Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:31, дипломная работа
Цель дипломного проекта - разработать мероприятия повышения конкурентоспособности банка (на примере ОАО «Сбербанк»).
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте необходимо последовательное решение следующих задач:
- изучить литературу по данной проблематике;
- определить экономическую сущность конкуренции, ее виды и методы оценки;
- дать оценку конкурентоспособности коммерческого банка;
- предложить направления повышения конкурентоспособности банка;
- проанализировать экономическую эффективность возможной реализации предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ…………………...4
1.1 Понятие конкурентоспособности. Сфера и уровни банковской конкуренции…………………………………………………………….………...4
1.2 Современные особенности и закономерности банковской конкуренции
в Российской Федерации………………………………………………….. 12
1.3 Применение зарубежного опыта развития основных банковских услуг ………….................................................................................................................18
ГЛАВА 2. Анализ финансовой деятельности Осб № 8601…………………………………………………………………....………….20
2.1 Общая характеристика банка Осб № 8601….….………………………....20
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»……………………………………..………24
2.3 Анализ предоставляемых услуг ОАО «Сбербанк России»…………..…..30
ГЛАВА 3. Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг………………………..………………..…………………………….....43
3.1 Актуальные проблемы банковской конкуренции в России и пути их решения……………………………….. ……………………..…….…….…...43
3.2 Развитие новых банковских продуктов и услуг…………………………...45
3.3 Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО ОСБ № 8601……………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………………………………....55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……
Депозитарий Сбербанка является одним из крупнейших российских банковских депозитариев: рыночная стоимость активов на хранении составляет около 2 трлн. руб., из них 1 трлн. руб. приходится на активы клиентов. В Депозитарии обслуживается 249 тыс. счетов депо, из них 242 тыс. - счета физических лиц. Депозитарий принимал непосредственное участие в сопровождении операций Банка и его клиентов в части проведения торговых, залоговых операций, оформления выкупов ценных бумаг, реструктуризации задолженности по облигационным займам. Кроме того, Депозитарий выполнял функции по хранению базового актива для выпуска и погашения депозитарных расписок на акции крупнейших российских эмитентов.
В рейтинге международного журнала Global Custodian, составленном по отзывам клиентов о качестве предоставляемых услуг, в 2010 году Депозитарию Сбербанка присвоен статус Domestic Commended как депозитарию, рекомендованному инвесторам, в том числе иностранным, для обслуживания на внутреннем российском рынке.
В 2010 году Сбербанк развивал услуги по индивидуальному доверительному управлению на финансовых рынках. Благодаря эффективному управлению портфелями клиентов удалось сохранить базу действующих учредителей управления и привлечь новых. В конце года Банком были представлены новые стратегии инвестирования по индивидуальному доверительному управлению, что позволило значительно расширить продуктовый ряд Банка в части инвестиционных услуг.
В течение 2012 года в филиалах Сбербанка действовало 430 агентских пункта по приему заявок на операции с паями 32 паевых инвестиционных фондов, находящихся под управлением 6 управляющих компаний. Объем операций по покупке/продаже паев за 2012 год составил 111 млн. руб.
3. НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
3.1 Актуальные проблемы
банковской конкуренции в
Банковская конкуренция является одной из актуальных тем, обусловленная активным участием российских банков в основных сегментах финансового рынка, необходимостью научного обобщения накопленного опыта практической банковской деятельностью, а также отсутствием комплексных разработок этой проблемы с учетом мирового опыта.
К проблемам конкуренции на рынке банковских услуг России можно отнести:
. Доминирующее положение
Сбербанка России, единственным
достойным конкурентом
. В свете кризиса происходят слияния и поглощения мелких банков и превращение их в филиалы крупных банков, либо просто ликвидация этих банков.
. Непрозрачность структуры
капитала крупных федеральных
банков и напротив достаточная
прозрачность этой структуры
у средних и малых
. Недоверие населения
к банковскому сектору. В
. Большое число мелких банков, не имеющих доступа к господдержке, испытывают серьезные проблемы с ликвидностью, в то время как у госбанков с этим все в порядке.
. Непрозрачность определения
критериев помощи
Характеризуя перспективы банковской системы России, можно выделить следующие сценарии развития:
- Уход мелких банков с финансового рынка.
- Консолидация в секторе и быстрое сокращение количества банков.
- Универсализация двух-трех десятков ведущих банков.
- Специализация остальных банков.
В целях повышения
- Дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, реальное снижение темпа инфляции.
- Укрепление позиций участников финансового рынка, в первую очередь банков.
Обеспечение инвестиционной безопасности, стабильности законов, правовых гарантий для привлечения инвесторов - российских и иностранных - в банковскую сферу.
- Повышение эффективности и координации деятельности многочисленных органов надзора и контроля за участниками разных сегментов банковской сферы.
- Формирование в стране и за рубежом доверия к российским банкам.
- Целеустремленное повышение квалификации участников финансового рынка, в том числе руководящих кадров, которые должны иметь базовое образование; это требует усиления контроля за качеством преподавания в учебных центрах послевузовского образовании.
К перспективам развития банковского сектора в целом можно отнести его консолидацию, повышение прозрачности структуры капитала средних игроков с целью выхода на международные рынки капитала или привлечения стратегических инвесторов, дальнейшую универсализацию банков (универсальные коммерческие банки с широким спектром услуг.
3.2 Развитие новых банковских продуктов и услуг
Для экономического роста и повышения конкурентоспособности необходима разработка новых технологий или модернизация предоставляемых банковских продуктов.
Новый банковский продукт
- это технологический процесс,
включающий комплекс
Классификация новых продуктов включает:
- полностью новый продукт
(продукт, который банк до
- ограниченную вариацию
существующего продукта (результат
внесения изменений в
- внедрение существующего
продукта в новом месте (
- разовые сделки (услуги,
разрабатываемые с целью
Сформулируем основные
- укрепление банковского
сектора России, с одной стороны,
и усиление конкуренции на
региональных рынках
- понимание руководством
банков значимости управления
взаимоотношениями с ключевыми
клиентами для обеспечения
- использование персонального менеджмента, во-первых, при обслуживании ключевых клиентов, формировании спроса на услуги, во-вторых, для изучения потребности клиентов в банковских услугах.
Среди факторов, способствующих
разработке услуг или внесению
новых элементов" в имеющиеся,
следует выделить изменяющиеся
потребности клиентов в
1. Рост операционных издержек
по сравнению с сокращающейся
рентабельностью капитала, поскольку
каждый новый вид операций, сопровождающих
предоставление услуги, влечет риск
увеличения издержек. Снижение банковской
маржи и относительный рост
операционных издержек
2. Организационный фактор,
а именно отсутствие
3. Создание нового продукта
связано с рисками, среди
Следует иметь в виду, что внедрение
новых продуктов может быть
оправдано в том случае, если
в результате ожидается
3.3 Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «Cбербанка»
По данным Банка России, кредитные карты выпускают лишь 40 банков (эмиссией «пластика» в стране занимаются 697, а эквайрингом – 672 банка). По исследованиям некоторых российских банков, к настоящему моменту эмитировано не более 2 000 кредитных карт, в Европе же основная масса банковских карт – именно кредитные. Доля кредиток в общем объеме всех выпущенных карт ничтожно мала: от 1% до 6% (на развитом рынке она должна составлять до 25%). Однако даже оптимистические цифры платежных систем показывают, что кредитными картами обзавелись не более 4% россиян. Доля платежей в торгово-сервисной сети в общем количестве транзакций по кредитной карте в России – 32%. Для сравнения: в Великобритании – 98%, в Германии – 93%, в Испании – 80%, в Египте – 62%, во Франции – 57%, в Румынии – 11%, на Украине – 3%.
Рис. 3.2.1 Доля платежей в торгово-сервисной сети в общем количестве транзакций по кредитной карте
Детальный анализ ситуации показывает, что в России сложились далеко не все условия для стремительного развития рынка кредитных карт. Среди основных проблем специалисты выделяют:
- экономическую – невыгодность беспроцентного кредитования, обусловленную российской спецификой рынка;
- слабое развитие банковской инфраструктуры;
- отсутствие одного из центральных и очень важных звеньев западного кредитного рынка – кредитных бюро;
- юридические проблемы взаимодействия с должниками;
- болезнь роста: когда при введении нового канала продаж или нового карточного продукта возникает нехватка внутренних ресурсов для его обслуживания и, соответственно, страдает качество услуг;
- проблемы маркетинга и рекламы.
Кроме того, по мнению банковских специалистов, пользование банковскими услугами в нашей стране ограничивает ряд факторов.
- недоверие к банкам (до 35% представителей среднего класса сомневаются в их надежности);
- незнание банковских продуктов (до 20% представителей среднего класса плохо осведомлены о них);
- низкое качество обслуживания (около 15% представителей среднего класса не удовлетворены набором и качеством услуг, временем и технологиями обслуживания).
Для эффективной работы Сбербанка необходимо проводить регулярный мониторинг спроса на пластиковые карты, выявлять сегмент потребителя, где спрос на них наиболее высок, и работать с этим сегментом в усиленном режиме.
Информация о работе Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг