банков с небанковскими кредитно-финансовыми  институтами (страховыми компаниями, пенсионными и инвестиционными  фондами, финансовыми брокерами  и др.).

3. Третий уровень конкуренция  банков с нефинансовыми структурами  (торговыми домами, почтами, автопромышленными  предприятиями и др.).

        Кроме этих трех уровней можно выделить два подуровня:

4. Индивидуальная конкуренция,  где конкурентами являются отдельные  кредитные институты; 

5. Групповая конкуренция,  когда образуются конкурентные  группы из родственных кредитных  институтов. Исследование конкурентной  среды банка в рамках анализа среды маркетинга необходимо направлять на тщательное изучение основных конкурентов, разрабатывая информационные системы для их анализа.

          Анализ конкурентов позволяет:

· выработать стратегию нейтрализации  их сильных сторон;

· сконцентрировать усилия на тех услугах, которые имеют  устойчивые позиции;

· выделить наиболее перспективных  клиентов;

· формировать положительную  мотивацию у потенциальных клиентов к приобретению услуг банка;

· усилить уверенность  после точного определения сильных  и слабых сторон предоставляемых  банком услуг.

         Анализ конкурентов тесно связан с анализом стратегии конкурента и оценке его стратегических возможностей.

         В соответствии с тем положением, которое банк занимает на рынке, выявляются основные конкуренты (банки и небанковские структуры), по которым и проводится исследование и анализ.

          Чаще всего банки классифицируют конкурентов по следующим группам:

- прямые конкуренты (традиционно  входящие в число основных  конкурентов): банки, имеющие высокие  показатели роста и оказывающие  (или могущие оказать) существенное  влияние на основную деятельность;

- новые банки, в основном, иностранные или банки, расширяющие  географическую сферу деятельности;

- потенциальные "новички"  новые небанковские конкуренты.

Для анализа степени влияния  конкурентов необходима информация о конкурентах.

          Количественная информация:

- наименование и организационно-правовая  форма (акционерный, паевой) специализация,  основные учредители или пайщики,  первые лица банка; 

- величина уставного капитала (валютный и рублевый части)  и его динамика;

- лицензированные виды  деятельности банка; 

- состояние филиальной  сети;

- номенклатура основных  видов продуктов и услуг ( включая качество и цены);

- подробная организационная  структура банка; 

- наличие банков-корреспондентов ;

- наиболее крупные клиенты  банка; данные об основных служащих, численности всего персонала,  системы оплаты и стимулирования  труда).

          Качественная информация:

- имидж конкурента на  рынке; 

- качество обслуживания;

- приверженность клиентов;

- рекламная стратегия; 

- информация об операционной  системе банка; 

- стратегия развития конкурента.

            Объем информации о каждом клиенте может отличаться как по числу количественных показателей, так и по качественным характеристикам.

          Имея информацию о конкурентах, целесообразно проводить сравнительный анализ собственной деятельности банка по отношению к конкурентам. Он позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности как собственно банка, так и у конкурентов. Эффективным инструментом для проведения сравнительного анализа традиционно служат матрицы.

        Упрощенно "формулу" конкурентоспособности можно представить в виде:

         Конкурентоспособность = качество + цена + уровень обслуживания

Управление конкурентоспособностью банковских продуктов тесно связано  с управлением его жизненным  циклом. Жизненный цикл банковского  продукта это разработка конкретно  банковского товара, его выход  на рынок и до момента своевременного устранения с рынка. Управление жизненным циклом банковских товаров означает способность банка обеспечивать конкурентоспособную номенклатуру, а, следовательно, преимущества в конкурентной борьбе и устойчивое положение на рынке.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Современные особенности  и закономерности банковской  конкуренции в Российской Федерации

 

Одной из существенных характеристик  современной банковской конкуренции  в России является то, что на рынке  функционируют, с одной стороны, частные кредитные организации, нацеленные на достижение прибыли, с  другой стороны - кредитные организации  с государственным участием, номинально ориентированные на развитие экономики, а фактически преследующие те же цели максимизации дохода. Причем последние  используют в качестве основного  пассива средства федерального бюджета, но совершают при этом операции обычного универсального коммерческого банка, получая тем самым неоспоримые  конкурентные преимущества в формировании своей ресурсной базы.

Подобный антиконкурентный вектор развития банковской системы страны не способствует эффективной деятельности кредитных учреждений. Следовательно, в создавшихся условиях целесообразно принять определенные меры в отношении сложившейся системы коммерческих банков с государственным участием в целях придания динамизма развитию рынка банковских услуг в целом.

Рыночная конкурентная среда - это среда наиболее адекватная данному состоянию общественного  производства и его рыночному  проявлению. Она служит основой для  реализации конкурентных отношений  на рынке банковских услуг, и ее развитие связано с наличием большого числа  контрагентов на рынке.

Несформированная конкурентная среда на банковском рынке не позволяет  в полной степени реализовать  потенциал экономического роста, не обеспечивает качественного банковского  обслуживания населения, сдерживает техническое  перевооружение предприятий, ограничивает привлечение средств от инвесторов.

Особенности банковской конкуренции  на отечественном рынке банковских услуг:

. Монополистическое положение  Сбербанка России, функционирующего  в интересах государства и  получающего значительную поддержку  с его стороны. Высокий уровень  монополизации банковской системы  - реальная угроза для выживания  малых и средних банков в  условиях неравной конкуренции  с монополизированным банковским  сектором (на три крупнейших банка  с высокой долей государственного  участия приходится более 90% всех  частных вкладов).

. Из первой особенности  вытекает вторая - несовершенство  законодательно-правовой базы, а  именно, фактически не соблюдается  ФЗ «О защите конкуренции». Это  препятствует развитию добросовестной  банковской конкуренции.

. Российскую банковскую  систему отличает высокая степень  концентрации: 100 крупнейших банков  контролируют 83,5 % активов. Однако  это не означает повышения  конкурентоспособности банковской  системы, поскольку среди средних  и мелких банков наблюдается  значительная раздробленность.

. Неравномерность географического  распределения кредитных организаций  по территории страны обуславливает  недостаточную обеспеченность ряда  субъектов Федерации банковскими  услугами и низкий уровень  конкуренции в масштабах государства. 

. Малая численность банковских  отделений в расчете на 100 тысяч  человек. В нашей стране на 100 тысяч жителей приходится в  среднем по 11 банковских отделений.  Для сравнения: в Германии этот  показатель равен 58, в Италии - 57, а в США - 33.

. Господство на рынке  универсальных коммерческих банков  с государственным участием, конкурирующих  с частными кредитными организациями  создает необоснованные конкурентные  преимущества, искажая условия конкурентной  борьбы.

На российском банковском рынке конкурентная среда в значительной степени искажена, наблюдаются все  признаки ограничения конкуренции, значительная часть которых провоцируется  государством в лице Центрального банка. Основная проблема государственного регулирования  конкурентных отношений состоит  в явно выраженном дуализме:

.    Государство выступает как регулятор банковской системы.

. Одновременно государство  является участником банковской  деятельности, прямо или опосредованно  управляющим универсальными коммерческими  банками, конкурирующими на рынке  банковских услуг.

В сложившихся условиях регулирующая деятельность государства в лице Банка России на рынке банковских услуг должна быть направлена не селективно на отдельные институты (прежде всего  частные), а на рынок в целом, причем это касается как сдерживающего, так и стимулирующего воздействия. Это обуславливает необходимость  корректировки роли государства  в деятельности кредитных организаций  страны, особенно в части формирования полноценной конкурентной среды  на рынке банковских услуг.

С учетом потребностей нашей  экономики, а также процессов  интеграции России в мировое экономическое  сообщество, с учетом раскрытия нашего внутреннего финансового и банковского  рынков для внешнего капитала должен быть дан ответ на вопрос: намерены ли мы сохранить, а в дальнейшем укреплять  национальную банковскую систему, сделать  ее способной обеспечивать страну необходимыми финансово-кредитными ресурсами.

Масштабы и параметры, которые сегодня характеризуют  наш финансовой рынок, никак не могут  отвечать потребностям экономики и  политическим амбициям нашей страны.

На международном политическом поле не может быть мощной державы  без развитой экономики. В равной степени не может быть развитой экономики  без мощной национальной банковской системы.

Приоритетом номер один должна стать задача обеспечения экономики  России необходимыми объемами финансовых ресурсов - в первую очередь, долгосрочными  кредитами. Для этого надо вернуть  в банковский оборот средства пенсионных и социальных фондов, привлечь средства из неофициального, наличного и оффшорного оборота в банковскую сферу. Кроме  того, требуется стимулировать развитие фондового рынка и рынка производных  финансовых инструментов, расширить  инфраструктуру банковского рынка, развивать в равной мере крупные, средние и малые банки.

В условиях активного роста  спроса на кредиты со стороны населения  и реального сектора бизнеса  у банков может обостриться проблема ограниченности ресурсов. Во-первых, темпы  роста депозитов населения заметно  уступают темпам роста его кредитования. Во-вторых, средства предприятий не могут в полной мере служить для  банков основным источником ресурсов. Несмотря на высокую долю в пассивах, они на три четверти состоят из вкладов до востребования.

Растущая активность иностранных  банков на российском рынке выражается как в участившихся покупках отечественных  банков, так и в активном выходе в российские регионы посредством  развития региональных сетей. В условиях возросшей конкуренции для российских банков становится важным четкое позиционирование, понимание, в какой нише следует  работать, чтобы быть конкурентоспособным.

Информация о работе Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг