Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:31, дипломная работа
Цель дипломного проекта - разработать мероприятия повышения конкурентоспособности банка (на примере ОАО «Сбербанк»).
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте необходимо последовательное решение следующих задач:
- изучить литературу по данной проблематике;
- определить экономическую сущность конкуренции, ее виды и методы оценки;
- дать оценку конкурентоспособности коммерческого банка;
- предложить направления повышения конкурентоспособности банка;
- проанализировать экономическую эффективность возможной реализации предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ…………………...4
1.1 Понятие конкурентоспособности. Сфера и уровни банковской конкуренции…………………………………………………………….………...4
1.2 Современные особенности и закономерности банковской конкуренции
в Российской Федерации………………………………………………….. 12
1.3 Применение зарубежного опыта развития основных банковских услуг ………….................................................................................................................18
ГЛАВА 2. Анализ финансовой деятельности Осб № 8601…………………………………………………………………....………….20
2.1 Общая характеристика банка Осб № 8601….….………………………....20
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»……………………………………..………24
2.3 Анализ предоставляемых услуг ОАО «Сбербанк России»…………..…..30
ГЛАВА 3. Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг………………………..………………..…………………………….....43
3.1 Актуальные проблемы банковской конкуренции в России и пути их решения……………………………….. ……………………..…….…….…...43
3.2 Развитие новых банковских продуктов и услуг…………………………...45
3.3 Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО ОСБ № 8601……………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………………………………....55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……
Из анализа пассивов банка видно, что наибольший удельный вес составляют платные пассивы: в 2009 году - 92,1%, в 2010 году - 89,1% и в 2011 году - 84,4%. На втором месте в 2009 году ресурсы в системе Сбербанка - 46,5%, в 2010 году средства физических лиц - 55%, а именно вклады, счета банковских карт 95,8% и в 2011 году также средства физических лиц - 60,8% (вклады и счета банковских карт 97,3%). Наибольший темп роста наблюдается у прочих обязательств - 188,9%.
В таблице 2 представлены данные о структуре и динамике активов банка за 2009-2011 гг.
Таблица 2.2.2 - Динамика активов ОСБ по республике Бурятия
№ пп |
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
Рост 2009/2008, % |
Рост 2010/2009, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА |
444 872 |
616 948 |
1 424 877 |
138,7% |
231,0% |
2. |
СРЕДСТВА В БАНКАХ, НЕТТО |
553 |
557 |
403 |
100,6% |
72,4% |
3. |
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ |
33 465 |
178 355 |
276 104 |
533,0% |
154,8% |
4. |
КРЕДИТЫ КЛИЕНТАМ, НЕТТО |
16 109 747 |
14 960 849 |
19 373 157 |
92,9% |
129,5% |
4.1. |
Кредиты юридическим лицам |
6 873 307 |
7 148 502 |
9 329 989 |
104,0% |
130,5% |
4.1.1. |
- срочные кредиты |
6 866 393 |
7 123 184 |
9 280 599 |
103,7% |
130,3% |
4.1.2. |
- просроченные кредиты |
6 915 |
25 319 |
49 390 |
366,1% |
195,1% |
4.2. |
Кредиты физическим лицам |
9 624 181 |
8 571 484 |
10 644 825 |
89,1% |
124,2% |
4.2.1. |
- срочные кредиты |
9 486 158 |
8 436 474 |
10 450 484 |
88,9% |
123,9% |
4.2.2. |
- просроченные кредиты |
138 023 |
135 010 |
194 341 |
97,8% |
143,9% |
4.3. |
Резервы (минус) |
-483 173 |
-854 060 |
-1 102 293 |
176,8% |
129,1% |
4.4. |
Требования по получению процентов |
95 432 |
94 922 |
91 004 |
99,5% |
95,9% |
5. |
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА |
786 775 |
1 017 790 |
1 113 734 |
129,4% |
109,4% |
6. |
ПРОЧИЕ АКТИВЫ |
227 655 |
258 511 |
500 636 |
113,6% |
193,7% |
6.1. |
- драгоценные металлы и камни |
2 428 |
7 324 |
5 610 |
301,7% |
76,6% |
6.2. |
- инвест. в ассоциир. компании |
0 |
0 |
0 |
||
6.3. |
- резерв по прочим активам (минус) |
-14 466 |
-40 348 |
-42 998 |
278,9% |
106,6% |
6.4. |
- хозяйственные материалы |
35 624 |
40 176 |
52 503 |
112,8% |
130,7% |
6.5. |
- средства в расчетах и прочие |
204 069 |
251 359 |
485 520 |
123,2% |
193,2% |
7. |
ВНУТРИСИСТЕМНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ |
708 653 |
213 914 |
988 334 |
30,2% |
462,0% |
7.1. |
- Сбербанку России |
0 |
0 |
0 |
||
7.2. |
- в системе Байкальского банка |
516 722 |
0 |
0 |
0,0% |
#ДЕЛ/0! |
7.3. |
- счета МФР |
191 805 |
213 473 |
987 772 |
111,3% |
462,7% |
7.4. |
- прочие расчеты |
126 |
441 |
562 |
349,2% |
127,3% |
8. |
РАБОТАЮЩИЕ АКТИВЫ |
16 818 953 |
15 175 319 |
19 590 998 |
90,2% |
129,1% |
9. |
А К Т И В Ы - Н Е Т Т О |
18 311 720 |
17 246 923 |
23 677 246 |
94,2% |
137,3% |
Из анализа активов банка видно, что наибольший удельный вес составляют работающие активы: в 2009 году - 91,8%, в 2010 году - 88% и в 2011 году - 82,7%. На втором месте - кредиты клиентам: в 2009 году - 88%, в 2010 году - 86,7% и в 2011 году - 81,8%. Наибольший темп роста наблюдается у обязательных активов - 533% и прочих активов - 193,7%.
В таблице 3 представлены данные о структуре и динамике доходов-расходов банка за 2009-2011 гг.
Таблица 2.2.3 - Динамика доходов-расходов ОСБ республике Бурятия
№ пп |
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ |
01.01 2008 |
01.01. 2009 |
01.01. 2010 |
01.01. 2011 |
Рост 2008/2007, % |
Рост 2009/2008, % |
Рост 2010/2009, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
|
О П Е Р А Ц И О Н Н Ы Е Д О Х О Д Ы |
|||||||
1. |
ПРОЦЕНТНЫЕ ДОХОДЫ |
1 666 253 |
2 082 873 |
2 553 082 |
2 638 619 |
125% |
123% |
103% |
1.1. |
СРЕДСТВА В БАНКАХ |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
1.2. |
КРЕДИТЫ КЛИЕНТАМ |
1 666 197 |
2 082 817 |
2 553 047 |
2 638 570 |
125% |
123% |
103% |
1.3. |
РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ СБЕРБАНКА РОССИИ |
56 |
57 |
35 |
49 |
102% |
62% |
140% |
2. |
ПРОЦЕНТНЫЕ РАСХОДЫ |
-683 187 |
-879 990 |
-1 131 719 |
-837 992 |
129% |
129% |
74% |
2.1. |
СРЕДСТВА БАНКОВ |
0 |
0 |
-9 |
0 |
0% | ||
2.2. |
СРЕДСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ |
-36 824 |
-129 436 |
-37 356 |
-82 169 |
351% |
29% |
220% |
2.3. |
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ |
-275 981 |
-310 187 |
-363 176 |
-447 301 |
112% |
117% |
123% |
2.4. |
РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ СБЕРБАНКА РОССИИ |
-370 382 |
-440 367 |
-731 188 |
-308 522 |
119% |
166% |
42% |
3. |
ЧИСТЫЙ ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД (ДО РЕЗЕРВОВ) |
983 066 |
1 202 883 |
1 421 363 |
1 800 627 |
122% |
118% |
127% |
4. |
ОТЧИСЛЕНИЯ НА СЧЕТА РВПС |
-31 326 |
-111 841 |
-431 398 |
-253 392 |
357% |
386% |
59% |
5. |
ЧИСТЫЙ ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД (ПОСЛЕ РЕЗЕРВОВ) |
951 740 |
1 091 043 |
989 965 |
1 547 235 |
115% |
91% |
156% |
6. |
ЧИСТЫЙ КОМИССИОННЫЙ ДОХОД |
453 555 |
586 194 |
564 842 |
701 102 |
129% |
96% |
124% |
6.1. |
КОМИССИОННЫЙ ДОХОД |
456 251 |
590 041 |
569 095 |
715 228 |
129% |
96% |
126% |
6.1.1. |
Некредитные комиссии |
278 101 |
355 452 |
416 299 |
491 321 |
128% |
117% |
118% |
6.1.1.1. |
Комиссии по операциям с юридическими лицами |
150 309 |
195 557 |
230 860 |
261 669 |
130% |
118% |
113% |
6.1.1.2. |
Комиссии по операциям с физическими лицами |
127 793 |
159 895 |
185 439 |
229 653 |
125% |
116% |
124% |
6.1.2. |
Кредитные комиссии |
178 149 |
234 590 |
152 796 |
223 906 |
132% |
65% |
147% |
6.2. |
КОМИССИОННЫЙ РАСХОД |
-2 696 |
-3 848 |
-4 253 |
-14 126 |
143% |
111% |
332% |
7. |
ЧИСТЫЙ ДОХОД ПО КОНВЕРСИОННЫМ ОПЕРАЦИЯМ |
19 584 |
29 944 |
38 803 |
6 920 |
153% |
130% |
18% |
8. |
ЧИСТЫЕ ДОХОДЫ ПО СДЕЛКАМ С ДРАГ. МЕТАЛЛАМИ |
12 305 |
14 028 |
13 395 |
10 319 |
114% |
95% |
77% |
9. |
ПРОЧИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ |
18 637 |
20 873 |
10 895 |
4 568 |
112% |
52% |
42% |
10. |
ВНУТРИСИСТЕМНЫЕ РАСЧЕТЫ (кроме доходов/расходов за размещение свободных ресурсов и комиссионных доходов в рамках 745-р) |
-57 807 |
-18 594 |
-34 342 |
-28 332 |
32% |
185% |
83% |
11. |
РЕЗЕРВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ПРОЧИМ АКТИВАМ |
-22 183 |
-2 898 |
-22 173 |
-61 948 |
13% |
765% |
279% |
12. |
НЕПРОЦЕНТНЫЕ ДОХОДЫ |
424 090 |
629 547 |
571 420 |
632 629 |
148% |
91% |
111% |
13. |
ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ ВСЕГО |
1 375 830 |
1 720 589 |
1 561 385 |
2 199 847 |
125% |
91% |
141% |
|
О П Е Р А Ц И О Н Н Ы Е Р А С Х О Д Ы |
|||||||
1. |
АМОРТИЗАЦИЯ |
-52 812 |
-58 093 |
-73 842 |
-75 641 |
110% |
127% |
102% |
2. |
АХР |
-126 519 |
-143 386 |
-137 153 |
-159 548 |
113% |
96% |
116% |
3. |
НАЛОГИ, ОТНОСИМЫЕ НА РАСХОДЫ |
-86 104 |
-50 822 |
-52 592 |
-61 380 |
59% |
103% |
117% |
4. |
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСОНАЛА |
-454 092 |
-569 163 |
-547 310 |
-652 371 |
125% |
96% |
119% |
5. |
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ФОНД ОБЯЗАТ. СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ |
-99 449 |
-30 217 |
-27 571 |
-38 735 |
30% |
91% |
140% |
6. |
ПРОЧИЕ РАСХОДЫ |
-79 325 |
-111 |
-4 628 |
-153 |
0% |
4170% |
3% |
7. |
ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ ВСЕГО |
-898 301 |
-851 792 |
-843 096 |
-987 828 |
95% |
99% |
117% |
8. |
ПРИБЫЛЬ |
477 529 |
868 797 |
718 288 |
1 212 019 |
182% |
83% |
169% |
10. |
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ |
378 080 |
716 652 |
744 054 |
1 002 473 |
190% |
104% |
135% |
Общая величина доходов в рассматриваемом периоде имела тенденцию сначала к спаду, а потом к росту: в 2010 году темп роста составил 90,75 %, в 2011 году - 140,89 %. В 2009 году наибольший удельный вес принадлежал процентным доходам (69,9%), в 2010 году - 91% и в 2011 году - 81,85%. В динамике доля этого вида доходов увеличилась на 3,4% в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Вторая по величине статья доходов в 2009 году - непроцентные доходы (36,6%), в 2010 году - 36,6% и комиссионные доходы в 2011 году - 32,51%. Непроцентные доходы в 2011 году увеличились на 10,7%. Комиссионный доход вырос в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 25,7%. Процентные доходы в рассматриваемый период состояли из процентов, полученных за предоставленные кредиты, и ресурсов в системе Сбербанка. Рост процентных доходов свидетельствует о целенаправленных действиях банка в области кредитной и процентной политики.
2.3 Анализ предоставляемых услуг ОАО «Сбербанк России»
Виды банковских услуг:
- Кредиты;
- Вклады и счета;
- ОнЛ@йн – услуги;
- Бонусная программа «Спасибо от Сбербанка»;
- Респект от Сбербанка;
- Инвестиции и ценные бумаги;
- Сбербанк Премьер;
- Для пенсионеров;
- Обслуживание ВИП-клиентов;
- Обслуживание зарплатных клиентов;
- Брокерские услуги;
- Платежи и переводы;
- Управление благосостоянием;
- Наличная валюта и дорожные чеки;
- Драгоценные металлы и монета;
- Аренда сейфов;
- Универсальный договор банковского обслуживания;
- Реестр залогов Сбербанка;
- Банковское страхование;
- Обслуживание.
Основой создания и выпуска
банковского продукта является удовлетворение
каких–либо потребностей клиентов, т.е.
потребитель приобретает не продукт
как таковой, имеющий определенный
набор свойств, а его способность
удовлетворять конкретную свою потребность.
Таким образом, для банка большое
значение имеет предоставление реальной
выгоды клиенту, приобретающему данный
банковский продукт. Разрабатывая какую–либо
услугу, банк определяет набор её свойств,
позволяющих удовлетворить
В 2010 году в Сбербанке было создано специальное подразделение по работе с клиентами, чья годовая выручка не превышает 25 млн. руб. и чей предельный объем кредитования по технологии «Кредитная фабрика» не превышает 1,5 млн. руб., а по другим кредитным продуктам - 7 млн. руб. Работа с данным сегментом была направлена на поддержку малого бизнеса в условиях сложной макроэкономической ситуации, расширение линейки кредитных и некредитных продуктов и внедрение системы интернет-банкинга.
Продолжилось активное
Основной вид услуг, предоставляемых
банком корпоративным клиентам, - услуги
расчетно-кассового
В 2010 году возрос интерес
Банк повысил технологичность выполнения и сопровождения операций инкассации, доставки, приема и пересчета денежной наличности, в т.ч. максимально внедрил безакцептное списание комиссий за услуги инкассации и упростить процедуру заключения договоров.
В результате роста объема
предоставленных за
В течение 2010 года Банк активно
развивал операции с
С 1 июля 2010 года началось внедрение
новой, более удобной для
Теперь через банкомат, информационно-платежный терминал или «Сбербанк ОнЛ@йн» клиент может увидеть свои вклады, карты, кредиты, постоянные поручения, металлические счета в «личном кабинете» и осуществить в режиме реального времени операции перевода средств между своими счетами и картами. Операции отражаются по счетам в течение нескольких минут, их проведение осуществляется без использования сберегательной книжки.
Таблица 2.3.1 - Динамика результатов работы с банковскими картами Сбербанка России за 2010-2012 гг.
Показатель
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темп прироста, % 2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011 г. |
Количество действующих карт, тыс.ед. |
28702 |
30439 |
39796 |
6 |
30,7 |
Количество банкоматов, ед. |
14130 |
17511 |
22907 |
24 |
30,8 |
Количество торгово-сервисных предприятий, привлеченных на эквайринговое обслуживание, тыс. ед. |
58,4 |
72,2 |
92,5 |
23,6 |
28,1 |
Объем операций по картам, млрд. руб. |
2561 |
3037 |
3685 |
18,6 |
21,3 |
Банк выпустил карты: кредитные, дебетовые, молодежные, социальные, универсальные, подарочные, призванные подчеркнуть высокий статус их обладателей. Держателям этих карт доступны значительные объемы кредитования и круглосуточная связь по выделенной линии с центром телефонного обслуживания Банка.
Активное продвижение новых услуг и расширение инфраструктуры обслуживания банковских карт закономерно привели к росту комиссионных доходов Сбербанка по операциям с банковскими картами.
Также банк упрочил свои позиции на рынке предоставления расчетно-кассовых услуг физическим лицам. Комиссионные доходы по приему платежей, денежным переводам и другим расчетно-кассовым услугам выросли по сравнению с 2011 годом на 16,8% и составили 34,4 млрд. руб.
Общий объем платежей физических лиц, принятых Сбербанком в 2012 году составил 1179 млрд. руб., а количество платежей увеличилось с 1034 млн. до 1065 млн. Большую часть принятых платежей составила оплата жилищно-коммунальных услуг, объем которой вырос в 1,2 раза -- до 445 млрд. руб. Объем налоговых и других платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды вырос в 1,1 раза -- до 187 млрд. руб.
Сбербанк обладает рядом конкурентных преимуществ при приеме платежей: разветвленной филиальной сетью, наличием отлаженной технологии ежедневной обработки большого количества платежей, предоставлением возможности безналичных платежей по длительным поручениям клиентов, конкурентными тарифами. Высокая доля платежей осуществлялась бесплатно для клиента - физического лица при наличии договоров с юридическими лицами - получателями платежей.
Информация о работе Направление повышения конкурентоспособности банковских услуг