Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта - разработать мероприятия повышения конкурентоспособности банка (на примере ОАО «Сбербанк»).
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте необходимо последовательное решение следующих задач:
- изучить литературу по данной проблематике;
- определить экономическую сущность конкуренции, ее виды и методы оценки;
- дать оценку конкурентоспособности коммерческого банка;
- предложить направления повышения конкурентоспособности банка;
- проанализировать экономическую эффективность возможной реализации предложенных мероприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ…………………...4
1.1 Понятие конкурентоспособности. Сфера и уровни банковской конкуренции…………………………………………………………….………...4
1.2 Современные особенности и закономерности банковской конкуренции
в Российской Федерации………………………………………………….. 12
1.3 Применение зарубежного опыта развития основных банковских услуг ………….................................................................................................................18
ГЛАВА 2. Анализ финансовой деятельности Осб № 8601…………………………………………………………………....………….20
2.1 Общая характеристика банка Осб № 8601….….………………………....20
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»……………………………………..………24
2.3 Анализ предоставляемых услуг ОАО «Сбербанк России»…………..…..30
ГЛАВА 3. Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг………………………..………………..…………………………….....43
3.1 Актуальные проблемы банковской конкуренции в России и пути их решения……………………………….. ……………………..…….…….…...43
3.2 Развитие новых банковских продуктов и услуг…………………………...45
3.3 Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО ОСБ № 8601……………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………………………………....55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.диплом.docx

— 181.60 Кб (Скачать файл)

 

           Из анализа пассивов банка видно, что наибольший удельный вес составляют платные пассивы: в 2009 году - 92,1%, в 2010 году - 89,1% и в 2011 году - 84,4%. На втором месте в 2009 году ресурсы в системе Сбербанка - 46,5%, в 2010 году средства физических лиц - 55%, а именно вклады, счета банковских карт 95,8% и в 2011 году также средства физических лиц - 60,8% (вклады и счета банковских карт 97,3%). Наибольший темп роста наблюдается у прочих обязательств - 188,9%.

         В таблице 2 представлены данные о структуре и динамике активов банка за 2009-2011 гг.

Таблица 2.2.2 - Динамика активов ОСБ по республике Бурятия

№ пп

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

Рост 2009/2008, %

Рост 2010/2009, %

1

2

3

4

6

7

1.

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

444 872

616 948

1 424 877

138,7%

231,0%

2.

СРЕДСТВА В БАНКАХ, НЕТТО

553

557

403

100,6%

72,4%

3.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ

33 465

178 355

276 104

533,0%

154,8%

4.

КРЕДИТЫ КЛИЕНТАМ, НЕТТО

16 109 747

14 960 849

19 373 157

92,9%

129,5%

4.1.

Кредиты юридическим лицам

6 873 307

7 148 502

9 329 989

104,0%

130,5%

4.1.1.

- срочные кредиты

6 866 393

7 123 184

9 280 599

103,7%

130,3%

4.1.2.

- просроченные кредиты

6 915

25 319

49 390

366,1%

195,1%

4.2.

Кредиты физическим лицам

9 624 181

8 571 484

10 644 825

89,1%

124,2%

4.2.1.

- срочные кредиты

9 486 158

8 436 474

10 450 484

88,9%

123,9%

4.2.2.

- просроченные кредиты

138 023

135 010

194 341

97,8%

143,9%

4.3.

Резервы (минус)

-483 173

-854 060

-1 102 293

176,8%

129,1%

4.4.

Требования по получению  процентов

95 432

94 922

91 004

99,5%

95,9%

5.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

786 775

1 017 790

1 113 734

129,4%

109,4%

6.

ПРОЧИЕ АКТИВЫ

227 655

258 511

500 636

113,6%

193,7%

6.1.

- драгоценные металлы  и камни

2 428

7 324

5 610

301,7%

76,6%

6.2.

- инвест. в ассоциир. компании

0

0

0

   

6.3.

- резерв по прочим  активам (минус)

-14 466

-40 348

-42 998

278,9%

106,6%

6.4.

- хозяйственные материалы

35 624

40 176

52 503

112,8%

130,7%

6.5.

- средства в расчетах  и прочие

204 069

251 359

485 520

123,2%

193,2%

7.

ВНУТРИСИСТЕМНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ

708 653

213 914

988 334

30,2%

462,0%

7.1.

- Сбербанку России

0

0

0

   

7.2.

- в системе Байкальского  банка

516 722

0

0

0,0%

#ДЕЛ/0!

7.3.

- счета МФР

191 805

213 473

987 772

111,3%

462,7%

7.4.

- прочие расчеты

126

441

562

349,2%

127,3%

8.

РАБОТАЮЩИЕ АКТИВЫ

16 818 953

15 175 319

19 590 998

90,2%

129,1%

9.

А К Т И В Ы - Н Е  Т Т О

18 311 720

17 246 923

23 677 246

94,2%

137,3%


 

            Из анализа активов банка видно, что наибольший удельный вес составляют работающие активы: в 2009 году - 91,8%, в 2010 году - 88% и в 2011 году - 82,7%. На втором месте - кредиты клиентам: в 2009 году - 88%, в 2010 году - 86,7% и в 2011 году - 81,8%. Наибольший темп роста наблюдается у обязательных активов - 533% и прочих активов - 193,7%.

 

В таблице 3 представлены данные о структуре и динамике доходов-расходов банка за 2009-2011 гг.

 

Таблица 2.2.3 - Динамика доходов-расходов ОСБ республике Бурятия

 

№ пп

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

01.01

2008

01.01.

2009

01.01.

2010

01.01.

2011

Рост 2008/2007, %

Рост 2009/2008, %

Рост 2010/2009, %

1

2

3

4

5

 

6

7

8

 

 

О П Е Р А Ц И  О Н Н Ы Е   Д О Х О Д Ы

             

1.

ПРОЦЕНТНЫЕ ДОХОДЫ

1 666 253

2 082 873

2 553 082

2 638 619

125%

123%

103%

1.1.

СРЕДСТВА В БАНКАХ

0

0

0

0

     

1.2.

КРЕДИТЫ КЛИЕНТАМ

1 666 197

2 082 817

2 553 047

2 638 570

125%

123%

103%

1.3.

РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ СБЕРБАНКА  РОССИИ

56

57

35

49

102%

62%

140%

2.

ПРОЦЕНТНЫЕ РАСХОДЫ

-683 187

-879 990

-1 131 719

-837 992

129%

129%

74%

2.1.

СРЕДСТВА БАНКОВ

0

0

-9

0

   

0%

2.2.

СРЕДСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ  ЛИЦ

-36 824

-129 436

-37 356

-82 169

351%

29%

220%

2.3.

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

-275 981

-310 187

-363 176

-447 301

112%

117%

123%

2.4.

РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ СБЕРБАНКА  РОССИИ

-370 382

-440 367

-731 188

-308 522

119%

166%

42%

3.

ЧИСТЫЙ ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД (ДО РЕЗЕРВОВ)

983 066

1 202 883

1 421 363

1 800 627

122%

118%

127%

4.

ОТЧИСЛЕНИЯ НА СЧЕТА РВПС

-31 326

-111 841

-431 398

-253 392

357%

386%

59%

5.

ЧИСТЫЙ ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД (ПОСЛЕ РЕЗЕРВОВ)

951 740

1 091 043

989 965

1 547 235

115%

91%

156%

6.

ЧИСТЫЙ КОМИССИОННЫЙ ДОХОД

453 555

586 194

564 842

701 102

129%

96%

124%

6.1.

КОМИССИОННЫЙ ДОХОД  
(с учетом доходов по 745-р)

456 251

590 041

569 095

715 228

129%

96%

126%

6.1.1.

Некредитные комиссии

278 101

355 452

416 299

491 321

128%

117%

118%

6.1.1.1.

Комиссии по операциям  с юридическими лицами

150 309

195 557

230 860

261 669

130%

118%

113%

6.1.1.2.

Комиссии по операциям  с физическими лицами

127 793

159 895

185 439

229 653

125%

116%

124%

6.1.2.

Кредитные комиссии

178 149

234 590

152 796

223 906

132%

65%

147%

6.2.

КОМИССИОННЫЙ РАСХОД

-2 696

-3 848

-4 253

-14 126

143%

111%

332%

7.

ЧИСТЫЙ ДОХОД ПО КОНВЕРСИОННЫМ  ОПЕРАЦИЯМ

19 584

29 944

38 803

6 920

153%

130%

18%

8.

ЧИСТЫЕ ДОХОДЫ ПО СДЕЛКАМ  С ДРАГ. МЕТАЛЛАМИ

12 305

14 028

13 395

10 319

114%

95%

77%

9.

ПРОЧИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ

18 637

20 873

10 895

4 568

112%

52%

42%

10.

ВНУТРИСИСТЕМНЫЕ РАСЧЕТЫ (кроме  доходов/расходов за размещение свободных  ресурсов и комиссионных доходов  в рамках 745-р)

-57 807

-18 594

-34 342

-28 332

32%

185%

83%

11.

РЕЗЕРВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ПРОЧИМ АКТИВАМ

-22 183

-2 898

-22 173

-61 948

13%

765%

279%

12.

НЕПРОЦЕНТНЫЕ ДОХОДЫ

424 090

629 547

571 420

632 629

148%

91%

111%

13.

ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ ВСЕГО

1 375 830

1 720 589

1 561 385

2 199 847

125%

91%

141%

 

 

О П Е Р А Ц И  О Н Н Ы Е   Р А С Х О Д Ы

             

1.

АМОРТИЗАЦИЯ

-52 812

-58 093

-73 842

-75 641

110%

127%

102%

2.

АХР

-126 519

-143 386

-137 153

-159 548

113%

96%

116%

3.

НАЛОГИ, ОТНОСИМЫЕ НА РАСХОДЫ

-86 104

-50 822

-52 592

-61 380

59%

103%

117%

4.

РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСОНАЛА

-454 092

-569 163

-547 310

-652 371

125%

96%

119%

5.

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ФОНД ОБЯЗАТ. СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ

-99 449

-30 217

-27 571

-38 735

30%

91%

140%

6.

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

-79 325

-111

-4 628

-153

0%

4170%

3%

7.

ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ  ВСЕГО

-898 301

-851 792

-843 096

-987 828

95%

99%

117%

8.

ПРИБЫЛЬ

477 529

868 797

718 288

1 212 019

182%

83%

169%

10.

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

378 080

716 652

744 054

1 002 473

190%

104%

135%


 

 

           Общая величина доходов в рассматриваемом периоде имела тенденцию сначала к спаду, а потом к росту: в 2010 году темп роста составил 90,75 %, в 2011 году - 140,89 %. В 2009 году наибольший удельный вес принадлежал процентным доходам (69,9%), в 2010 году - 91% и в 2011 году - 81,85%. В динамике доля этого вида доходов увеличилась на 3,4% в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Вторая по величине статья доходов в 2009 году - непроцентные доходы (36,6%), в 2010 году - 36,6% и комиссионные доходы в 2011 году - 32,51%. Непроцентные доходы в 2011 году увеличились на 10,7%. Комиссионный доход вырос в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 25,7%. Процентные доходы в рассматриваемый период состояли из процентов, полученных за предоставленные кредиты, и ресурсов в системе Сбербанка. Рост процентных доходов свидетельствует о целенаправленных действиях банка в области кредитной и процентной политики.

 

 

2.3 Анализ предоставляемых  услуг ОАО «Сбербанк России»

 

        Виды  банковских услуг:

- Кредиты;

- Вклады и счета;

- ОнЛ@йн – услуги;

- Бонусная программа «Спасибо от Сбербанка»;

- Респект от Сбербанка;

- Инвестиции и ценные  бумаги;

- Сбербанк Премьер;

- Для пенсионеров;

- Обслуживание ВИП-клиентов;

- Обслуживание зарплатных  клиентов;

- Брокерские услуги;

- Платежи и переводы;

- Управление благосостоянием;

- Наличная валюта и  дорожные чеки;

- Драгоценные металлы  и монета;

- Аренда сейфов;

- Универсальный договор  банковского обслуживания;

- Реестр залогов Сбербанка;

- Банковское страхование;

- Обслуживание.

Основой создания и выпуска  банковского продукта является удовлетворение каких–либо потребностей клиентов, т.е. потребитель приобретает не продукт  как таковой, имеющий определенный набор свойств, а его способность  удовлетворять конкретную свою потребность. Таким образом, для банка большое  значение имеет предоставление реальной выгоды клиенту, приобретающему данный банковский продукт. Разрабатывая какую–либо услугу, банк определяет набор её свойств, позволяющих удовлетворить определённую потребность клиента.

           В 2010 году в Сбербанке было создано специальное подразделение по работе с клиентами, чья годовая выручка не превышает 25 млн. руб. и чей предельный объем кредитования по технологии «Кредитная фабрика» не превышает 1,5 млн. руб., а по другим кредитным продуктам - 7 млн. руб. Работа с данным сегментом была направлена на поддержку малого бизнеса в условиях сложной макроэкономической ситуации, расширение линейки кредитных и некредитных продуктов и внедрение системы интернет-банкинга.

         Продолжилось активное сотрудничество  Банка с администрациями республик,  краев и областей Российской  Федерации в части финансирования  региональных программ, направленных  на развитие регионов и повышение  их инвестиционной привлекательности,  стабилизацию социального климата.

Основной вид услуг, предоставляемых  банком корпоративным клиентам, - услуги расчетно-кассового обслуживания. Комиссионные доходы Группы Сбербанка за расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц по итогам года составили 36,9 млрд. руб., или 35% всех комиссионных доходов Группы.

            В 2010 году возрос интерес крупнейших, крупных и средних компаний-холдингов  к комплексным продуктам на  базе систем дистанционного обслуживания, называемых «Корпоративное казначейство».  Эта услуга позволяет холдингам  контролировать операции по своим  счетам, получать информационные  сервисы (выписки и отчеты), осуществлять  корпоративное  бюджетирование и интеграцию с корпоративными учетными системами холдинга.  Комиссионный доход банка по операциям инкассации увеличился за год на 11,6% и составил 4,1 млрд. руб.

            Банк повысил технологичность выполнения и сопровождения операций инкассации, доставки, приема и пересчета денежной наличности, в т.ч. максимально внедрил безакцептное списание комиссий за услуги инкассации и упростить процедуру заключения договоров.

          В результате роста объема  предоставленных за юридических  лиц банковских гарантий за  год на 55% до 135 млрд. руб., комиссионный  доход Группы по этому направлению увеличился в 1,6 раза и составил 1,9 млрд. руб.

         В течение 2010 года Банк активно  развивал операции с банковскими  картами, опираясь на обширную  географию приема карт, востребованную  различными категориями клиентов  продуктовую линейку и конкурентные  тарифы. Новый вид услуг, предоставляемых банком -  бонусная программа «Спасибо от Сбербанка». Это очень удобно и выгодно, когда клиенты получают бонусы  СПАСИБО каждый раз, когда расплачиваются картой в обмен на скидки до 99% в магазинах-партнерах.

          С 1 июля 2010 года началось внедрение  новой, более удобной для клиента  модели обслуживания, в основе  которой лежит Универсальный  договор банковского обслуживания.

         Теперь через банкомат, информационно-платежный  терминал или «Сбербанк ОнЛ@йн» клиент может увидеть свои вклады, карты, кредиты, постоянные поручения, металлические счета в «личном кабинете» и осуществить в режиме реального времени операции перевода средств между своими счетами и картами. Операции отражаются по счетам в течение нескольких минут, их проведение осуществляется без использования сберегательной книжки.

 

Таблица 2.3.1 - Динамика результатов работы с банковскими картами Сбербанка России за 2010-2012 гг.

 

 

              Показатель

 

 

 

 

2010 г.

 

 

2011 г.

 

 

2012 г.

Темп прироста, %  

2011 г. от

2010 г.

2012 г. от

2011 г.

Количество действующих  карт, тыс.ед.

28702

30439

39796

6

30,7

Количество банкоматов, ед.

14130

17511

22907

24

30,8

Количество торгово-сервисных  предприятий, привлеченных на эквайринговое обслуживание, тыс. ед.

58,4

72,2

92,5

23,6

28,1

Объем операций по картам, млрд. руб.

2561

3037

3685

18,6

21,3


 

Банк выпустил карты: кредитные, дебетовые, молодежные, социальные, универсальные, подарочные, призванные подчеркнуть высокий статус их обладателей. Держателям этих карт доступны значительные объемы кредитования и круглосуточная связь по выделенной линии с центром телефонного обслуживания Банка.

Активное продвижение  новых услуг и расширение инфраструктуры обслуживания банковских карт закономерно  привели к росту комиссионных доходов Сбербанка по операциям  с банковскими картами.

Также банк упрочил свои позиции на рынке предоставления расчетно-кассовых услуг физическим лицам. Комиссионные доходы по приему платежей, денежным переводам и другим расчетно-кассовым услугам выросли по сравнению с 2011 годом на 16,8% и составили 34,4 млрд. руб.

Общий объем платежей физических лиц, принятых Сбербанком в 2012 году составил 1179 млрд. руб., а количество платежей увеличилось с 1034 млн. до 1065 млн. Большую часть принятых платежей составила оплата жилищно-коммунальных услуг, объем которой вырос в 1,2 раза -- до 445 млрд. руб. Объем налоговых и других платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды вырос в 1,1 раза -- до 187 млрд. руб.

Сбербанк обладает рядом  конкурентных преимуществ при приеме платежей: разветвленной филиальной сетью, наличием отлаженной технологии ежедневной обработки большого количества платежей, предоставлением возможности  безналичных платежей по длительным поручениям клиентов, конкурентными  тарифами. Высокая доля платежей осуществлялась бесплатно для клиента - физического лица при наличии договоров с юридическими лицами - получателями платежей.

Информация о работе Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг